Воспитатель года России

Шестакова Светлана Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия

в подготовительной

к школе группе

в форме

образовательной ситуации

«Поможем жителям

Легограда»

Образовательная ситуация

«Поможем жителям Легограда»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель: автоматизация звуков Р и Рь в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи: 

Коррекционно - образовательные:

автоматизировать звуки [р]  и [р/]  в словах, словосочетаниях и предложениях; упражнять в определении места звука в слове; формировать умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;  упражнять в подборе слов со звуками [р]  и [р/] с определенным количеством слогов; актуализировать  умения составлять предложения.

Коррекционно - развивающие:

развивать артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, концентрацию внимания, зрительное восприятие, внимание и память, координацию в пространстве; обогащать лексическую сторону речи детей; развивать конструктивные умения, мелкую моторику, интерес к лего-конструированию.

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь, организованность, умение выполнять игровые правила, умение работать в парах и коллективе.

Оборудование: ИКТ, постройки и детали из  лего-конструктора, ключи (из картона) с номерами (от 1 до 3 в двух экземлярах).

Ход образовательной ситуации

1.Мотивационно-ориентировочный этап

Педагог собирает вокруг себя детей и сообщает, что от одного жителя Легограда пришло видео письмо.

-Дети, как вы думаете, что это за город – Легоград?

Дети садятся на стулья полукругом перед ноутбуком.

-Предлагаю послушать видеописьмо.

Видеообращение:

«Дорогие дети! В нашем городе Легограде случилась беда – сильнейший ураган разрушил большинство зданий в нашем прекрасном городе!

Жителям Легограда требуется помощь, чтобы восстановить город! Одним им не справиться!

Но прежде, чем взяться за восстановление города, нужно выполнить задания. Только после их выполнения можно получить специальный ключ для восстановления разрушенных зданий!

Помогите нам, пожалуйста!»

-Вы хотите помочь жителям Легограда?

-Как вы думаете, мы справимся с заданиями?

Но сначала я предлагаю сделать артикуляционную гимнастику!

Теперь можно отправляться в путь!

2. Поисковый этап

-А как нам попасть в Легоград?

Мы с вами решили, что это необычный город  - в нем все построено из лего! Думаю, добраться туда поможет поезд, построенный из лего.

Дети собирают из лего паровоз и вагончики. Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково», и дети «отпраляются»  в путь.

3. Практический этап

Вот мы и прибыли в Легоград! Да! Ураган сильно разрушил здания! Что это? Письмо!

А вот и первое задание!

Игра «Определи звук и найди его место в слове»

Дети сидят за столами. У каждого  - набор из трех деталей лего: длинная желтая деталь (слово), одна короткая деталь зеленого цвета и одна короткая деталь синего цвета (звуки).

Нужно определить место звука Р или Рь в слове, т.е. определить, где он стоит – в начале, середине или в конце слова. Затем подумать - мягкий он или твердый. Если твердый,  взять синюю деталь и разместить ее на желтой детали в зависимости от места этого звука. Если мягкий, взять (подсказывайте мне)  - зеленую деталь и разместить на детали, обозначающей слово, в нужном месте.

Например,  слово «инструменты».

Где стоит звук Р или Рь?

Какой он – твердый или мягкий?

Возьмите нужную деталь  и разместите ее на желтой детали.

Слушайте внимательно: топор, дрель, сверло, рубанок, шуруп, рулетка,  уровень, степлер.

Дети выполняют самостоятельно. После каждого слова, педагог просит одного ребенка объяснить его решение.

Молодцы! С заданием справились!

Следующее задание!

Игра «Придумай слово с нужным количеством слогов» (стоя вокруг стола)

На столе модели слов. В каждом слове определенное количество слогов. Каждый из вас возьмет по одной модели и придумает слово со звуком Р или Рь с таким количеством слогов, которое указано на модели.

Например, посмотрите, сколько слогов на этой модели (два). Придумайте слово со звуком Р или Рь, состоящее из двух слогов.

Ответ детей: на этой модели два слога. Я придумал слово: мороз.

Отлично справились с этим испытанием! (Или: задание было сложным, но общими усилиями мы с ним справились)

И еще одно испытание!

Игра «Придумай предложение»

На столе составлена композиция из лего. Найти  в композиции предмет, в названии которого есть звук Р или Рь, и составить с ним предложение.

Дерево, труба, дверь, дорожка, кораблик, ракета, крыша, рисунок.

        Мы справились!

Посмотрите! Здесь, по-моему, ключи, о которых говорилось в видеописьме!

Возьмите каждый по ключу. На каждом ключе есть номер. Найдите стол с таким же номером.  Работать будем по парам.

