Материалы к конкурсу "Учитель-дефектолог 2023"
Методическая разработка на тему: мастер-класс для педагогов «Лаборатория педагогических компетенций «Калейдоскоп».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством формирования их мотивации к самообразованию.
Задачи:
- Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
- Способствовать развитию педагогического мышления;
- Создавать благоприятную атмосферу для всех участников игры;
- Создавать условия для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов.
Оборудование: ноутбук, экран мультимедиа, калейдоскоп, разрезные фигуры, полукруг, зеркало, красный, желтый, зеленый конверты с наполнением, по количеству участников, ручки.
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда по использованию игровой технологии - логосказка с детьми подготовительного к школе возраста «Путешествие маленькой Капельки».
Видео фрагмент занятия:
https://rutube.ru/video/830ccb9ae938069b089521469eac79f6/
Цель: автоматизация звука [Р] в словах, фразах и предложениях.
Образовательные задачи: учить детей точно и полно отвечать на вопросы; формировать лексико – грамматический строй; совершенствовать грамматический строй речи; автоматизировать в речи звук [Р]; совершенствовать слоговой и звукобуквенный анализ и синтез; расширять словарный запас; совершенствовать навык составления «Синквейна».
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух и фонематическое восприятия; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; совершенствовать артикуляционную моторику; совершенствовать психофизическую сферу; развивать умение понимать и выполнять простые и сложные инструкции; развивать мелкую моторику, координацию движений; активизировать и актуализировать активный словарь.
Воспитательные задачи: формировать положительные установки на участие в занятиях; формировать умение слушать сверстников и логопеда; воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к окружающим (бережное отношение к предметам); воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, общительность, культуру поведения в социально-жизненных ситуациях; воспитывать инициативность, самостоятельность; воспитывать контроль за собственной речью.
Оборудование: бусины, шнурки, изображение Капельки, изображение радуги, изображение эмоций (грусть, радость, восхищение, печаль), зеркала, коробки с песком, картинки со звуком [Р], коктейльные трубочки, картинки цветов со звуком [Р] по цветам радуги, синие, зеленые, красные магниты, магнитная доска, фломастеры, изображение солнышка, схема синквейна.
Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие». Кейс-метод «Знакомство со сказкой В.Г. Сутеева «Палочка-выручалочка».
Программное содержание:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
- Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
- Формировать у детей представления о том, как вести себя в трудных и запутанных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.
ОО «Речевое развитие»
- Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).
- Закреплять умение формулировать речевые фразы в соответствии с вопросом.
- Пополнять словарный запас.
- Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.
ОО «Познавательное развитие»
- Развивать способность к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.
- Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.
Используемые технологии: кейс-иллюстрация.
Материалы: портрет В.Г. Сутеева; книга с иллюстрациями сказки «Палочка-выручалочка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мастер-класса | 130.65 КБ |
Презентация мастер-класса | 2.48 МБ |
Конспект занятия | 84 КБ |
Конспект кейс-метода | 671 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ г. о. КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 17
Методическая разработка на тему:
Мастер-класс
«Лаборатория педагогических компетенций «Калейдоскоп».
Подготовила: учитель-логопед
Катанова Нина Михайловна
г.о. Красногорск 2023 г.
Мастер-класс:
«Лаборатория педагогических компетенций «Калейдоскоп».
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов посредством формирования их мотивации к самообразованию.
Задачи:
- Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
- Способствовать развитию педагогического мышления;
- Создавать благоприятную атмосферу для всех участников игры;
- Создавать условия для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов.
Оборудование: ноутбук, экран мультимедиа, калейдоскоп, разрезные фигуры, полукруг, зеркало, красный, желтый, зеленый конверты с наполнением, по количеству участников, ручки.
Ход мастер-класса:
Организационный момент: добрый день уважаемые члены жюри/коллеги. Я приглашаю к участию в лаборатории педагогических компетенций 5 человек.
