Деревлёва Ирина Владимировна

Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников

                                                                 

В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.

Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение,  видео вытесняют

чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают

трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

 Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.

Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать у младших школьников такие личные качества,  как совесть, долг, честь, достоинство. Эти качества нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения.

 Работая над методической темой «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения », учителя начальных классов проанализировали содержание учебников «Литературное чтение» и заметили, что авторы смогли подобрать такие произведения, которые содействуют духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

   - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

   - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

   - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

   - нравственного поведения (готовности к служению  людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов