4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей деятельности

Бурдинская Ирина Владимировна

4.2. Методическая деятельность в сфере образования

4.3. Повышение профессиональной квалификации, развитие профессиональных компетенций

4.5 Обобщение и распространение педагогического опыта

4.6. Наличие опубликованных материалов

4.7. Проектированиеуроков на основе применения образовательных технологий, методик и т.д.

4.8.Проектная, экспериментальная (иновационная) деятельность в сфере образования

4.9. Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС УО.

Автор: Бурдинская Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

ГКОУШИ г. Поронайска

Поронайск,2024г.

Содержание

Введение  ----------------------------------------------------------------------------------------------------- 2  

Концептуальная часть  ------------------------------------------------------------------------------------ 1

Практическая часть  ---------------------------------------------------------------------------------------  4

Заключение  -------------------------------------------------------------------------------------------------  5      Литература  -------------------------------------------------------------------------------------------------   6

Введение

На сегодняшний день современное  российское  образование  уделяет  большое внимание системе специального (коррекционного) образования. При обучении и воспитании  младших школьников, со снижением познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы (умственная отсталость) и сопутствующими заболеваниями, способствует использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, и забота о здоровье детей касается не только медиков. Сегодня, как никогда необходимо рассматривать педагогические технологии не только как средство достижения планируемых образовательных результатов, но и как средство сохранения здоровья участников образовательного процесса.

В ходе научных исследований за последние годы было  установлено, что состояние здоровья младших школьников с ОВЗ зависит от организации учебно-воспитательного процесса и от условий образовательного учреждения.

Количество детей с особыми возможностями здоровья с каждым годом увеличивается, поэтому данная тема стала для меня актуальной.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из самых актуальных задач учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Решением данной педагогической проблемы стал – поиск наиболее эффективного использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения: эффективное использование на практике здоровьсберегающих технологий в учебно-воспитательной работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в урочное и внеурочное время посредствам совершенствования здоровьесберегающей деятельности;
  • формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
  • воспитание жизнено-заинтересованного отношения учащихся к здоровому образу жизни с учётом их склонностей, возможностей, способностей и интересов.

Концептуальная часть

Обучение детей с ОВЗ с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма ребёнка и их работоспособность.

Здоровьеориентированная образовательная деятельность учителя базируется на трех методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся (И.И. Брехман, Н.В. Колбанов, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова).

Урок, на котором педагог обеспечивает доброжелательную атмосферу, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание, и интерес детей, рационально использует и чередует формы, методы, приёмы и способы обучения, легче переносится учащимися.

В качестве основных принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

  • принцип двигательной активности – ученики не находятся весь урок в статическом положении за партами;
  • принцип оздоровительного режима  - предполагает включение в структуру урока элементов зрительной, пальчиковой гимнастики, приёмов релаксации, самомассаж;
  • принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания – включение в урок упражнений мышц спины, брюшного пресса, дыхательных упражнений для формирования привычки правильно дышать через нос;
  • принцип психологической комфортности – создание ситуации успеха для обучающихся на каждом уроке принцип опоры на индивидуальные особенности и способности учащихся  - предполагает рациональный и адекватный подбор заданий на уроках для каждого ученика.

Для реализации этих принципов необходимо использовать современные педагогические здоровьесберегающие технологии. В работе с детьми с ОВЗ следует правильно сочетать умственную и физическую нагрузку.

Все здоровьесберегающие технологии можно поделить на три группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Коррекционные технологии.

