Технология формирования процессов восприятия музыки (О. П. Радынова)
Методические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvazvitiya_pevcheskih_navykov.docx | 54.33 КБ |
monitoring.doc | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа 29 г. Химки
Дошкольное отделение «Калейдоскоп»
Педагогическая технология
На базе технологии развития восприятия музыки по авторской программе "Музыкальные шедевры" Радыновой О.П.
для работы с детьми 4-7 лет
Разработала музыкальный руководитель Бальжиева М.Б.
(высшая квалификационная категория)
Московская область, городской округ Химки
Концептуальная часть
Эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства является ядром музыкальной культуры. Формирующееся отношение ребёнка к музыке способствует возникновению интереса к музыкальным произведениям, становлению начал вкуса, представлений о красоте.
Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, воображение, эстетическое сознание.
Важным фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый взрослыми для детей. Музыкальные шедевры формируют у ребёнка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале.
Для пробуждения интереса к народной, классической и духовной музыке необходимо, чтобы музыка постоянно окружала детей, при этом репертуар должен быть тщательно подобран. Детский сад способствует становлению эмоциональной отзывчивости на музыку.
Всем известно о пользе прослушивания классических произведений. Опрос детей и анкетирование родителей показали, что дети не знают и не слушают классическую музыку дома, не посещают концерты. Поэтому, как музыкальный руководитель, я решила уделить этому особое внимание. Я считаю, что приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, у него воспитывается эстетический вкус, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Старшие дошкольники эмоционально, непринужденно отзываются на музыку, у них появляется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
Ребенок в этом возрасте способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Для формирования музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста, развития навыков музыкально-творческой деятельности в процессе слушания классической музыки я использую программу «Музыкальные шедевры» Радыновой О.П.
Технология О.П. Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности.
Ведущий вид деятельности - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально–образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению).
Эмоциональная отзывчивость детей будет развиваться наиболее эффективно в случае:
Учёта индивидуальных особенностей проявлений эмоциональности детьми дошкольного возраста;
Учёта индивидуальных особенностей детей при организации процесса восприятия музыки как активного творческого процесса;
Правильного подбора репертуара классических музыкальных произведений.
В данной работе я представляю опыт развития навыков слушания у детей дошкольного возраста в нашем детском саду в период с 2017 (со старшей группы) по 2019 год (до подготовительной к школе группы). На протяжении этого периода отслеживалось развитие навыков слушания музыки дошкольников, нарастание обучающих приемов в формировании детского внимания.
Основанием для выбора направления работы послужили результаты диагностики развития навыков по методике О.П. Радыновой в начале 2017-2018 учебного года, где было выявлено, что 60% детей имеют низкий уровень развития навыков.
Содержательная часть
Цель технологии: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста; воспитание у детей эстетических чувств, восприимчивости и любви к музыке через - развитие музыкального восприятия и интереса к музыке у детей дошкольного возраста в процессе её слушания.
Исполнительство, творчество, музыкально–образовательная деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению).
Для реализации цели были поставлены задачи:
- Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыке.
- Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).
- Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений).
- Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).
В работе с детьми я руководствовалась следующими принципами:
1.Принцип цикличности - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития.
2. Принцип - контрастное сопоставление репертуара. Такие сопоставления заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.
3.Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей и допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы.
4.Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально–ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр–драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки), кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.
5.Принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживать интерес к музыке.
Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание.
Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского.
Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности.
Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.
Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках.
Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.
Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности.
Алгоритм применения технологии в практической профессиональной деятельности
1 этап: привлечение внимания детей к слушанию музыки (настрой на её восприятие);
2 этап: слушание музыки, беседа и сравнение, рассматривание иллюстраций;
3 этап: развитие способностей детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).
Условия реализации технологии
- Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности с детьми дошкольного возраста педагога, музыкального руководителя, родителей.
Место и время реализации технологии: беседы с детьми о музыке, комбинированные занятия с использованием различных видов деятельности, вечера досуга, концерты по слушанию музыки, консультации для родителей, семинары-практикумы для педагогов.
Методы и приёмы музыкального воспитания.
Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.
Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке
Особые методы, разработанные О.П.Радыновой.
- Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.
- Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
- Моторно-двигательное уподобление эмоционально–образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
- Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).
- Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий.
- Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания детьми применяется в младшем возрасте. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.
- Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
- Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты
- Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
- Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.
Автор считает важным то, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:
- Слушание знакомых музыкальных произведений.
- Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее.
- Игры – сказки.
- Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования.
- Тематические музыкальные вечера.
- Беседы – концерты.
