«Калейдоскоп коррекционно-развивающих игр с детьми ОВЗ»

Погребняк Татьяна Анатольевна

Мастер – класс

«Калейдоскоп коррекционно-развивающих игр с детьми ОВЗ»

 

Сегодня хочется поделиться нашим опытом работы в организации коррекционной помощи детям с ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

Мы находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Совместно  разработали  и реализовали дополнительную образовательную коррекционно-развивающую программу для  детей  с ОВЗ «Игротерапия»

Совместно  разработали  и реализовали дополнительную образовательную коррекционно-развивающую программу для  детей  с ОВЗ «Игротерапия»

 

Программа «Игротерапия» прошла рецензирование.

Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 3 до 7 лет.

Новизна программы заключается в следующем:

Данная программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях:

- совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-дефектолога   с детьми ОВЗ по технологии бинарных занятий;

 - парных занятий по игровой  деятельности  детей с ОВЗ с разными диагнозами.

Цель:

Оказание комплексной коррекционно - педагогической помощи, поддержки  детей с ограниченными возможностями здоровья через игротерапию.

Формы обучения

-разработаны  программы сопровождения  учителя-логопеда, учителя-дефектолога по работе с детьми ОВЗ;

-составлен тематический план коррекционной работы.

 

Примерный этапы занятия по «Игротерапии»

 

Биоэнергопластика

Мы применяем в  коррекционном занятии такую форму работы, как биоэнергопластика.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Этапы работы

1 этап

В начале учебного года мы проводим обследование и  диагностику детей с ОВЗ. После обследования подбираем комплекс артикуляционных упражнений. Упражнения выполняются за взрослым. Рука не включается.

2 - 3 этапы

На занятиях, выполняем упражнения для губ, языка по традиционным методикам перед зеркалом. Упражнения сопровождаем движениями ведущей руки  только взрослыми. Рука ребёнка на данных этапах в упражнения не вовлекается. 

4 этап

Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике перед зеркалом, в упражнения подключаем ведущую руку детей. При выполнении упражнений используются, счет от 1 до 4-6 и  короткие стихотворные строки.

5 этап

В выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом с другой рукой ребёнка в перчатке.

6 этап

Упражнения выполняются с использованием обеих рук ребёнка.

7 этап – заключительный совершенствование и отработка движений рук и языка в сказках о Чупе и Чупсе.

 

«Игры с шариками Марблс и камешками – Кабошонами»

Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках.

Кабашона от французского слова  «голова», т.е. камень имеющий форму овала или круга, с одной стороны камень выпуклый с другой ровный.

Доступное и привлекательное пособие, как шарики и камешки, помогает разнообразить занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.

Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.  Эстетическая привлекательность вызывает  интерес у современных детей,  несмотря  на  богатый  выбор   новейших, высокотехнологичных игрушек.

На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания.

Автоматизация звука и закрепление буквы

Если вы знакомите ребенка с буквами, то можно предложить выложить данную буку из камешков разных цветов, либо использовать камешки одного цвета.

а) «Укрась букву»

б) «Выложи букву»

в) «Зеркало»

Воображение, фантазия и речь

Дети придумывают сюжет сами, выкладывают рисунки, а потом составляют рассказ. Дети с радостью описывают природу, рассказывают о своем жизненном опыте. А моя цель — развить им речь!

Дидактическое пособие

Варианты игровых ситуаций:

• Игра: «сокровище пирата»

Ребёнку предлагается рукав, наполненный камешками и шариками и ребенок  должен выбрать камешки заданной формы;

• Посмотри внимательно на картинки, назови мне те картинки, где звук [Р] стоит в начале слова (середине, конце);

• Для развития цветовосприятия можно выкладывать камешки разных цветов...(картинка со слоненком);

• Звукобуквенный анализ слов;

• « Помоги котенку  дойти до дома». Задания на пространственную ориентацию;

• «Укрась вазу».

Сказочные сюжеты

Работа с камешками никогда не бывает механической, так как яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Несмотря на это мы решили привлечь к работе небольшие сказочные сюжеты, которые напрямую связаны с последующей деятельностью ребенка. Эти сюжеты побуждают ребенка к действию, а для логопеда это большая фантазия для речевой деятельности.

Работа с каждым сюжетом проходит в следующей последовательности:

1.           Читаем ребенку сказку, в которой герои попадают в трудную ситуацию.

2.           Мы предлагаете ребенку оказать помощь герою. Работая с камешками, ребенок повторяет ваши задания. (В зависимости от этапа, на котором находится ребенок, это может быть изолированное закрепление звука, автоматизация в слогах, словах и т.д.)

3.           Мы вместе с ребенком анализируете работу. Причем, в первую очередь, хвалите его за отзывчивость, желание и умение прийти на помощь, за его речевую работу, а затем вы смотрите на качество выполненной работы.

 

Слоговая структура

 

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

При этом речь детей с ОВЗ имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова. Эти отклонения носят тот или иной характер изменений правильного  слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

  1. Нарушение количества слогов.
  2. Нарушение последовательности слогов в слове.
  3. Искажение структуры отдельного слога.
  4. Уподобление слогов.
  5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) .
  6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
  7. Контаминации (смешение слов).

У наших детей с ОВЗ нарушена слоговая структура слов. В своей коррекционной работе мы используем, пособие «Системный метод устранения нарушений слоговой структуры слова» по системе  Четверушкиной Надежды Сергеевны. Системный метод где  слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога  (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):

Предлагаемое пособие содержит лексический материал в форме разнообразных игр и игровых упражнений. В пособии изложена система упражнений направленных на коррекцию всех 14 типов слоговой структуры слова  и представлены готовыми конспектами в данном пособии и СД диск  с 500та цветных иллюстраций:

  1. Двухсложные слова из открытых слогов.
  2. Трехсложные слова из открытых слогов.
  3. Односложные слова.
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом. 
  5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова.           
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов.              
  7. Трехсложные слова с закрытым слогом.         
  8. Трехсложные слова со стечением согласных.         
  9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.            
  10.  Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.           
  11.  Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.         
  12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.              
  13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.
  14. Многосложные  слова из открытых слогов.

   - Большое значение в работе имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет характера нарушения слоговой структуры слова.

    - Из лексического материала упражнения необходимо исключать слова, с дефектно произносимыми звуками, входящего в состав слова.

 - Важно тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок

- Характерной особенностью коррекционной работы будет являться многократная повторяемость ее видов на разном речевом материале.

      Таким образом, коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей с ОВЗ эффективна при условии систематизированного поэтапного проведения занятий, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этим условиям нами были достигнуты значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей с ОВЗ.

 

Кубики Зайцева (дополнительное образование)

Почему Методика Зайцева?

  • Соответствует физиологическим и психологическим особенностям ребенка дошкольного возраста;
  • является здоровьесберегающей технологией;
  • эффективна в работе с дошкольниками, раннее начало обучения дает возможность каждому ребенку обучаться в своем темпе.

Метод затрагивает 3 сенсорные области: слуховую, зрительную и тактильную.

 Склады написаны на гранях кубиков.

 Кубики различны по цвету, размеру и звуку, который они издают.

 Каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.

Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

В комплект также входят таблицы со складами.

 

Компьютерная игра «Логоша», «Мерсибо»

Одной из ведущих целей образования в информационную эпоху становится: формирование мотивации к обучению, познанию, саморазвитию и творчеству в течении всей жизни. Поэтому направления работы при подготовке ребенка к школе получают новые осмысления:

- ознакомление дошкольника с начальными элементами информационной культуры, элементами компьютерной грамотности;

- формирование умения воспринимать, запоминать, анализировать, синтезировать, использовать информацию самостоятельно;

- формирование основ универсальных учебных действий.

В предлагаемой программе приведены особенности первоначального знакомства со звуками. Буквами и цифрами, уделено внимание дифференциации звуков, написанию букв и цифр, составлению слогов и слов.

