Главные вкладки
Деревлёва Ирина Владимировна
Роль художественных произведений в духовно-нравственном развитии младших школьников
В настоящее время стала очевидной необходимость духовно- нравственного воспитания русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют
чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают
трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.
Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать у младших школьников такие личные качества, как совесть, долг, честь, достоинство. Эти качества нужно воспитывать с рождения, воспитывать в любом обществе, при любых социально-экономических условиях.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения.
Работая над методической темой «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения », учителя начальных классов проанализировали содержание учебников «Литературное чтение» и заметили, что авторы смогли подобрать такие произведения, которые содействуют духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности к служению людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).