- Театральные постановки.
- Праздничные утренники.
Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, чтобы классическая музыка звучала и в семье.
Этапы педагогической технологии
1 этап. Организуем взаимодействие педагога с детьми, согласовываем алгоритм его действий с формами педагогического взаимодействия и организации детской деятельности. Активизируем интерес детей к музыке, эмоциональную отзывчивость, образное мышление, творческое воображение.
Рекомендуются следующие формы работы: беседы с детьми о музыке; комбинированные занятия.
2 этап. Развиваем умения эмоциональной отзывчивости на музыку. Для этого:
- Активизируем творческие действия детей, направленные на восприятие музыкального образа.
- Способствуем нахождению «эмоционального унисона» (О. П. Радынова).
- Развиваем умение выявлять смысл музыкальной речи, различать средства музыкальной выразительности.
- Развиваем эмоционально-оценочное отношение ребёнка к музыке. Для этого способствуем:
- проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребёнка к музыке; высказыванию предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок; проявлению творческой распознавательной установки на восприятие и выражению эмоций как результата восприятия музыки.
3 этап предполагает комплексное использование детьми полученных слушательских умений и опыта эмоционального выражения результатов восприятия музыки. Основной формой организации могут стать вечера досуга в форме концертов.
4 этап. Обогащаем музыкальную культуру педагогов и родителей. На этом этапе предполагается использование различных форм обогащения музыкальной культуры взрослых:
семинары-практикумы для педагогов;
консультации для родителей.
Ожидаемые результаты педагогической технологии
Дети: сформировалась эмоциональная отзывчивость на музыку и желание слушать шедевры музыкальной культуры. Развита эмоционально-чувственная сфера, расширен словарный запас. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражения его результатов в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.
Родители: развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального восприятия ребёнка. Создание репертуара для детского слушания в семье.
Педагоги: активное участие в развитии музыкального восприятия детей. Проведение различных занятий с целью организованного восприятия музыки детьми. Проведение комбинированных занятий с использованием музыки. Развитие интереса к музыке, обогащение музыкальной культуры.
Музыкальный руководитель: налаживание процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей во время восприятия музыки. Организация различных форм слушания музыки. Изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация процесса восприятия музыки детьми.
Анализ методической литературы.
Изучила и проанализировала следующую методическую литературу:
«Песня, танец, марш» О.П. Радынова
«Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова
«Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О.П. Радынова
«Природа и музыка» О.П. Радынова
«Народные колыбельные песни» О.П. Радынова
«Музыкальные шедевры. Авторская программа. Методические рекомендации» О.П. Радынова
Диагностика
Направления и содержание диагностических процедур:
- Изучаем особенности эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера.
- Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.
- Исследуем особенности развития музыкальной эрудиции детей.
- Выявляем особенности восприятия и выражения эмоций и чувств детьми дошкольного возраста.
- Исследуем особенности эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на музыкальные произведения.
- Выявляем своеобразие эмоциональных переживаний дошкольников в ходе слушания музыки.
- Исследуем особенности восприятия детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения.
- Выявляем особенности реакции на музыку
- Анализируем музыкальный репертуар для слушания, рекомендованный дошкольникам образовательной программой.
Первое направление диагностики
Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на музыку разного характера.
Метод 1. Экспериментальная ситуация.
Цель: Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения: «Шутка», И.-С. Бах; «Осенняя песнь», П.И. Чайковский.
Критерии оценки эмоциональных проявлений ребенка:
- Желание слушать музыку.
-Сосредоточенность, устойчивость внимания.
- Двигательная активность, наличие движений, мимических реакций.
-Сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.
Метод 2. Игровая экспериментальная ситуация. «Разноцветные листья»
Цель игры: Оценивать адекватность восприятия характера музыки ребенком. Вызвать эмоциональный отклик на музыку.
Оборудование: три цветных кленовых листочка из картона, соответствующих характеру музыки:
- Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная), зелёный листочек.
2.Чёткая, бодрая (марш), жёлтый листочек.
- Весёлая, радостная, плясовая, задорная, красный листочек.
Ход игры:
1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведения:
- «Грустная песенка» В.Калинников;
- «Клоуны», Д. Кабалевский;
- «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
Каждый ребенок по очереди выбирает листок, рассказывает о характере музыке. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
2 вариант. Перед каждым ребёнком лежат три листочка. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Детям предлагается выбрать листочек, и делать, что им хочется, именно под эту музыку, танцевать, двигаться, импровизировать. Мотивация: помочь понять звучащую музыку, объяснять ее, изобразить.
