Методическое обеспечение
Конспекты занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»
Ашкарова Марина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Объединения: «Журналистика», «Искусство красноречия»
Образование: высшее, Ташкентский государственный педагогический институт, специальность «Педагогика и методика начального обучения», квалификация «Учитель начальных классов», 1991 год.
Стаж педагогической работы:40 лет
Стаж работы в данном учреждении: 17 лет
Лянтор. 2024
Пояснительная записка
Тема: Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления.
Цель:
1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.
2. Развивать навыки публичного выступления.
3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.
4. Поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное утомление.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявляют интерес к журналистике;
- анализируют свою работу;
Предметные:
- знакомятся с искусством публичного выступления.
Тип занятия: урок открытия новых знаний.
Технологии:
- использование средств ИКТ;
- личностно - ориентированные технологии;
- технология развивающего обучения;
- технология здоровьесбережения.
Методы и приемы:
- знаниевый метод,
- частично- поисковый,
- проблема,
- диалог.
Оборудование:
- карточки с заданиями, тетради, опорная таблица, памятка «10 ошибок начинающего оратора, памятка «Уверенное публичное выступление».
- технические средства: компьютер, интерактивная доска, флэш-карты.
- оформление: мультимедийное сопровождение (презентация).
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, в парах.
Время проведения: 40 минут.
Занятие разделено на 5 этапов. На первом этапе производится создание положительной обстановки на занятии, мотивирование обучающихся к учебной деятельности. На следующих этапах предлагается знакомство с новым материалом, способствующим развитию познавательных интересов, кругозора обучающихся и закрепление материала.
В процессе занятия использовались словесный, знаниевый, частично-поисковый, наглядный, проблемный, диалоговый и практический методы обучения, формы индивидуальной и групповой деятельности (в парах). Использованные формы и методы обучения выбраны правильно и способствовали реализации цели занятия и развитию познавательной активности обучающихся.
Время занятия, отведенное на все этапы, распределено рационально. Все дидактические моменты взаимосвязаны между собой, работали на достижение целей занятия и на положительный конечный результат занятия. На занятии в полном объеме использовались наглядные пособия, соответствующие теме и цели занятия: карточки с заданиями, тетради, опорная таблица, памятка «10 ошибок начинающего оратора, памятка «Уверенное публичное выступление».
Реальный конечный результат занятия на достаточном уровне, все обучающиеся справились с работой самостоятельно.
.
Методическая разработка занятия
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя. Знакомство с темой и целью занятия.
2.1. Понятие публичного выступления (схема ораторского искусства – 5 этапов).
3. Этапы подготовки публичного выступления.
3.1.Структура ораторской деятельности: докоммуникативный период, коммуникативный, посткоммуникативный.
3.2. Структура докоммуникативного периода: «что говорить» (тема, название речи, цель выступления, составление текста, репетиция выступления).
4. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.
5.. Рефлексия.
Ход занятия:
СЛАЙД № 1 (заставка, эпиграф)
1. Орг.момент. Добрый день, я рада видеть всех вас в добром здравии и в хорошем настроении. Поприветствуем друг друга тремя традиционными хлопками.
Обуч-ся: Мы пришли, мы все здоровы, и к работе мы готовы!
2. Вводное слово учителя. Знакомство с темой и целью занятия.
СЛАЙД № 2 (тема).
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Публичное выступление».
Сегодня почти не осталось профессий, которые не требовали бы время от времени публичной коммуникации. А любая общественная, политическая, управленческая деятельность предполагает высокую интенсивность такой коммуникации. Умение выступать публично имеет прямое отношение к профессии журналиста. Довольно часто возникают ситуации, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.
Эпиграфом к занятию послужат слова А.П. Чехова: " Для интеллигентного человека дурно говорить, можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»
«Этапы подготовки публичного выступления». (Запись темы в тетрадь)
Учитель: (цель) В ходе занятия вы должны усвоить этапы подготовки публичного выступления, узнать от чего зависит успех оратора. Работа по теме поможет вам лучше понимать друг друга, искать компромиссы и договариваться.
2.1. Понятие публичного выступления.
"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется... ", - сказал великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Ведь доброе слово лечит, вредное - ранит душу, нужное слово заставляет действовать, принимать решения.
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Ответ на этот вопрос дает риторика.
СЛАЙД № 3 (риторика, картинка с философами)
Риторика (от греч. rhetorike techne -- ораторское искусство), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Учитель: Понятие "риторика" охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство. Великими риторами были античные философы Сократ, Платон, Аристотель. Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.
Публичное выступление – это выступление не только на площадях и стадионах, по телевидению, и перед большой аудиторией. Публичным выступлением может стать и обращение к руководству, и беседа с новым работодателем, и общение в дружеской компании. От хорошего публичного выступления зависит очень многое – подписанный контракт, новые клиенты, собственный рейтинг и признание в обществе. Яркое и сильное выступление – это когда публика ловит каждое слово оратора, жест и изменение интонаций. Это умение вдохновлять и восхищать произнесённой речью.
СЛАЙД № 4 (публичное выступление)
Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. (запись в тетрадь)
Учитель: Другими словами публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Учитель: Как вы считаете, тема, которую мы сегодня изучаем, актуальна? (ДА)
Почему? (Каждому человеку, в той или иной мере приходиться выступать перед публикой).
Учитель: Обучение ораторскому искусству – это самый лёгкий путь к уверенности в себе.
СЛАЙД № 5 (Схема 5 этапов) В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов: ( не зачитываю)
1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (изобретение).
2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (расположение).
3. Словесное выражение, литературная обработка речи.
4. Заучивание, запоминание текста.
5. Произнесение.
Учитель: Поднимите руки у кого из вас есть опыт публичного выступления, и в чём он выражался?
Ответы обучающихся: ( каждый рассказывает о своей практике публичного выступления): защита рефератов на уроках, представление презентаций, информационные сообщения по заданной теме, доклады на научных конференциях, ответы у доски во время учебного урока, выступление на мероприятиях в разной роли,
общение с родственниками и друзьями (беседы, споры с доказательством своей точки зрения, с целью убеждения).
Учитель: Для людей многих профессий публичная речь является главнейшим оружием. И для них очень важно знать принципы и правила ораторского искусства и постоянно совершенствовать их на практике.
На слайде вы видите несколько наименований профессий. Вам необходимо вычеркнуть профессии людей, которым необязательно владеть ораторским искусством и оставить те, для кого это просто необходимо (работа у интерактивной доски 2-х человек, 2 списка, 2 команды, сидящие в 2-х рядах, помогают при затруднении участника, аргументируют своё мнение, стоящие у доски вычёркивают слова.).
СЛАЙД № 6 ( Заголовок и списки)
Профессии людей, которым необходимо знать принципы и правила ораторского искусства
Водитель Преподаватель
Профессор Строитель
Музыкант Адвокат
Прокурор Певец
Продавец Журналист
Менеджер Экскурсовод
Ветеринар Кассир Банка
Руководитель Экономист
Бухгалтер Шахтёр
Политик Депутат
3. Этапы подготовки публичного выступления.
3.1.Структура ораторской деятельности: докоммуникативный период, коммуникативный, посткоммуникативный.
СЛАЙД № 7 ( Три уровня)
В ораторского искусстве выделяют три уровня мастерства публичного выступления или три условия успеха оратора:
I. Владение материалом («что говорить»);
II. Владение собой («как говорить»);
III. Образ оратора («кто говорит»).
СЛАЙД № 8 ( 3 Этапа)
Учитель: В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа,
- докоммуникативный (подготовка к выступлению)
- коммуникативный (взаимодействие с аудиторией)
- посткоммуникативный (анализ выступления, выводы) (запись в тетрадь)
Остановимся на изучении докоммуникативной фазы по подготовке речи.
СЛАЙД № 9 ( Время подготовки)
Публичное выступление – довольно сложная процедура. Успех напрямую зависит от проведённого перед ним объёма работы. Предварительная подготовка должна превышать объем выступления по времени в 36 раз. Т.е. на каждую минуту выступления должно уходить полчаса подготовительной работы.
СЛАЙД № 10___( Тема)
1.Тема выступления.
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. (2варианта: тему предлагают, выбираешь сам). Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего, из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.
Вывод: Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:
- вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;
- то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;
- это актуально, для слушателей.
2. Название речи.
СЛАЙД № _11__( примеры названий речи)
Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.
Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: "Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности " и "Как жить, не старея ".
Учитель: Какой вариант привлекает ваше внимание?
Обуч-ся: Рекламный. «Как жить, не старея ".
Учитель: Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.
Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.
Учитель: Понятна ли вам тема лекции "Аутогенная тренировка"?
Обуч-ся: Нет
Учитель: В названии темы использован научный термин иностранного происхождения, который не всем известен, поэтому не каждый поймет, что речь идет о тренировке самовнушением.
Учитель: Как вы думаете, необходимо ли давать название застольной речи? (НЕТ).
Для поздравительной, траурной, митинговой речей название также не требуется.
СЛАЙД № _12__( выводы по названиию)
Вывод: Название выступления должно отвечать двум требованиям:
- отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления;
- носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.
3. Цель выступления.
Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.
О том, почему важна цель выступления вы узнаете из видеофрагмента урока по этой теме.
( Михаил Стадник. Урок ораторского мастерства по теме: Цель выступления - 4 минуты).
СЛАЙД №_13__ (Фрагмент видеоурока по теме: цель)
Закрепление материала по определению цели выступления. «Найди пару»
Учитель: С какой целью выступает адвокат? (ответ уч-ся - С целью защиты обвиняемого).
Задание по карточкам. Работа в 2-х группах по 7 человек. Найти соответствие, соединив правильно 2 карточки: Публичное лицо – цель выступления).
СЛАЙД №_14__ (Таблица. Публичное лицо - цель выступления)
Публичное лицо | Цель выступления |
Адвокат |
С целью защиты обвиняемого |
Прокурор | С целью представления обвинения или приговора |
Преподаватель | С целью передачи информации из определённой области знаний |
Журналист | С целью в чём-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию |
Менеджер по продажам | С целью побудить покупать его определённые товары |
Депутат | С целью привлечения на свою сторону сторонников |
Политик | С целью убедить голосовать за нужного депутата |
(Проверка, обсуждение)
СЛАЙД № _15__( выводы по цели выступления)
Вывод:
- Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
- Выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.
4. Составление текста. Подбор материала.
СЛАЙД № _16__
Следующая ступень докоммуникативного этапа – «кодирование» - составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным лучше использовать не один источник, а несколько.
Источники материала подразделяются на группы:
- Непосредственные – материал, добытый автором из жизни путём наблюдений, собственного опыта:
а) знания, практика;
б) личные контакты, беседы, интервью;
в) воображение – мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами прошлого.
2. Опосредованные:
а) официальные документы;
б) научная и научно – популярная литература;
в) художественная литература;
г) статьи газет и журналов;
д) передачи радио и телевидения;
е) справочная литература: энциклопедии, словари;
ж) результаты социологичских опросов.
Физминутка. СЛАЙД № _17.
СЛАЙД № _18__(3 части речи)
Систематизируя материал, оратор, создаёт план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.
Речь состоит из трех частей:
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Отбирая материал для выступления, уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: "Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше".
Чтобы рассчитать объем выступления, надо исходить из того, что чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.
5.Репетиция публичного выступления. СЛАЙД № 19_
Очень важно увидеть и услышать себя со стороны.
- магнитофонная запись, видеозапись;
- прослушивание речи, произнесённой другими людьми;
- репетиция речи перед зеркалом;
- запоминание текста.
Вывод: Публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.
И подводя итог занятия можно сказать, что качество проведённой подготовительной работы - залог успешного выступления.
Домашнее задание: СЛАЙД № _20_
1.Прочитать памятку «Публичное выступление - 10 ошибок начинающего оратора»
2. Подготовить короткое выступление (1 минута) на одну из предложенных тем:
а) Обращение к директору школы.
б) Удивительный факт или интересное событие, которым вы хотите поделиться с другими.
в) Чтобы я сделал, если бы у меня была волшебная палочка (1 желание).
Рефлексия. СЛАЙД № 21_
Выберите одно изображение, которое соответствует вашему настроению по окончанию урока. (Для этого необходимо подвести указатель мыши и нажать на выбранный элемент.)
Приём «Смайлики»
Завершение занятия. СЛАЙД № 22_(цитата)
«Крупный успех составляется из множества продуманных и предусмотренных мелочей»
В. Ключевский
Предварительный просмотр:
«Интервью – как один из ведущих жанров журналистики»
Ашкарова Марина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МАУДО «ЦДТ»
Россия, ХМАО – Югра, город Лянтор
План занятия в объединении «Журналист»
Тема: «Интервью – как один из ведущих жанров журналистики»
Цели:
- Совершенствовать знания и навыки составления и проведения интервью в ходе деловой игры.
- Развивать умения и навыки групповой работы.
- Способствовать формированию умения успешно действовать в ситуации выбора, воспитанию воли и настойчивости в достижении целей, доброжелательности, толерантности.
Тип занятия: Занятие закрепления и совершенствования знаний.
Оборудование:
- газетные и журнальные публикации, конверты с заданиями для групповой работы, карточки с ситуациями, памятка для работающих в группе, памятка по созданию интервью.
- технические средства: компьютер, экран, проектор.
- оформление: тема, эпиграф (мультимедийное сопровождение)
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Учащиеся разбиваются на 3 группы по 4-5 человек. У каждой группы бейджики и материалы на столах своего цвета.
Время проведения: 45 минут.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала. Знакомство с темой и целью занятия.
Педагог: Для того чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, нам нужно всем вместе решить кроссворд, который для вас приготовили Касим Владимир и Сырлыбаев Эльмир. Кроссворд состоит из слов по горизонтали, а в вертикальном ряду вы прочтете тему нашего занятия. Зачитывает вопросы и определения Валинурова Эльвира.
Задание 1. Решение кроссворда ( мультимедиа)
1. Как называется интересное, необычное вступление. Лидер-абзац, вводящий читателя в тему. 2. Широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или неконкретизированных сторон. 3. Вид прессы. Она бывает ежедневная, еженедельная, ежемесячная. 4. Небольшой рассказ журналиста об одном факте, схваченном, как говорят "на лету". 5. Журналист, который пишет или делает репортажи в СМИ. 6. Составление страниц газеты из набранных строк, заголовков, иллюстраций в соответствии с разметкой или макетом. 7.Аналитический жанр. Она бывает проблемной, научно-популярной, постановочной. 8. Последовательность и связь описания событий.
| |||||||||||||
Ответы: по горизонтали: 1.Лид. 2. Комментарий 3. Газета. 4. Заметка. 5. Репортер. 6. Верстка. 7. Статья. 8. Сюжет. По вертикали: Интервью.
(коллективная работа, дети определяют ключевое слово «интервью»).
После того, как кроссворд разгадан, дети определяют ключевое слово «интервью» педагог сообщает тему занятия:
Педагог: Тема занятия «Интервью, как один из ведущих жанров журналистики» (запись темы в тетрадь). Девизом занятия послужат слова философа Сократа «Искусство вести беседу – наверное, самое сложное. Потому что учиться этому приходится всю жизнь».
- Как вы думаете, почему интервью в журналистике считается самым сложным жанром?
Обуч-ся: Чтобы работать в этом жанре, необходимо уметь общаться с разными людьми, правильно строить беседу и излагать мысли.
Педагог: Вот этому мы сегодня будем учиться.
3. Проверка домашнего задания (сообщение обучающегося по теме «Этимология слова интервью, мастера интервью»).
Педагог: Сейчас мы послушаем сообщение Деменко Анны, она работала в библиотеке, и расскажет нам об этимологии слова «интервью» и о мастерах этого жанра. (Приложение №1).
Обуч-ся делает сообщение.
ИТОГ.
Педагог: Работу с прессой можно использовать как образец для написания публикаций в жанре «интервью». Вы сможете проанализировать работу других, и будете накапливать свой опыт работы в этом жанре.
4. Закрепление ранее изученного материала.
4.1. Задача – разминка (работа в группах).
Педагог: Вы должны определить значение слов: «интервьюер», «интервьюируемый», «интервьюировать». (Каждой группе дается три варианта ответа определения вышеуказанных слов, их задача, выбрать правильный ответ). (Приложение №2 – слайды 4,5,6).
Проверка: Представители групп по очереди зачитывают определение слов, остальные оценивают их ответы.
ИТОГ.
Педагог: Итак, участники интервью - «интервьюер», «интервьюируемый», процесс работы - «интервьюировать».
4.2. Повторение структуры интервью (работа в группах).
Педагог: Скажите, на какие три этапа делится работа над интервью?
Обуч-ся: Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа, написание материала.
Педагог: Вспомним, какую работу включает в себя каждый этап.
1 группа обуч-ся рассказывает о 1 этапе (Подготовка).
2 группа обуч-ся рассказывает о 2 этапе (Беседа).
3 группа обуч-ся рассказывает о 3 этапе (Написание материала).
Проверка: После выступления каждой группы, остальные участники вносят дополнения к ответам. На экране показывается полное описание этапа работы над интервью, обучающиеся сравнивают с ним свои ответы, оценивают их.
ИТОГ.
Педагог: Мы видим, что качественное интервью может быть выполнено только тогда, когда последовательно соблюдены и выполнены все этапы работы.
4.3. Повторение типов интервью. Задание «Составь цепочку».
Педагог: Для выполнения следующего задания предлагаю каждой группе взять конверт, в котором находится карточка с заданием. Форма выполнения задания одинаковая, а содержание разное. (Приложение №3).
1 группа:
Задание: Составьте цепочку и напишите типы вопросов интервью.
(общие – конкретные – альтернативные – закрытые – уточняющие – фильтрующие)
2 группа:
Задание: Составьте цепочку и напишите наиболее типичные примеры вступлений к интервью.
(представление – зарисовка – повод – фраза собеседника – постановка проблемы – анонс)
3 группа:
Задание: Составьте цепочку и напишите виды интервью.
(интервью – диалог, интервью – монолог, интервью – зарисовка, интервью – сообщение, интервью – мнение, массовые интервью, анкета)
Проверка: Проецируется слайд с правильными ответами. Самопроверка.
ИТОГ.
Педагог: Тому, кто будет брать интервью, необходимо помнить какие есть типы вопросов, примеры вступлений к интервью, виды интервью, для того, чтобы оптимально использовать их на практике.
5. Практическая работа.
5.1. Подготовка к интервью. (Работа в группах).
Педагог: У каждой группы на столах в конвертах задания, на выполнение которого вам дается 6 минут. При выполнении заданий помните о важности последовательности задаваемых интервьюируемому вопросов.
Задание 1
1 группа: Составить вопросы для интервью-диалога с библиотекарем ЦДТ.
2 группа: Придумать вопрос директору ЦДТ для интервью-монолога.
3 группа: Составить вопросы для анкеты с целью изучения мнения о нашей газете «Сорока».
Проверка: Педагог просматривает и обсуждает результаты работы 1-й и 2-й групп.
5.2. Представители групп (2 человека) отправляются брать интервью у библиотекаря и директора МОУДОД «ЛЦДТ».
ИТОГ (Работа с оставшимися обучающимися):
Педагог: Мы подготовили вопросы для беседы. Ребята (Лена и Юра) отправились проводить ее с интервьюируемыми. Материалы напишут дома – это их домашнее задание. А все остальные проведут анкетирование в своих классах по анкетам, разработанным 3-ей группой, а дома выполнят третий этап работы над интервью, пользуясь памяткой (памятки на столах) (Приложение №4)
5.3. Работа с периодической печатью (работа в группах).
Педагог: Как вы думаете, нужно ли журналисту читать периодику, если да, то зачем?
Дети:
- Изучая материалы, мы расширяем свой кругозор;
- Журналист должен обладать достаточной информацией о текущем моменте, быть в курсе всех событий;
- Использовать работы настоящих журналистов, как пример, как объект для изучения, анализ работ является литературной практикой.
Педагог: Перед вами газетные и журнальные публикации. Ознакомьтесь с ними и определите вид интервью, тему, героя публикации.
Назвать главные отличительные факторы публикации.
1 группа: интервью – диалог (Вопросы-ответы)
2 группа: интервью – монолог (Один вопрос – подробный ответ)
3 группа: анкета (Массовый вид интервью, полученные ответы анализируются и делаются выводы).
Проверка:
Представители групп сообщают результаты работы. Остальные обучающиеся обсуждают ответы, оценивают: правильно - неправильно.
ИТОГ.
Педагог: С какими видами интервью мы познакомились в публикациях?
Дети: интервью – диалог, интервью – монолог, анкета.
Какой вид интервью чаще других используется в журналистике?
Дети: Мы пришли к выводу, что самым распространенным видом является интервью – диалог.
5.4. Анализ личностных качеств успешного журналиста.
Педагог: Мы ознакомились с различными публикациями. Все ли они вам понравились в равной степени, или какие-либо вызвали особый интерес?
Как вы думаете, почему?
Дети: Интервью брали у интересного человека; речь идет об интересном событии и т.д.
Педагог: Вы назвали много причин успеха, но есть еще очень важный аспект в журналистике. Почему с одним человеком охотно беседуют, а с другим – нет?
Дети: У журналиста должны быть: обаяние, способность разговорить человека, расположить его к себе, умение слушать, уметь хранить полученную информацию в секрете и др.
Педагог: посмотрим, сможете ли вы правильно оценить предложенную вам ситуацию и найти возможные варианты решений.
Задание 4 – «Ситуация». (Приложение №5)
Каждой группе предлагается одна ситуация, ребята обсуждают её и находят возможные варианты решения.
Проверка: Группы по очереди называют предложенные им ситуации, озвучивают варианты собственных решений. Остальные обсуждают, оценивают.
ИТОГ.
Педагог: Какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы находить правильные выходы из различных жизненных ситуаций?
Дети: Находчивость, пунктуальность, исполнительность, объективность, обладать красноречием, логически мыслить, коммуникабельность, умение безконфликтно разрешать возникшие проблемы.
6. Подведение итогов занятия.
Педагог: Сегодня на занятии мы с вами говорили об интервью, как об одном из видов газетного жанра.
Обобщая всё, что мы сделали на занятии можно сделать вывод:
Интервью это:
- источник опыта и знаний;
- способ общения (развитие коммуникативных способностей);
- метод получения информации (для создания публикаций в другом жанре).
Интервью способствует:
- формированию профессиональных навыков будущих журналистов (интервьюирование);
- совершенствованию характера и качеств юного журналиста.
Педагог:
- Как вы считаете, ребята, удалось ли нам на занятии при решении различных задач использовать и применить на практике знания по теме «интервью»?
- Нужно ли нам совершенствоваться в жанре интервью?
Дети: Оценивают собственную работу.
7. Рефлексия (оборудование: карточки с изображением эмоций: негативное, позитивное, безразличное)
Педагог: Воспользовавшись карточками, попробуйте оценить ваше настроение в начале, в середине и в конце занятия.
Дети: Оценивают с помощью карточек. (Приложение №6 - слайд 14).
Педагог: Кому понравилось работать в вашей группе, хлопните в ладоши три раза.
Дети: Оценивают с помощью хлопков.
Список используемой литературы.
Е.Н. Степанова. «Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование».
А.В.Хуторской «Методика личностно ориентированного обучения» М. – 2005.
В.В. Ворошилов «Журналистика». С.-П.-2000.
Т. Засорина, Н.Федосова «Профессия журналист» - Ростов на Дону, 1999г.
Газеты «Вестник», «Сургутские вести»
Журналы «Мне 15», «Маруся», «Дошкольное воспитание».
Анкета.
Предварительный просмотр:
План- конспект занятия в объединении «Журналист»
Педагог Ашкарова М.А.
Тема: Интервью. Подготовка к интервью
Цель: расширить знания учащихся об особенностях жанра “Интервью” и формирование языковой и коммуникативной компетенций.
Задачи:
Образовательные: познакомить со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.
Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.
Воспитательные: создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.
Оборудование: презентация, энциклопедические словари, дидактический материал.
Ход занятия:
1. Обсуждение работ обучающихся, занимающихся в объединении и опубликованных в СМИ.
А) Заметка “Весёлая ярмарка” (газета «Сорока» ЦДТ)
Б) Репортаж “Вечер встречи выпускников” (газета «Узнавай-ка» СОШ№3)
2. Закрепление материала предыдущих занятий.
