Учитель года - 2020

На данной странице размещены материалы "Методического портфолио"

- Презентация "Методический семинар" https://yadi.sk/i/MXIq-_XG7L8W0Q 

- эссе "Я - Учитель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое ЭССЕ

Я – Учитель

Когда вы произносите слово учитель, о чем вы думаете? Кто-то сразу с доброй грустью вспоминает о школе, первом учителе, классном руководителе. Кто-то, улыбнувшись, вспомнит студенческие годы. А кто-то, напротив, неприятно поморщится и постарается отогнать от себя плохие воспоминания…  

Совсем недавно наткнулась на просторах интернета на анонимные размышления о современном обществе. Автор рьяно высказывался о цинизме и эгоизме социума. А отношения между людьми определял как взаимовыгодный союз. «Индивидуализм разрушает общество!» - восклицает он. Не могу не согласиться с этим. Действительно, все чаще встречаешь людей, думающих лишь о собственном благе, возвышающих лишь собственное я в ущерб окружающим. Такие люди произнесут слово учитель с сарказмом, ядовитой усмешкой, поскольку для них это обслуживающая профессия. В чем причина такого цинизма? Вам хоть раз приходилось слышать фразу: «Мне плевать на других детей, я хочу, чтобы мой был на первом месте». А где же все эти взаимо, на которых основывается общество? Взаимовыручка… Взаимопомощь… Взаимоуважение, в конце концов! «Все дело в воспитании», - скажете вы. «Возможно», - отвечу вам я. Возможно. Однако если подумать, а как же выбор? Если у человека есть и воспитание, и манеры, но он просто не считает должным, в связи со своим социальным положением или просто по велению души, пользоваться манерами, нормами нравственности, морали, этикета. Если он возвышает себя над вами, то кто вы для него такой, чтобы проявлять в вашу сторону уважение. Индивидуализм – разрушает общество! Люди забывают прописные истины. Или проще делать вид, что они забыты? Но мне отрадна даже мысль от тех, в чьем голосе слышишь интонации радостной легкости, переливающейся в трех слогах слова учитель. В такие моменты понимаешь, что жив еще в сознании общества тот педагог, что вызывает уважение, даже некое поклонение мудрости и опыту.

Я – Учитель. Что это слово значит для меня? Пожалуй, отвечу, что для меня это больше чем просто слово. Думаю, что причина тому уходит глубоко корнями в мое детство. И я буду тем человеком, который вспомнит первого учителя, классного руководителя среднего звена. Возможно, именно они в большей степени повлияли на мой выбор профессии. Хотя перед глазами всегда был пример стойкости и возвышенных стремлений в профессии учитель – родительский авторитет. Два образца для подражания. И не просто бездумного копирования, зеркального искривления увиденного. Нет! Хотелось быть выше мартышки с зеркалом. Помню фразу, однажды сказанную мне мамой-учителем за какой-то проступок: «Представь: скажет мне какой-нибудь Ваня: «А воспитайте сначала свою дочь, потом будете делать замечания мне». Я помню  какой эффект произвели на меня эти слова! Это был один из сильнейших воспитательных моментом. Даже передать не смогу, какое чувство ответственности тогда зародилось в моем еще несформировавшемся сознании. А я тогда была не старше своих нынешних учеников. И поверьте, даже сейчас, имея собственное мнение, я не могу сломить того чувства ответственности, возложенного когда-то в детстве на мои плечи. Кто-то называет это глупостью, безотказностью. А я же скажу, что это то, на чем зиждется общество – взаимопомощь и взаимовыручка. Без всяких ожиданий ответного поступка – просто бескорыстная помощь тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому Учитель для меня это не просто слово. Это что-то возвышенное, идеализированное, прекрасное, доброе, правильное. Это образец для подражания. И то, каким предстает учитель перед классом, дает фундамент ученику – будущему представителю общества – восприятия окружающей действительности. Семья закладывает семя нравственности в ребенка, учитель его взращивает. И от преломления его солнечных лучей, от воздуха и экологии отношений в классном коллективе зависит то, какими листочками потянется ребенок к свету.

И тут вспоминаю фразу одной моей знакомой: «А помнишь, мы думали, что учителя Боги? Они не устают, не хотят кушать или спать. И всегда такие бодрые, светлые, молодые». Сейчас понимаю, что не одна я так воспринимала эту профессию. Вот он - культ учителя! Общество возвышало учителей. А сейчас… Индивидуализм разрушает общество!

Я – Учитель! Скажу это с гордостью, а не с горечью в голосе. Я –Учитель! И этот выбор был сделан мною осознанно. И для меня учитель – это не просто тот, кто учит других, а также тот, кто постоянно учит себя! И здесь речь не об образованности и повышении педагогического мастерства. Вовсе нет. Речь о взаимоотношениях с детьми, обществом. Постоянном желании развиваться, меняться, находить пути решения, уводить себя от индивидуализма. Давать пример тем, кто пока еще только учится быть частью общественной системы – детям. И здесь, как нельзя кстати, будет высказывание из одного индийского фильма про учителей: «Простой учитель дает знания, хороший учитель помогает понять, а лучший учитель все показывает на своем примере!» И для меня смысл деятельности педагога  в том, чтобы услышав слово учитель, ученик улыбнулся с доброй грустью, а при встрече в голосе его слышалась интонация радостной легкости,  переливающейся в трех слогах этого слова.



Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Т.В. Кодолова                                                 МБОУ СОШ р.п. Шемышейка

Пояснительная записка к презентации

«Описание опыта  профессиональной деятельности».

Этап  заочного тура «Методический семинар»

 конкурса «Учитель года – 2020»

Автор: Кодолова Татьяна Викторовна, учитель  начальной классов  МБОУ СОШ р. п. Шемышейка.

Тема методического семинара: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях».

Слайд 1

    Мой педагогический стаж 9 лет.     Работая с младшими школьниками, стараюсь  так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, а также  обеспечить при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

Слайд 2

В настоящее время работая над темой: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях».

Английский философ Элвин Тоффлер говорил: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Актуальность высказывания очевидна. В век цифровых технологий, огромного объема информации умение учиться, разучиваться и переучиваться одно из самых необходимых. А использование методов исследования с его составляющими: сбор, анализ, синтез, а также проектного метода способствуют активации и мотивации обучающихся в образовательном процессе.

Считаю данную тему актуальной и важной, поскольку главная цель образования – подготовить подрастающее поколение к будущей жизни, научить их учиться.  

Слайд 3

Модель кадета выпускника начальной ступени обучения – духовно развитая, высоко нравственная  личность, с гражданско-патриотической позицией, осознающая ценность образования, проявляющая инициативу и творчество.

Современность требует от каждого умения не только находить информацию, но и обрабатывать, перерабатывать, использовать ее в своих целях.  

Метод проекта и исследования – это возможность решения проблемной ситуации путем совместной деятельности обучающихся и учителя.  

Слайд 4

Целостность обучения и воспитания достигается через совместные с детьми и родителями проекты.

    Своим первым опытом работы в данном направлении я поделилась  на педсовете 2016 года по теме  «Использование современных информационных технологий в работе классного руководителя».

Фотоальбомы проектов размещены в группе К-Детство в социальных сетях OK и VK

https://vk.com/club129773698

https://ok.ru/group/53011807666315

 Слайд 5

Поскольку в начальной школе закладывается не только база знаний, но и основа духовно-нравственных, патриотических, культурно-исторических и других представлений об окружающем мире, то основной упор в своей работе я делаю на  программу по внеурочной деятельности «Клуб «К-Детство»,  направленной на всестороннее развитие личности.

Сейчас как никогда обществом востребован инноватор, человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.

Поставленные программой цели и задачи мы с ребятами достигаем путем проектирования, эксперимента, исследования,  анализа и синтеза.

Слайд 6

Мы с учениками работаем над проектами и исследованиями из различных областей знаний. Делая открытия, совершали ошибки, исправляли их – но все это бесценный опыт, позволяющий нам общаться, учиться.

Исследовательские работы «Время и его влияние на предметы» и «Зеркальное письмо» были представлены нами на НПК «Старт в науку». С первой работой в школьном этапе конференции ребята заняли 1 место.

Презентации исследовательских работ размещены в группе «К-Детство» в социальной сети VK

https://vk.com/wall-129773698_249

Слайд 7

Безопасность превыше всего!

Тема безопасности детей одна из самых обсуждаемых в стенах школы как на педагогических совещаниях, так и на родительских собраниях. Работая в данном направлении мы с ребятами создали такой проект-игру как «Школа пешехода», проекты «Зима прекрасна, когда безопасна», «Опасности в доме» и другие.

Слайд 8

А кто обеспечивает нашу безопасность? И ответ на этот вопрос мы с ребятами исследовали и на уроке окружающего мира, а в последствии на внеурочном занятии разработали проект: «Кто нас защищает?». Ребята вспомнили не только службы безопасности РФ, но и защитников Отечества Великой Отечественной войны, земляков участников и героев войны 1941-1945 гг.

Слайд 9

Кадет – это младший брат русского солдата. А чтобы верно служить Отчизне, стать ее истинным защитником очень важно взрастить в душе глубокое чувство патриотизма.  На заседаниях клуба «К-Детство» появляется такой проект как «Города – Герои» и мини-исследование «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою».

Слайд 10

Рассуждая над духовностью и нравственностью, мы с ребятами пришли к новым темам для проектной и исследовательской деятельности. Начали изучать - исследовать самих себя, обратили внимание на положительные и отрицательные черты человеческой личности.  

Возникла необходимость систематизировать результаты, создать свой свод норм и правил. Так на основе исследования личности у нас появился «Кодекс Чести».

Слайд 11

Стать достойным защитником Отечества непросто. Что как не спорт поможет нам в этом трудном деле? И мы стали активными участниками проектов «ГТО» и «Учусь плавать». И даже достигли некоторых результатов.

Слайд 12

В воспитательной системе особое место занимает трудовая деятельность. Мы с ребятами соединили ее с исследовательским  проектом «Экзотические фрукты на подоконнике».

Слайд 13

Ежегодно десятки выпускников нашей школы заканчивают высшие учебные заведения, однако возвращаться в село они не хотят. Мы с ребятами поддержали Всероссийский конкурс авторских проектов «Моя страна – моя Россия», направленных на социально-экономическое развитие России. Основная цель конкурса: привлечь молодежь к участию в развитии села. Разработав проект, мы приступили к его реализации.

Фотоальбом  проекта

https://vk.com/album-129773698_263145561

Слайд 14

Сегодня молодежь находится в центре внимания во многих аспектах, образование, политика,  спорт, наука, субкультура, но очень часто забывается, что помимо всего этого молодежи необходимо прививать культуру поведения.

Сегодняшние школьника завтра будут добиваться успехов во взрослой жизни, займут места в сферах производства, управления и т.д. и помимо знаний им необходимо научиться быть культурными.

Участие в региональном проекте «Культурная суббота».

Cлайд 15

Актуальность финансового воспитания состоит в том, что «правильно» сформированное отношение к деньгам у детей существенно влияет на процесс их экономической социализации и формирования фундамента «психического здоровья».

Деньги – это реалия, которую не следует утаивать от детей. Ребенок должен знать, как их зарабатывают родители, а как тратят. Следовательно, у него формируется собственное мировоззрение относительно того, на что стоит или не стоит тратить деньги, как их экономить, сберегать, каким путем формировать доход и т.д.

Слайд 16

Всю информацию - фотоотчеты  - по проектной и исследовательской деятельности можно найти в группе «К-Детство» в социальных сетях VK и OK

https://vk.com/club129773698

https://ok.ru/group/53011807666315