Актуализация: итак, мы с вами в лаборатории. Почему именно лаборатория? В лабораториях мы проводим эксперименты, делаем открытия, ставим опыты. Объектом исследования в нашей лаборатории будет инклюзивное (совместное) образование. Сегодня для многих педагогов это сложное понятие.
- Для вас образование, не инклюзивное, а просто образование это что? (система воспитания и обучения, совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и т.д.).
- А каким должен быть педагог в процессе инклюзивного образования, чтобы обеспечить результат совместного бытия разных детей? (уметь общаться с детьми, понимая и принимая их, быть толерантным, обладать навыками и умениями и т.д.).
Именно поэтому предметом нашего исследования будет педагог и его профессиональные компетенции. Какой же инструмент мы возьмем для этого? А инструментом нам сегодня послужит калейдоскоп. Почему же инструментом исследования мы выбираем калейдоскоп? Этот оптический прибор, позволяет встряхнув один и тот же набор разноцветных стеклышек создать что-то новое. Вращая его, мы сможем увидеть различные грани нашей удивительной профессии.
Практическая часть: I. Мы начинаем наш первый лабораторный практикум. Он называется «Многообразие ощущений».
- Возьмите, пожалуйста, красный конверт и достаньте из него фигуры. Посмотрите на них, потрогайте. Они разные? Попробуйте доказать, что они разные и не подходят друг к другу? (они разной формы, разной фактуры, сделаны из разного материала, разного цвета, разные на ощупь и т.д.). Вы правы, действительно они разные...
- А теперь давайте посмотрим на них по-другому: попробуйте найти в них общее, чем они подходят друг другу? (они совместимы, оттенки одного цвета, имеют одинаковую изнаночную сторону и т.д.).
Эти фигуры не стали другими, а что изменилось? Другим стало наше желание посмотреть на них. Изменилась наша точка зрения. Иногда стереотипы мешают нам увидеть что-то новое, по-другому взглянуть на привычные вещи. Видеть не различия, а особенности…А учитель-логопед, это тот педагог, который ломает эти стереотипы и умеет видеть сильные стороны в любом/каждом ребенке. Должен подобрать те технологии, которые нужны именно этому ребенку.
- Теперь я предлагаю вам из наших фигур сложить узор. Я его начну, а вы продолжите. Мы сложили единый узор. А теперь, давайте возьмем зеркало и посмотрим, что у нас получилось? (шар, круг, калейдоскоп и т.д.). Конечно, у нас получился цветной калейдоскоп, очень похожий на детский коллектив. А учитель-логопед — это специалист, который воспринимает, преломляет и отражает всё красивое многообразие детства. И в этот калейдоскоп мы принимает детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Они как цветные стёклышки, порой, символизируют ноющие осколочки в сердцах своих пап и мам. И для нас инклюзивное образование – это калейдоскоп, в котором всё это многообразие отражает семьи и их детей.
II. Когда вы складывали узор, вы обсуждали, помогали друг другу, советовались, использовали жесты и различные виды коммуникации.
- И теперь, я попрошу вас, для следующего эксперимента, который называется «Понять непонятное», открыть жёлтый конверт. Достать из него большую карточку и попробовать прочитать что там написано. Вы не смогли? (я не могу, абракадабра, я не владею этим языком и т.д.).
- А какие эмоции вы испытали? (недоумение, интерес и желание узнать, непонимание и т.д.). Эти фразы написаны на японском языке, но мы им не владеем. Иногда, такие же эмоции испытывает и ребенок, которого не понимают, который не понимает нас.
- А теперь достаньте из белых кармашков маленькие карточки. И с их помощью попробуйте расшифровать и прочитать ту фразу, которая здесь написана (я слушаю вас, мы работаем вместе и т.д.). Сейчас вы проговорили мой маленький эмоциональный портрет на сегодня.
- Вы молодцы, расшифровали фразы. И какие эмоции вы испытали сейчас? (радость, облегчение, гордость за себя, я читаю на японском и т.д.). А помогла нам в этом технология АДК (альтернативной дополнительной коммуникации). Она включает в себя не только мимику и жесты, но и символы, знаки, которые вам сегодня помогли, различные технические средства. Палитра АДК очень обширна и разнообразна.