Мною были выбраны и систематизированы такие виды педагогических технологий обучения:

  • Физминутки – комплекс упражнений, направленный на снятие усталости и напряжения, совершенствования общей моторики, выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статистического напряжения.
  • Дыхательная гимнастика. Неотъемлемая часть оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки.
  • Динамические паузы. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • Релаксация. Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Для релаксации можно  использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
  • Логопедическая ритмика. Комплексная система упражнений, игровых заданий на основе сочетания музыки, движения, слова. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: на улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания.
  • Артикулляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности, точности выполнения движений органов, участвующих в речевом процессе.
  • Использование элементов театрализации.  Они применяются для создания позитивного настроения у детей, преодоления стеснительности, профилактики утомляемости. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речевую активность.
  • Самомассаж относится к числу наиболее распространенных видов массажей. Его действие направлено на общее оздоровление организма и улучшение самочувствия. Самомассаж можно проводить при различных дискомфортных состояниях. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
  • Пальчиковая гимнастика. Она позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение, скоординировать движения с речью. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
  • Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные нагрузки, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Зрительная гимнастика используется: для циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз.
  • Музыкотерапия. Используется в качестве вспомогательного средства, как часть образовательной деятельности, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, развития слухового внимания.

Практическая часть

В практику своей работы  я активно внедряю игровые технологии, помогающие решать проблемы мотивации, развития высших психических функций,  здоровьесбережения, социализации учащихся. В игре и через игровое общение у детей с нарушением интеллекта  проявляется и формируется познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Дети начинают адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на  физическое здоровье.

Обучение в классе ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с тяжелой умственной отсталостью вне зависимости от возраста (Л.М. Шипицына). Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы, вызывающей у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними.

Для обучения умственно отсталых детей активно применяются такие виды игр:

  • Пальцевые игры.

Учитывая влияние движений пальцев рук на деятельность головного мозга, т.е. на стимуляцию развития психических функций, особенно речевых, Л.М. Шипицына рекомендует вводить пальцевые игры в каждое занятие по развитию речи для умственно отсталых детей

  • Сюжетные игры. «В парикмахерской», « В магазине» «Одень куклу» «Машина едет в гараж» и др.
  • Дидактические игры.

Использование на уроках дидактических игр способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры развивают у детей внимание, память, логическое мышление, способствуют включению их  в коллективную деятельность, вырабатывают уверенность в себе, желание говорить, связывая восприятие и действия со словом. Дидактические игры дают возможность детям с тяжелой умственной отсталостью обращать внимание на предмет, учат различать признаки предметов (цвет, форму, величину), формировать пространственную ориентировку.  Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В своей практике я использую дидактические игры и упражнения:

  • по сенсорному воспитанию (восприятие формы, величины, цвета, формирование целостного образ предмета, восприятие пространства и ориентировка в нем, развитие слухового восприятия). Например игры «С прищепками», «Весёлые звоночки», «Посади огород».
  • Направленные на развитие мышления (развитие наглядно-действенного мышления, развитие элементов причинного мышления, развитие наглядно-образного мышления),
  • по развитию речи (развитие речевого общения, игры-драматизации, развитие познавательной функции речи, расширение и обогащение значения слова),
  • Сюжетно-ролевые.

Это согласованное выполнение детьми ролевых действий в соответствии с сюжетом. Сюжетно-ролевые игры направлены на воспроизведение отношений между людьми. Например: «Прием у врача», «За столом», «Путешествие по городу» «Покупки в магазине» «Наши прически», «День рождения» и др.

  • Театрализованные игры.

Это могут быть режиссерские игры, где ребенок сам разыгрывает свой сюжет;  игры-драматизации, где ребенок играет  в соответствии с ролью, имитирует движении персонажей («Репка», «Колобок», «На горке», «На катке»); кукольный театр с использованием кукол.

  • Подвижные игры.

В связи с тем, что для умственно отсталых детей школьного возраста нет специально подобранных подвижных  игр, учителю рекомендуется использовать игры для дошкольников детских садов и приспособить эти игры для тяжело умственно отсталых детей (Л.М. Шипицына).

