Для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам, » - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Или, кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает всё быстрее и лучше.
Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли ми пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате - бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для ребенка.
Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое дело до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закреплять знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрение и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста часто применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.
Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано
ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должны быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают подражательностью. Всё выделенное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить ребенку, которому нет ещё трех лет, самостоятельно завязывать шнурки, то эта задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это удалось ему не сразу, значит задача предложена несвоевременно или подана неумело.
Труд должен причинять ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Ответ придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.
Предварительный просмотр:
Анализ работы с родителями (законными представителями)
Воспитателя Холиной Надежды Вячеславовны.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей.
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
- совместная работа по обмену опытом.
В своей работе я стараюсь сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
Для достижения данной цели я работаю над решением следующих задач:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
- Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
В МАДОУ мы проводим работу с родителями, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.
Семья и детский сад взаимодействуют друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.
Свою работу в направлении партнерского взаимодействия использую различные формы с родителями воспитанников. В процессе индивидуальной работы с родителями провожу консультации и беседы. Также в своей работе использую нетрадиционные формы общения с родителями: «Семинар для Мам и Пап», провожу родительские собрания по темам исходя из проблемы. На родительских собраниях используется анкетирование родителей по вопросу собрания, презентации деятельности детей, показ фотографий и т.д Так же уделяю внимание инновационным формам работы с родителями: открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений; вовлечение родителей в образовательный процесс в ходе проектной деятельности. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего МАДОУ. Также использование нетрадиционных форм общения помогают сблизить детей и родителей, воспитателей и родителей, выполняют огромную роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствуют изменению их взглядов на воспитание ребенка в условиях семьи. Получив возможность видеть результаты развития своего ребенка, владея информацией о том, что происходит в детском саду, получая советы и рекомендации, родители высоко оценивают мой профессиональный уровень.
В группе мною регулярно оформляются: уголок для родителей в котором расположена разнообразная красочная информация. Родители могут увидеть , чем дети занимались в течении дня. Тематические газеты и брошюры, родители могут взять домой и почитать их дома в спокойной обстановке. Распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала; разнообразные выставки детского творчества, фотовыставки; информационные листки: объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; поздравления с днем рождения и праздниками; памятки для родителей, папки–передвижки.
Неотъемлемой частью моей работы стало не только вовлечение родителей в образовательный процесс, но и поощрение за участие в жизнедеятельности группы. При проведении итоговых родительских собраний я традиционно награждаю благодарственными письмами и грамотами активных участников образовательного процесса.
Подводя итог, могу отметить следующее:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;
- увеличилось количество вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
- родители стремятся все больше контактировать с воспитателем и специалистами;
- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
- повысилась активность родителей (законных представителей) в совместных мероприятиях.