III. Наш следующий эксперимент «Моделирование личного портфолио». Мы смогли в разном увидеть общее, смогли понять непонятное. Мы прикоснулись к элементам технологии совместного образования: командной работе, АДК. Мы с вами разные, но были вместе. Мне хочется, чтобы мы сейчас соединили все, о чем говорили, слушали, делали, ощущали, видели в портфолио наших профессиональных компетенций.
- Я предлагаю вам поле профессиональных компетенций. Прочитайте и выберите из представленных компетенций те, которые для вас наиболее близки в технологии совместного образования (не более 5).
- Выберите одну компетенцию, из сделанного вами выбора, которую вы считаете самой важной для себя. Назовите её. Спасибо за ваше мнение.
- А теперь откройте зелёный конверт. Сегодня мы сформируем с вами наше портфолио профессиональных компетенций. Туда вы вложите те компетенции, которые вы выбрали сегодня. Может быть, у вас есть собственные технологии, которыми вы владеете и хотите их добавить, поделиться ими. Так же, ваше портфолио сможет продолжится вашими профессиональными связями. Переверните, пожалуйста, визитницу. Там есть пустые карточки для того, чтобы вы могли обменяться своими данными друг с другом. Я свою визитку уже положила. Сегодня у нас установилось паутинка командного взаимодействия. Мы натянули ниточки профессионального партнёрства. Я надеюсь, что они будут вам интересны и важны.
Рефлексия: Я испытала сегодня такой калейдоскоп чувств: тревогу и волнение с утра, сосредоточенность…удовлетворение от работы с вами…радость, что на сегодня для меня испытание заканчивается. Калейдоскоп учителя-логопеда — это разнообразие детей, разнообразие технологий и разнообразие профессиональных компетенций, которыми профессионал должен владеть. Калейдоскоп, компетенция, коррекция. Какой первый звук во всех этих словах? (звук [К]). Предлагаю вам поделиться впечатлениями о сегодняшнем мастер-классе словами, которые начинаются на звук [К] (креативно, коммуникативно, красиво и т.д.). Я благодарю вас за участие, за командную работу, за креатив и вашу поддержку. И говорю вам спасибо (жестом).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
педагог Поле исследования инструмент исследования -КАЛЕЙДОСКОП kalos — прекрасный, eidos — вид skopeö — смотрю, наблюдаю объект исследования предмет исследования
Лабораторный практикум «Многообразие ощущений» 1. Внимательно посмотрите на фигуры. 2. Опишите их, обосновывая, что они разные.
Лабораторный практикум «Многообразие ощущений» 1. Снова посмотрите на эти фигуры. 2. Обоснуйте, почему они подходят друг другу?
Интеллектуальная игра «Создаём общий узор» 1. Ваша пара фигур часть общего пазла . 2. Объедините их все в общей картине.
Эксперимент «Понять непонятное» 1. Прочитайте текст на вашей карточке. 2. Достаньте подсказки из кармашка. 3. Прочитайте текст с их помощью.
Альтернативная и дополнительная коммуникация — это неязыковые системы общения, используемые для поддержки и замены языковой коммуникации. АДК Без использования вспомогательных средств (мимика, жесты) С использованием вспомогательных средств (предметы, символы, коммуникативные книги, коммуникаторы)
Эксперимент «Моделирование личного портфолио» Мои профессиональные компетенции 1. Выберете из представленных компетенций не более 12-ти. 2. Назовите те, которые для вас приоритетны.
joint education networking совместного образования Письменный практикум « Networking » (дело добровольное) 1. Можно создать личную визитку вашей профессиональной компетенции. 2. Предложить её участникам лаборатории.
алейдоскоп омпетенция оррекция К
Предварительный просмотр:
Схема конспекта совместной деятельности учителя-логопеда по использованию игровой технологии - логосказка с детьми подготовительного к школе возраста.