Восстанавливать здание можно по инструкции, которая лежит на столе, или по вашему представлению.

Приступайте к ремонту! (Звучит музыка)

А теперь аккуратно соединим столы. Город  восстановлен!

Появляется житель Легограда:

«Дорогие дети! Жители города благодарны вам за оказанную помощь! Вы остановили наш город! Большое спасибо!»

-Мы были рады вам помочь! Да, ребята? Но нам пора возвращаться в детский сад! До свидания!

«Счастливого пути! До встречи!»

4. Рефлексивно-оценочный этап

Вот мы и вернулись.

В каком городе мы с вами побывали?

Смогли мы помочь жителям города?

Почему нам это удалось?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование

 лего-технологии
в логопедической работе

с детьми

дошкольного возраста

Здравствуйте, уважаемые члены жюри!

Я - учитель-логопед детского сада 4. Меня зовут  Шестакова Светлана Александровна.

 Я современный педагог и стараюсь идти в ногу со временем. А идти вперёд и осваивать современные технологии мне помогают мои воспитанники! Юных представителей современного поколения непросто чем-то удивить!

И, чтобы их заинтересовать, я нахожусь в постоянном поиске новых идей и педагогических решений.

 Рада представить Вам свою «Педагогическую находку» - «Использование ЛЕГО-технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

За последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Наблюдается усложнение характера речевых патологий. В ряде случаев наблюдаем комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. 

Опираясь на утверждение Даниила Борисовича Эльконина и Алексея  Николаевича Леонтьева о том, что игра является критерием психофизического развития дошкольника, я решила найти эффективную игровую технологию, позволяющую формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. 

Одной из таких технологий является ЛЕГО-технология, которая, в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяет осуществлять системно-деятельностный подход. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В связи с этим  применение ЛЕГО-технологии является актуальным в коррекционно-логопедической работе.

Применение наборов ЛЕГО-конструктора на логопедических занятиях имеет следующие преимущества:

– конструктор безопасен для детей, удовлетворяет самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности; 

– конструктор яркий, красочный, привлекательный;

– облегчает процесс мотивации ребенка;

– конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене и ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей; 

– игровое восприятие заданий педагога, когда задание преподносится ребенку в виде увлекательной игры;

– применение конструктора позволяет ребенку проявлять творческий подход, фантазировать. 

Новизна технологии состоит в применении ЛЕГО-конструктора в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Отмечено, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи.

 Как я использую ЛЕГО-технологию в работе с дошкольниками?

Во-первых, хочу отметить, что формы организации логопедической работы с применением ЛЕГО-конструктора разнообразны: это  и групповые занятия с детьми, и индивидуальные.

Во-вторых, ЛЕГО-технологию применяю на любом этапе коррекционного воздействия, т.е. использую в коррекции на уровне: 

– звука;

– слога;

– слова; 

– лексико-грамматического строя речи;

– предложения;

– связной речи;

– подготовки к обучению грамоте.

В-третьих, ЛЕГО-технологию я применяю в виде игры.

Расскажу об этом подробнее.

На уровне звука ЛЕГО-технология используется мной для формирования навыков звукового анализа: определения места звука в слове, первого звука в слове, характера звука. Для этого применяем детали желтого цвета, символизирующие слово, и короткие (маленькие) детали конструктора красного, синего и зеленого цветов (в соответствии с символическим обозначением гласных звуков, согласных твердых и мягких звуков).

1.Игра «Определи, где находится звук»

Используем лего-деталь желтого цвета (слово) и лего-фишки  желтого цвета (звуки).

Цель: определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

Игровая задача: услышав слово, ребенок определяет место заданного (автоматизируемого или дифференцируемого) звука, выкладывает фишку в нужном месте (в начале, середине или в конце детали, обозначающей слово).

2.Игра «Определи, какой звук стоит в начале слова»

Используем лего-деталь желтого цвета (слово) и лего-фишки  красного, зеленого и синего цвета (звуки).

Цель: определение характеразвука в начале слова  (гласный, согласный твердый или согласный мягкий)

Игровая задача: услышав слово, ребенок определяет,какой звук стоит в начале слова, называет его и выкладывает фишку нужного цвета. Объясняя свой выбор.

3.Игра «Разложи картинки»

Используем готовые модели слова из деталей конструктора:

Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуковв начале слова.

Игровая задача: в соответствии со схемами разложить картинки, названия которых начинаются на твердый или мягкий звук.

4.Игра «Выбери домик для картинки»

Используем готовые домики, собранные  из деталей конструктора красного, зеленого и синего цвета

Цель: дифференциациягласных, согласных твердых и мягких звуков в начале слова.

