Инновационная/ экспериментальная деятельность
Наш детский сад работает по парциальной программе «От Фрёбеля до робота».Главное в инженерном мышлении — решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. При этом рационализация, изобретение и открытие как результаты научно-технического творчества порождают качественно новые результаты в области науки и техники и отличаются оригинальностью и уникальностью. Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного.
Задачи:
1) в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально- техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);
2) формировать основы технической грамотности воспитанников;
3) развивать технические и конструктивные умения в спецефических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
4) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
5) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
При формировании Программы, в соответствии с п. 1.4 ФГОС дошкольного образования, соблюдались следующие принципы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество дошкольной организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
ФГОС дошкольного образования продолжает линию деятельностного, индивидуального, дифференцированного и других подходов, направленных на повышение результативности и качества дошкольного образования.
Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, сегодня это блоки Дьенеша.
Блоки Дьенеша служат ранней логической пропедевтикой для подготовки мышления детей к усвоению математики. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, к их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяют моделировать важные понятия не только в математике, но и информатики, кодирование – декодирование информации, логические операции, формируется алгоритмическая культура мышления. Наряду с логическими блоками применяются карточки (5х5см.) на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети учатся овладевать умениями декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его модель. Карточки свойства помогают ребенку перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Образовательная деятельность с детьми строится по принципу от простого к сложному, а интегрированный метод обучения направлен на развитие личности ребенка его познавательных и творческих способностей.
помощью дидактических игр и заданий на смекалку, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
самом начале занятия по формированию математических представлений, в качестве «умственной гимнастики», можно использовать несложные задачи – шутки
Внедрение, в процесс развивающих игр Воскобовича, предоставляет ребенку возможность творческого развития, вовлекают в процесс познания, активизируют и способствуют высоких в развитии. Использование развивающих игр в ВОР перестроить образовательную деятельность. от занятий с детьми к игре, воспитателем в деятельности, а со временем — и к самостоятельной. Игры и технологии, В. Воскобовичем, важны и интересны для ребенка дошкольника, по содержанию, динамичны.
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича:
• Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
• Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
• Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
• Развитие мелкой моторики.