Статья " Юбилей родной школы"
Статья посвящена 70 летнему юбилею ГБОУ школы № 459 Пушкинского района г. Санкт - Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья посвящена 70 летнему юбилею ГБОУ школы № 459 Пушкинского района г. Санкт - Петербурга | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
К Юбилею 459 школы
Дорогие друзья! Нашей школе №459 исполняется 70 лет. 70 лет – солидный возраст, хотя возраст школы – понятие не абсолютное. Школа всегда остаётся молодой, так как молоды её главные жители – дети. И всё же, в юбилейные дни принято подводить итоги, осмысливать пройденный путь и задумывать новые свершения.
В течение нескольких лет наша школа являлась экспериментальной площадкой Пушкинского района Санкт-Петербурга и вела исследование на тему "Духовно-нравственное развитие учащихся на основе приобщения к традициям культуры Отечества в контексте реализации ФГОС". Мы выбрали это направление работы, так как считаем его самым важным сегодня. Без духовно-нравственного стержня личность человека рассыпается, ему трудно создать счастливую семью, получать удовлетворение от труда, самореализоваться. Сегодня мы наблюдаем и в обществе в целом, и среди детей высокий уровень агрессивности, грубости, цинизма, доминирование стремления к самодемонстрации, поверхностного отношения к жизни, открытой потребительской позиции. Россия, по признанию не только отечественных, но и зарубежных исследователей, всегда отличалась высочайшей духовностью, отсутствием поклонения золотому тельцу, преобладанием значимости духовных ценностей над материальными. Духовная культура есть аккумулированная энергия, накопленная усилиями всех поколений наших предков. В основе духовно-нравственного воспитания лежит позитивное восприятие школьниками исторического прошлого своей страны, раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Воспитание национального достоинства всегда составляло фундамент нравственного совершенствования личности.
Целью нашей работы является поиск системы педагогических средств духовно-нравственного развития и становления учащихся как продолжателей великой культуры Отечества в современном поликультурном мире. В период ведения экспериментальной работы мы опирались на идеи академика И.П. Иванова и искали различные современные формы духовно-нравственного воспитания школьников на основе народной культуры: дискуссии, ролевые игры, игры-путешествия, погружения в культуру, квесты и пр. Мы исходили из того, что воспитание эффективно, только если представляет собой глубоко личностную, ценностно-значимую деятельность по самосозиданию личности школьника. Школа имеет многолетний опыт работы по методике академика Игоря Петровича Иванова, у истоков которого стояли директор школы, заслуженный учитель РФ Анна Бениаминовна Коганова, доцент, к. пед. н. Инесса Давидовна Аванесян, зам директора по воспитательной работе Елена Анатольевна Милохова, пионервожатая, а ныне директор школы Александра Валентиновна Суенкова и многие другие. На базе нашей школы регулярно проводятся Всероссийские слёты детских делегаций образовательных учреждений нашей страны, работающих по методике И.П. Иванова. Опираясь на этот опыт и развивая его, мы вели с учащимися совместную поисковую творческую деятельности по исследованию истоков и механизмов становления национальных характеров народов России, в том числе, русского национального характера, постижению «тайны» русской души, культуры русского народа, объективной истории нашего Отечества. Роль организатора этой деятельности принадлежала не только педагогам, но и лидерам школьного сообщества Детской Республики «ОАЗИС».
В школе был проведён цикл занятий с членами педагогического коллектива по истории русской духовности и нравственности, этнической психологии и педагогике, народной педагогике, русскому фольклору и пр. Мы провели коллективную разработку педагогами школы способов включения проблематики духовно-нравственного развития в систему работы учителей начальных классов, учителей-предметников, классных руководителей. Итогом такой работы стало создание надпредметной образовательной программы «Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе традиций культуры Отечества».