«Путешествие маленькой Капельки»
Форма организации совместной деятельности в разновозрастной логопедической группе – подгрупповая.
Составитель конспекта: учитель-логопед – Катанова Нина Михайловна
Цель | Автоматизация звука [Р] в словах, фразах и предложениях. | |
Задачи | образовательные |
|
коррекционно-развивающие |
| |
воспитательные |
|
Условные обозначения:
* У – учитель – логопед.
* Д – дети.
При личностном обращении к ребёнку, в конспекте дети будут обозначены первыми буквами своих имён.
ПЛАНИРОВАНИЕ | Дети подгруппы подготовительного к школе возраста | |
Этап | Приветствие | |
Способы/средства (задания) | Детям предлагается стать полукругом, лицом к гостям и поздороваться | Здороваются «Здравствуйте» |
Этап | Вводная часть | |
Способы/средства (задания) | «Организационный момент» | *У: Ребята, приготовьте ваши пальчики. Сейчас мы сделаем зарядку для них. Дождик, дождик, веселей! Показываем, как капает дождик руками. Капай, капай, не жалей! «Капаем» пальчиками в ладошку. Только нас не намочи, Делаем «домик». Зря в окошко не стучи. Стучим кулачком об кулачок. Брызни в поле пуще: Показываем брызги капельками. Станет травка гуще! Растопыриваем пальчики и качаем «травкой». *У: Про что был этот стих? *Д: Этот стих был про дождик. *У: Правильно, а из чего состоит дождик? *Д: Дождик состоит из капель. *У: Всё верно. Давайте и мы сделаем свой дождик на нитке. (Берем по одной бусине и нанизываем на шнурок). |
Этап | Основная часть | |
Способы/средства (задания) | «Знакомство с Капелькой» Мимические упражнения | *У: Сегодня я расскажу вам сказку, она будет называться «Путешествие маленькой Капельки». *У: Жила была Капелька. Она была маленькая и не яркая. Упала наша Капелька под лист и на неё никогда не светило солнце. Поэтому она была очень грустная. Покажите, как грустила Капелька (печальное лицо). *У: Однажды, она увидела на небе радугу и воскликнула: «Ах, какая ты прекрасная! Вот бы и мне стать такой же яркой и разноцветной!». *У: Покажите, как Капелька восхищалась радугой (эмоция восхищения). *У: Решила она отправиться в путешествие на поиски радуги, чтобы попросить у неё разных красок. |
«Лого бусины» Артикуляционная гимнастика | *У: И покатилась Капелька на поиски приключений. Возьмите, пожалуйста, бусины из ваших контейнеров. Закрепите концы нитки на указательные пальцы горизонтально. *У: Долго катилась Капелька по поляне (языком передвигаем бусину, сначала слева направо, потом справа налево, следим, чтобы подбородок стоял на месте, и голова не двигалась). *У: Иногда, Капельке на пути попадались высокие травинки (переворачиваем нитку вертикально, передвигаем бусину вверх и вниз языком, подбородок стоит на месте, голова не двигается). *У: А иногда, налетал сильный ветер и относил нашу Капельку далеко-далеко на травинку (берем бусину губами, делаем глубокий вдох через нос, губы трубочкой и дуем на бусину с силой, чтобы она вылетела изо рта). *У: А порой наша Капелька попадала в ямки, которые были похожи на чашечки (делаем «чашечку», немножко раскачиваем нитку и ловим «чашечкой» бусину, работает только язык, подбородок на месте). | |
«Песчаная пустыня» Развитие выдоха Автоматизация звука | *У: Далеко укатилась от своей поляны Капелька и очутилась в песчаной пустыне (пододвиньте, пожалуйста, коробки к себе). *У: Но пустыня была не простая, песок был в ней волшебный. Только попала Капелька на песок, как отразила множество маленьких картинок. Расставьте их около бортика и назовите. *У: Андрей, какие картинки у тебя? *А: У меня «ракета», «крот» и «комар» *У: Вова, назови свои картинки? *В: У меня «крокодил», «рыба» и «сыр». *У: Женя, а у тебя какие картинки? *Ж: У меня «рысь», «кролик» и «мухомор» *У: Ребята, посмотрите, ваши картинки разбежались по пустыне. Нужно будет помочь кроту подружиться с комаром, крокодилу с рыбой, а рысь подружится с кроликом. Для этого, нужно нарисовать пальчиком на песке извилистую дорожку. А когда нарисуете сказать: Крот дружит с комаром, крокодил дружит с рыбой, рысь