В своей практике и во внеклассной работе  я  активно использую русские народные игры – это неотъемлемая часть национальной культуры. Исходя из содержания игры,  их можно объединить в отдельные разделы:

  • игры-догонялки «Салки», «Салки-приседалки», «У медведя на бору», «Третий   лишний», «Волк во рву», «Два мороза» и др.,
  • игры с поиском играющих или предметов «прятки», «кого нет?»,
  • игры с быстрым нахождением своего места « К своим флажкам», «Птицы на гнезда»,
  • игры-хороводы « Каравай», «Ходим кругом», «Ручеек,
  • игры с сопротивлением и борьбой «Бой петухов», «Перетягивание в парах»,
  • игры с катанием и метанием предметов «Кегли», «Городки»,
  • игры-эстафеты.

Проведение подвижных игр должно быть четко спланировано и тщательно подготовлено. Подбираются игры с учетом индивидуальных особенностей детей класса.

Также элементы игры используются и в качестве обратной связи: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего  «да», «нет».
Во время фронтального опроса использую  игры с различными видами мячей (резиновый, тканевый, большой, маленький). 1 вариант игры: ученик ловит мяч - называет ответ на вопрос. 2 вариант: ученик ловит мяч на правильный ответ и не ловит мяч, если ответ неправильный. Данный вид игры использую при классификации - домашние и дикие животные, или зимняя и летняя одежда на уроках речи и альтернативной коммуникации и др. . 3 вариант: дети быстро передают мяч по кругу и повторяют, например, алфавит  или порядковый счет.

Заключение

Проводимая мною работа показывает, что технологии благотворно влияют как на              познавательное, речевое, так и на физическое и психическое развитие в целом.

У детей  улучшилась концентрация внимания, снизились трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Системное использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время положительно повлияли на коммуникативные навыки, речевое дыхание, моторные, сенсорные функции детей, поспособствовали укреплению костно-мышечного аппарата, снятию напряжения, повышению работоспособности  учеников.

Система данной работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям  с особыми возможностями здоровья проявить их собственные потенциальные возможности, добиться ситуации успеха, осознать свои возможности.

Список используемой литературы

  1. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология" .-- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.

2.  Бгажнокова И.М., Баряева Л.Б., Бойков Д.И. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Изд.: Владос, 2013 г.

3.  Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники» Изд.: Феникс, 2013 г.

4. Исаева С.А. «Физкультурные минутки в начальной школе», практическое пособие. Изд.: Айрис-Пресс, 2010 г.

   5. Алябьева Е. А., Психогимнастика в детском саду. Москва 2003 год.

6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

7. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей в развитии»

«Основные направления занятий с детьми, имеющими тяжелую форму умственной ограниченности». Оригинал-версия: http://ngo.org.ru/ngoss/get/id14919.htm



Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

школа-интернат  г. Поронайска

Использование приёмов сенсорной интеграции в процессе внеурочной деятельности обучающихся с ТУО.

Автор: Бурдинская Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

ГКОУШИ г. Поронайска

Поронайск,2024

Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды. Каждую миллисекунду в мозг поступают бесчисленные кусочки сенсорной

информации от всего тела.

Поскольку человеку необходимо двигаться, учиться или вести себя подобающим образом, мозг должен организовать все ощущения. Он определяет область соответствующих ощущений, сортирует и располагает их в определенном порядке. Когда ощущения текут организованно, или интегрированно, мозг может использовать их для формирования восприятия, поведения, а также для процесса обучения.

Теория сенсорной интеграции и методики ее практического применения были разработаны доктором Э. Джин Айрес. Методики сенсорной интеграции  активно используются  с начала 1970-х годов. Сегодня теория сенсорной интеграции активно развивается и регулярно дополняется благодаря постоянным исследованиям.

Данный метод используется педагогами и специалистами для улучшения состояния у детей с  гиперактивностью, нарушением речевого, психического развития, с детским церебральным параличом, а также восстановительный период после операций, переломов костей, травм,  для улучшения состояния у детей с синдромом Дауна.

Сенсорное развитие младших школьников с особенностями психического  развития отличается от нормотипичных детей качественным своеобразием.