Метод 3. Игровая ситуация «Музыкальная шкатулка»
Цель: выявлять представления детей о характере музыки и ее настроении, умение вербализовать воспринимаемый музыкальный образ с использованием игрового персонажа.
Ход игры. Игровой персонаж предлагает отправиться в волшебное путешествие в «заколдованный» лес. С помощью музыкальной шкатулки, дети попадают в лес. Дети прослушивают произведение или фрагмент. Игровой персонаж предлагает детям узнать музыкальное произведение. Предлагаемая детям музыка входит в программу музыкальных занятий старшей группы:
П. Чайковский «Осенняя песнь»;
Н. Римский-корсаков «Белка (из оперы «Сказка о царе Салтане»);
М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки».
После слушания музыки детям предлагается рассказать, какую музыку они слышали в волшебном лесу, каким предстал лес в их воображении. Затем дети вместе с педагогом выбирают несколько сочинений для двигательной импровизации. Необходимо дать детям возможность свободно использовать знакомые танцевальные элементы.
Метод 4. Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.
Индивидуальная беседа с детьми, анкетирование для родителей.
Второе направление диагностики
Наблюдение за детьми на музыкальном занятии (слушание музыки)
Целью наблюдения является исследование особенностей эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку. Во время наблюдения учитываются:
- отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь);
- экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания (хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен);
- сопровождение музыки движениями (притопывает, хлопает в ладоши; покачивает в такт мелодии; пританцовывает; неподвижен; сосредоточен; отвлекается на другую деятельность; не связанную с музыкой);
- эстетическая оценка музыкального произведения (дается самостоятельно, с помощью педагога);
-реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания, отстроченная реакция, проявляющаяся в других видах деятельности).
Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей
за 3 года показала следующие результаты:
Учебный год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2017-2018 | 39% | 34% | 27% |
2018-2019 | 53% | 37% | 11% |
2019-2020 | 67% | 25% | 8% |
- Диаграмма развития восприятия детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения и выявляем особенности реакции у детей дошкольного возраста за 2017-2020 учебный год.
Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования слушания музыки дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.
В будущем я планирую продолжать работу по слушанию музыки используя наработанный опыт.
Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов, для развития творческих способностей детей через музыкальные занятия, игры, музыкальные загадки, диалоги и так далее.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ К ДИАГНОСТИКЕ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ
Диагностика проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводится в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
Диагностика проводится на программном материале.
Критерии оценивания уровня певческих навыков у детей 4-5 лет
Высокий уровень
Восприятие музыки
-эмоционально отзывается на песни различного характера
- самостоятельно узнаёт и называет песни по вступлению и мелодии
Средний уровень
Восприятие музыки
- недостаточно эмоционально отзывается на песни различного характера
- с подсказкой узнаёт и называет песни по вступлению и мелодии
Низкий уровень
Восприятие музыки
- эмоционально не отзывается на песни различного характера
- не узнаёт песни по вступлению и мелодии
Критерии оценивания уровня певческих навыков у детей 5-6 лет
Высокий уровень
Восприятие музыки:
- умеет самостоятельно узнавать песню по вступлению. мелодии, называет ее, высказывается о характере;
- чувствует жанр;
- отличает на слух правильное и неправильное исполнение товарищей;
- эмоционально отзывается на песни различного характера;
Средний уровень
Восприятие музыки:
- не всегда узнаёт песню по вступлению. мелодии, называет ее, высказывается о характере;
- чувствует жанр;
- плохо отличает на слух правильное и неправильное исполнение товарищей;
- недостаточно эмоционально отзывается на песни различного характера;
Низкий уровень
Восприятие музыки:
- не узнаёт песню по вступлению. мелодии, называет ее, высказывается о характере;
- не чувствует жанр;
- не отличает на слух правильное и неправильное исполнение товарищей;
- недостаточно эмоционально отзывается на песни различного характера;
Критерии оценивания уровня певческих навыков у детей 6-7 лет
Высокий уровень
Восприятие музыки:
- эмоционально отзывается на песни разного характера;
- самостоятельно даёт оценку качеству пения товарищей;
- помнит, узнаёт, называет любимые песни из числа пройденных, поясняет: за что нравится песня, в чем ее особенность и т. д.;
- передаёт в пении тонкие динамические изменения
Средний уровень
Восприятие музыки:
- не всегда эмоционально отзывается на песни разного характера;
- не всегда может самостоятельно дать оценку качеству пения товарищей;
- с подсказкой узнаёт, называет любимые песни из числа пройденных
- не передаёт в пении тонкие динамические изменения
Низкий уровень
Восприятие музыки:
- не всегда эмоционально отзывается на песни разного характера;
- не всегда может самостоятельно дать оценку качеству пения товарищей;
- с подсказкой узнаёт, называет любимые песни из числа пройденных
- не передаёт в пении тонкие динамические изменения
Консультации для родителей
Консультации для педагогов
Конспекты занятий
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ
Автор методики: Радынова О.П. Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально.
