Рекомендации родителям
Консультация для родителей "Логопедический самомассаж"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила учитель - логопед Зимановская Т.П.
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила учитель –логопед Зимановская Т.П.
Предварительный просмотр:
Консультацию подготовила
учитель – логопед Зимановская Т.П.
«РОЛЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА»
УВАЖАЕМЫЙ РОДИТЕЛЬ!
ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ПРЕДСТОИТ СКОРО ПОЙТИ В ШКОЛУ? В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи исследователи отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Практический опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов.
Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Ключевым моментом в системе коррекции недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. Их формирование позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать коррекции речевого недоразвития.
На этапе формирования фонематического восприятия у детей исследователи проблемы выделяют 5 ступеней:
1. Узнавание неречевых знаков
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру
3. Различение слов, близких по звуковому составу
4. Дифференциация слогов
5. Дифференциация фонем
Упражнения.
1.Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 слова в названном порядке:
мак—бак—так моток—каток—поток
ток—тук—так батон—бутон –бетон
бык—бак—бок будка—дудка—утка
дам—дом—дым нитка—ватка—ветка
ком—дом—гном клетка—плётка—плёнка
тыква—буква—будка
2. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
канава—канава—какао—канава ко м—ко м—к от—ко м
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок будка—буква—будка—будка
винт—винт—бинт—винт минута—монета - минута—минута
буфет—букет—буфет—буфет билет—балет—балет—балет
дудка—будка—будка—будка
3. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
мак—бак—так—банан сом—ком—индюк—дом
лимон—вагон—кот—бутон мак—бак—веник—рак
совок—гном—-венок—каток пятка—ватка—лимон—кадка
ветка—диван—клетка—сетка каток—дом—моток—поток и т.п
4.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Та – та – та па – па – па ка – ка – ка фа – фа – фа
Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа
Та – та – та па – па – па кА – кА – кА фа – фа – фа
Аналогично с другими согласными звуками
5.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.
та—ка—па ка—на—па фа—ха—кА ба—да—га ма—на— ва
па – кА – та га – ба – да кА – фа – ха ва – мА – на
То же с гласными О, У, Ы.
6.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости
па— пя та – тя ма— мя ва— вя ба – бя да – дя фа – фя
по — пё то – тё мо— мё во— вё бо – бё до – дё фо – фё
пу — пю ту – тю му — мю ву — вю бу – бю ду – дю фу – фю
пы — пи ты – ти мы — ми вы — ви бы – би ды – ди фы – фи
7.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:
па—тпа на—пна та—пта ка—фка
фа—тфа ка—тка та—фта ка—пка
ма—кма та—кта на—фна на—кна
8.Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
пта—тпа кта—тка фта - тфа
пка—кпа фка—кфа хта – тха
фпа—пфа гда—дга вба – бва
9. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:
пта—пто—пту—пты кта—кто—кту—кты фта—фто—фту—фты
тпа—тпо—тпу—тпы тма—тмо—тму—тмы кна—кно—кну—кны
фка—фко—фку—фкы пна—пно—пну—пны
Примечание.
Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.
Использованы материалы из книги Т. А. Ткаченко «Фонематическое восприятие. Формирование и развитие».
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Вашему вниманию представлена консультация на тему:
«У ребенка ОНР- что это такое?»
Составитель учитель-логопед Зимановская Т.П.
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Во многих случаях причины нарушений речи является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности центральной нервной системы (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения в сензитивные периоды развития речи.
Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы, как по количественным, так и по качественным показателям, страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР). Общее недоразвитие речи (ОНР) системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.
Для речи таких детей характерны следующие признаки: более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет); экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли); дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании; у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков; речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Выделяют четыре уровня ОНР.
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Родителям надо помнить, что речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.
Помните, что ребенок достигает успеха только в результате вашего кропотливого труда в домашних условиях
Список литературы
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
2. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
3. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
5. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
6. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Вашему вниманию представлена консультация
на тему: «Что такое фонематический слух и как его развивать?»
Подготовил: учитель – логопед Зимановская Т.П.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем (звуков) родного языка.
С первого дня жизни ребенка окружают звуки. Их так много, что они сливаются в монотонный шум. Проходят долгие месяцы, прежде чем ребенок начнет каким – то образом классифицировать услышанное. Потом пробует сам издавать звуки, подражая интонациям взрослых. И вот, наконец – то, мы дождались первых слов. Но почему же все так невнятно? Почему речь ребенка можно понять только в конкретной ситуации. Ответ на этот вопрос один. Ваш ребенок еще маленький. А за этим простым и нежным словом стоит глубокий смысл. Разве сразу ребенок держит голову? Нет. Он какое – то время тренируется, укрепляя мышцы шеи. То же самое и с речью. Только время тренировок растягивается на 5 лет. Долго? Так ведь никто и не спорит. Зато каков результат! Какая слаженная работа мышц языка, твердого и мягкого нёба, челюстей и дыхания! Можно позавидовать этому маленькому человечку, который сумел в таком возрасте организовать работу своих подчиненных. Но все это будет в 5 лет. «А до пяти что, молчать? Не дождетесь! Буду говорить, как могу» - вот что думает ребенок. И это самое «как могу» вызывает непонятность речи.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
А что делать, если фонематический слух не сформирован или недостаточно развит? Как же развивать фонематический слух? Конечно же, через игры. Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. У ребенка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонемы (звуки), знакомятся с понятием слога, ударения, текста.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 99»
Консультация для родителей
«Автоматизация звуков в домашних условиях»
Учитель-логопед
Зимановская Татьяна Павловна
Консультация для родителей на тему:
«Автоматизация звуков в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
- Общие положения.
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
- Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.
Автоматизация звука в слогах.
Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.
Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.
Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).
Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.
- Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.
«Загадки»
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.
Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).
В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.
Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.
Литература
- Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
- Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
- Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
- Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
Предварительный просмотр:
Зимановская Татьяна Павловна
учитель-логопед МБДОУ № 99,
г. Чита.
Логопедический самомассаж.
Эффективность логопедических занятий значительно возрастает, если применять приёмы логопедического самомассажа. На занятиях логопед учит ребенка приемам логопедического самомассажа. В домашних условиях при выполнении заданий логопеда, родитель так же может легко освоить все приемы и прорабатывать их с ребенком.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:
- Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
- Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
- Можно использовать без специального медицинского образования.
Правила:
- Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут.
- Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
- В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
- Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт.
- Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться.
Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.
1. Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (можно включать как физминутка).
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп…,
Чтобы щёчки не дремали,
Мы пощиплем их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….
2. Самомассаж пальцев рук.
Проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
- Схема руки.
- Упражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата – это сухие бассейны, мячики – ёжики, горошины, сорока-ворона…
- Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».
- Массаж указательных пальцев – активизация речевых зон.
- Мизинец левой руки – прямой массаж сердца, укрепление сердечной мускулатуры.
3. Самомассаж мышц лица (щёк, губ), укрепляем мышцы щёк, губ, круговую мышцу рта. При повышенном тонусе мышц – спастическая форма дизартрии, язык напряжён, оттянут кзади, спинка языка изогнута, кончик языка не выражен, губы плотно сомкнуты, напряжены, активные движения языка и губ затруднены, то при массировании мышц щёк рефлекторно расслабляются мышцы языка.
При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление.
- Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).
Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).
Смышлёные (слегка пощипать щёки)
Учёные (пальцевой душ)
Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).
- Самомассаж с помощью мячиков, бигудей (сопровождать стихотворным текстом).
- Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа:
Толстячок – худышка,
Шарики – гоняем воздух из одной щеки в другую,
Футбол – плюс выполняем движения языком вверх-вниз,
Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.
Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П».
Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.
4. Губы:
Упражнения для укрепления губ:
Смешная песенка – указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»
Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его.
Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»
Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша.
Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами.
Прятки – втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка.
Проговаривание слогов – амма, абба, аппа…
Скороговорка – От топота копыт пыль по полю летит …
Упражнение с присоской – при слабых губах.
Упражнения с бинтом – первое – сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт, пытаемся вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Второе – бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Третье – зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого – в правый и т.д.
Упражнение с пуговицей – 2 пуговицы размером 25-30 мм. Соединить шнуром и расположить на расстоянии 15-18 см. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, другую берёт правой рукой, натягивает шнур 2-3 раза в день по 10 раз.
5. Самомассаж мышц языка.
При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.
- Схема языка.
- Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
- Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..
- Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)
- Массаж горошинами – переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
- Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.
- Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
- Массаж через салфетку
- Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение – спринцовку сложить в четыре раза.
6. Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.
Самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Процедура самомассажа проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.
Использованная литература:
- Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» – М.: Издат. центр «Академия», 2005 г.
- Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
- Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» – СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином Пресс, 2005 г.
- О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» – М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г.
- Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.
Предварительный просмотр:
Картотека логопедического самомассажа
Составила учитель-логопед Зимановская Татьяна Павловна город Чита МБДОУ «Центр развития ребенка №99»
Логопедический самомассаж, так же как и массаж, - активный метод механического воздействия, способный изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц и сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который проводит логопед.
Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц плечевого пояса. Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз. Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. . Массажные, движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 1). | Массаж лба Упражнение № 2 Цель: приведение мышц лба в состояние покоя. Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день. |
Массаж щек Упражнение № 4 Цель: расслабление щечной мышцы. Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек. Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с внутренней стороны щек. Рис. 4. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца, шпателя. Все движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день. Вращательные движения по часовой стрелке (рисунок № 4) | Массаж щек Упражнение № 5 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое поглаживание щек от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7—10 раз, 2–3 раза в день (рис 5 |
Массаж щек Упражнение № 6 Цель: расслабление щечной мышцы и мышц, поднимающих угол рта. Описание: легкое растирание от мочек ушей к крыльям носа. Методические рекомендации. Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3–4 раза, 2–3 раза в день (рис№ 6). | Массаж скуловой мышцы Упражнение № 7 Цель: расслабление скуловых мышц.Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка.Методические рекомендации. Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день рисунок № 7). |
Массаж губ Упражнение № 8 Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта.Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру.Методические рекомендации.Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—10 раз, 2–3 раза в день (рис № 8). Массаж губ Упражнение № 10 Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта.Описание, поглаживание круговой мышцы рта.Методические рекомендации.Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 10). | Массаж губ Упражнение № 9 Цель: расслабление губ. Описание: легкое описание губ от углов рта к центру. Методические рекомендации. Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 9). Массаж языка Упражнение № 11 Цель: расслабление мышц языка. Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню. Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6–8 раз 2–3 раза в день (рисунок № 11). |
Упражнение № 12 Цель: расслабление корня языка. Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти. Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3–4 секунд 2–3 раза в день (рисунок № 12). | Массаж шеи Упражнение № 1 Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса. Описание: производят круговыми движениями поглаживания шеи сзади и с боков сверху вниз. Методические рекомендации.Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6—10 раз, 2–3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими (рис № 13). |
