Конспекты занятий

Каламис Татьяна Васильевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

 «Газ-Салинский детско-юношеский центр»

ул.Воробьева, д. 16, с.Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,

 629365 тел./факс (34940) 2 35 41, moudod-gaz-sale@yandex.ru

Конспект открытого занятия

в объединении «Общая физическая подготовка»

                                                                              Подготовила и провела:

                                                                            педагог ДО Каламис Т.В.

Газ-Сале

09.04.2017г.

Объединение: «Общая физическая подготовка»

Тема: Народные игры

Цель: изучение русских народных игр: «Змейка», «Горячее место», «Бабки», «Удар по верёвке».  

Задачи:

  • Закреплять основные движения: ходьба и бег со сменой направления, длинными и короткими шагами, змейкой, с ускорением движений.
  • Развивать умения ориентироваться в пространстве, умения быстро бегать и коллективно действовать.
  • Способствовать развитию: внимания, речи, памяти, сообразительности, взаимопомощи, воображения, фантазии, самостоятельности.  
  • Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов.
  • Пробудить интерес к народным играм.

Тип занятия:  изучение нового материала

Формы: групповая,  индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, наблюдение, практическая работа.

Возраст детей: 8-9 лет, группа 2 года обучения

Продолжительность занятия: 45 минут.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: компьютер; колонки; скамейки гимнастические; стойки; обручи; мячи по количеству участников; «бабки» - лёгкие небьющиеся предметы для одноимённой игры небьющиеся  (кегли, пластмассовые бутылки, кубики, валанчики и т.д.); цветной скотч, чтобы сделать на полу-ковёр самолёт и разметку для игры «бабки»;  свисток; секундомер; верёвку d-10мм,  картинки людей в национальных костюмах.

Дата: 09.04.2017г.

Ход занятия:

Подготовительная часть:10 мин

Организационный момент 1-2 мин.

Построение, сдача рапорта,  сообщение задач занятий.

Педагог: Здравствуйте, ребята!  

Педагог: Молодцы, ребята, поздоровались организованно и дисциплинированно, я надеюсь, всё занятие пройдёт у нас в таком же ритме, ведь мы отправимся сегодня с вами в путешествие по нашей стране,  которое продлится в течение 7 занятий, в ходе которых вы познакомитесь с играми народов России.

 (Ответы детей)  

Педагог: А что бывает ещё народным?

(Ответы детей) песни, танцы, творчество, сказки, фольклор…

Педагог: А кто – же из вас может объяснить, чем  народные игры отличаются от остальных игр?  Почему же народные игры назвали народными?

(ответы детей)

Педагог: Правильно! Потому что, как и в случае со сказками и песнями автор нам неизвестен, то есть мы не знаем точно, кто придумал ту или иную игру, вот и считаем, что они созданы народом.

 Отправимся в наше путешествие мы на ковре самолёте, который у нас находится в центре зала. Пока я считаю до трёх вам всем необходимо быстро занять места по краю  ковра самолёта, т.е. по кругу. 1-2-3.

(встают в круг в центре зала, вокруг изображённого ковра-самолёта )

Педагог: Молодцы ребята, быстро, дружно встали!

Что бы ковёр самолёт полетел нужно произнести волшебные слова:

(учим слова 30сек.)

Раз - глаза мы закрываем,

Два - мы музыку включаем,

Три - пока она звучит,

Наш ковер летит, летит!

А чтобы ковёр летел нам необходимо во время музыки энергично двигаться, что бы заряжать его своей энергией, радостью, весельем и задорным смехом! А для этого я вам буду показывать движения, а вы повторяйте их за мной! Главное не стоять!

(дети говорят заклинание, музыка включается и дети выполняют танец разминку за педагогом, заранее повторив самые сложные элементы с детьми)  

Разминка – танец – 5 мин. Музыка оканчивается.

Педагог: Наш ковер по небу мчится, где  же он с нами приземлится? (демонстрирует детям картинки с изображением людей в русской национальной одежде)
       Ребята посмотрите мы оказались в прошлом, когда ваши прабабушки и прадедушки ещё были детьми и тоже играли в игры.

                  На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от  места жительства и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. 

  с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

Во второй половине XVIII века Екатерина II сделала попытку вернуть некоторую национальную самобытность вошедшим в моду европейским костюмам.

Сарафан (от иранского слова  sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. 

II. Основная часть.- 25мин.

Изучение русской народной игры «Змейка»

                  Педагог: В старину молодёжь и взрослые с детьми играли в данную игру, в которой собиралось от 20 человек до 100 и более. Все брали дружно за руки   друг друга, образуя живую цепь. Стоящий первым, становился ведущим. Он начинал бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: побежать в противоположную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг, преодолеть естественные препятствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких оврагов и т.д. Сейчас мы с вами сыграем в данную игру, но роль деревьев, оврагов, веток ям других препятствий у нас с вами будет выполнять спортивное снаряжение которое вы видите в зале.

                 Правила: 1.  Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы «цепочка» не порвалась.

2.  Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след».

3.  При игре в можно двигаться через «полосу препятствий» из больших кубиков или спортивных предметов (обручей» кеглей, гимнастических скамеечек).

4.  Игра  останавливается если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.  

Изучение русской народной игры  «Горячее место»

Педагог:  Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

(во время игры когда будет много водящих трудно будет их узнавать,  дети долго будут стоять в кругу, боясь выбежать из него так как его могут осалить, поэтому после нескольких минут игры, можно предложить дополнить данную игру своими правилами)

Разделение детей на две группы способом «Пусто или густо».

Изучение русской народной игры  «Бабки»

Педагог: Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые, кегли, пластмассовые бутылки, кубики, валанчики и т.д.). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов — побеждает. 

Изучение русской народной игры  «Удар по веревке»

Педагог:  Эта нехитрая игра поможет развить скорость реакции и хорошо повеселиться. Смысл ее заключается в том, что берется плотная веревка, которая связывается в кольцо. Все игроки становятся снаружи и берутся за него одной рукой. В центре кольца стоит «вода». Он должен успеть «засалить» одного из игроков, который затем становится на его место.

Педагог: Вот такие игры у разных народов. Все они похожи немного друг на друга, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Наше путешествие подходит к концу и нам необходимо присесть на ковёр самолёт, пристегнуться - взяться за руки, закрыть глаза и не открывать их пока звучит музыка,  и произнести волшебные слова.

(музыка начинает звучать, как только дети произнесут волшебные слова)

 Что вы видите под ковром самолётом на котором летите?

(Дети рассказывают, что они видят под ковром самолётом. Музыка заканчивается, и все открывают глаза)

Педагог: Вот мы и вернулись назад в своё время!

  1. Скажите, а какие игры мы сегодня выучили? (змейка, горячее место, бабки, удар по верёвке).
  2. Какое сходство этих игр  с уже нами изученными вы заметили? (Все они похожи немного друг на друга).
  3. Какие русские народные игры вы знаете?   «Гуси - лебеди», « У медведя во бору», «Совушка», «Жмурки».  Кошки-мышки, краски, прятки, два мороза, салки-ловишки, лепки-галя…Да, ребята, это всё – русские народные игры.
  4. Что больше всего понравилось?
  5. Что не понравилось.
  6. Вспомните как вы вели себя на занятии, может отвлекались или разговаривали? Не всегда реагировали вовремя на мои замечания? Покажите на пальчиках, какую бы вы поставили себе оценку за занятие? (при завышенной самооценке сказать почему я не согласна с его оценкой, а занижавшему себе оценку сказать почем у бы я поставила ему оценку выше, если бы они у нас выставлялись, остальных похвалить за правильность самооценки)
  7. Что можете рассказать о национальном костюме?
  8. Почему Пётр I запретил продавать и носить национальную одежду?

Поменяйтесь местами

  1. У кого из вас есть национальный костюм?
  2. Кто сегодня устал.
  3. Кому сегодня было скучно.
  4. Кто узнал сегодня что-то новое.
  5. Кто хотел бы на следующем занятии продолжать играть в эти игры?
  6. Кто хотел бы провести на следующем занятии игру своей национальности?

Педагог:  Вам небольшое задание на следующее занятие, поговорить с родителями, бабушками или дедушками и подготовить любую национальную игру,  любой национальности. Спасибо за внимание! До свидания!

Танец-разминка

На огромном небе звезд невидимо, (ШАГ НА МЕСТЕ)

Посмотри на мир наш удивительный.  (ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ)

Это наше небо, наша Родина, (Шаг ВПЕРЁД-НАЗАД)

Во Вселенной мы не посторонние.

ШАГ-ВПЕРЁД НАЗАД + ХЛОПКИ

Мы растем, мы движемся стремительно, (ВЫПАД ПРИСЕД ВСТОРОНУ )

Мы отслеживаем все события.

Мы исследователи и романтики, (ВЫПАД ПРИСЕД ВСТОРОНУ  +РУКИ)

Скоро будем покорять галактики.

Мир удивительный сохрани, (РУКИ СНИЗУ ПО КРУГУ НА ПЛЕЧИ)

Знаем мы, это нас ждет.

Ну а пока мы ночью не спим, (РУКИ ПО КРУГУ ВНИЗ И СПИМ)

Мы ждем когда время придет.

Время, позднее время, недетское время. (РУКА ВВЕРХ ВСТОРОНУ ВНИЗ – СИЛАЧИ)

Нам надоели книжки в постели, (СИЛАЧИ СНИЗУ)

Ваши советы, нам хочется дела. (РУКИ ВПЕРЕДИ –ДВИЖЕНИЕ В ЛОКТЯХ (ВЕРХ=ВНИЗ)

Мы б тоже хотели танцевать до рассвета. (СКРЕСТНЫЙ ШАГ НАЗАД)

Крутые коктейли, отдыхать в Куршавеле,

Клеить моделей, летать на ракете, (СКРЕСТНЫЙ ШАГ НАЗАД+РУКИ)

Решать все проблемы, мы всё бы сумели,

Придет наше время.

Время придет... (КРЕСТ- РУКИ  ПО КРУГУ)

Время придет...

Время придет...

Время придет...

(РУКИ ВПЕРЕДИ –ДВИЖЕНИЕ В ЛОКТЯХ (ВЕРХ=ВНИЗ)

На огромном небе места хватит всем, (УТЯТА)

Мы найдем друзей в далеком космосе. (УТЯТА)

Мы готовы к веку информации, (УТЯТА)

Полетим искать цивилизации. (УТЯТА)

Будет небо над землей прекрасное, (4 ШАГА В СТОРОНУ)

Мы раскрасим мир цветными красками. , (4 ШАГА В СТОРОНУ)

Будут будни яркими и пестрыми, , (4 ШАГА В СТОРОНУ + ХЛОПОК)

Мы идем за братьями и сестрами. (4 ШАГА В СТОРОНУ + ХЛОПОК)

Мир удивительный ждет впереди, (РУКИ ПО КРУГУ ВВЕРХ)

Будем такие, как мы. (РУКИ К ГРУДИ)

Ну а пока не спим и глядим   (ВЗГЛЯД ВДАЛЬ РУКА КО ЛБУ)

На огни вечерней Москвы.

Время, позднее время, недетское время. (РУКА ВВЕРХ ВСТОРОНУ ВНИЗ – СИЛАЧИ)

Нам надоели книжки в постели, (СИЛАЧИ СНИЗУ)

Ваши советы, нам хочется дела. (РУКИ ВПЕРЕДИ –ДВИЖЕНИЕ В ЛОКТЯХ (ВЕРХ=ВНИЗ)

Мы б тоже хотели танцевать до рассвета. (СКРЕСТНЫЙ ШАГ НАЗАД)

Крутые коктейли, кровавую Мэри,

Летать на ракете, зажигать на банкете, (СКРЕСТНЫЙ ШАГ НАЗАД+РУКИ)

Шарить в интернете, мы всё бы сумели,

Придет наше время.

Время жить на ривьере, отдыхать в Куршавеле, (ПРЫЖОК НА 4 СТОРОНЫ)

Клеить моделей, решать все проблемы,

Мы будем в ответе за все на планете, (МАХ КИСТЯМИ)

Придет наше время.

Время придет... (КРЕСТ- РУКИ  ПО КРУГУ)

Время придет...

Время придет...

Время придет...

(РУКИ СО СТОРОНЫ В СТОРОНУ СНИЗУ)



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого занятия в объединении                                                 «Общая физическая подготовка» педагога ДО Каламис Т.В.

Дата: 09.04.2017г.

Тема: народные игры

Цель: изучение русских народных игр: «Змейка», «Горячее место», «Бабки», «Удар по верёвке».   

Задачи:

  • Закреплять основные движения: ходьба и бег со сменой направления, длинными и короткими шагами, змейкой, с ускорением движений.
  • Развивать умения ориентироваться в пространстве, умения быстро бегать и коллективно действовать.
  • Способствовать развитию: внимания, речи, памяти, сообразительности, взаимопомощи, воображения, фантазии, самостоятельности.  
  • Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов.
  • Пробудить интерес к народным играм.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: занятие - путешествие

Формы работы с детьми: групповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, наблюдение, практическая работа.

Возраст детей: 8-9 лет, группа 2 года обучения.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: компьютер; колонки; скамейки гимнастические; стойки; обручи; мячи по количеству участников; «бабки» - лёгкие небьющиеся предметы для одноимённой игры небьющиеся  (кегли, пластмассовые бутылки, кубики, валанчики и т.д.); цветной скотч, чтобы сделать на полу-ковёр самолёт и разметку для игры «бабки»;  свисток; секундомер; верёвку d-10мм,  картинки людей в национальных костюмах.

Данное занятие предусмотрено в образовательной программе объединения общая физическая подготовка.

 Для проведения занятия были созданы и соблюдены гигиенические и педагогические условия. Спортивный зал заранее проветрен, инвентарь заранее приготовлен и размещён в удобном месте.

Занятие проводилось с группой второго года обучения, в которую вошли учащиеся одной школьной параллели. Занятия посещают регулярно, не пропуская без уважительных причин. На занятиях занимаются с удовольствием, отдавая предпочтение подвижным играм. Дети понимают жесты педагога, реагируют на замечания.

При планировании занятия были учтены индивидуальные и психологические особенности группы детей, которая состоит из 15 обучающихся. На данном занятии присутствовало 12 человек, трое отсутствовали по уважительной причине.

В ходе занятия весь материал старалась преподнести доступным и понятным языком,  выбирая более удобное место для объяснения, помощи и наблюдения. Старалась придерживаться четкой и уверенной речи.

На занятии использовались следующие методы: словесный, наглядный,   практический, соревновательный, игровой.

Атмосфера на занятии была благоприятной и доброжелательной, дети с удовольствием выполняли все задания, проявляя заинтересованность.

Структура занятия была соблюдена и состояла из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительной части занятия присутствовал организационный момент,  в ходе которого была сообщена цель занятия. В подготовке организма детей к предстоящей нагрузке применила разминку с применением музыкального сопровождения. Разминка выполнялись в игровой форме для поддержания интереса к занятию. Детям было интересно, упражнения выполнялись с удовольствием т.к. были  не сложны по своему содержанию и соответствовали возрасту детей.  

 В основной части  занятия использовались  народные игры  для развития физических качеств и двигательных действий.  Для детей все игры были новые, но не составили сложности в применении.  

При проведении игр старалась развивать и совершенствовать не только физические качества, но и развивать психологические процессы такие как: память, внимание, воображение и  речь, а также      сообразительность, взаимопомощь, воображение, фантазию, самостоятельность.  

В заключительной части занятия подвела итог занятия, дети оценили свою работу самостоятельно и получили домашнее задание в форме просьбы подготовить любую народную игру своей национальности.  Так же сообщила детям, чем будем заниматься на следующем занятии.

В течение занятия подбадривала и хвалила обучающихся, нарушение дисциплины во время занятия не наблюдалось,  перегрузки на занятии не наблюдалось.

На занятии присутствовал   познавательный материал о национальной одежде русских людей.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Газ-Салинский детско-юношеский центр»

Мкр.Юбилейный, д. 5, с.Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365

тел./факс (34940) 2 35 41, moudod@mail.ru

Мастер класс

Тема:  «Туристические узлы»

                                                 Разработал: педагог дополнительного

                                                 образования МБОУ ДОД

                                                «Газ-Салинский ДЮЦ» Каламис Т.В.

                                            с.Газ-Сале

Мастер класс

Тема: «Туристические узлы»

Время проведения – 30 мин.

Инвентарь: компьютер, мультимидийный проектор, указка, индивидуальные технологические карты (выделенные разным цветом в конспекте),  верёвки d - 10мм - 10шт (длина -50см), 6 ярких верёвки d -3-5мм (длина -70-80см.), 60 шт. верёвок d -3-5мм. (длина -50см.), книжечки «Узелки на все случаи жизни».

Техника вязки узлов берет свое начало с незапамятных времен и относится к числу древнейших изобретений человечества. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются поздним каменным веком (неолитом). С тех времен до нас дошло немало узлов. Доказательством того, что ни один узел не забыт, служат факты.

При археологических раскопках неоднократно находили остатки древней упряжи, остатки кораблей, элементов одежды, утвари, оружия, а вместе с ними - несколько десятков разных узлов. 

В профессиях спасателя, рыбака, монтажника строителя, врача, рыболова   и многих других  умение вязать узлы просто необходимо. В турпоходе, а тем более в условиях вынужденной автономии в природе, без умения правильно вязать нужные узлы не обойтись, это вопрос личной безопасности.

Да и в повседневной жизни без узлов нам не   обойтись. Каждый день мы завязываем разные узлы, сами того не замечая: это шнурки  кроссовок, шарфы, галстуки, пояса… А порой просто нужно соединить концы веревок, чтобы связать стопку книг, сделать веревочную лестницу, привязать лодку или собаку или просто завязать красивый узел на подарке. 

Вязать узлы - дело нетрудное. Гораздо сложнее научиться вязать узлы правильно и быстро, используя подходящий для того или иного случая узел. Поэтому люди придумали много хороших узлов, но чаще мы знаем не больше двух, да и то не самых надежных.

Восполним этот пробел  сегодня на мастер классе, на котором   мы с вами  познакомимся с разновидностью узлов и  техникой их вязания.

У верёвки различают два конца: ходовой - свободный край веревки,  которым начинают движение при вязке узла - и коренной - противоположный ходовому концу.

 C:\Users\днс\Desktop\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\01.jpg

Многие узлы   не всегда безопасны в использовании, так как при тяге или нагрузке они способны  «ползти», т.е. самопроизвольно развязываться,  избежать этого недостатка можно путем использования контрольных узлов для подстраховки (контроля) основного узла. Когда есть сомнения в надежности какого-то узла, особенно на жестких, грязных, мокрых и обледенелых веревках, всегда надо вязать контрольные узлы.

(выполняется показ сопровождающий объяснением техники вязки данного узла, после чего все начинают вязать узел самостоятельно по технологической карте жёлтого цвета)

  

Название «Контрольный узел» 

http://www.g0l.ru/blog/htmls/knots/knots_files/knots_41.png

Применение: используется для подстраховки (контроля) основного узла

1

Расположить параллельно два края верёвки

http://www.g0l.ru/blog/htmls/knots/knots_files/knots_41.png

2

Обвести ходовой конец вокруг второй верёвки, образовав петлю, в которую продеть ходовой конец по схеме,  и затянуть узел

http://www.g0l.ru/blog/htmls/knots/knots_files/knots_41.png

Самым распространенным и широко используемым узлом   для соединения верёвок одинакового диаметра является «прямой узел».  Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне.

Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого  льва. Прямой узел был широко распространен в быту древних греков и римлян. Они верили в магическую силу этого узла, поэтому  медики завязывали им бинты на ранах. Древние греки носили этот узел на шее как талисман. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кувшинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия - покровителя торговли. Римлянки геркулесовым узлом завязывали пояса своих туник. Жених развязывал на поясе невесты именно этот узел, моля при этом богиню Юнону даровать ему многочисленное потомство.

«Прямой узел» можно вязать двумя способами, один из которых мы сейчас разучим. Применяется «прямой узел» для соединения веревок одинакового диаметра.  (выполняется показ сопровождающий объяснением техники вязки данного узла, после чего все начинают вязать узел самостоятельно по технологической карте голубого цвета)

Название «Прямой узел»

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\knot1.jpg

Применение: применяется   для соединения верёвок одинакового диаметра

1

Делаем петлю одной верёвкой

http://www.g0l.ru/blog/htmls/knots/knots_files/knots_25.png

2

Ходовым концом второй верёвки в образовавшуюся петлю  сверху вниз продевается рабочий конец, обворачивается петля, и он вынимается из петли обратно снизу вверх

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\knot1.jpg

3

У правильно завязанного прямого узла оба конца, выходящие из-под петли, идут вместе с одной стороны

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\knot1.jpg

4

С двух сторон вяжем ходовыми концами контрольные узлы

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\knot1.jpg

Положительные свойства

Отрицательные свойства

 -узел легко вяжется;

-используется для связывания веревок одинакового диаметра.

-под нагрузкой сильно затягивается;

-самопроизвольно развязывается -  «ползёт», особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках, поэтому использование без контрольных узлов недопустимо

Универсальным узлом для соединения двух верёвок разного диаметра, лент и сочетаний «лента – верёвка» служит «встречный узел». Он не «ползёт», поэтому не требует завязывания контрольных узлов, единственный недостаток - сильно затягивается под нагрузкой. (выполняется показ сопровождающий объяснением техники вязки данного узла, после чего все начинают вязать узел самостоятельно по технологической карте зелёного цвета)

Название «Встречный узел»

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\knot3.jpghttp://www.g0l.ru/blog/htmls/knots/knots_files/knots_05.png

Применение: применяется для соединения двух верёвок разного диаметра, лент и сочетаний «лента – верёвка»

1

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\knot3.jpg

На конце одной верёвки вяжется простой узел

2

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\knot3.jpg

Второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел,  чтобы он получился двойным

3

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\knot3.jpg

Ходовые концы должны выходить в разные стороны

Положительные свойства

Отрицательные свойства

-узел легко вяжется, хорошо держит, «не ползёт»

-под нагрузкой сильно затягивается


      Узел «проводник восьмёрка»  используется для страховки и самостраховки (для образования надежной, незатягивающиеся петли).  
(выполняется показ сопровождающий объяснением техники вязки данного узла, после чего все начинают вязать узел самостоятельно по технологической карте оранжевого  цвета)

Название «Проводник восьмёрка»

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\DSC_0006.JPG

Применение: используется для страховки (для образования надежной, незатягивающейся петли)

1

Сложить край верёвки вдвое

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\DSC_0001.JPG

2

Сделать петлю

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\рр.JPG

3

Рабочая петля обносится на полный оборот, то есть на 360°, как показано на схеме

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\DSC_000р.JPG

4

Край верёвки провести через петлю и затянуть

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\Копия (2) DSC_000р.JPG

Положительные свойства

Отрицательные свойства

-Узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине;

-может вязаться одним концом;

-под нагрузкой сильно не затягивается; 

- «не ползёт»

нет

Следующий узел часто применяется в альпинизме, туризме, морском деле, а называется он «булинь». Еще во времена Петра I на Руси бояре,  собираясь в беседках, пили чай с сушками. Любимым занятием за чайком у них и было неторопливое, степенное вязание  этого узла, поэтому его второе название «беседочный». Данный узел был известен еще египтянам и финикийцам за 3000 лет до н. э. (выполняется показ сопровождающий объяснением техники вязки данного узла, после чего все начинают вязать узел самостоятельно по технологической карте синего цвета)

Название «Булинь» или «Беседочный»

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\Копия булинь8.png

Применение:  применяется для крепления веревки к  опоре  (дерево, столб, камень и др.); обвязывания туловища человека в качестве страховки при работе на высоте или за бортом, для вытаскивания человека, упавшего в воду; для связывания двух тросов любого диаметра и их комбинаций (стальной + растительный, синтетический + растительный и т.п.). Тросы соединяются петлями. Такое соединение одно из самых надежных.

1

Делаем малую петельку на верёвке

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\Копия булинь8.png

2

Ходовой конец проводим в малую петельку, формируя большую петлю  

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\Копия булинь8.png

3

Обворачиваем вокруг коренного конца и снова проводим через малую петельку и затягиваем

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\Копия булинь8.png

4

Ходовым концом завязываем контрольный узел

J:\ТУРИСТАМ\рис фото узлов\Копия булинь8.png

Положительные свойства

Отрицательные свойства

-простой и надежный узел;

-под нагрузкой сильно не затягивается

-«ползёт» при переменных нагрузках

 

Ещё один полезный узел, который пригодится многим людям в жизни – это «Змеиный узел», который используется на тонких мягких капроновых веревках, а  на синтетических рыболовных лесках затягивается «намертво».   (выполняется показ сопровождающий объяснением техники вязки данного узла, после чего все начинают вязать узел самостоятельно по технологической карте серого цвета)

Название «Змеиный узел» http://www.g0l.ru/blog/htmls/knots/knots_files/knots_10.png

http://www.g0l.ru/blog/htmls/knots/knots_files/knots_10.png

Применение: используется на тонких мягких капроновых веревках,  на синтетических рыболовных лесках затягивается «намертво»

1

Расположить верёвки параллельно

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\змеиный узел\DSC_0001.JPG

2

Ходовым концом белой верёвки делаем три оборота вокруг чёрной верёвки (начиная первый оборот снизу)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\змеиный узел\DSC_0002.JPG

3

Белый ходовой конец пропускаем под коренным белым концом и укладываем на  чёрную  верёвку

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\змеиный узел\DSC_0002.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\змеиный узел\DSC_0011.JPG

4

Ходовым концом чёрной верёвки делаем три оборота вокруг белой верёвки (начиная первый оборот сверху)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\змеиный узел\DSC_0014.JPG

5

Пропустить чёрный ходовой конец под белую верёвку (см. схему)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\змеиный узел\Копия DSC_0014.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\змеиный узел\DSC_0018.JPG

6

Затянуть узел за коренные концы

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\змеиный узел\Копия DSC_0018.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\змеиный узел\DSC_0004.JPG

Положительные свойства

Отрицательные свойства

-очень надежный узел;

-«не ползёт»

-вяжется медленно, требуя практики

Помимо всего сказанного, вязка узлов является спортивным элементом прикладных видов соревнований. Ловкость, которую проявляют умельцы при вязке узлов, иногда отмечается в виде своеобразных рекордов. В апреле 1977 года на соревновании Лиги любителей вязки узлов чемпионом по скорости вязки узлов стал 52-летний американец Клинтон Р. Бейли-старший, завязавший шесть узлов за 8,1 секунды, его рекорд занесён в книгу Гинесса, в его узлы вошли и нами изученные сегодня: «прямой»  и «беседочный».

             Известный  английский историк религии и этнографии Джеймс Фрэзер (1854—1941)  написал в своей книге  «У русских сеть со множеством завязанных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей... Амулет в России нередко представляет собой просто узловатую веревку».

Узлы с самого начала своего появления работали как обереги, ведь любой узел считается накопителем энергии. Чем быстрее и плавнее узел завязан, тем больше энергии он несет. Узлы оберегают, лечат, привораживают и останавливают злых духов, привлекают деньги, т.е. являются магическими.

Мы же с вами разучим технику вязания узла, символизирующего успех, удачу,  для которого выбирают яркие, жизнерадостного цвета нити.  Для усиления магических свойств в узел «Удача» вплетают драгоценные камни, монеты, бусинки. (Участникам  предлагается две технологических карты подробная и сокращённая, они сами выбирают по какой им удобнее работать)

Название «Узел Удачи» или «Узел Успеха»

 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0021.JPG

1

Сложите нить так, как показано на схеме. Свободные концы должны свисать вниз. Лепестки оставьте длиной 15 сантиметров

   C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0007.JPG

2

Возьмите оба свободных конка веревки (нижний лепесток) и положите его на правый, подняв нити вверх и оставив внизу петельку.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0008.JPG

3

Далее правый лепесток накладывается на верхний (в образовавшейся петле  находится нижняя петелька)

  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0009.JPG

4

Аналогично на соседний левый лепесток накладывается верхний, а в полученной петле находится  правый лепесток

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0010.JPG

5

Концы левого  лепестка  заводятся в петлю от нижнего лепестка (см.схему)

 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\Копия DSC_0010.JPG

6

Теперь аккуратно потяните за все четыре лепестка

  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0011.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0012.JPG 

7

Расправьте узел так, чтобы он получился плоским

  C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0014.JPG

8

Повторите еще раз с 2 по 6 этапы

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0015.JPG

9

У Вас получится второй узел поверх первого. Выровняйте нити лепестков и затяните узел

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0020.JPG

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0021.JPG

 Название «Узел Удачи» или «Узел Успеха»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мастер класс по узлам\узел успеха\DSC_0021.JPG

1

Сложите нить так, как показано на схеме. Свободные концы должны свисать вниз. Лепестки оставьте длиной 15 сантиметров

http://goroduspeha.com/wp-content/uploads/2012/03/%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BB-%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B01_uzel-udacha1.jpg

2

Сложите узел по схеме, повторив эти действия два раза. У Вас получится второй узел поверх первого. Выровняйте нити лепестков и затяните узел.

http://goroduspeha.com/wp-content/uploads/2012/03/%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BB-%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B82_uzel-udachi2.jpg

Такой узел можно повесить около входа в дом, в автомобиль, в офис, положить в сумку или портмоне, использовать в качестве украшения.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. В наши дни это - редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство. Так давай те же мы с вами не забудем технику вязки этих узлов, и по мере необходимости  будем передавать  свои знания  своим детям, а не забыть их вам поможет  книжечка «Узелочки на все случаи жизни», которую я вам дарю на память.     Спасибо за внимание!

Литература:

  1. http://www.ginness.su/gin/nomin.php?id_nom=3873
  2. http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=17
  3. http://poxod.ru/material/hstrknot/p_hstrknot_uzlyvturizme_a.html
  4. http://www.skitalets.ru/books/uzly_yurik/
  5. http://www.tkovcheg.ru/uzli/8prov.html
  6. http://black-magic.mirbb.com/t3714-topic
  7. http://forum.vgd.ru/post/153/use/p297170.htm
  8. http://daolubvi.ws/articles/5858-magicheskij-uzel.html
  9. http://goroduspeha.com/kitajskij-uzel-udacha/
  10. http://stalker-nt.ru/stati/shturmalp/item/170-turisticheskie-uzlyi


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Тема: «туристические узлы» П одготовила: К аламис Т.В. педагог МБОУ ДОД «Газ-Салинский ДЮЦ» 2013 г .

Слайд 3

Применение узлов Для украшения Браслета в 17 в. В изготовлении лука

Слайд 4

Гробница Т утанхамона была завязана несколькими узлами

Слайд 5

Икона « Н ерушимая стена» рамочка иконы Состоит из переплетения Небесных сфер и Солнечных узлов

Слайд 6

используются изображения узлов В резных украшениях для окон

Слайд 7

Ходовой конец – край которым начинают вязку узла Коренной конец – край противоположный ходовому концу

Слайд 8

Контрольный узел Используется для подстраховки основного узла

Слайд 9

Прямой узел ( геракловым ) Используется соединения двух верёвок одинакового диаметра

Слайд 10

Геракл завязывал на своей груди лапы шкуры убитого льва

Слайд 11

Римлянки завязывали прямым узлом свои пояса

Слайд 12

Прямой узел Используется соединения двух верёвок одинакового диаметра

Слайд 13

встречный узел Используется соединения двух верёвок разного диаметра

Слайд 14

Проводник восьмёрка Используется для присоединения верёвки к опоре или страховке и самостраховки у туристов

Слайд 15

Булинь или беседочный Используется для страховки и самостраховки у туристов

Слайд 16

52-летний американец Клинтон Р. Бейли – старший завязал шесть узлов за 8,1 секунды И был занесён в книгу Гинесса Известный английский религии и этнографии джеймс Фрэзер (1854-1941) написал книгу о магических узлах и узлах талисманах

Слайд 17

Узел успеха (удачи) Используется как талисман

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

 «Газ-Салинский детско-юношеский центр»

ул.Воробьева, д. 16, с.Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,

 629365 тел./факс (34940) 2 35 41, moudod-gaz-sale@yandex.ru

Конспект открытого занятия

в объединении «Общая физическая подготовка»

Тема: "Игры-эстафеты"

                                                  Подготовила и провела:

                                                   педагог ДО Каламис Т.В.

   с. Газ - Сале

Тема:  Игры-эстафеты

Цель: способствование укрепления между детьми и родителями отношений, основанных на любви, взаимопонимании, взаимопомощи и творчестве.

Задачи:

1.Формировать у воспитанников положительное отношение к занятию спортом.

2. Знакомство с новыми эстафетами и совершенствование ранее изученных.

3. Доставить детям удовольствие от совместной двигательной   деятельности.  

Участники: воспитанники группы детского сада объединения «Общая физическая подготовка» с родителями.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма занятия: соревнование.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: музыкальный центр, палочки, нитки, машинки, стойки, обручи, туннели, каски, шарфы, поварёшки, коробка-сундук, конфеты или шашки, мешочки с песком, самокаты, «кочки»- круглые пуфики или картонки, бумажные носики на резинке, «ключики» - воздушные шарики на нитке, шоколад для награждения.

Примечание: (все игры-эстафеты проводятся в парах родитель-ребёнок)

Дата проведения: май 2012года.