Даже в случаях сохранности зрения и слуха сам процесс восприятия специфичен в сравнении с нормально развивающимися школьниками. У детей отмечаются снижение темпа, недостаточная точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного); снижена скорость выполнения перцептивных операций; затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и

качества предметов.

Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т. п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Если этот процесс нарушен, ребёнку будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. В данном контексте особую группу риска представляют дети с тяжёлыми и множественными нарушениями (ТМНР), которые определяются двумя и более первичными нарушениями.

В период раннего развития нервной системы ребёнка в утробе матери начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти три системы являются основными, или базовыми, ощущениями. Вместе они образуют своего рода основу для сложного взаимодействия всех органов чувств.

Речь идет о следующих системах:

– вестибулярная система: система поддержания равновесия;

– тактильная система: система кожной чувствительности;

–проприоцептивная система: система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство).

В ходе анкетирования  мною родителей для определения сенсорного профиля каждого ребёнка в моём классе, было выявлено множество проблем сенсорной интеграции: это зрительное восприятие, звуковое восприятие, тактильное восприятие, вестибулярное восприятие, гравитационное восприятие.

Вестибулярная система располагается рядом с органом слуха во внутреннем ухе. Его высокочувствительные рецепторы воспринимают все перемещения в пространстве и «проверяют», должны ли они вызывать определенную

двигательную реакцию, чтобы человек сохранял равновесие и не спотыкался

при ходьбе.

Вестибулярная система вместе с другими органами чувств: например, проприоцепцией и зрением сообщает нам, как мы двигаемся: быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вправо или влево, вокруг горизонтальной или вертикальной оси либо не двигаемся вовсе.

Вестибулярная система устанавливает наше положение в пространстве в

самой тесной связи со зрением и системой, оценивающей положение в суставах, напряжение мышц, сухожилий и связок. Разумеется, в этом процессе задействованы и все прочие органы чувств.

Специалисты рекомендуют провести следующий опыт:

Встаньте посреди комнаты на одну ногу. Другую поднимите и согните

в колене. Вытяните вперед руки. Восстановите равновесие в этой позе, а

восстановив – закройте глаза, и вы поймете, какое влияние оказывает зрение на вашу способность удерживать равновесие. Попробуйте проделать то же самое, поменяв ноги. Известно, что у каждого человека есть своя ведущая сторона – левая или правая.

Многие с самого начала для подобных экспериментов бессознательно

выбирают ведущую сторону.

Дети с экспериментом не справились, что свидетельствует о вестибулярном нарушении. В  связи с этим  я стала применять приёмы и методы сенсорной интеграции во время отдыха и на занятиях внеурочной деятельностью, это  игры и интеграционные упражнения для коррекции вестибулярной системы:

  • игра  в жмурки, развивает умение ориентироваться в пространстве, развитие восприятия, наблюдательности, внимания; развитие координации, фантазии и скорости реакции; развитие межполушарного взаимодействия;
  • игра «Ухо, нос», основная цель данного упражнения – стимулировать вестибулярный аппарат;
  • упражнения с колокольчиками, развивают слуховое внимание, координацию движений, корригируют внимание, развивают слуховое восприятие;
  • игра «Море волнуется раз», фoрмирует навыки двигательнoй активности с учетом безопасности жизнедеятельнoсти детей; развитие координации;
  • упражнения с мячом: на развитие сенсомоторной координации.  Развивает ловкость, устойчивость, баланс. Снимает напряжение, хаотичные, гиперактивные движения, рассеянность.
  • игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные   предметы или помещая в него ковровое покрытие.

Реализация метода должна иметь  практическую направленность и иметь прочную связь с жизненными компетенциями. Каждый усвоенный навык должен быть закреплён в практической ситуации, выполнять жизненно важную задачу и приносить пользу.

Применяемые мной в коррекционно-развивающей работе методы и приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.