Массаж шеи Упражнение № 2 Цель: расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка.Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.Методические рекомендации.Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6—10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 14). | Массаж лба Упражнение № 3 Цель: расслабление лобных мышц. Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба. Методические рекомендации.Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6—10 раз 2–3 раза в день (рисунок № 15). |
Массаж лба Упражнение № 4 Цель: расслабление лобных мышц.Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.Методические рекомендации. Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения выполняются 3–4 раза, 2–3 раза в день (рисунок № 16). | Упражнение № 5 Расслабление лобных мышц и мимической мускулатуры. Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее.Методические рекомендации.Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими |
Массаж области глазниц Упражнение № 6 Цель: расслабление мышц окружности глаз.Описание: выполняетсяпоглаживание круговой мышцы глаза. Методические рекомендации.Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц | Массаж щек Упражнение № 7 Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу.Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Методические рекомендации. Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—10 раз, 2–3 раза в день (рис № 19). |
Точечный массаж щек Упражнение № 8 Цель: расслабление мышц лица и мышц мягкого неба. Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ. В зоне точки 1 массаж производится большими, в зоне точки 2 массаж производится указательными, в зоне точки 3 массаж производится средними пальцами. Успокаивающее воздействие достигается плавными круговыми поглаживаниями точек, с постепенным переходом к стабильному растиранию точек и, затем – к непрерывному, без отрыва пальца, надавливанию, с изменяющимся усилием. Затем интенсивность воздействия уменьшается и прекращается. Вращения осуществляются по часовой стрелке. Длительность точечного массажа зависит от реакции ребенка на воздействие, но независимо от реакции массаж не должен продолжаться более 1 минуты (для взрослых более 3 минут) и 1 раза в день | Массаж скуловой мышцы Упражнение № 9 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.Методические рекомендации.Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6—10 раз, 2–3 раза в день. Движения должны быть очень легкими (рисунок № 21). |
Массаж скуловой мышцы Упражнение № 10 Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.Методические рекомендации.Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3–4 раза, 1 раз в день (рисунок № 22). | Массаж губ Упражнение № 11 Цель: расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.Методические рекомендации.Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрелке. Массажные движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день |
Массаж губ Упражнение № 12 Цель: расслабление мышц губ.Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ.Методические рекомендации.Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 24). | Точечный массаж мимической мускулатуры при гиперкинезах Упражнение № 13 Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре. Проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева.Методические рекомендации.Массажные движения выполняются подушечками указательных пальцев не более 10 секунд (рисунки № 25, 26). Рис. 25. |
Снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре Упражнение № 14Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой мускулатуре.Описание: проводится массаж в точке под углом губ слева и в точке под сосцевидным отростком за ухом справа. Эти упражнения проводятся и на противоположной стороне.Методические рекомендации.Массажные движения осуществляются подушечками указательных пальцев (рисунки № 27, 28). | Массаж языка Упражнение № 15 Цель: расслабление продольных мышц языка.Описание: легкое похлопывание кончика языка к корню языка. Методические рекомендации. Похлопывание осуществляется при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 29). |
Массаж языка Упражнение № 16 Цель: расслабление поперечных мышц языка.Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.Методические рекомендации.Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день | Точечный массаж языка при гиперкинезах |
Подавление гиперкинезов в мышцах языка. Упражнение № 18 Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно. Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальцев или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 6—10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт (рисунок № 32). | Упражнение № 19 Расслабление корня языка, подавление гиперкинезов. Описание: проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки.Методические рекомендации.Указательным пальцем провести легкие вибрирующие движения под подбородком в области подчелюстной ямки в течение 4–5 секунд (рисунок № 33). Рис. 33. |
Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме Комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме проводится с целью укрепления мышц. Движения проводятся интенсивно, с нажимом. Применяются растирания, разминания, пощипывания. Массаж лба . Упражнение № 1 Укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: поглаживание лба от середины к вискам.Поглаживания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Массажные движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день | Упражнение № 2 Укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: разминание лба от середины к вискам.Методические рекомендации.Разминания осуществляются вторыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев, сжатых в кулак. Разминающие движения выполняются 6–8 раз, 2 раза в день (рисунок № 35). |
Упражнение № 3 укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от середины к вискам.Методические рекомендации. Растирания осуществляются первыми фалангами указательных, средних и безымянных пальцев. При растирании кожный покров лба должен натягиваться. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 36). | Упражнение № 4укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: спиралевидные движения от середины лба к вискам. Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук 4–6 раз, 1 раз в день (рис № 37). |
Упражнение № 5укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: постукивание лба от середины к вискам. Постукивания осуществляются подушечками пальцев обеих рук. Постукивающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 38). | Упражнение № 6 укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: пощипывание лба от середины к вискам.Пощипывания осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 39). |
Упражнение № 7 укрепление и стимуляция лобных мышц. Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы. Методические рекомендации. Растирания осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 40). | Упражнение № 8 Массаж щек Цель: укрепление мышц щек. Описание: проводится поглаживание, растирание, разминание мышц щек. Разминание и растирание щек проводится обеими руками в направлении от носа к щекам в течение 6–8 секунд, 2 раза в день (рисунок № 41). |
Упражнение № 9стимуляция мышц, поднимающих угол рта. Описание: вращательные поглаживающие движения по поверхности щек. Вращательные поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются против часовой стрелки, 8—10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 42). | Упражнение № 10активизация мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Описание: спиралевидное растирание жевательной мышцы от висков к углам челюсти. Движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются по спирали 8—10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 43). |
Упражнение № 11укрепление и активизация мышц, поднимающих угол рта и верхнюю губу. Описание: пощипывание щек.Пощипывающие движения осуществляются указательными, средними и большими пальцами обеих рук. Пощипывания выполняются по кругу 6–8 раз, 2–3 раза в день, против часовой стрелки (рисунок № 44). | Упражнение № 12. Точечный массаж, вариант № 1. Цель: активизация и укрепление мышц, поднимающих верхнюю губу и угол рта. Активизация и укрепление мышц лица и мышц мягкого неба.Описание: массаж производится одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ. В зоне точки ИН-СЯН массаж производится подушечкой большого пальца, в зоне точки СЯ-ГУАНЬ – подушечкой указательного пальца и в зоне точки ЭР-МЭНЬ – подушечкой среднего пальца. Сначала производят поглаживания точек, затем легкие пощипывания или легкие постукивания точек. Движения выполняются против часовой стрелки (рисунок № 45). Особенности ъ: пощипывания следует производить с силой, по степени терпения ребенка, поглаживания необходимо производить с ослабевающей силой. |
Упражнение № 13. Точечный массаж, вариант № 2. Цель: укрепление и активизация мышц, поднимающих верхнюю губу, угол рта, мышц, поднимающих угол рта. Укрепление и активизация большой скуловой мышцы, щечной мышцы, подбородочной мышцы и мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А. Затем массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24J до точки ЦЗЯ-ЧЭ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ. Все массажные движения осуществляются подушечкой указательного пальца, способом поглаживания. Осуществляется примерно десять прохождений по всем отрезкам. Поглаживания выполняются против часовой стрелки (рисунок № 46). Массаж скуловой мышцы Упражнение № 15 Цель: укрепление скуловой мышцы. Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Поглаживающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день (рисунок № 48). | Упражнение № 14. Точечный массаж, вариант № 3. Цель: укрепление и стимуляция мышц лица.Описание: проводится поочередный массаж точек БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ.При массировании этих точек производятся импульсивные резкие надавливания, но в то же время поверхностные и кратковременные по 2–3 секунды, с последующим отрывом пальца от точки на 1–2 секунды. Используются так же способы вращения, похлопывания, толкания пальцем и вибрации. Массаж выполняется подушечкой указательного пальца. Вращательные движения осуществляются против часовой стрелки. Массаж одной точки не должен превышать 4 секунд (рисунок № 47).Логопед выбирает только один вариант точечного массажа, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае Упражнение № 16: укрепление скуловой мышцы и мышцы, опускающей угол рта. Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.. Растирающие движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Растирающие движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день. |
Упражнение № 17активизация мышц, опускающих нижнюю губу. Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей. Спиралевидные движения осуществляются подушечками указательных, средних и безымянных пальцев обеих рук. Движения выполняются 4–6 раз, 2 раза в день (рисунок № 50). Упражнение № 19 Массаж губ Цель: укрепление мышц губ. Описание: поглаживание губ от середины, к углам. Поглаживающие движения осуществляются подушечками указательных пальцев обеих рук. Поглаживающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день | Упражнение № I8 укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта. Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка мочкам ушей. Пощипывающие движения осуществляются большим пальцем, который находится сверху и указательными средними пальцами, которые находятся под скуловой дугой. Пощипывающие движения выполняются 6–8 раз, 2–3 раза в день рисунок № 51 Упражнение № 20укрепление мышц губ. Описание: разминание губ от середины к углам.Разминания осуществляются подушечками больших пальцев обеих рук. Разминающие спиралевидные движения выполняют 6–8 раз, 2 раза в день |
Упражнение № 21укрепление и активизация мышц губ. Описание: производят легкое растирание губ от середины к углам.Растирающие движения следует производить указательными пальцами обеих рук. Губы должны растягиваться, и ребенок должен ощущать легкое покалывание в губах. Растирающие движения выполняют 4–6 раз, 2–3 раза в день Упражнение № 23 стимуляция мышц губ. Описание: похлопывание губ от середины к углам. Похлопывающие движения необходимо проводить при помощи шпателя или пальцев рук. Движения должны быть достаточно интенсивными. Они осуществляются 4–6 раз, 2 раза в день | Упражнение № 22укрепление и активизация мышц губ. Описание: пощипывание губ от середины к углам.Пощипывающие движения осуществляются указательными и большими пальцами обеих рук. Пощипывающие движения выполняют 6–8 раз, 2 раза в день Упражнение № 24стимуляция мышц, обеспечивающих подвижность губ. Описание: обкалывание губ от середины к углам. Обкалывание губ следует проводить при помощи зонда «Игла» или при помощи мягкой зубной щетки. Интенсивность обкалывания зависит от степени паретичности мышц. Обкалывание осуществляется 3–4 раза, 1 раз в день |
Упражнение № 25укрепление и активизация круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз. Описание: растирание мышц по носогубным складкам. Растирание по носогубным складкам вверх и вниз. Растирание вверх-вниз под углами нижней губы. Выполнять 3–4 раза, 1 раз в день ( | Упражнение № 26. укрепление и активизация мышц губ. Описание: поводится точечный массаж по линии губ от середины к углам губ и по носогубным складкам вниз и вверх. Точечный массаж проводится подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения круговые, надавливающие. Точечный массаж осуществляется против часовой стрелки, способом вращения, не более 5–6 секунд, 1 раз в день |
Упражнение № 27укрепление и активизация продольных мышц языка. Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка. Поглаживающие движения проводятся при помощи указательного пальца, зонда «Шарик»; маленьким детям массаж лучше всего проводить при помощи шпателя. Поглаживающие движения выполняются 8—10 раз, 2–3 раза в день | Упражнение № 28укрепление продольных и поперечных мышц языка. Описание: ритмичные надавливания на язык от корня к кончику. Надавливающие движения осуществляются при помощи пластмассового шпателя. Надавливания должны быть интенсивными, выполняют 4–6 раз, 2 раза в день |
Упражнение № 29укрепление и стимуляция поперечных мышц языка. Описание: поглаживание языка из стороны, в сторону, в направлении от корня к кончику языка. Поглаживающие движения следует проводить при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи мягкой зубной щетки. Поглаживающие движения осуществляются 4–6 раз, 2–3 раза в день | Упражнение № 30укрепление мышц языка и увеличение объема артикуляционных движений языка. Описание: проводится обкалывание языка от корня к кончику и по боковым краям языка. Обкалывающие движения проводятся при помощи зонда «Игла». Движения должны быть очень осторожными, логопед должен наблюдать за состоянием ребенка. При появлении сонливости массаж следует прекратить. Обкалывающие движения можно проводить не более 10 секунд, 1 раз в день |
Упражнение № 31 уменьшение уровня саливации.проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6—10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт | Упражнение № 32укрепление мышц языка. Описание: проводится разминание языка.Массаж осуществляется при помощи пальцев (обернутых в марлевую салфетку). Массаж выполняется по всей площади языка (проводится тщательное разминание языка во всех направлениях). Массажные движения выполняются не более 6–8 секунд, 1–2 раза в день |