Доклад об инновационной деятельности."Составление рассказов по сюжетной картине" по теории ОТСМ ТРИЗ.
Этап 1. Определение объектов на картине.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Этап 3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Этап 4. Описание местонахождения объектов на картине.
Этап 5. Преобразование объектов во времени.
Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
Этап 7. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.
Этап 8. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 9. Смысловая характеристика картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад-выступление по инновационной теме на методчасе. | 358.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине»
Воспитатель Пестова Наталья Ивановна 2019 год
Общие требования к организации работы по составлению творческих рассказов по сюжетной картине в детском саду.
1) Работу по обучению детей составлению текстов по картине рекомендуется проводить со 2-ой младшей группы детского сада.
2) При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3) После первой игры картина должна оставаться в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4) Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети группы прошли через каждую игру с данной картиной.
5) Каждый этап работы (серия игр) рассматривать как локальный. Результат этапа: составленный ребенком текст с использованием конкретного мыслительного приема.
6) Итогом можно считать развернутый рассказ (или серию рассказов) ребенка по картине с самостоятельно выбранной, логически выстроенной системой усвоенных приемов.
7) Составленные ребенком рассказы воспитатель должен протоколировать, а потом делать анализ составленных текстов с точки зрения правил оценки уровня творческих работ.
8) Воспитатель сам составляет несколько вариантов творческих текстов по картине и на последнем занятии зачитывает их ребятам. Это делается после того, как дети уже рассказали по картине.
Содержание этапов работы над картиной.
Этап 1. Определение объектов на картине.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Этап 3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Этап 4. Описание местонахождения объектов на картине.
Этап 5. Преобразование объектов во времени.
Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
Этап 7. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.
Этап 8. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 9. Смысловая характеристика картины.
Этап 1 «Определение объектов на картине»
Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка)
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины
1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
2. Моделирование объектов.
3. Группировка по заданному признаку.
4. Обобщение перечисленных объектов.
Для мотивации детей к выделению и называнию объектов на картине используем прием «подзорная труба», «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последовательность называния объектов на картине может быть любой. Выявлять части одного объекта можно с помощью приемов: «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Все эти упражнения проводятся как соревнование с целью более полного выделения частей объектов.
Пример: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных предметов. (Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами.)
Этап 2 «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине
1.Выделение двух объектов на картине.
2.Обоснование связей между ними.
3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).
Пример: Для обучения установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаем детям следующие творческие задания:
- Пришел волшебник Объединяй и соединил два предмета (Педагог указывает на них.) Волшебник просит объяснить, почему он это сделал;
- «Ищу друзей» — найти объекты, которые между собой связаны по взаимному эмоциональному расположению.
3 этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»
Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Алгоритм мыслительных действий
1. «Вхождение в картину».
2.Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.
3.Речевая зарисовка ощущений.
В работе с картиной используем прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
4 этап «Описание местонахождения объектов на картине»
Цель: Упражнять детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине
1.Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
2.Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему: а) с позиции постороннего наблюдателя; б) в роли самого объекта.
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине мы используем игру «Да — нет»
Игра «Ожившая картина» Игра может быть продолжением игры «Да — нет». Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.
5 этап «Преобразование объектов во времени»
Цель: развивать у детей мыслительные операции преобразования выбранного объекта во времени; упражнять в составлении рассказов о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты; развивать творческое воображение через художественно-продуктивную деятельность.
Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени.
1.Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.
2.Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
3.Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.
4.Назвать рассказ.
6 этап «Составление рассказов от лица разных объектов»
Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять, связный творческий рассказ от первого лица.
Алгоритм мыслительных действий
1.Выбрать объект (героя) на картине.
2.Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
3.Войти в образ героя.
4.Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
4.Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.
- «Войдите в картину». Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опишите свои чувства.
Список используемой литературы:
Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ» (методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей и ВУЗов) ................................................ст.185
Т.А.Сидорчук, С.В.Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ( методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей)
Цели и алгоритмы этапов
- Определение объектов на картине:
Цели: Учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;
- Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»;
- Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Алгоритм определения состава картины:
- Перечисли объекты, изображенные на картине.