Предварительный просмотр:

 «Сенсорное развитие младших школьников и пути реализации»

Автор:

Учитель начальных классов: Бурдинская И.В.

2023г.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Дети с умственной отсталостью демонстрируют нарушение сознательного восприятия бытового, математического и исторического времени. В процессе осязания дети с интеллектуальными нарушениями часто совершают ошибки в определении формы объекта и материала, из которого он сделан; плоские объекты распознаются сложнее, чем объемные. Способ изучения предмета с помощью прикосновения у детей с умственными недостатками очень примитивен. Дети ограничивают себя распознаванием предметов 1-2 признаками, отсутствуют попытки изучить предмет, не дают подробного анализа. Важно, чтобы организация обучения и воспитания бросала вызов и поддерживала интерес к окружающему миру у детей с проблемами развития.

Специальной формой организации учебных занятий с детьми с умственной отсталостью являются коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия  по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Развитие восприятия у детей с  умственной отсталостью различной модальности (зрительного, слухо-речевого, тактильного и др.) является основой их дальнейшего обучения. Поэтому так важно развивать у них перцептивные и предметно-манипулятивные действия. На их основе формируются основные сенсорные эталоны, как существенные признаки предметов окружающей действительности.  

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических фигур, спектра цветов, пространственных и временных ориентировок, - сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон, значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

В сенсорном развитии  нужен комплексный подход способствующий целостному психическому развитию ребёнка (например: развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т.д.).

Пути реализации сенсорного развития лежат через коррекционно-развивающую работу.

Цели коррекционно -  развивающей работы:

  • Содействие развитию ребенка.
  • Создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

На мой взгляд, одним из условий проведения коррекционной работы с младшими школьниками с  умственной отсталостью, является их организация и проведение в игровой занимательной форме, что и будет способствовать успешному усвоению ими основных сенсорных эталонов.

Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.

В процессе выполнения коррекционных упражнений у детей вырабатываются привычки сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись  дети  не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. О необходимости применения коррекционно-развивающих упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта писали Е.А.Екжанова, А.А.Катаева, Е.А.Стребелева, А.Р.Маллер, Л.М.Шипицина, и др.

Для этого используются приёмы и методы:

  • совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию;
  • действия детей по образцу, по инструкции;
  • действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, специально подобранных игрушек, картинок;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
  • использование рисунков и аппликация.

В своей работе я использую коррекционно-развивающие упражнения направленные на:

  • развитие ощущений и восприятия (лепка, аппликация, рисование, собирание пазлов, сортировка мелких предметов, тактильный куб, массаж и самомассаж, «Какая фигура лишняя?», «Какая фигура лишняя?», танграмм, «Длинный-короткий», «Палочки в ряд», «Умные звоночки», «Неразлучные цвета»);
  • развитие пространственного восприятия («Бабочка летает», «Обезьянка прыгает», передача по кругу воображаемого предмета, «Стоп-сигнал», «Хлопай и качайся», «Задувание свечи», «Выдувание мыльных пузырей», «Иголка и нитка»;  
  • развитие памяти («Вкус и запах», «Осенний листок», «Гуляем по зоопарку», «Разрезная картинка»);
  • развитие мышления («Сравни», «Склеем чайник», «Разложи предметы», «летает не летает»);
  • развитие внимания («Хлопни в ладоши», «Пуговицы», «Найди нужный цвет»;
  • формирование коммуникативных навыков («Ау!», «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся»);
  • коррекция поведенческой регуляции ("Сделай так же", «Сложи узор»).

Можно сказать, что коррекционная работа является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс  обучения и воспитания младших школьников с умственной отсталостью. 

 

Список использованных источников

https://infourok.ru/krp-dlya-detej-s-uo-5359819.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/10/23/sredstva-raboty-po-razvitiyu-grafomotornyh-navykov-u-detey-s

http://detdomsheb.ru/uploads/file/rukovodstvo.pdf


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: