Работа с родителями

Андросова Дарья Сергеевна

Воспитание в семье

Большую часть времени своей жизни каждый человек проводит в семье. Сначала в той, в которой родился, а затем в той, которую создал. Семья имеет достаточно большое влияние на человека. Именно в семье закладываются основы социального взаимодействия, воспитания, мировосприятия и, конечно же, основы становления личности. Семья - это прочный фундамент жизненного пути каждого человека.

Воспитание в семье начинается с первых минут жизни, когда мать берет на руки свое чадо. С этого момента начинается тактильное восприятие мира. Если родители своего ребенка в младенчестве постоянно берут на руки, заботятся о нем, соблюдают определенный режим дня, то в более осознанном возрасте у малыша больших проблем с поведением не будет. Таким образом, ребенку будет легче адаптироваться среди сверстников. Напротив, если родители уделяли мало времени малышу, то дальше начнутся проблемы с воспитанием и с социальной адаптированностью.

Уже с 3-х лет ребенок проявляет большие осознанность и интерес к окружающему миру, начинается знакомство со сверстниками. Чаще всего детей отправляют в ясли-сад с 3-х лет. В детском саду появляется другое воспитание: влияние сверстников, воспитателей, нянечек. Ведь дети в группе совершенно из разных семей. Очень важно следить за взаимоотношениями ребенка, его поведением в группе. В это время у ребенка появляется чувство ревности - к другим детям из-за игрушек или к воспитателям в борьбе за внимание. Основным моментом в таком случае будет спокойный разговор и объяснение, что проявление ревности и, тем более, агрессии неприемлемо.

Более того, важно отвечать на все задаваемые ребенком вопросы спокойно и понятно. Взаимоотношения с родителями задают правильное русло в будущих социальных отношениях.

Каждый вечер необходимо спрашивать о прошедшем дне у своего ребенка. Это очень важно в становлении доверия к своей семье. Если ребенок не имеет желания рассказывать о произошедшем за день, то стоит аккуратно расспросить и попытаться выяснить причину такого настроения. Ведь семья - это самое главное место на планете, где не только дадут совет, но и выслушают, поддержат. Воспитание в семье закладывает наиважнейшие основы, которые будущий взрослый человек передаст своим детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

Конспект родительского собрания на тему:

«Здравствуй, лето»

        Выполнила студентка 2 курса 2в9-группы

Специальность 44.02.02

  «Преподавание в начальных классах»

Шуракова Дарья Сергеевна

Преподаватель: Аленевская М.А

Методист: Макарова Е.В

        Шарья 2017


Тема: Здравствуй, Лето!

Цель: Обогащение родительских представлений о безопасном проведение лето с детьми дошкольного возраста.

Задачи: 

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
  2. Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
  3. Дать родителям знания о техники безопасности детей в летний период.

Предварительная работа (подготовка родительского собрания):

  • Подготовка папок передвижек «Лето», «Летний отдых.
  • Консультации от логопеда для родителей», «Лето красное и опасное»;
  • Разработка памяток для родителей: «Солнечный и тепловой удар», «Вода», «Осторожно солнце», «Лес-опасность жизни», Памятка о пожарной безопасности»
  • Дать родителем задания подготовить фото - газету «Как бы я провел лето со своим ребенком».
  • Разработка презентации;

Форма проведения: круглый стол

Время проведения: конец мая.

Ход родительского собрания:

В классе на экране показывают фильм «Лето» (слайд 1).

Сколько солнца! Сколько света!

Сколько зелени кругом! (слайд 2)

Что же это? Это ЛЕТО!

Наконец спешит к нам в дом.

Сколько вкусных сладких ягод.

На поляночке в лесу!

Вот наемся я и на год

Витаминов запасу! (слайд 3)

Накупаюсь вволю в речке,

Вволю буду загорать (слайд 4).

Вот бы сделать так, что лето.

Было целый год со мной! (слайд 5)

Учитель: Добрый день уважаемые родители! Мы рады видеть сегодня вас! Наконец-то приближается долгожданное лето – время, когда всем можно отдохнуть от ежедневных забот. Сегодня мы с вами окунемся немножко в будущие. Это будущие у нас с вами будет называться «Как мы безопасно проведем лето со своим ребенком».

Учитель: И цель сегодняшнего нашего собрания – как правильно и безопасно провести лето с ребенком!

Учитель: Но сначала, я бы хотела обратиться к вашему домашнему заданию. Как оно называлась? Правильно! «Как бы я провел лето со своим ребенком».

-Молодцы с этим заданием справились все родители. Посмотрите на наш класс, ваши фото - газеты мы расположили на мольбертах и после собрания каждый из вас может ознакомиться с каждой газетой индивидуально. Но может, кто - то хочет рассказать о своей индивидуальной задумки и поделиться советами. (Родители обменяться опытом индивидуальных совместных проведений летних мероприятий с ребенком, дают друг другу советы).

Учитель: Спасибо. Итак, отгадайте загадку! (Про солнце).

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ... (слайд 6).

Учитель: С наступлением жарких летних деньков все спешат, больше времени проводит на свежем воздухе. Солнце благотворно влияют на детский организм. Под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин D, так необходимый для профилактики рахита, укрепляется иммунная и нервная система, нормализуется обмен веществ, вырабатывается серотонин, который называют «гормоном радости» (слайд 7). Но солнце может стать не только другом вашего ребёнка, но и злейшим врагом.

Учитель:: Обратимся к нашему презентации, и я хочу задать вам первый вопрос, что лучше всего одевать летом детям? (На экране показана разнообразная одежда) (слайд 8). (Родители отвечают и обсуждают свой выбор).

Учитель: Одежда, которую вы одеваете ребёнку, должна быть лёгкой, не стесняющей движений, из натуральных тканей (лучше хлопчатобумажной или льняной). Если вы планируете, длительные прогулки не забудьте взять с собой одежду с длинным рукавом, чтобы защитить малыша от солнечных лучей (слайд 9). Летом в солнечные дни обязательно одевайте ребёнку головной убор! Это может быть лёгкая панамка или косынка из хлопка, подойдёт и соломенная шляпка. Главное, чтобы кожа головы свободно дышала (слайд 10).

Учитель: А как вы думаете, в какое время ребенку лучше находиться на улицы? (Обсуждение родителей).

Учитель: Лучшее время для солнечных ванн с 8.00 до 11.00 утра и после 16.00 вечера. Время пребывания на солнце постепенно наращивайте. Начинайте с 5 минут, ежедневно увеличивайте длительность солнечных процедур на 3 минуты, доведите до 30 минут в день. Противопоказанием к принятию солнечных ванн врачи считают температуру воздуха выше 30 градусов (слайд 11).

Учитель: А что бы вы, не забыли наш совет, предлагаем вам памятку «Осторожно - солнце!»

Учитель: А теперь наша медсестра Казарина А. А. расскажет вам об оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

Медсестра: У детей в возрасте до одного года симптомы теплового удара проявляются в следующем: появляется покраснение и последующая бледность лица, повышается температура тела до 38-40°С. Ребенок сначала возбужден, затем становится вялым. Появляется холодный пот, иногда зевота, отрыжка, тошнота, расстройство желудка и учащение стула. Могут возникнуть судорожные подергивания мышц лица и конечностей. У детей более старшего возраста тепловой удар может протекать в форме общей слабости, проявлений вялости, обморочного состояния, тошноты, рвоты, повышения температуры, частого слабого пульса, носового кровотечения.  При возникновении вышеописанных состояний, родители незамедлительно должны приступить к оказанию первой доврачебной медицинской помощи, и, исходя из тяжести состояния ребенка, вызвать скорую помощь. Первая доврачебная помощь заключается в следующем: необходимо перенести ребенка в тень или прохладное помещение, обтереть прохладной водой, на голову положить холодный компресс. Давать охлажденное питье, часто, но небольшими порциями. Если ребенок находится в обморочном состоянии, то давать ему пить нельзя, во избежание попадания жидкости в дыхательные пути (слайд 12). И я хочу вам предложить памятку «Солнечный и тепловой удар».

Учитель: Спасибо. А теперь отгадайте следующую загадку (про воду).

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (слайд 13)

Учитель:: Для чего нужна вода летом? (Родители преподносят свои мысли).

Учитель: Во - первых вода нужна для питья (слайд 14). Очень важно следить за питьевым режимом ребёнка. Ведь вода является важнейшая составляющая организма. Чаще предлагайте попить малышу. Лучше всего кипячёную или бутилированную воду без газа. Можно предложить несладкий отвар шиповника, компот, но любое питьё должно быть обязательно тёплым. Давайте детям столько пить, сколько они требуют. Дневная норма питьевой воды для ребенка составляет примерно 1,2–1,7 литров.

Учитель: Во – вторых для закаливания (слайд 15). Закалка водой – любимое занятие всех детишек. Главная задача родителей – направить удовольствие от купания в нужное русло. Чтобы организм получил максимальную пользу от летнего купания, надо следовать простым правилам. Водные процедуры летом естественно лучше проводить на открытом воздухе. Купание в речке, озере или даже в бассейне должно в первую очередь происходить под наблюдением взрослого. Купаться разрешается не более 2 раз в день максимум по 15 минут. Перед тем как окунуться в воду, малыш должен хорошо прогреться на солнышке. Потом простым хождением по воде мы подготовим его к самому купанию. Ни в коем случае ребенок не должен просто сидеть в воде. Поиграйте с ним в мяч, или же попрыгайте. Естественно ваш ребенок будет требовать в воде сидеть как можно дольше. Чтобы не нарушать и свою и детскую психику – соорудите маленький бассейн возле песочницы. Такой, чтоб ребенок мог намочить в нем руки и часть ног.

Учитель: А на эту тему я вам приготовила памятку «Вода».

Учитель: Итак, послушайте пожалуйста следующую загадку:

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес)

Учитель: Расскажите пожалуйста о том, какая опасность может подстерегать детей летом в лесу ?!(Обсуждение родителей)

Учитель: Прогулка в лес – это очень хороший отдых, который

укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной    природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые должны обязательно ознакомить ребенка, так как лес может таить в себе опасность.

Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объясните, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды травинки). Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры-классификации, соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показать ядовитые растения и грибы «в живую».

Напоминайте ребенку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он чем-то увлекся и не заметил, как заблудился? Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте. Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать.

Учитель: На эту тему я вам приготовила памятку «Лес – опасность жизни»

Учитель: Отгадайте пожалуйста следующую загадку:

Если в доме вдруг случится –

Из окошек дым клубится,

И огонь, и пышет жар –

Это значит там (Пожар)

Учитель: Совершенно верно! Это пожар!

Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Главное, что нужно запомнить -спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде в любом месте, даже на улице. Закрепляйте с детьми правила пожарной безопасности.

Эти правила безопасности представлены в памятке!

Не играть со спичками, не разводить костры!

Не включать электроприборы, если взрослых нет дома!

Не открывать дверцу печки!

Нельзя бросать в огонь пустые баночки и флаконы от бытовых химических веществ, особенно аэрозоли!

Не играть с бензином и другими горючими веществами!

Никогда не прятаться при пожаре, ни под кровать, ни в шкаф!

При пожаре звонить 01, 112 (назвать свой адрес, телефон, фамилию и рассказать что горит)!

Не играть с огнем!

Учитель: А теперь с вашего позволение я перейду на завершающий этап нашего собрания. Сегодня мы с вами немного окунулись в будущие приближающего нашего лета. Мы с вами поговорили о многом, что должен знать каждый взрослый пред тем как отправится с ребенком в отпуск. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы к нам пришли. И прошу вас оценить нашу встречу. На двери расположен рисунок солнышко и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то перекрепите красный кружок, если частично – синий квадрат, а если не удовлетворены – зеленый треугольник. Желающие также на солнышко могут оставить свои отзывы и предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания! (слайд 26).

Литература:



Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

«Тематическая консультация с родителями на тему:

«Ребенок плачет, не хочет идти в школу»

Выполнила:

 студентка 2в-9 группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Шуракова Дарья

Руководитель:

Лесникова О.С

Здравствуйте, давай вместе подумаем, как же нам помочь ребенку справится с этой проблемой! Для начала я хочу узнать на сколько вы готовы обсуждать эту проблему и на сколько хорошо знаете своего ребенка!

Проведение игры «Цветок настроения» и анкеты «Внутренний мир ребенка» (подведение итогов)

Теперь я приведу вам несколько фактов и ситуаций о том, почему же такие случаи возникают и как нам вместе с ребенком, с ними справится.

По мнению учителей младшей школы, в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.

Самая распространенная ошибка родителей – это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Кроха готов двигаться вперед, а программа не позволяет. Конечно, родителей можно понять. Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете заставлять его сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки. Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитии познавательных процессов – внимания, памяти, мышления и восприятия. Основная задача родителей – поддержание интереса к знаниям в целом.

Первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя – учительница и новые обязанности. А родители вместо того чтобы помогать, начинают предъявлять к первоклассникам слишком высокие требования и ребенок физически не в состоянии их выполнять. Помимо этого, взрослые бояться, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного. Не каждый взрослый в состоянии удовлетворить запросы родительских амбиций, не говоря о семилетнем малыше.

Наиболее распространенные проблемы первого класса:

- Ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое,

- Ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием.

- Малышу тяжело просидеть без движения 45 минут,

- Ребенку не нравиться учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи.

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание.

Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хоты бы своим присутствием.

Непременным атрибутом учебы являются – школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки – первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.

Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время выполнения уроков – 16-17 часов – ребенок уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте его быстро бросить игрушки и садится за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша – возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам.

В заключение обязательно похвалите малыша: «Вот видишь, какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».

Почаще хвалите маленького ученика, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научится также хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте его смешными прозвищами, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет красиво писать.

Если ребенок регулярно просиживает над домашним заданием на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы, цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще год оставить в подготовительном классе. Лучше год потерять, чем утратить желание учиться.

Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего ребенка невозможного. Пусть лучше вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

Чтобы уберечь вас от некоторых, к сожалению, очень распространенных ошибок, я хочу предложить вам несколько советов. Прочтя их, подумайте, какие для вас и вашей семьи наиболее актуальны. Попробуйте выполнять хотя бы их. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.

Итак, некоторые практические рекомендации.

1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.

2. Не торопите. Умение расчитывать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок»и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.

5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» . Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте - это не займет много времени.

6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.

8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки». Лучше, если они будут подвижными.

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому. Но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то...», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

12. Найдите в течение дня хоты бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудами.

13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом. Не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников; 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.

15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций.



Предварительный просмотр:

«Социальное воспитание –  важнейший этап в формировании личности»

Родительское собрание

Цели:

  • Повысить педагогическую  культуру родителей, пополнить  арсенал их знаний по вопросам социализации и социального воспитания в современных условиях;
  • Выработать  коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, интегрировать  усилия семьи и педагогов в деятельности по становлению мировоззрения  ребёнка;
  • Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений;

Оформление: «Семья начинается с детей. /А.И. Герцен»,  « Семья - это та первичная среда,  где человек должен учиться творить добро.»  В.А. Сухомлинский ; « Дети – не только наше будущее, дети – наше настоящее,  которое не может ждатьН. Федоров

Оборудование: интерактивная доска ( Результаты проведённой методики М.И.Рожкова по выявлению  уровня  социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности среди  учащихся с 6-7 классов) 

Предварительная работа: провести методику М.И.Рожкова по выявлению  уровня  социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности среди  учащихся с 6-7 классов

Ход собрания

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас всех в полном составе.  

Тренинг «Очищение от тревог»

Цель: снятие  эмоционального  напряжения

Мы иногда очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...

Садитесь поудобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...

Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...

Мы вышли из дома, где вы живете, на широкую дорогу...

Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть! Давайте так и сделаем. Снимаем мешок и ложимся на землю. Глубоко вздохнем: вдох (задержать 3сек), выдох (задержать 3 сек) – повторить 3 раза. Дышится легко, ровно глубоко… Вы чувствуете, как пахнет земля? Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...

Надо идти дальше. Вставайте. Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим звукам… Впереди прозрачный ручеек. Вода в нем целебная, вкусная. Вы наклоняетесь к нему, опускаете ладошки в воду и пьете с удовольствием эту чистую и прохладную воду. Чувствуете, как она растекается приятно по всему телу прохладой. Внутри приятно и свежо, вы ощущаете легкость во всем теле... Хорошо! Войдите в воду. Она приятно ласкает ноги, снимает напряжение и усталость. Вы прыгаете с камушка на камушек, вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он стал ещё легче... Разноцветные брызги разлетаются и блестящими капельками освежают лицо, лоб, щеки, шею, все тело. Хорошо-о!

Вы легко перебрались на другой берег. Никакие препятствия не страшны!...

На гладкой зеленой травке стоит чудесный белый домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Перед вами печка, можно посушиться. Вы садитесь рядом с ней и рассматриваете яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя; подмигивают угольки. Приятное тепло ласкает лицо, руки, тело, ноги,... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть...

Посмотрите, ваш мешок опустел... Вы выходите из дома. Вы довольны и успокоены. Вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает ваши волосы, лицо, тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким и невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями. (Пауза не менее 30 сек)

Теперь можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас любят.

Сегодня родительское собрание посвящено  вопросам социализации и социальному воспитанию детей.

Вступительная беседа

 -Чем характеризуется подростковый возраст?

-Что делает подростков другими?

-Как они общаются?

-Что влияет на формирование жизненной позиции?

-Какова роль телевидения?