Интерактивная панель «Колибри-Лого»

 

Этот интерактивный комплекс имеет широкий функционал для работы с детьми ОВЗ:

  • обследование детей и фиксация результатов;
  • коррекционная работа;
  • индивидуальные  и групповые развивающие занятия;
  • создание собственных интерактивных игр;
  • психологическая разгрузка и социализация.

На занятиях мы используем программу «Волшебная поляна» это комплекс интерактивных развивающих и обучающих игр с функцией Мультитач, для занятий с детьми по основным областям знаний, социализации. Так же есть режимы психологической разгрузки.

Программно - дидактический комплекс Логомер 2 направленный на развитие и коррекцию речи.

Интерактивный редактор СОВА, который позволяет  создавать собственные интерактивные игры, викторины, тесты и презентации

 

Мульт студия.

Раскрытию познавательного и речевого потенциала, творческих способностей детей с ОВЗ, используем  Мультстудию,  и работаем в связке с воспитателем.

Наша работа состоит в том, что мы готовим ребенка на 1 этапе в теоретической части - это Разработка сюжета истории. Сюжетом для создания анимации может стать известное произведение для детей, небольшие тексты. Теоретическая часть  дается в форме бесед, показа и чтения художественной лит-ры.

-Распределяем роли

- Учим произ-е по ролям, тем самым развиваем выразительность речи(Темп, паузы, силы голоса, ритм, тембр)

Воспитатель отрабатывает с детьми практическую (творческую) часть.

2 этап создание героев, фона.

3 этап. подготовка материалов. На этом этапе дети используют интерактивную студию для перевода подготовленных материалов в цифровой формат (фоны и персонажи)

 4 этап. Запись.  рассказать историю, озвучивая ее разными голосами и перемещая фигуры персонажей на экране.

5 этап. Монтаж историй в последовательность. Дети строят последовательность истории в нужном порядке и создают целый фильм.  

6 этап. Просмотр.  Просматривают готовый мультимедийный продукт.

 

Клуб «Логоспорт»

Работа с родителями — важная   составная  часть  в  коррекции речевых нарушений у дошкольников. Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. Однако в процессе общения с семьей довольно часто выясняется, как мало они уделяют внимания преодолению речевого нарушения у своих детей, не замечают в их речи недостатков, не помогают им усваивать правильную речь. А ведь как важно следить за речью ребенка, закреплять достигнутое в детском саду. Порой родители даже не знают, что сделать это можно весело и интересно. Задача педагогов — показать им, как можно учиться играя.

Мы давно использовали мяч в играх с детьми логопедической группы и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Углубленно работая в этом направлении, мы сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:

1.           Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2.           Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3.           Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4.           Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

5.           Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

6.           Регулируют силу и точность движения.

7.           Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

8.           Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу.

9.           Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

10.         Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

И это натолкнуло нас на создание родительского клуба «Логоспорт», работа которого построена на общение педагогов и родителей, в помощь детям, имеющие  нарушениями речи.

( проводим мы его совместно с методистом инструктором по физической культуре)

За основу взяли Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «МЯЧ И РЕЧЬ»

Задачи Клуба

- Повысить компетентность  родителей  в  области  коррекции  речи  ребенка.

-  Создать условия для эффективного взаимодействия родителей и детей.

- Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукопроизношения, анализа и синтеза с помощью речевых игр  в  развитии  речи у детей.

- Сплотить группу родителей, через совместные упражнения и создать положительную эмоциональную атмосферу.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaledoskop_igr.pptm2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Калейдоскоп коррекционно-развивающих игр с детьми ОВЗ» Т.А. Погребняк учитель-логопед

Слайд 2

Биоэнергопластика

Слайд 3

Игры с шариками Марблс и камешками – Кабошонами

Слайд 4

Двусложные слова Односложные слова Трехсложные слова Многосложные слова Слоговая структура- системный метод устранения нарушений

Слайд 5

Обучение чтению по методике Н. Зайцева

Слайд 6

Учимся с ЛОГОШЕЙ, МЕРСИБО

Слайд 7

Интерактивная панель « Колибри-Лого»

Слайд 8

Интерактивная детская студия

Слайд 9

Клуб « Логоспорт »

Слайд 10

Спасибо за внимание!