  1. Организационный момент  (3 мин):

 Педагог: Добрый день дорогие участники и зрители нашего праздника.   Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы убедиться, какими выросли сильными, смелыми, ловкими, умелыми самые младшие воспитанники нашего центра. А соревнование у нас необычное, а семейное, так как наши болельщики это братишки и сестрёнки наших воспитанников-участников, а команды состоят из мам, пап и детей, которым предстоит выполнять все игры – эстафеты в парах, т.е. ребёнок со своим родителем.  Участие в нашем празднике сегодня примут две команды, которым сейчас необходимо придумать название и представиться.

(30 сек. на обсуждения названия команды.30 сек. На представление и приветствие команд.)

Педагог: Сегодня у нас будет много разных испытаний. А оценивать их будет наше жюри. (Представление жюри).

Основная часть (23 мин.):

Педагог: Вот и познакомились с участниками и жюри, а теперь пожелаем успеха обеим командам в предстоящих соревнованиях и перейдем к нашему первому конкурсу, который называется

1.«Автогонки»

Первая пара участников, держась за руки добегает до средней линии зала, выбирает любую палочку, на которой привязана верёвочка,  на противоположном конце которой находится машина. Первый участник наматывает веревку на палочку до тех пор, пока  машинка не доедет до красной черты, после чего продолжает наматывать веревочку второй участник пары пока машинка не коснётся палочки. Далее необходимо «загнать машину в гараж», т.е. взять в руки машинку перенести её к команде  и передать эстафету следующему.

Молодцы, замечательно вы умеете водить машину, а вот сейчас посмотрим какая же из команд быстрее и дружнее, а это мы узнаем, когда наши команды преодолеют   эстафету

2. «Поезд дружбы» 

Первая пара одевает обруч, добегает до туннеля, оставляет обруч у тоннеля и проползают через него друг за другом, по окончанию туннеля снова берутся за руки и, оббегая стойку возвращаются назад также через туннель друг за другом, надевают обруч и бегут к финишу передавая  эстафету следующей паре.

Какие наши участники оказались быстрыми и дружными, но команда… оказалась немного впереди. Но у нас ещё много эстафет и вы в них обязательно выиграете, ведь ваши замечательные родители могут  понимать вас даже с закрытыми глазами. Поэтому следующая эстафета называется

 3.«Ночные кладоискатели»

  Родители с завязанными глазами, так как клад ищут ночью. В каске на голове с поварёшкой в руке идут змейкой между стойками  к месту, где стоит «сундук» (коробка) с «золотом» (шашки или конфеты). А ребёнок идёт рядом и направляет в какую сторону необходимо идти и где остановиться. Родителям необходимо дойти до «сундука» зачерпнуть в поварёшку как можно больше «золота» и донести его до команды по командам ребёнка.   «Сундук с золотом»  один для всех и стоит в центре. Чья команда принесёт больше «Золотых монет» и не нарушит правил, та и победит.

Замечательно, посмотрите   какой большой «клад» добыли участники наших команд. Сейчас родители подсчитают свой «клад», а у ребят есть возможность сделать несколько глоточков воды.

          Наконец - то «клад» подсчитан и у команды … всего на … монет больше.

        А кто же из ребят мне скажет, какое сейчас время года и месяц? (Ответы детей). Правильно, весна! И именно в мае  месяце начинается посадка картофеля. А может кто - нибудь знает как называли картофель в то время когда он только появился в нашей стране? (Ответы детей, возможно и родителей)

Называли картофель «чёртовым яблоком» и отказывались его садить. Самое большее, на что соглашались в то время, - разводить вокруг дворцов клумбы с цветами картофеля. Но мы то с вами знаем, какой вкусный и полезный картофель, поэтому и будем сейчас его садить и следующая эстафета так и называется

4.«Посадка картофеля»

 Первый участник «садит» (ложит) «картофель» (мешочки с песком) в «лунки» (обручи), а второй участник следом собирает «картофель», оббегают вместе стойку и  меняются ролями, где второй участник «садит» (ложит) «картофель» в «лунки» (обручи), а первый участник собирает её и на финише передают эстафету.

Вот  наша «посадка картофеля» закончена, и команда … финишировала первой, молодцы замечательный у вас урожай. Но команда … не отчаивается, ведь у них есть шанс выиграть в  гонке на самокатах.

5. «Гонка на самокатах»

Ребёнок стоит перед родителем на самокате, а родители его катят вокруг стойки и назад.

        Какие наши родители оказались быстрыми, сильными и ловкими, все просто замечательно прокатили своих деток.

К большому сожалению на самокате по болоту не переправиться, а вот лоси это совсем другое дело! У них копыта разделяются на две части, а между ними перепонка, которая и не даёт лосю увязнуть в трясине, а ещё лось любит водоросли и может нырять за ними в водоёмах. Но на наших ногах нет перепонок и поэтому мы будем передвигаться по кочкам.

6. «Переправа через болото»

У каждой команды по две кочки. По сигналу участник первой пары встаёт на кочку, а второй перекладывает пустую кочку вперед участника стоящего на кочке, после чего первый переходит на пустую кочку и так пока не дойдут до стойки у которой меняются ролями  и,  доходя до линии финиша передают эстафету следующей паре.

Наши участники просто замечательно справляются со всеми заданиями. Посмотрим, как же они выполнят последнюю эстафету под названием

7. «Золотой ключик»

 (Командам выдают по одному ключику и по четыре «носа» - длинные, бумажные, с резинкой) 

Первые две пары игроков надевают бумажные «носики», по команде участник первой пары цепляет на нос ключик и бежит   к стойке, а родители бегут рядом. За стойкой ребёнок передаёт ключик с носа на нос родителю, и они вместе бегут на финиш где передают ключик с носа на нос следующей паре участников.

 Подведение итогов(4 мин):

Педагог: Пришло время предоставить слово нашему справедливому жюри для подведения итогов и награждения.

(Подведение итогов, награждение, общее фото)

  Педагог: На этом наше соревнование заканчивается. Желаю папам быть всегда такими сильными и мужественными, мамам – обаятельными, всем – не болеть и быть дружными. Ведь именно дружба помогла сегодня нашим командам! До новых встреч в учебном новом году!



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого занятия в объединении                                                 «Общая физическая подготовка» в группе детского сада                              педагога ДО Каламис Т.В.

Тема: «Игры - эстафеты»

Цель: способствование укрепления между детьми и родителями отношений, основанных на любви, взаимопонимании, взаимопомощи и творчестве.

Задачи:

1.Формировать у воспитанников положительное отношение к занятию спортом.

2. Знакомство с новыми эстафетами и совершенствование ранее изученных.

3. Доставить детям удовольствие от совместной двигательной   деятельности.  

Участники: воспитанники группы детского сада объединения «Общая физическая подготовка» с родителями.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма занятия: соревнование.

Место проведения: спортивный зал.

Данное занятие предусмотрено в образовательной программе объединения в конце учебного года, тип данного занятия обобщающий.

Перед данным мероприятием была проведена предварительная работа, заранее проведены беседы с родителями, где они были приглашены в роли участников.