- Диагностика проводится на программном материале.
- Цель:
Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка. Метод:
Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство
1.Внимание
3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2.Просьба повторить
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение.
Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. Наличие любимых произведений
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. Эмоциональность
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания
(страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. 2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
5. Высказывания о музыке с контрастными частями
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 – Затрудняется с выполнением задания.
7. Определение окончания мелодии
3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других
3 – Очень чувствителен к точности интонации
2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других. 1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления
1. Пение знакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога. 2. Пение знакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт. 3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт. 4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки. 2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
- – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт. 5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне 3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
- - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
6. Подбор по слуху малознакомой попевки
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога. 1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма
- Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
- Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями;
- Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Определение уровня развития ладового чувства
Вывод: Высокий -
Средний
Низкий
Определение уровня развития музыкально – слуховых представлений
Вывод: Высокий -
Средний
Низкий
Определение уровня развития чувства ритма
Ф. И. ребёнка | Воспроизведение в хлопках простейшего ритм. рисунка мелодии из 3-4 звуков | Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки.
| Соответствие ритма движений характеру музыки | Итог | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Высокий -
Средний
Низкий
Сводная таблица по уровням музыкальных способностей детей
Ф. И. ребёнка | Ладовое чувство | Музыкально – слуховые представления | Чувство ритма | Итог | ||||||||
| Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В | Н | С | В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Высокий Средний Низкий
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задачи программы | Виды музыкальной деятельности
| |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкальнообразовательная деятельность. | |
Цель: Формирование эмоциональной отзывчивости, как основы развития музыкальности. Задачи: Содействовать развитию интереса к музыке, умение реагировать на общее настроение и характер музыки.
Способствовать возникновению желания заниматься музыкальной деятельностью.
Развивать музыкальносенсорные и двигательные способности детей. | Развивать способность яркого эстетического переживания ситуации художественного общения;
Развивать слуховое восприятие, внимание, память, умение дослушивать произведения до конца.
Учить различать звуки по высоте в пределах октавы. Учить различать 2-х частную музыку контрастного характера. | Формирование умения петь с музыкальным сопровождением и голосом взрослого. Содействовать развитию певческой интонации. Учить петь без напряжения, не кричать. Развивать правильную дикцию. Добиваться умения коллективного исполнения песни. | Формировать чувство ритма через сочетание ориентировки в пространстве, жести и движения. Различать характер музыки (марш, пляска) и согласовывать свои движения в соответствии с ним. Учить ориентироваться в пространстве зала. Учить отмечать начало и конец музыки. Обогащать разнообразные плясовые и образные движения. | Вызвать интерес к данному виду деятельности. Учить детей передавать метрическую пульсацию на ударно-шумовых инструментах. | Поощрять попытки детей к простейшей импровизации во всех видах музыкальной деятельности. | Сообщить сведения о жанрах (колыбельнаяплясовая). Познакомить со средствами музыкальной выразительности (темп и динамика). Познакомить с детскими музыкальными инструментами. Способствовать усвоению понятий (высоко-низко), (долго – коротко). |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкальнообразовательная деятельность. | |
Цель: Формировать основы музыкальноэстетического сознания детей.
Задачи: Развивать основы музыкального вкуса дошкольников. Совершенствовать слуховое восприятие, внимание, музыкальную память детей. Содействовать проявлению склонности к музицированию. Продолжать развивать музыкальные способности детей. | Развивать у детей способность познания эмоционального состояния своего и другого человека. Побуждать самостоятельно определять жанры, различать менее контрастную музыку, выделять средства музыкальной выразительности. Формировать умение слышать звуки по высоте в пределах сексты и учить прохлопать ритмический рисунок песен. | Способствовать овладению детьми чистого интонирования мелодии. Совершенствовать навыки правильного дыхания. Добиваться правильной дикции и артикуляции. Учить детей петь выразительно с музыкальным сопровождением и без него. | Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки, ориентируясь в пространстве зала. Обогащать запас новых танцевальных движений. Совершенствовать технику ритмичности движений. | Формировать простейшие ансамблевые навыки. Учить передавать простой ритмический рисунок на ударных музыкальных инструментах. Способствовать развитию умения согласовывать действия с музыкальным инструментом с характером, темпом и динамикой пьесы. | Содействовать творческим поискам детей в различных видах музыкальной деятельности. Развивать творческое воображение. Побуждать давать музыкальный ответ на музыкальный вопрос. Поощрять творческие исследования нового инструмента, попытки самостоятельно поиграть на нем. Побуждать к импровизации с предметами в движении. | Сообщить детям сведения о музыкальных жанрах (марш, пляска, колыбельная). Уточнять представления о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, учить различать звучания знакомых инструментов. Познакомить с понятием «Народная музыка» Расширять словарь эмоциональнообразного содержания музыки.