Школа гордится экспозицией «Русская изба», где представлен внешний вид крестьянской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно-бытовом укладе. У нас есть настоящие русские прялки, керосиновая лампа, лукошки, миски, угольный утюг, мебель и много других экспонатов. Здесь царит особая атмосфера тепла и уюта. Наши учащиеся имеют прекрасную возможность узнать поближе, как жили наши предки. Представленная экспозиция – это кусочек нашей Родины, и наши дети должны знать и любить свои традиции, наше прошлое. На базе экспозиции проходят тематические экскурсии, которые проводят сами учащиеся, они с большим интересом рассказывают о том, какие традиции были на Руси, как отмечались православные, народные и календарные праздники. После знакомства с обрядовым фольклором и обрядами наших предков в школе была выстроена галерея традиционных праздников: «Праздник русской берёзы», «Праздник России», «Масленица».
Интересно, что по составу наша школа многонациональная. В своей работе со школьниками, являющимися представителями разных этносов, мы опираемся на идею формирования поликультурной личности как личности, вбирающей в себя культуры различных этносов. Любой из жителей нашей страны является гражданином мира, россиянином, человеком той или иной национальности, петербуржцем или жителем другого города, области и т.д. За каждым из этих понятий свой пласт культуры, который должен быть нами освоен. Впитывание в себя мощных культурных пластов ведёт к формированию духовно богатой личности. Мы ориентируемся на воспитание поликультурной личности, которая уважает национальную культуру своего народа, гордится ей, и на этой основе с уважением и интересом воспринимает, впитывает в себя культуры других народов. Поэтому мы стремимся создать условия для погружения в культуру и русского народа, и всех народов, представители которых учатся в школе. В школе регулярно проводятся мультикультурные / полиэтнические праздники, учащихся знакомят с культурой, традициями, обычаями и праздниками других этнических групп, представленных в школе. Стало традицией проведение календарных праздников с участием родителей и жителей микрорайона в соответствии с народными традициями.
Ценностное отношение не передается ученику в готовом виде, он может выработать его только в процессе самостоятельной деятельности, стимулируемой и поощряемой, прежде всего школой, поэтому в качестве основного педагогического инструментария был выбран метод проектов. В проектную деятельность мы вовлекаем и родителей наших учеников. Регулярно проводятся исследовательские проекты межкультурного содержания: филологические этнологические, исторические, краеведческие, экологические и пр. Вот некоторые названия проектов: «Строительство дома», «Путешествие в "красный" угол», «Секреты русской печи», «Подворье и его обитатели» «Начало всех начал», «Детские забавы (игры мальчиков, игры девочек)», «Из бабушкиного сундучка (жили-были … люди, слова и вещи)», «От лучины к лампочке», «Игрушки для самых маленьких у разных народов», «Стирка и глажка в традиционных культурах», «Как пекли хлеб» и пр. Исследования осуществляются на основе сравнительного анализа явлений культуры. Родителей и более старших родственников приглашают в качестве экспертов, информационных носителей, руководителей данных проектов.
Обобщая свой опыт, мы представляем его на конкурсах методической продукции, где неоднократно отмечались. Нами подготовлен и издан сборник «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе изучения культуры Отечества». В сборник вошли публикации 25 педагогов школы. Визитной карточной нашей школы стали масштабные ролевые и деловые игры-погружения в культуру народов, когда участники в игре проживают жизнь человека в её аспектах (труд, служение, семья, досуг, быт и пр.) и в различных историко-культурных и религиозных пластах. Одним из направлений работы в рамках поиска путей духовно-нравственного воспитания стала коллективная разработка практико-ориентированной основы для изучения дисциплин, введённых для ознакомления учащихся с этикой. Результатом стало создание стало создание рабочей тетради по дисциплине «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В настоящее время мы находимся в поиске новой проблематики для ведения экспериментальной работы. Нельзя стоять на месте, педагогический коллектив должен постоянно двигаться вперёд, обновляясь вместе с нашими учениками. Мы открыты для сотрудничества с общественностью, родителями наших учеников, различными учреждениями, заинтересованными в поиске эффективных форм преодоления духовного кризиса, в котором находится современная семья, общество, государство.