Для проведения занятия были созданы и соблюдены гигиенические и педагогические условия. Кабинет заранее проветрен, инвентарь заранее приготовлен и размещён в удобном месте, приглашены помощники.

При планировании занятия были учтены индивидуальные и психологические особенности группы детей, которая состоит из 11 воспитанников. На данном занятии присутствовало 8 родителей и 6 детей, остальные дети отсутствовали по состоянию здоровья, а один воспитанник находился в отпуске.

Данная группа детей и родителей охотно идут на сотрудничество,  воспринимают информацию. Необходимо отметить, что воспитанники из разных детских садов, но охотно общаются между собой.

Характер занятия несёт в себе  воспитательный характер, где у  детей развиваются чувства сопереживания, ответственности, взаимопомощи и коллективизма.

На занятии присутствовал небольшой познавательный материал.

В ходе занятия все эстафеты старалась преподнести доступным и понятным языком,  выбирая более удобное место для объяснения, помощи и наблюдения. Старалась придерживаться четкой и уверенной речи.

На занятии использовались следующие методы: наглядный, словесный, и практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

Атмосфера на занятии была благоприятной и доброжелательной, дети с удовольствием выполняли все задания, проявляя заинтересованность.

Всё занятие построено в соревновательной форме используя игры-эстафеты, на котором перегрузки не наблюдалось т.к. эстафеты сменяли друг друга по интенсивности и сложности.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

 «Газ-Салинский детско-юношеский центр»

ул.Воробьева, д. 16, с.Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ,

 629365 тел./факс (34940) 2 35 41, moudod-gaz-sale@yandex.ru

Конспект открытого занятия

в объединении

туристско - краеведческой направленности «Робинзоны»

Тема: "Топография"

                                                  Подготовила и провела:

                                                   педагог ДО Каламис Т.В.

   с. Газ - Сале

Тема: «Топография»

Цель: закрепление и расширение знаний в области условных знаков необходимых для составления и чтения топографической карты местности.

Задачи:

  1. Проверить знание условных знаков  через использование групповых и парных форм работы.
  2. Развивать речь.
  3. Создать условия для запоминания новых условных знаков.
  4. Воспитывать память, внимание, самостоятельность, внимательность, сообразительность, взаимопомощь, терпение друг к другу.

Продолжительность занятия: 45 мин.

Возраст детей: 13-14 лет

Место  проведения: кабинет № 3

Инвентарь: ручки, карандаши, 8 карточек с у.т.з. (2-масштабными (или площадные), 2-внемасштабными, 2-линейными и 2-пояснительными т.у.з.) для деления на группы, карточки с изображёнными т.у.з. и их частично ошибочные определения, индивидуальные карточки для топографического диктанта (приложение № 1), магниты двух цветов,   два листа с нанесёнными новыми т.у.з., карточки с новыми т.у.з., листы бумаги на которых хаотично нарисованы новые т.у.з. и их названия.

Условия: В кабинете заранее расставлены столы с тульями полукругом, за каждым столом сидят по два человека.

Примечание: т.у.з.- топографические условные знаки.

План:

  1. Организационный момент -1 мин.
  2. Повторение пройденного материала – 21-22 мин.
  3. Новый материал- 20мин.
  4. Подведение итогов - 3 мин.                            

Ход занятия:

  1. Организационный момент -1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Я рада, что мы с вами вновь встретились. Сегодня мы изучим топографические условные знаки используемые для нанесения реки и её отдельных частей на карту.

II. Повторение пройденного материала – 21-25мин.

А кто мне скажет, что называется топографическими условными знаками?

 (Ответы детей)

Топографические условные знаки - символические штриховые и фоновые условные обозначения объектов местности, применяемые для их изображения на топографических знаках которые передают форму, размеры, местоположение, а также некоторые их качественные и количественные характеристики.

  На какие группы принято делить топографические условные знаки?

(масштабные (или площадные), внемасштабные, линейные и пояснительные)

 Правильно, а теперь возьмите по одному топографическому условному знаку которые лежат у  вас на столе, посмотрите и определите к какой группе он относится.  А сейчас по моей команде вам необходимо найти себе пару с  топографическим условным знаком той же группы и занять место у  любого свободного стола.

По моей команде один участник из каждой пары подойдёт ко мне и получит карточки, на которых нарисованы т.у.з. и сделаны подписи с соответствующими названиями, но в которых допущены ошибки (Приложение 1) , которые вам в парах необходимо найти и исправить в течение 2 минут. Время пошло.

(Работа в парах)

Осталась 1 минута… время вышло. Изобразите на доске знаки, в названии которых были допущены ошибки.

( все присаживаются, и обсуждается правильность выполнения задания)

        Молодцы, ошибки исправили. Теперь вам предстоит самостоятельно поработать в течение 3 минут изобразив в индивидуальной карточке т.у.з. по их названию.   (Приложение 2) 

Осталось 2, 1 мин… Время вышло!

         Поменяйтесь карточками с своим соседом и исправьте допущенные ошибки в течении 1,5 мин. Правильные ответы  находятся на дополнительных карточках (один из детей раздаёт карточки с правильными ответами).   (Приложение 3). 

Поменяйтесь обратно карточками, посмотрите и запомните свои допущенные ошибки.

В правом нижнем углу напишите количество верных ответов и повесьте свою карточку на доску, закрепив её магнитом.

(подведение итогов, распределение мест по количеству правильно изображённых т. у.з.).

         А теперь те ребята, которые использовали красный цвет в магнитах (когда вешали на доску индивидуальные карточки с топографическим диктантом) подойдут к правому - крайнему столу, а кто использовал желтый цвет подойдут к левому-крайнему столу и внимательно выслушают задания.

Каждая из команд получает листок с частично нанесёнными на него т.у.з., которые совершенно одинаковые (Приложение 4). Ваша задача в течение 3 мин. дополнить этот листок любыми т.у.з. так, чтобы он превратился в топографическую карту, которую вы будете зачитывать. Выиграет команда, использовавшая наибольшее количество т.у.з. Время пошло! (работа в группах)

 Время вышло! Посчитайте количество использованных знаков. Один из представителей команды вывешивает свою карту и читает её, а остальные присев на свои места могут дополнять своего товарища.

(защита карт, на каждую карту не более1 мин.)

  1. Новый материал- 20мин.

Молодцы. Скажите, а какие условные знаки, заранее нанесённые на карту  вам не известны? Каким цветом они изображены? А какие знаки на карте у нас изображаются голубым цветом? Конечно же, все, которые связанные с водой. Давайте рассмотрим эти т.у.з. Можете ли вы предположить какие водные объекты изображены на данной схеме? (Идёт размышление и предположение детей о названии изображённых водных объектов. При затруднении ответа детей возможны наводящие вопросы и подсказки, для того чтобы воспитанники самостоятельно определили все названия водных объектов).

                                    Условные топографические знаки:

  1. Водопады; 5 – высота падения воды в метрах
  2. Пороги.