- Схематически изобрази их на листе бумаги.
- Сгруппируй по какому-либо признаку.
- Правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.
- Установление взаимосвязей между объектами на картине:
Цели: учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине;
- Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;
- Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»;
- Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).
Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине
- Выдели два объекта на картине.
- Объясни, почему они между собой связаны.
- Объедини названные объекты стрелками.
- Правила этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что...» и т.д.
- Составление сравнений, загадок и метафор по картине:
Цели: учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям;
- Учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;
- Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).
Алгоритм составления сравнений
Алгоритм | Пример |
1. Выбери предмет, изображенный на картине | Мяч |
2. Что ты можешь сказать, например, о его форме? | По форме мяч — круглый. Это его признак |
3. Какие ее предметы, круглые по форме, ты знаешь? | Круглые по форме колесо, солнце, Колобок... И т.д. |
4. Составь словосочетание: «Мяч по форме похож на...» | Мяч по форме похож на Колобок |
Алгоритм составления загадок:
Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими.
- Выбери предмет на картине и перечисли его особенности — признаки (цвет, форму, его части...).
- Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку:
- Какой предмет? Что такое же у других предметов?
- Что делает? Кто или что делает так же?
- На что это похоже? Чем отличается?
- Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.
- Найди в них общее.
- Составь текст загадки с помощью слов: «как», но не».
- Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств:
Цели: учить детей на основе восприятия объекта представлять
возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);
- Учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»;
- Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Алгоритм мыслительных действий
1. Посмотри на картину, «войди в нее».
2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине.
3. Опиши свои ощущения.
4. Найди эмблемы этого этапа.
Описание возможных ощущений, полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю»
Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю лицом и руками»
Описание возможных ощущений, полученных с помощью органа слуха. Волшебник -«Я слышу» (чувствую).
- Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины:
Цели: Учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты;
- Активизировать речь с помощью рифмующихся слов;
- Учить детей находить эмблему этапа.
Алгоритм составления рифмованных текстов создан на основе сочинения лимериков
Алгоритм | Пример |
1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине | Мячик — зайчик; девочка — припевочка; бантик — фантик; палочка — помогалочка и т.д. |
2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом | Жила-была девочка, И была она припевочка. На голове у нее бантик — Он похож на фантик. |
3. Теперь составь стишок из этих четырех строчек | Жила-была девочка, И была она припевочка; На голове у нее бантик — Он похож на фантик |
4. Добавь о девочке пятую строчку (можно без рифмы) по содержанию картины | Жила-была девочка, И была она припевочка; На голове у нее бантик — Он похож на фантик. Она веселилась и не знала пока о своей неприятности. |
5. Выразительно прочти стишок | |
- Определение местонахождения объектов на картине:
Цели: Учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия);
- Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине»
Алгоритм мыслительных действий
- Выбери предмет. Определи, где он находится на картине.
- Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:
А) как это видит тот, кто рассматривает картину;
Б) с позиции выбранного предмета.
- Правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине».
- Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения:
Цели: Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени;
- Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине;
- Учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня... характер» (определение вставляется по смыслу);
- Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Алгоритм мыслительных действий
- Выбери героя на картине.
- Определи его настроение или свойства характера.
- «Войди» в образ героя (представь себя им).
- Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.
- Правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня ... характер».
- Описание объекта с изменением его характеристики во времени:
Цели: учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;
- Учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»;
- Активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было — будет; утро — вечер; весна — осень; раньше — позже; до того — после того...).
Алгоритм мыслительных действий
- Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.
- Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий.
- Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
- Правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
- Понятие о смысловых характеристиках картины:
Цели: Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины;
- Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений;
- Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины;
- Учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Алгоритм мыслительных действий
- Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог.)
- Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка.
- Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины.
- Правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».