дружит с кроликом. *У: Все справились, молодцы. День был очень жарким, и наша Капелька решила спрятаться в песок, чтобы переждать жару (спрячьте свои картинки в песок и сделайте небольшие барханы над каждой из картинок. А вы знаете, что такое бараханы? Это песчаные холмы в пустыне или степи. Внимание, запомните, где у вас какая картинка спряталась). *У: Вова, а теперь скажи, какая картинка спряталась у тебя под третьим барханом? *В: Там спряталась рыба. *У: Женя, а, какая картинка у тебя под первым барханом? *Ж: Под первым барханом у меня мухомор. *У: Андрей, скажи, какая картинка спряталась у тебя под вторым барханом? *А: У меня там спряталась ракета. *У: Ребята, давайте проверим? (подуйте на свои барханы с помощью трубочки, но следите, чтобы щеки не надувались, дуем вперед, воздух набираем носиком). *У: Все отгадали правильно? *Д: Да, мы правильно отгадали все картинки. | |
«Полей цветы» Мимические упражнения Автоматизация звука | *У: Стало не так жарко и Капелька покатилась дальше. Выкатилась она из пустыни и попала на волшебный луг. На лугу было много разноцветных цветов. Но были они очень грустные, потому что давно не было дождя и цветы хотели пить. Покажите, как грустили цветы? (эмоция печали). *У: И решила наша Капелька им помочь. Поделиться своей влагой с цветами. Ребята, вы будете класть капельку на каждый цветок и говорить по моему образцу: «Капелька брызнула на красный георгин». По очереди дети отвечают по образцу: - Оранжевая астра; - Желтая ромашка; - Зеленая орхидея; - Голубой нарцисс; - Синяя роза; - Фиолетовый чертополох. *У: Обрадовались цветы и распустили свои лепестки. Покажите, как обрадовались цветы? (эмоция радости). | |
Звуковой анализ | У: Ребята, а вы заметили, что из цветов получилась радуга? Скажите, а какая радуга? *Д: Радуга красивая, радуга красочная, радуга яркая и т.д. *У: Давайте сделаем звуковой анализ такого красивого слова Р А Д У Г А. *У: Андрей, нарисуй на доске длинную полоску – это слово. *У: Женя, сколько слогов в слове радуга? Прохлопай, пожалуйста. *Ж: РА-ДУ-ГА. В этом слове три слога. *У: правильно, нарисуй на доске три маленьких полоски. Это наши слоги. *У: Вова, какой первый звук в слове радуга? Дай его характеристику и обозначь на доске. *В: Первый звук Р. Это согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим цветом. *У: А какой второй звук в слове радуга? *В: Звук А. Это гласный, обозначаем всегда красным. По аналогии разбираются все звуки. *У: Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. А теперь посчитайте, сколько всего звуков в слове радуга? (шесть) А сколько букв? (тоже шесть). | |
Этап | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
Способы/средства (задания) | Итог занятия «Синквейн» | *У: Тут над лужайкой появилось солнце. Его лучи попали на Капельку, и она засверкала всеми цветами радуги. Ведь доброта и отзывчивость делают этот мир ярче. На этом путешествие маленькой Капельки закончилось. Пришло время подводить итоги. И я предлагаю вам придумать синквейн на тему нашей сказки. *У: На первой строчке нашего синквейна стоит одно слово, предмет, про который мы говорили. Что это будет за слово? *Д: Это будет слово Капелька. *У: Согласна с вами. На следующую строчку мы ставим два слова признака, которые описывают наш предмет. Какие слова мы подберем? Капелька какая? *Д: Капелька грустная, маленькая. *У: Хорошо. На следующей строчке будет три слова действия, относящихся к нашей Капельке. Что она делала? *Д: Капелька катилась, спряталась, брызгала. *У: На четвертой строчке будет короткая фраза, которая отражает ваше отношение к нашей сегодняшней сказке или героине. Что мы можем сказать? *Д: Интересные приключения. *У: И на последнюю строчку мы поставим слово, которое подведет итог нашего путешествия. Какое слово мы выберем? *Д: Доброта, взаимопомощь… *У: У нас получился отличный синквейн. Мне было с вами интересно. |
Оборудование для организации совместной деятельности педагога и детей
Этап | Задание | Оборудование |