(Педагог зачитывает определения, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля) (Слайд 2. Презентация)
А) Заметка – краткое сообщение в печати.
Б) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).
В) статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Г) Хроника – отдел сообщений в газете.
Д) Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Слайд 2)
Объявление темы занятия.
Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с газетными жанрами, и нам предстоит познакомиться с особенностями “Интервью” (слайд 1), чтобы создать творческую работу в этом жанре и опубликовать её в детской газете или городских СМИ.
Вопросы для обсуждения:
1) Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Беседа, диалог)
2) Подберите однокоренные слова к слову “интервью”. (Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать)
3) Сколько человек принимает участие в интервью? (Обычно два)
4) Найдите в «Лянторской газете” интервью. В какой рубрике оно напечатано?
5) Какую цель преследовал корреспондент, опубликовав это интервью?
Вывод: Итак, интервью – это техника сбора информации, которое может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы над передачей, так и самостоятельным материалом. В такой передаче аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. Тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. Интервью, будь оно в форме личной беседы либо по телефону, не проходит по разработанному сценарию, и вы должны быть готовы к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы, ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Как мы уже говорили, интервью требует от репортера владения определенной техникой, хотя понятно, что удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос. (Слайд 3, 4, 5)
3. Работа с рассказом А. П. Чехова “Моя беседа с Эдисоном”. (Слайд 6)
А сейчас обратимся к рассказу А.П.Чехова. Я убеждена, что человек, решивший стать журналистом, должен обязательно читать произведения известного русского писателя, так как он был прекрасным стилистом., умел кратко сказать о важном и значимом для человека. Его рассказ – это своеобразное интервью героя с известным учёным.
А) Чтение рассказа. (Приложение 1)
Б) Вопросы для обсуждения предлагаются группам (их три). (Слайд 7)
1 группа. Удалось ли интервью? Почему?
(Прогнозируемые ответы. Герой плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений можно почерпнуть в энциклопедическом словаре, например:
Эдисон Томас Алва (1847–1931) – американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведении звуков (фонограф). Усовершенствовал электрическую лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники.
Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично-снисходительном тоне беседы.
2 группа. С каким чувством расстались люди?
(Прогнозируемые ответы - они неудовлетворенны друг другом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения “не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но …имя часто упоминается в газетных “смесях”, где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.
3 группа. Почему и над кем мы смеемся? Какие ошибки допустил журналист?
(Прогнозируемые ответы - Прежде всего над журналистом. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом.
Если таковы специальные корреспонденты, то, каково же “лицо “печатного издания или органа? Каким вы представляете его себе?
Вывод: Чтобы интервью удалось, к нему нужно тщательно готовиться.
4. Составление правил для начинающего журналиста.
Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос
В идеальных представлениях репортер, готовящийся к интервью, часами просиживает в библиотеке, читая книги, справочники, подборки из газет, архивные записи, успевая к тому же провести предварительные интервью и беседы для сбора информации. Но в реальной жизни с ее стрессами и гонками происходит все по-иному. Тем не менее, рядом с вами коллеги, которые уже, возможно, писали материал на эту тему, знают о человеке, с которым вам предстоит встретиться. Во всех редакциях сегодня есть доступ к Интернету, где можно найти очень много материалов по любой теме. Однако слишком активная подготовка может навредить. Журналист может оказать в плену собранного им материала. Чужое восприятие действительности или человека, о котором идет речь, нередко передается из одного портрета в другой. Одно из важнейших правил при работе с интервью – готовится к нему без всяких предубеждений.
Сейчас вам предстоит разработать правила, которым нужно следовать, готовясь к интервью. Вы должны будете учесть все ошибки, которые допустил герой рассказа А.П.Чехова.
Работа по группам: (слайд 7)
1 группа – перед интервью. (Слайд 8, Приложение 2)
Варианты, предложенные детьми:
1. Постараться узнать больше о собеседнике.
2. Продумать вопросы.
3. Подумать о месте интервью.
4. Уделить внимание своему внешнему виду.
2 группа – во время интервью. (Слайд 9, Приложение 3)
Варианты, предложенные детьми:
1. Чётко формулировать свои вопросы.
2. Не оказывать давление на собеседника.
3. Внимательно выслушивать его рассуждения.
4. Быть вежливым и тактичным, не навязывать своего мнения.
3 группа – после интервью. (Слайд 10. Приложение 4)
Варианты, предложенные детьми:
1. Анализ записей.
2. Отбор главного материала.
3. Корректирование материала.
4. Узнать мнение интервьюируемого о готовом интервью.
Узнать мнение узкого круга коллег о готовом интервью.
Подобрать дополнительные материалы (фото, картинки, иллюстрации).
5. Обсуждение разработанных правил и сопоставление их с вариантом педагога.
(Заслушиваются представители каждой группы, записываются правила на листочках и вывешиваются на доску, сравниваются с предложенными вариантами педагога.
6. Составление вопросов в группе в соответствии с данными рекомендациями
(Вопросы составлялись в группах, а затем были заданы присутствующему на занятии методисту, который выступал в роли журналиста «Лянторской газеты»). Вопросы, составленные детьми, представлены в презентации – слайд 11)
7. Подводя итог занятию, использовали прием из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.
Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня?
Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.
Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить?
Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия?
Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?
Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА: Этапы подготовки публичного выступления
Риторика (от греч. rhetorike techne -- ораторское искусство), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. Платон - древнегреческийй философ ученик Сократа, учитель Аристотеля Сократ Аристотель
Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.
Классическая схема ораторского искусства 1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (изобретение). 2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (расположение). 3. Словесное выражение, литературная обработка речи. 4. Заучивание, запоминание текста. 5. Произнесение.
Профессии людей, которым необходимо знать принципы и правила ораторского искусства Водитель Преподаватель Профессор Строитель Музыкант Адвокат Прокурор Певец Продавец Журналист Менеджер Экскурсовод Ветеринар Кассир Банка Руководитель Экономист Бухгалтер Шахтёр Политик Депутат
Уровни ораторского мастерства Публичное Выступление 100 I .Владение материалом («что говорить») 10 II . Владение собой («как говорить») 90 III . Образ оратора («кто говорит») 90
В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа докоммуникативный (подготовка к выступлению) коммуникативный (взаимодействие с аудиторией) посткоммуникативный (анализ выступления, выводы)
Время подготовки публичного выступления Время выступления – время подготовки 1минута выступления 15 минут выступления 1час выступления 30 минут подготовки 7,5 часов подготовки 30 часов подготовки
1.Определение темы речи Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что: вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели; то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес; это актуально, для слушателей.
2.Формулировка названия речи 1."Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности " 2. "Как жить, не старея ".
2.Формулировка названия речи – вывод: Название выступления должно отвечать двум требованиям: отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.
Публичное лицо Цель выступления Адвокат С целью защиты обвиняемого Прокурор С целью представления обвинения или приговора Преподаватель С целью передачи информации из определённой области знаний Журналист С целью отстоять нужную идею, обосновать свою позицию Менеджер по продажам С целью побудить покупать определённые товары Депутат С целью привлечения на свою сторону сторонников Политик С целью убедить голосовать за нужного депутата
3.Цель выступления Вывод: Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается. Выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.
4. Составление текста. Подбор материала. Источники материала подразделяются на группы : 1. Непосредственные – материал, добытый автором из жизни путём наблюдений, собственного опыта: а) знания, практика; б) личные контакты, беседы, интервью; в) воображение – мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами прошлого. 2. Опосредованные: а) официальные документы; б) научная и научно – популярная литература; в) художественная литература; г) статьи газет и журналов; д) передачи радио и телевидения; е) справочная литература: энциклопедии, словари; ж) результаты социологичских опросов
"Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше". Аристотель Объём выступления 1страница машинописного текста через полтора интервала занимает 2 минуты Речь состоит из трех частей: 1.Вступление 2.Основная часть 3.Заключение
5. Репетиция публичного выступления Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. магнитофонная запись, видеозапись; прослушивание речи, произнесённой другими людьми; репетиция речи перед зеркалом; запоминание текста.