                          Изображения водопадов и порогов на реках            

                          сопровождаются подписями вдп, пор. и    

                          цифровой подписью высоты падения воды (в  

                          метрах).

  1. Стрелки показывающие направление течения(в м/сек.)
  2. Характеристика рек: 170-ширина, П - характер грунта дна. (В — вязкий, К — каменистый, П — песчаный, Т — твердый).
  3. Броды. 1.2-глубина,180-длина в метрах, Т-характер грунта дна, скорость течения в м/сек.
  4. Мосты                                                          

Условные знаки - Мосты

Мосты деревянные

Мосты металлические

Мосты каменные и железобетонные

(Педагог показывает новый условный знак на доске, а воспитанники вместе отвечают его определение)

Отодвиньте стулья назад и встаньте лицом к столу, за каждым столом одна пара.

Игра в парах «Самый быстрый» -1мин. У вас на столе карточки с новыми т.у.з. название которых я буду называть, а вы должны как можно быстрее поднять карточку с соответствующим ответом, кому из пары карточки не хватит, тот проигрывает.

Задание в парах «Самый внимательный»- 1 -1,5 мин

На доске висят карточки. Задание - соединить название т.у.з. с условной зарисовкой.  Соединять т.у.з. знаки с зарисовкой по одному, и поочередно с товарищем в группе. Какая группа выполнит быстрее и правильно.

  1. Подведение итогов - 3 мин.                           
  1. Какие новые у.т.з. сегодня вы запомнили?
  2. Что необходимо указать при нанесении брода на карту? (глубину, длину в метрах, характер грунта дна, скорость течения в м/сек.)
  3. Чем сопровождается изображения водопадов и порогов на реках?

 (подписями вдп (водопады), пор. (пороги) и цифровой подписью высоты падения воды (в метрах).

  1. Что означает стрелка с цифрой на реке (направление течения в м/сек.)
  2. Чем изображается характеристика рек? (шириной и  характером грунта дна).
  3. Какой бывает характер грунта дна   (В — вязкий, К — каменистый, П — песчаный, Т — твердый.)
  4. Что для вас сегодня было самым тяжёлым?

Новые условные знаки будут вывешены на нашем стенде, что даст возможность вам повторять их перед занятиями. А на следующем занятии мы переходим к изучению условных спортивных знаков. Спасибо за внимание, до новых встреч!

Литература:

  1. http://extremum.spb.ru/data1/extremum/ex.nsf/pagespf/B9A87E606F66E636C3257685004AD577

Приложение № 1

Исправь ошибку

(зачеркнуть несоответствующие названиям т.у.з. )

Приложение № 2

Задание: нарисуй топографический знак

  1. Лиственный лес
  2. Смешанный лес
  3. Хвойный лес
  4. Горелый лес
  5. Вырубленный лес
  6. Ветряная мельница
  7. Шоссе с мостом
  8. Курган, бугор
  9. Сад
  10. Колодец
  11. Редколесье (редко стоящие деревья)
  12.  Метеостанция
  13. Овраг
  14. Пески
  15. Церковь
  16. Камыш или высокая трава (более 1 метра)
  17. Памятник
  18. Озеро
  19. Болото  проходимое
  20. Луг или растительность ниже 1м
  21. Лесные просеки
  22. Разрушенное здание
  23. Жилое здание
  24. Ручей, река
  25. Камень, валун
  26. Кустарники
  27. Родник
  28. Домик лесника
  29. Радио и телемачты
  30. Мост
  31. Кладбище немасштабное
  32.  Виноградники
  33. Обрыв
  34. Отдельно стоящее дерево
  35. Бурелом или поваленные деревья
  36. Кладбище масштабное
  37. Границы заповедников
  38. Зимние дороги
  39. ЛЭП (линия электропередач на деревянных опорах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

Приложение № 3

Карточка 2  

         Правильные ответы к приложению № 2

Приложение № 4

J:\Копия Копия гидро2.gif



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого занятия в объединение «Робинзоны»

Каламис Т.В. – педагога ДО

Группа: 1 группа-2 год обучения.

Тема занятия: топография

Тип занятия: комбинированный

Цель данного занятия: закрепление и расширение знаний в области условных знаков необходимых для составления и чтения топографической карты местности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 

Задачи:

  1. Проверить знание условных знаков  через использование групповых и парных форм работы.
  2. Развивать речь.
  3. Создать условия для запоминания новых условных знаков.
  4. Воспитывать память, внимание, самостоятельность, внимательность, сообразительность, взаимопомощь, терпение друг к другу.

Данное занятие взаимосвязано с предыдущим занятием по топографии, по счёту в данной теме оно является вторым.

При планировании данного занятия были учтены индивидуальные и психологические особенности группы воспитанников. Данная группа воспитанников состоит из учащихся 6-7 классов, 4 мальчиков и 4 девочек. Пятеро посещают занятия второй год обучения, а трое пришли сразу на второй год обучения, что создаёт небольшие затруднения в организации учебного процесса в связи с пробелами знаний первого года обучения. На данном занятии присутствовало 6 человек.

Главным этапом на занятии было закрепление и изучение новых топографических условных знаков. В ходе занятий интерес и активность детей удалось поддержать за счёт смены деятельности форм и методов организации ребят на занятии. Нарушение дисциплины на занятии не было.

Применялись индивидуальные, групповые и парные формы организации учебной деятельности. А так же словесный, наглядный, проблемный, практический метод работы на занятии.

Применяла разные способы деления ребят на группы и пары, состав которых  был не постоянным.

Атмосфера на занятии доброжелательная, доверительная, ребята с интересом и активностью выполняли задания педагога, в процессе которого у них активизировались такие психические процессы как: память, воображение, мышление, внимание.

Во время всего занятия осуществлялся постоянный  контроль за воспитанниками.  При возникновении, каких либо затруднений во время выполнений заданий воспитанники направлялись на правильный ход с помощью наводящих вопросов и подсказок.

 Занятие было построено по принципу последовательности, доступности, научности, систематичности, природосообразности с учётом возрастных особенностей, уровня знаний и их развития. И поэтому воспитанники  в ходе занятия воспринимали и понимали полученную информацию, с лёгкостью применяя в дальнейшем на практике.

Все запланированные задания были выполнены, лишь при выполнении  топографического диктанта было затрачено больше запланированного времени.  

Все части занятия имели логический смысл, плавно переходили от задания к заданию, закрепляя прошлый и изучая новый материал.

В конце занятия подведённый итог показал, что данный материал усвоен воспитанниками на хорошем уровне. Поэтому считаю, что с  поставленными задачами и целью я справилась.

Для проведения занятия были созданы гигиенические и педагогические условия. Кабинет заранее проветрен, посадочные места расставлены удобным способом, раздаточный материал приготовлен и разложен на удобные места.  

        Перегрузка, усталость, равнодушие воспитанников на занятии не наблюдалась.