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 5 до 6 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкальнообразовательная деятельность | |
Цель: Формировать основы музыкальной культуры детей. Задачи: Продолжать накапливать интонационнослуховой и интонационнопластический опыт. Углублять развитие музыкальности, пластичности, как компонент муз. культуры. Расширять использование инструментального музицирования, для выполнения детьми творческих заданий. Развивать основы худож.-муз. вкуса. | Добиваться понимания детьми ключевого понятия «Жанр». Способствовать развитию умения адекватного определения средств выразительности. | Продолжать совершенствовать навыки чистого интонирования с музыкальным сопровождением и без. Совершенствовать выразительное пение. Содействовать навыку оценивания пения других детей. | Отрабатывать технику основных видов движений, добиваться легкости, пружинности танцевальных движений. Учить классическому выражению музыкальных образов. | Совершенствовать умения владеть основными приемами игры на музыкальных инструментах. Способствовать переносу способов действия на другие музыкальные инструменты. Побуждать передавать в игре на музыкальных инструментах средства музыкальной выразительности | Способствовать продуктивному музыкальному творчеству. Продолжать развивать музыкальнотворческое воображение. | Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами, жанрами и композиторами. Познакомить с понятиями «Вокальная музыка» «Инструментальная музыка». Расширять эмоциональнообразный словарь. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 6 -7 ЛЕТ ПО РАЗДЕЛАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель и задача программы | Виды музыкальной деятельности | |||||
Восприятие музыки | Пение | Ритмические движения | Игра на музыкальных инструментах | Музыкальное творчество | Музыкальнообразовательная деятельность | |
Цель: Формировать основы музыкальной культуры. Задачи: Формировать музыкальноэстетическое восприятие, сознание, оценку, потребности, интересы. Развивать творческую активность в различных видах музыкальной деятельности. Формировать эмоциональноположительное отношение к произведениям музыкального искусства. | Способствовать развитию умения различать характер музыки (внутри одного жанра) и эмоциональное отношение к нему. Содействовать развитию умения определять форму музыкального произведения (3-х частную, вариативную) Побуждать активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения, в соответствии с музыкальным образом и содержанием. Продолжать развивать музыкальносенсорные способности. Совершенствовать целостное и дифференцированное музыкальное восприятие. | Продолжать учить детей выразительному исполнению песен. Добиваться умения петь звонким голосом, напевая легким, подвижным звуком. Продолжать развивать умение брать правильно дыхание Совершенствовать навыки чистого интонирования, правильной дикции и артикуляции. Закреплять навык коллективного исполнения. Способствовать развитию умения петь без музыкального сопровождения. | Продолжать формировать выразительное и непринужденное движение в соответствии с характером музыки. Способствовать более активной реакции на музыку (эмоциональность, образность в передаче движений в сюжете игры и действиях персонажей). Развивать пластичность моторного аппарата, изящность движений и слитность их с музыкой. | Способствовать обобщению понятия «Форма» Продолжать закреплять навыки ансамблевого исполнения. Содействовать умению -подбирать мелодию на фортепиано. Стимулировать получение эстетического удовлетворения от музицировании. Развивать координированность, согласованность движений рук в игре на музыкальных инструментах. | Побуждать самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного действия. Поощрять придумывание нескольких композиций танцев, комбинировать элементы танцевальных движений. Содействовать активному проявлению себя в придумывании интонаций различного характера и жанра. Поощрять проявления фантазии при выборе интонации на заданный текст и на свой текст. Развивать способности творческого воображения при восприятии музыки. | Продолжать знакомить с музыкальной терминологией. Знакомить с приемами и характером исполнения (стаккато, легато). Расширять сведения о классической, народной музыке, о композиторах, о взаимосвязи видов искусств. Учить использовать музыкальную терминологию (мелодия, аккомпанемент, форма, части и т.д.) Расширять понятие о средствах музыкальной выразительности. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами. |