Домашнее задание 1.Прочитать памятку«Публичное выступление - 10 ошибок начинающего оратора» 2. Подготовить короткое выступление (порядка 1 минуты) на одну из предложенных тем: А) Обращение к директору школы. Б) Удивительный факт или интересное событие, которым вы хотите поделиться с другими. В) Чтобы я сделал, если бы у меня была волшебная палочка (1 желание).
Рефлексия Выберите одно изображение, которое соответствует вашему настроению по окончанию урока. (Для этого необходимо подвести указатель мыши и нажать на выбранный элемент.) При нажатие на изображения выходят на экране следующие высказывания: Твой завтрашний успех начинается сегодня! Успехов! Спасибо за урок! До свидания. Не бойся расти медленно, бойся стоять на месте! Успехов! Спасибо за урок! До свидания. Успех – это ряд преодолённых неудач. Успехов! Спасибо за урок! До свидания.
Крупный успех составляется из множества продуманных и предусмотренных мелочей. В. Ключевский Публичное выступление
Предварительный просмотр:
Проектная работа
Тема:
«Педагогический учебный проект как одна из разновидностей учебных проектов»
Выполнила:
Педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДТ»
Ашкарова Марина Анатольевна
г. Лянтор, Сургутский район
Для проведения современных уроков, руководствуясь ФГОС, следует помнить, что основными целями системно-деятельного современного подхода в образовании являются следующие цели: научить учащихся самостоятельности в усвоении нового материала, то есть в будущем уметь определяться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию; помочь в усвоении ключевых умений (компетентности), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, перед которым стоит выбор - наполнять учеников знаниями и навыками, или использовать урок для развития понимания этих знаний, навыков, умений, одновременно создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. При этом школа должна стать не столько источником информации, сколько школой, которая учит учиться. Учитель при этом будет уже не проводником знаний, а личностью, обучающей способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Следует признать, что современный урок– это урок-открытие, урок- познание, в котором есть место самореализации, мотивации, интереса к изучаемому материалу, профессионализму, активной деятельности, развитию, росту, самопознанию, выбору, уверенности, инициативности, потребности в знаниях, движению вперед. Конечно, первоначально можно начинать с внеурочной деятельности, которая должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций, поэтому именно с нее и начинается внутренняя перестройка учителя.
Стремясь применить исследовательскую и проектную технологии для формирования УУД и обеспечить их наибольшую эффективность, педагог способен создать целый комплекс учебно – методических материалов, преобразованных в систему учебных заданий по различным разделам по предмету, а также через разработку и реализацию целого комплекса исследовательских проектов.
Педагогический учебный проект может рассматриваться как одна из разновидностей учебных проектов, потому что он подразумевает своей целью создать интересный новый, авторский учебный продукт (разработку урока, пособие, комплект учебных материалов, учебную презентацию по определенной теме к отдельному уроку или циклу уроков).
Особенно эффективны такие учебные проекты при организации таких типов занятий как занятие изучения нового материала или занятие закрепления, или обобщения темы. Еще большую результативность такой продукт получает, если в нем использовано творчество детей, их поиск информации, иллюстрированные доклады, варианты решения учебных ситуаций. Обычно такая работа проводится с предварительной подготовкой, анонсированием заданий и критериев выполнения, так как работа ребят еще и оценивается по предмету (обычно по двум параметрам: за предметное содержание материала и за качество выполнения (подачи, презентации темы). Кроме познавательных целей подобные педагогические проекты (сценарии занятий с использованием проектных методов) имеют большие воспитательные и развивающие составляющие, что помогает сделать учебно-воспитательный процесс более насыщенным и полезным.
Я, как педагог и руководитель объединения «Журналист» приведу один пример, по аналогии с которым, можно создавать собственные учебные предметные проекты совместно с детьми.
Пример: Урок изучения нового материала курса «Основы журналистики» по теме: «Газетные иллюстрации» с применением интерактивной доски и проектных методов обучения.
Цель данного педагогического проекта: показать на примере занятия «Газетные иллюстрации» в курсе «Основы журналистики» возможности обучения обучающихся с помощью ИКТ (интерактивной доски) и проектных методов.
Задачи проекта:
- изучить теоретические, методические и практические материалы по вариантам использования интерактивной доски и проектных методов в курсе «Основы журналистики»;
- подобрать конкретное содержание и методы использования интерактивной доски и проектных методов на уроке по указанной теме;
- создать совместно с учащимися учебно-методический мультимедийный продукт по теме «Газетные иллюстрации»
Педагогическая направленность проекта:
- Для классно-урочного и самостоятельного использования темы в курсе «Основы журналистики» для обучающихся и педагогов.
- Для расширения базы электронных методических пособий по предмету.
- Для консультаций по методике преподавания для молодых специалистов.
Пояснение:
Программа по дополнительному образованию «Основы журналистики». Тема «Газетные иллюстрации» Занятие № 23.
Номер урока в теме – 1.
Тип занятия: изучение нового материала.
Оборудование: раздаточный рабочий материал (иллюстрации), газеты, энциклопедия, выставка литературы о газетных иллюстрациях, интерактивная доска, презентация к уроку, мини проекты учащихся.
Возраст обучающихся: 13-15 лет
План занятия:
- Оргмомент 2 мин
- Актуализация опорных знаний 3 мин
- Изучение нового материала 15 мин
- Закрепление изученного материала 10 мин
- Первичная проверка уровня усвоения материала 5 мин
- Задание на дом, подведение итогов занятия 5 минут
Цели занятия:
образовательная – формирование знаний о видах газетных иллюстраций и правилах их размещения на газетной полосе;
развивающая – развитие умения работать с периодической печатью и текстовым газетным материалом, развитие умений работать с ИКТ, и демонстрировать своимини проекты в учебных целях зрителям;
воспитательная – способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу и к профессии журналиста.
Примечание 1. Интерактивная доска используется:
- При проведении орг. момента, где на слайдах 1-3 показаны тема урока, цель занятия для обучающихся, план работы на уроке, несколько ярких фотографий местных печатных СМИ, высказывание о значении иллюстраций в газете.
- При актуализации опорных знаний (повторении), где обучающиеся видят список газетных терминов, световым пером дописывают значение некоторых из них.
- При изучении нового материала, где демонстрируется зрительный ряд и видеосюжет о видах иллюстраций, их функциях и правилах размещения на газетной полосе, проекты учащихся по одному из видов иллюстраций.
- При закреплении и первичной проверке усвоенияматериала: соединение стрелками видов иллюстраций по группам, выделяют иллюстрации фотографической группы от нефотографической, распределение иллюстраций в макете газеты.
- При подведении итогов занятия (метод синквейна),и формулировании вывода.
Примечание 2. Задание для мини проектов анонсировалось заранее, тема и алгоритм работы с проектом даны за несколько дней до урока (опережающее задание для небольшой группы учащихся)
Проекты учащихся используются и демонстрируются:
- При актуализации опорных знаний, когда учащийся составил (вперемежку) виды газетных иллюстраций, размеры и формы – которые нужно правильно соединить на экране интерактивной доски.
- При изучении нового материала при характеристике самых распространённых видов газетных иллюстраций (портрет, фоторепортаж, инфографика). Учащиеся готовят мини сообщения с 4-5 слайдами презентации, иллюстрированным докладом или мини заочным путешествием в газету по плану: название, тираж, целевая аудитория, процентное соотношение иллюстраций к тексту, форма, размер, наибольшее количество иллюстраций на одной газетной полосе. При сравнении газет разного формата и страниц приходят к определённым выводам.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутский район «Центр детского творчества»
ХМАО-Югра Тюменская область Сургутский р-н г.Лянтор
Тема:
«Газетные иллюстрации»
Ашкарова Марина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Образование: высшее, высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Тема урока: «Газетные иллюстрации».
Цель: познакомить обучающихся с основными правилами оформления иллюстраций в газетах. Задачи, которые работали на реализацию цели: вовлечь обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике; развивать креативное мышление, наблюдательность, творческую активность, коммуникативные компетенции. Поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное утомление. При подготовке занятия я руководствовалась программой разработанной на основе и с учетом федеральных и государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области журналистики и требованиями современных педагогических технологий. При планировании я ориентировалась на среднюю подготовленность детей, учитывая, что это дети двенадцати – тринадцати лет, я выбрала групповую форму организации познавательной деятельности. Так как работа в группах – это самостоятельная форма организации учебного процесса, которая несет в себе признаки инновационного обучения. Следовательно, у обучающихся возрастает степень понимания учебного материала, развивается творческая активность и самостоятельность, растет самокритичность. Кроме того, дети начинают лучше контролировать себя и оценивать свои возможности.
На занятии оптимально использовались разнообразные методы обучения:
-словесный: где я доступным языком объясняла детям правила выполнения того или иного задания,
-практический: в котором обучающиеся весело и эмоционально обсуждали и подбирали нужные иллюстрации,
-частично-поисковый: где обучающиеся, должны были самостоятельно, подобрать нужную иллюстрацию к определенному тексту.
В процессе всего занятия мое первоочередное внимание было направлено на создание наилучшей психологической атмосферы как непременного условия работы в группах. Здесь ведущая роль принадлежала педагогической технике: голосу, жестам, лексической и мелодической окраске речи. Групповая форма организации занятия позволила обучающимся более эффективно усвоить полученные знания.
Методическая разработка урока
Педагог: Ашкарова Марина Анатольевна
План занятия для обучающихся группы №1 объединения «Журналист»
Тема: Газетные иллюстрации.
Цели и задачи:
- познакомить с основными правилами оформления иллюстраций в газетах;
- вовлекать обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретённых знаний на практике;
- развивать креативное мышление, наблюдательность, творческую активность, коммуникативные компетенции.
- поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное утомление.
Методы и приемы:
- знаниевый метод,
- частично- поисковый,
- проблема,
- диалог.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (примеры иллюстраций), газеты, журналы, фотоснимки, иллюстрации, памятка «Правила размещения иллюстраций в газете».
Технологии:
1.использование средств ИКТ;
2.личностно - ориентированные технологии;
3.технология развивающего обучения;
4.технология здоровьесбережения.
План занятия:
- Вводно-мотивационный этап.
- Повторение пройденного материала.
- Теоретическая часть (изучение новой темы).
- Практикум (закрепление изученного материала, синквейн).
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Ход занятия: (СЛАЙД 1). Музыка перед началом занятия.
- Организационный момент. Приветствие «3 хлопка»,
СЛАЙД. «Улыбка в подарок» - Я держу в ладошках солнце, я дарю его друзьям! Улыбнитесь, это просто! Лучик СОЛНЦА - это ВАМ.
(СЛАЙД ) Настрой на работу. Кричалка «Мы пришли, мы все здоровы, и к работе мы готовы»
Дать ориентир на девиз месяца «Стремимся к Олимпийским высотам!», на девиз недели «Здоровье – это когда каждый день лучший!( на доске)
- Педагог: (СЛАЙД).Тема сегодняшнего занятия: «Газетные иллюстрации».
- ЦЕЛЬ: (СЛАЙД). Сегодня мы с вами будем учиться правильно размещать иллюстрации на газетной полосе.
Педагог: Что вы видите у меня в руках?
Дети - Газету.
Педагог: А по другому как можно назвать газету, какие слова синонимы применительны к слову газета?
Дети - Пресса, СМИ, еженедельник, периодическая печать.
Педагог: Давайте вспомним темы прошлых занятий и повторим термины газетного дела. Задание №1. Проведение разминки –аукциона ( чердак, шапка, подвал, колонка, полоса, витрина, вёрстка, лид, корректор, макет, разворот, редактор, «открытие», «отлёт», СМИ, статья, тираж, рубрика, заголовок).
Педагог: Что является основой любой газеты?
Дети – Текстовой материал, тексты которые несут главную нагрузку.
Педагог: – А что мы видим в газете кроме текста?
Дети – Иллюстрации.
Педагог: Правильно, это картинки, рисунки, фотографии. А где, кроме газеты,в повседневной жизни мы можем видеть иллюстрации?
Дети – В журналах, книгах, учебниках, энциклопедиях, афишах, рекламных баннерах на улицах, в рекламных проспектах и буклетах.
Педагог: Давайте вспомним значение слова иллюстрация. Что же такое иллюстрация?
Дети - (СЛАЙД) Иллюстрация - в переводе с латинского означает пояснение, наглядное изображение. Газетной иллюстрацией называют фотографии, картинки, рисунки.
Педагог: Мы знаем, что иллюстрации делятся на 2 группы какие:
Дети - Фотографические и нефотографические (СЛАЙД)
Задание №2. «Размести по группам». (СЛАЙД)
1 группа обучающихся отбирает фотографическую группу иллюстраций и определяет их вид.
2 группа обучающихся отбирает НЕфотографическую группу иллюстраций и определяет их вид.
3 группа обучающихся определяет какие функции выполняет иллюстрация ( отбирают правильные утверждения, вывешивают на доске.
Задачи иллюстрации:
- освещает, объясняет, истолковывает факты и события;
- передаёт смысл публикуемого материала;
- вносит разнообразие, украшает газетные страницы.
- Передаёт настроение и атмосферу событий, описанный в статье.
Взаимопроверка. От каждой группы выходит 1 обуч-ся. Делает собственное заключение. Учитель просит назвать вид одной из иллюстраций. И знакомит с новым обозначением (ИНФОГРАММА – диаграммы, карты, таблицы).
Работу группы№3 оценивают сами ребята, сравнивая ответы на слайде.(СЛАЙД)
Физкульминутка.
Педагог: Для того, чтобы лучше усвоить новый материал, предлагаю выполнить упражнение для активизации мыслительной деятельности, работы левого и правого полушария мозга.
Упражнение №1 – «Пальчики в кружочек»
Упражнение №2 – «Растираем мочки ушей»
Упражнение №3 – «Массаж мизинцев» (улучшение зрения)
III.Теоретическая часть.
Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала, я предлагаю вам, ребята провести исследовательскую работу и найти ответ на некоторые вопросы сегодняшней темы занятия.
Работа по группам с печатными СМИ.
1.Какой формы и размера иллюстрации в газетах формата А -4, А -3. (метод сравнения и анализа)
2. Каких больше иллюстраций фотографических или нефотографических. (подсчёт)
3. Каких иллюстраций больше портретных или репортажных.
Ответы детей:
Вывод педагога, дополнение – СЛАЙД.
Объяснение нового материала (мультимедийная презентация)
Форма и размер иллюстраций
Газетным иллюстрациям чаще всего придают форму простого прямоугольника, вытянутого по вертикали или по горизонтали. Такая форма упрощает верстку номера. Однако отличные от прямоугольника формы иллюстрации тоже хорошо воспринимаются и способны привлечь внимание читателей.
Выбирая форму иллюстрации, одновременно необходимо определить ее величину и размер. При этом прежде всего исходят из содержания и значения иллюстрации на полосе и во всем номере. Типичный недостаток многих газет — искажение мелких деталей на небольших иллюстрациях. Нередко одна—единственная выразительная иллюстрация большого размера производит большее впечатление и лучше смотрится на газетной странице, чем два—три крошечных снимка или рисунка.
Наиболее удобно верстать иллюстрации размеров, кратных форматам текстовых колонок. Они позволяют свободнее макетировать номер, производить при необходимости переверстку, перемещать иллюстрации на полосе или с одной полосы на другую. Но в газете помещают иллюстрации и нестандартного размера. Безусловно, наилучшим вариантом при определении размеров иллюстраций является сочетание стандартных и нестандартных форматов. Применяя в газете иллюстрации в основном стандартных размеров, полезно иногда помещать на полосу и нестандартные по размеру иллюстрации.
Привлекательно выглядит на газетной полосе узкий, сильно вытянутый по вертикали фотоснимок.
Особенности иллюстрирования газет разных типов
Тип, характер газеты, особенности стоящих перед ней задач определяют различия в количестве и характере иллюстраций. В принципе, в любой газете, независимо от ее типа, можно с успехом применять все виды иллюстраций.
Большое значение для иллюстрирования газеты имеет ее объем — число полос и, в частности, формат. При малом формате газеты неизбежно уменьшение количества публикуемых в ней иллюстраций. Да и размер этих иллюстраций меньше, чем в крупноформатных изданиях. Малый формат полосы заставляет ограничивать публикацию фотоочерков, монтажей, то есть тех иллюстраций, для которых требуется значительная площадь.