Игровая задача: разложить картинки, названия которых начинаются на гласный, согласный твердый или согласный мягкий звук в соответствующие домики

На уровне слога используем следующие игры с лего:

1.Игра «Определи, сколько слогов в слове»

Используем детали желтого цвета, символизирующие слово, и детали меньшего размера желтого цвета, символизирующие слоги.

Цель: формирование умения определять количество слогов в слове.

Игровая задача: определить, сколько слогов в слове и выложить на желтой детали-слове столько же деталей-слогов.

2.Игра «Определи, сколько слогов в слове, и разложи картинки»

Используем готовые модели слогового состава слова, как в предыдущей игре.

Цель: формирование умения определять количество слогов в слове.

Игровая задача: определить, сколько слогов в названии картинки, и положить картинки около соответствующей модели.

На уровне слова игры с использованием ЛЕГО-технологии направлены на развитие словаря.

1.Игра «Часть и целое»

Используем технологическую карту (инструкцию) изготовления модели (предметы мебели, игрушки, техника и т.д.), детали конструктора лего.

Цель: формирование умения определять  и называть части предметов

Игровая задача: построить по инструкции модель, назвать, из каких частей состоит (например, стул состоит из ножек, сиденья, спинки).

2.Игра «Преобразование предмета»

Используем готовую модель (предметы мебели, игрушки, техника и т.д.), детали конструктора лего.

Цель: преобразование одного предмета в другой, отработка навыков словообразования в процессе преобразования предметов.

Игровая задача:  преобразовать один предмет в другой, добавляя или убирая детали лего, комментировать свои действия ( например, из большого стула сделать маленький стульчик).

3.Игра «Волшебный мешочек»

Используем мешочек и готовые предметы из лего.

Цель: узнавание и называние предмета из лего на основе тактильных ощущений.

Игровая задача: на ощупь определить предмет и назвать его.

Эти игры организую, работая по лексическим темам. Это даёт возможность детям с нарушениями речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, помогает перевести слова из пассивного словаря в активный, развивает семантические связи.

Игры на развитие грамматического строя речи направлены на

-формирование умения употреблять существительные в косвенных падежах (игра «Без чего?»);

-выработку навыков правильного использования местоимений (игры «Он-она», «Мой-моя-моё»);

-развитие навыка согласования существительных с числительными (игра «Посчитай»);

-согласование прилагательных с существительными, формирование умения различать и называть цвет деталей и фигурок (игра «Художник»).

Работа над предложением с использованием ЛЕГО-конструктора заключается в составлении предложений. С этой целью используются желтые детали ЛЕГО разной длины в зависимости от длины слова (слова большие и маленькие). Отдельную деталь используем для обозначения начала слова. Выстраиваем с детьми цепочку из деталей ЛЕГО в соответствии с количеством слов в предложении. Использование метода моделирования и развитие у ребенка наглядно-образного мышления в данном случае позволяет решить сложную задачу - определение количества слов в предложении. 

Для развития связной речи, при составлении рассказа, ребенком достраиваются игровые элементы из ЛЕГО-конструктора и моделируется ситуация, побуждающая ребенка на составление рассказа. С использованием ЛЕГО-конструктора работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора. Важным моментом в работе над составлением связного высказывания является распространение предложений дополнениями, обстоятельствами и определениями.

 В рамках подготовки к обучению грамоте используются игры по формированию звукового анализа. Манипулируя деталями конструктора лего, ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы. Формировать кинестетические ощущения позволяет упражнение по обведению контура буквы пальчиками, тактильное опознание букв. Кроме этого, применяем ЛЕГО-конструктор как кубик - на лего-фишки приклеены буквы, из которых дети составляют слова.

Для родителей мною были разработаны картотеки игр с применением лего-конструктора, консультации, памятки.

Ожидаемые результаты применения ЛЕГО-технологии:

-повышение мотивации воспитанников и эффективности усвоения образовательной программы дошкольного образования;

-приобретение ребенком опыта конструктивной деятельности;

-развитие познавательной активности и творческих способностей у дошкольников;

-совершенствование у детей речевых навыков как средств коммуникации;

-развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи;

-развитие фонетической стороны речи;

-развитие фонематической системы языка;

-развитие связной речи;

-использование речи детей для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия);

-соответствие речевого развития детей возрастной норме.

Список использованной литературы:

  • Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». М., 1973 г.
  • Комарова Л.Г. Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  • Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи. — метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165.
  • Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов. — М., 2001. — С 68-71.
  • Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО — М., «Владос», 2003.