Вводная часть | «Организационный момент» | Бусины, шнурки. |
Основная часть | «Знакомство с Капелькой» | Картинка с изображением Капельки, картинка с изображением радуги, изображение эмоций: грусть, радость, восхищение. |
«Лого бусины» | Зеркала, персональные контейнеры с лого бусиной. | |
«Песчаная пустыня» | Картинка с изображением Капельки, коробки с песком, картинки: ракета, крот, комар, крокодил, рыба, сыр, рысь, кролик, мухомор, коктейльные трубочки. | |
«Полей цветы» | Картинка с изображением Капельки, картинки цветов: красный георгин, оранжевая астра, желтая ромашка, зеленая орхидея, голубой нарцисс, синяя роза, фиолетовый чертополох, изображение эмоций: печаль, радость. | |
«Звуковой анализ» | Картинка радуги, синие, зеленые, красные магниты, магнитная доска, фломастеры, | |
Заключительная часть | Итог занятия «Синквейн» | Картинка с изображением солнышка, Капельки, схема синквейна. |
Литература
- О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста», СПб, издательство «Детство-Пресс», 2012 год.
- О.Е. Громова «Инновации – в логопедическую практику», Москва, издательство «Линка-Пресс», 2008 год.
- М.А. Поваляева «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике», Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2006 год.
Интернет-ресурсы:
- https://yandex.ru/images/ поиск картинок.
- https://logoburg.com/ интернет-клуб логопедов «Логобург».
- http://logoped-sfera.ru/ «Логопед» - журнал для воспитателей, логопедов, медиков и учителей.
- https://mersibo.ru/ логопедические игры.
МБДОУ детский сад №17, МО, г.о. Красногорск, д. Путилково
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ г. о. КРАСНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
Конспект по реализации ОО «Речевое развитие»
на тему: «Знакомство со сказкой В.Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»
(с использованием технологии кейс-метода «Кейс-иллюстрация»)
Разработала: учитель-логопед
Катанова Нина Михайловна
г.о. Красногорск 2023 г.
Методическая разработка конспекта
образовательной деятельности
по ОО «Речевое развитие»
Тема «Знакомство со сказкой В.Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»
(разновозрастная логопедическая группа детей старшего и подготовительного к школе возраста)
Программное содержание:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.
- Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
- Формировать у детей представления о том, как вести себя в трудных и запутанных ситуациях, формировать способность к поиску различных вариантов действий.
ОО «Речевое развитие»
- Закрепить умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого).
- Закреплять умение формулировать речевые фразы в соответствии с вопросом.
- Пополнять словарный запас.
- Формировать способность к рассуждению, высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения.
ОО «Познавательное развитие»
- Развивать способность к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.
- Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе.
Используемые технологии: кейс-иллюстрация.
Содержание занятия:
Материалы: портрет В.Г. Сутеева; книга с иллюстрациями сказки «Палочка-выручалочка».
КЕЙС:
«Палочка-выручалочка»
Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче.
До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела. А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца. Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка. Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало. Заяц от удивления даже рот разинул:
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту. Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет. Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.
Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо. Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо. Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.
Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ёжик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!
Тут всё понял Заяц.
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
Проблема: неумение находить выход из трудных ситуаций, недоверие к друзьям.
Нравственный урок: формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, внимание, находчивость, дружбу, смекалку, смелость, храбрость, взаимопомощь. Формировать умение находить выход в любой ситуации.
Технологическая карта Кейс-технологии кейс-иллюстрация:
Этап | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
I этап Мотивационный | Показывает портрет. - Ребята, а вы знаете такого детского писателя Владимира Григорьевича Сутеева? - Правильно. В его сказках живут разные звери – находчивый Ёжик, трусоватый, но добрый Заяц, любопытные Котята, жадная Ворона, хозяйственный Щенок. И все его сказки учат добру и справедливости. Сегодня мы познакомимся со сказкой Сутеева «Палочка-выручалочка». - А почему произведение так называется, вы узнаете если будете внимательно слушать. | Рассматривают портрет. -Да, знаем. Мы читали его сказки «Яблоко», «Под грибом». Проявляют внимание и интерес к предстоящей деятельности. |
II этап Ознакомительно - аналитический | Читает сказку «Палочка-выручалочка». Показывает первую иллюстрацию. - О ком вы узнали из сказки? Кто ее герои? - Почему Заяц и Ёжик пошли вместе? - Как вёл себя вначале Заяц, как его можно назвать? - Как вёл себя сначала Ёжик, как можно его назвать? | Слушают внимательно. Рассматривают иллюстрацию. -Эта сказка про Ежа и Зайца. - Они встретились по дороге домой, вместе идти веселее. - Заяц споткнулся об палку, чуть не упал и пнул её. Он был сердитым. Сердитый Заяц. - Ёжик поднял палку и догнал Зайца. Он был спокойным. |
III этап Организационно - поисковый | Показывает вторую иллюстрацию (коллаж). - Какие трудности встретились нашим героям? - Как вёл себя в трудных ситуациях Заяц? Какой он? - А как вёл себя Ёжик? Какой он? -Ребята, а как бы вы поступили в таких ситуациях? | Рассматривают. - Им встретился широкий ручей, болото, выпавший птенец, страшный волк, крутая гора. - Заяц тонул, боялся, побелел от страха, падал от усталости. Он трусливый, невоспитанный, грубый. - Ёжик с помощью палочки справлялся с трудностями, выручал и спасал Зайца. Он вежливый, смелый, находчивый, умный, добрый, сообразительный. Придумывают свои варианты ответов. |
Этап | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
IV этап Презентационный | Показывает последнюю иллюстрацию. - Посмотрите на картинку, все ли хорошо закончилось в сказке? - Кто из героев был смелым и находчивым? - Как называл свою палочку Ёжик в различных ситуациях? - Помогал ли Заяц Ёжику? - Нужно ли помогать друзьям в сложных ситуациях? | Рассматривают. - В сказке все закончилось хорошо. Ёжик довёл Зайца до дома, а там его ждала Зайчиха с зайчатами. - Это был Ёжик. - Он называл её выручалочка, через всё-скакалочка, из беды-вытягалочка, наверх-поднималочка, по врагу-ударялочка, - Да, помогал, когда они поднимали птенца. Придумывают свои варианты ответов. |
V этап Итоговый | - Зачем Ёжик подарил палочку Зайцу? - Почему Ёжик не оставил палочку себе? - Ребята, мы с вами знаем много разных пословиц и поговорок. Как вы думаете, какие из них могут подойти к нашей сказке? - Мы сегодня познакомились с доброй и поучительной сказкой. И я желаю вам быть такими же смелыми, находчивыми и добрыми. | - Чтобы Заяц мог справляться с трудностями, которые у него могут возникнуть. - Потому что выручалочка Ёжика в его голове. И он сможет справиться и без палочки. - «Сам пропадай, друзей выручай», «Ум не в бороде, а в голове», «Что хитро, то и просто», «Друзья познаются в беде», «Ум хорошо, а два лучше». - Спасибо. |
Приложение: портрет, иллюстрации.