IV. Практическая работа (закрепление материала)
Задание 1. Прочитать текст (Лид), подобрать недостающие иллюстрации к тексту.
( придумать заголовок, определить жанр публикации)
(оригинал газетной полосы вывести на экран для сравнения с собственной работой)
Задание 2. Составить синквейн на тему «иллюстрация» и «газета» ( работа в тетради).
Интерактивная физкультминутка.
V. Итоги
Чем мы сегодня занимались на занятии?
Что вам понравилось, не понравилось?
Вывод: Юнкоры должны всегда помнить, что иллюстрация в газете – это важная часть информации, а правильный подбор и размещение иллюстрации на газетной полосе имеет важное значение для любого печатного издания.
Педагог: Для дальнейшей работы с иллюстрацией рекомендую использовать Памятку. ( возьмите и прикрепите в тетрадь)
Домашнее задание.
Педагог: На следующем занятии мы проведём лабораторную практическую работу за компьютером, где каждый из вас попробует создать свою газетную полосу, на которой разместит текст и иллюстрации.
Лучшие работы будут опубликованы в очередном номере газет «Узнавай-ка», «Сорока».
Для этого необходимо (СЛАЙД)
1. Подготовить фотоснимки (электронный вариант или оригинал).
2. Подготовить рисунок (если нет фотоаппарата).
Темы публикаций в жанре эссе (на выбор).
1.Важный в жизни человек.
2.За здоровый образ жизни.
3.Мир моих увлечений.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Лянторский центр дополнительного образования»
Мероприятие
«Профессия – журналист»
Разработала Ашкарова Марина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г.Лянтор
20.10.2017г.
Разработка профориентационного мероприятия
по теме «Профессия - журналист »
Цели:
Популяризация объединения «Журналист» социально-педагогической направленности центра дополнительного образования.
Задачи:
- формирование представления о профессии журналиста;
- знакомство со специализацией журналистов;
- знакомство с деятельностью творческого объединения «Журналист»;
- развитие интереса к профессии журналиста, подготовка к профессиональному определению;
- воспитание доброжелательности, развитие коммуникативных навыков.
Тип занятия: Открытие нового знания.
Формы организации обучения: Беседа, индивидуальная работа, практическая работа в группах, рефлексия.
Дидактические материалы: Электронная презентация, видеофрагменты, материалы печатных СМИ, словарь юного журналиста, понятийный словарь «Специализации в журналистике».
Оборудование: компьютер, проектор
Аудитория: обучающиеся 5-х классов СОШ № 6
Место проведения: актовый зал ЦДО.
Ведущий – Ашкарова М.А.
Техническое сопровождение – Новоселов А.М.
Форма проведения: мероприятие
Этапы:
- Орг. момент. Знакомство. Приветствие «Три хлопка», девиз «Мы пришли, мы все здоровы, и к работе мы готовы. 1 мин.
- Вступительное слово педагога на тему «Кем стать».
Викторина «Мир профессий». (Последний вопрос викторины определяет тему занятия.) 2 мин.
- Видеофрагмент «Профессия журналист» 3 мин.41 сек.
- Беседа «Мир журналистики» с презентацией. (Понятийная база: СМИ, журналист: определение, синонимы - собеседник, интервьюер, репортер; журналистские специализации; готовый продукт журналиста; факт; профессионально – личностные качества журналиста; источники информации.) 10 мин.
- Видеофрагмент «Мультик про журналиста». 1 мин.06 сек. Беседа о качествах журналиста международника.1 мин.
- Презентация «Знакомьтесь – это мы» (2 обучающихся представляют объединение «Журналист». 1 обуч-ся говорит о собственных достижениях). 2мин.30 сек.
- «Распределить специальности по видам СМИ». Практическая работа в группах. 1- газета, 2 – телевидение, 3 – радио. 5 мин.
- Игра - пантомима «Изобрази журналиста в работе». 5 мин.
- Презентация «Куда пойти учиться» (1 обучающийся знакомит с ВУЗами страны, где можно получить профессию журналиста). 2 мин.
- Знакомство с СМИ города Лянтора: ГТРК «ЛянторИнформ», «Лянторская газета».
Работа с газетой в группах (основные понятия: чердак, подвал, полоса, колонка, статья, передовица, тираж, состав редакции)
Ролевая игра «Интервью». Проведение интервью с корреспондентом «ЛГ» Зуевой Алсу Ришатовной. 10 мин.
- Подведение итогов занятия. Притча «Два пекаря». 2 мин.
- Рефлексия: «Смайлик», «Дерево» 2 мин.
- Д/з. Прочитать эссе на тему «Моя будущая профессия – журналист»
- Виртуальные подарки каждой группе по цвету: 1. Воздушный шар.2 Ручка 3.Шоколадка. «3 хлопка»
Ход занятия:
Мир профессий – огромный и интересный. В современном мире существует более 40 тысяч различных родов деятельности. Например, только в промышленности и строительстве насчитывают около 3-х тысяч профессий. Появляются новые профессии, умирают старые. В среднем некоторые профессии живет от 5 до 15 лет. Каждый человек стремится выбрать ту профессию, которая будет ему интересна в будущем, которая поможет ему реализовать свои творческие возможности. Есть много профессий, но каждому из вас нравится та или иная в большей или меньшей степени.
- А кем мечтает стать каждый из вас? Какую профессию вы хотите получить? (Дети отвечают)
Давайте вспомним, какие профессии еще есть?
Викторина «Мир профессий» - доскажи словечко (Мухаррам, Мария)
Пишет он статьи в газету
И берет он интервью
Не строитель, не артист
Кто же это ?.....(Журналист).
Внимание на экран. Видеофрагмент «Профессия журналист»
Презентация на беседу с педагогом.
СЛАЙД 1. Профессия журналист.
- Ребята, о какой профессии сегодня пойдет речь? Правильно, о профессии журналиста.
Собирать и распространять информацию люди начали в глубокой древности. Устно информация передавалась с помощью выступлений ораторов, сообщений глашатаев. Предшественники газет в разных странах - папирусы с новостями в Древнем Египте; доски объявлений, которые вывешивались на улицах Древнего Рима; рукописные сводки новостей в России.
СЛАЙД 2. История российской журналистики.
В России журналистика возникла в 1702 году с появлением по личному указанию и личному участию царя Петра Великого первой печатной газеты «Ведомости»,
С возникновением печати журналистика стала быстро развиваться. В начале XX века с изобретением фотографии и кинематографа появились фото- и киножурналистика, а с возникновением радио и телевидения - радио- и тележурналистика.
СЛАЙД 3. Журналистика – это…
- Скажите, можно ли представить современный мир без журналистики? Без ежедневных новостей по телевидению, без свежих газет и Интернета?
Журналистика стала обязательной частью нашей жизни. Мы привыкли к потоку информации, быть в курсе событий, которые происходят в интересующих нас сферах (кино, музыка, молодежная тематика, образование), а также в мире целом.
Если мы попробуем хоть неделю пожить в информационном вакууме, мы остро ощутим информационный голод и потребность в новых знаниях, в новостях. Современное общество не может существовать без журналистики. Так что же такое журналистика?
Журналистика – это профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации.
СЛАЙД 4. Журналист – человек….
- Кто же такой журналист? Журналист - человек, который собирает информацию, готовит сообщения и материалы для газеты, журнала, радио или телевидения. Слово "журналист" происходит от французского "journal" - "дневник, газета".
Журналист – древняя творческая профессия.
На журналистах лежит огромная ответственность за подачу информацию. Причем, она должна быть подана быстро, ясно и профессионально.
СЛАЙД 5. Профессиональные и личностные качества журналиста.
- Какими качествами должен обладать журналист? обсуждение
- Объективность – говорить только правду.
- Беспристрастность – необходимо констатировать факт и только исходя из него давать оценку происходящему. Личное отношение журналиста к факту не должно открыто выражаться. Если это не входит в задачу материала.
- Принципиальность – вы имеете право на свою точку зрения, отстаивайте её. Если задание противоречит вашим убеждениям, откажитесь от него.
- Толерантность – (лат. – терпимость) Надо уметь прислушиваться к разным мнениям, вы не последняя инстанция, кто может думать по-другому и быть правым.
- Коммуникабельность – это умение устанавливать контакты и связи. Умение общаться, умение выслушать собеседника.
- Оперативность – работа с информацией не терпит промедления. Умение оперативно передать важную информацию.
- Физическая выносливость. Крепкие нервы, чувство юмора, умение работать в коллективе и ладить с коллегами.
СЛАЙД 6. Виды СМИ.
- Где работают журналисты?
- В СМИ. В редакциях газет, журналов, на телевидении, в радиокомпаниях, пресс- центрах, интернет – изданиях.
СЛАЙД 7. Источники журналистской информации.
- Из каких источников журналисты получают информацию? - - Дети отвечают, работая со слайдом.
СЛАЙД 8. Специализации журналистов.
– Какие специализации сферы “Журналистика” вы знаете?
Идет обсуждение специализацией и их комментарий.
Специализации: репортер, комментатор, очеркист, редактор, корректор, фоторепортер, диктор, звукорежиссер, обозреватель, ведущий теле и радиопрограмм.
Журналисты - Юрий Левитан(диктор), Николай Озеров, Дмитрий Губерниев -спорт. Комментаторы). Екатерина Андреева, Владимир Соловьев ( «Вечер с Владимиром Соловьевым» - российский журналист, радио и телеведущий, шоумен, писатель, актер и общественный деятель, Владимир Познер, Андрей Малахов, Владислав Листьев Анна Политковкая. Константин Волошин, Игорь Корнелюк.
СЛАЙД 9. Плюсы и минусы профессии журналиста.
- Как вы считаете, можно ли профессию журналиста назвать легкой? Обсуждение по слайду.
Видеофрагмент «Мультик про журналиста» (обсуждение)
- На занятиях объединения «Журналист» ребята знакомятся с основными специальностями сферы “Журналистика” и пробуют себя в роли корреспондентов. Сегодня мы знакомим вас с деятельностью нашего творческого коллектива юных журналистов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ объединения «Журналист» «Знакомьтесь – это мы» (Агаева Незрин, Гайворонская Мария)
Предоставляю слово Марии, она говорит о творческих достижениях. Далее Практическая работа в группах «Специальности по видам СМИ»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Программа «Основы журналистики»
Педагог: Ашкарова Марина Анатольевна
План занятия
Тема: Правила ведения полемики
Цель: познакомить обучающихся с основными правилами ведения полемики.
Задачи:
- вовлекать обучающихся в активную дискуссионную деятельность с применением приобретённых знаний на практике.
- развивать устную монологичную речь, креативное мышление, коммуникативные компетенции.
- поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное утомление.
План занятия:
- Вводно-мотивационный этап (приветствие «3хлопка»)
- Повторение пройденного материала, фронтальный опрос - значение слова «Полемика», виды полемики (спор, дебаты, дискуссия, совещание, конференция, судебное заседание и т.д). Работа в группах – выписать слова, относящиеся к теме «полемика» (соперник, оппонент, собеседник, аргумент, доказательство, факты, диалог, спор, тема рассуждения, аудитория, регламент, спикер, арбитр).
- Теоретическая часть (изучение новой темы).
Правила ведения полемики
1.Обсуждать можно только тот вопрос, в котором хорошо разбираются обе стороны. Не спорить о слишком близком и слишком далеком.
2.Необходимо согласовать с оппонентом предмет спора и порядок ведения полемики.
3.Точно придерживаться обсуждаемого вопроса, не уходить от предмета обсуждения. Вести спор вокруг главного, не размениваться на частности.
4.Не допускать приемы психологического давления: переход "на личности", обвинение партнера в недостойных мотивах ведения спора и др.
5.Занимать определенную позицию. Проявлять принципиальность, но не упрямство.
6.Соблюдать этику ведения полемики: спокойствие, выдержку, доброжелательность. Без соблюдения этих правил, полемика может превратиться в перебранку. Чтобы легче добиться успеха в споре, опытные полемисты используют определенную тактику и применяют специальные приемы.
- Физминутка. Дети встают в круг. Упражнение «Импульс».
- Практикум (закрепление изученного материала, проведение мини – дебатов на тему «Школьная форма – «За» и «Против»).
- Подведение итогов.
- Рефлексия. Прием «Светофор». Обучающиеся сигналят карточками: зелёной – побольше таких дел, поучительно; жёлтой – понравилось, но не всё интересно; красной – дело не понравилось, скучно.
- Д/задание. Составить синквейн на тему «Полемика»
Предварительный просмотр:
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Программа «Журналистика», педагог Ашкарова М.А.
Дата: 13 февраля 2020г.
Группа: СП-Ж- 2/19, 10.30 -12.00
Тема: Редактирование материалов
Теория. Литературное редактирование
Сокращение. Необходимо в двух случаях. Во-первых, если в материале «много воды», то есть лишних слов, предложений, общих рассуждений ни о чем. Во-вторых, по техническим причинам, если материал не влезает в газету. В этом случае возможна одна из трех разновидностей сокращения.
Рубка хвоста - не влезает относительно предыдущей точки.
Выщипывание - применяется, если нужно совсем немного сократить материал, строк на 5-10. В материале обязательно бывают «висячие» большое количество строчек, например, 30-40. Если в конце материала не говорится ничего особенно важного или интересного, просто выбрасывается нужное количество строчек. Далее, если сокращение пришлось на середину предложения, оно тоже выкидывается до строки - хвостики из одного слова, трех, пяти букв. Их нужно «подтянуть», то есть найти в абзаце лишнее, ничего не говорящее слово, состоящее из такого же количества букв, и убрать его.
Сокращение абзацами - применяется, если текст требуется значительно урезать. Выкидываются целые абзацы, в которых есть отступление от темы. В интервью - это текст лишнего вопроса или неинтересного ответа, в представительном опросе - не самый интересный ответ.
Правкой-вычиткой может заниматься корректор
Корректор-работник редакции, читающий текст перед изданием и исправляющий ошибки
Другими видами правки занимаются корреспонденты и в большей мере редактор.
Реда́ктор — тот, кто занимается редактированием.
Редактор занимается не только процессом приведения авторских материалов в вид, соответствующий формату того или иного средства массовой информации. Также в числе должностных обязанностей этого специалиста — распределение авторских заданий и контроль за их своевременным и качественным исполнением.
Физминутка. Упражнение «Массажный кабинет»
Все участники встают и поворачиваются на право. Представьте, что вы сейчас кошечка, выпустив свои коготки, проведите по спинке соседа. Поворачиваемся налево и вы теперь – курочка. Клюем зернышки по спинке соседа. Поворачиваемся направо - вы жар-птица. Легким перышком проводим по шее соседа. Поворачиваемся налево – вы теперь медведица. Массажные движения по спинке соседа. Поворачиваемся направо – вы теперь – уточка. Щипательными движениями проводим по спинке соседа. Поворачиваемся налево- вы теперь белочка. Пушистым хвостиком проводим по шее соседа.
Практическое задание. Редактирование текста.
Заболела наборщица; старшеклассницу, закончившую курс обучения компьютерному набору и проходящую практику в редакции, попросили напечатать информацию. Чтобы не обнаружить свою пунктуационную малограмотность, практикантка напечатала текст без знаков препинания.
Задания:
1.Расставить знаки препинания. 2. Озаглавить текст.
3. Дописать один абзац – вывод из материала…
Текст
Ахкак мечтают многие попасть в Америкукоторая представляется некоторым подросткам чем – то вроде земного рая для молодежи. Так ли это?
Почти во всех школах США действует распоряжение о том, что пить, курить в общественных местах запрещено иначе солидный штраф. Зато машину можно водить как только исполнится 16 лет Счастливчики
Опаздывать в школу никто не смеет. В школу являются за 20-30 минут и бегут в кабинет где отмечают время прихода. Если же этого не сделать то еще до начала занятий позвонят домой и спросятчто случилось
Американским школьникам не понять как можно не выполнить домашнее задание. Ведь за учебу они платят с первого класса.
Учебный день у всех заканчивается в 15 часов. Замученных учеников у школы ждет колонна оранжевых автобусов развозящих всех кого не забирают и у кого нет своей машины по домам.
Анализ практической работы, обсуждение.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия. Метод «Дерево»