-Что приводит к конфликту с подростками?

- Как ведут себя дети в быту?

Игра «Кружка»

(на ладони учителя на уровне глаз зрителей обычная кружка с односторонним рисунком)

Фабула игры: двое родителей  занимают разное положение по отношению к кружке. Глядя на неё,  поочерёдно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описание явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но не видит этого другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка без рисунка и т.д.

Вывод: эта игра свидетельствует о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, любая проблема, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения.   

Игра «Проблема на ладошке»

У нас две группы родителей, сидящих напротив.  Одной из групп предлагаю найти что-то хорошее, справедливое, полезное в  фильме «Закрытая школа», которая произвела большое впечатление  не только среди детей, но и среди взрослых. Другой группе, наоборот, – негативное, отрицательное, плохое. Проблему на ладошке будет символизировать «сердечко», которое  вы будете передавать от одного выступающего к другому, от одной группы родителей к другой.

(Каждый из родителей высказал своё мнение)

Лекция классного руководителя  о социализации и социальном воспитании

             Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам социума, когда убеждения и представления о должном воплощаются в поступках и поведении. Развитие человека - сложный процесс, которым двигают наследственность и среда. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации. Социальное воспитание, по мнению А.В. Мудрика, предполагает включение подростка в социальные связи при активной самостоятельности выбора цели и способов самоутверждения, определения приоритетов.

           Наиболее важное значение для социализации и социального воспитания ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.
При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.

              В социальной педагогике и психологии социум, социальная среда рассматривается прежде всего с точки зрения процесса включения ребенка в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия. Среда - это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда - это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.

              Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком, искажается в результате негативного - стихийного либо преднамеренного - влияния среды, в которой он живет, и т.д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.
Процесс социализации таких детей также происходит, прежде всего, через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.
В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов

           Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания необходимо ориентироваться именно на общечеловеческие ценности - определенные нормы нравственности, прогрессивное, культурное наследие человечества. 
         Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. 

Знакомство родителей с  результатами   проведенной  методики М.И. Рожкова

Была проведена методика М.И.Рожкова по выявлению  уровня  социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности среди  учащихся с 6-7 классов. 

класс

Ф.И.

оценку социальной адаптированности

Оценка автономности

Оценка социальной активности

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности

6.

Казека А.

3       в

3         в

3.8             в

3.6         в

Кулаков А.

1       н

0.4      н

2.4             с

2.4         с

7.

Брейстер В.

3.4    в

3.4      в

2.8             с

3.4         в

Горбунов А.

1.4    н

0.6      н

2.6             с

3            в

Средний коэффициент

2.6    с

1,9      н

2,9              с

3.1         в

Больше 3 – высокая степень (в)

Больше 2, но меньше 3 – средняя степень (с)

Меньше 2  - низкая степень (н)

По результатам проведённой методики среди учащихся  6-7  классов видно, что  средний коэффициент  оценки   приверженности детей  гуманистическим нормам жизнедеятельности намного выше, чем  в  других уровнях социализации, а коэффициент оценки автономности  самый низкий.

(Далее учитель комментирует результаты  каждого ребёнка отдельно)

Совместно с родителями вырабатываются и принимаются рекомендации по воспитанию подростка:

  1. Важную роль в жизни человека играет семья, в которой он растёт.

Даже сегодня при большой занятости родителей надо способствовать выработке у подростка умения принимать правильное решение в ситуации нравственного выбора.

2.Важно уделять внимание физическому здоровью ребёнка, следить за режимом, чтобы он не сидел целый день у компьютера, а ночью в интернете.

3.Необходимо выстраивать такие отношения, чтобы ребёнок знал, что он как личность интересен родителям, его мнение для них значимо. Тогда в трудной ситуации ребёнок будет обращаться за помощью к ним, а не к алкоголю и наркотикам.

4. Нельзя прятаться от проблем и не надо бояться обращаться за помощью к психологу.

Итог собрания

 -  И закончить мое выступление мне хочется одной восточной притчей:
         У одного короля был мудрец, который очень часто помогал ему советами. И как-то королю показалось, что придворные стали больше прислушиваться  к словам мудреца, чем его собственным, и тогда он решил проучить мудреца, а заодно и показать всем придворным, кто на самом деле самый умный. Поймал он бабочку, зажал ее в своих ладонях и пригласил к себе мудреца, чтобы задать ему вопрос. 

   -Скажи мне, бабочка в моих руках живая или мертвая? (а сам думает: «Скажет, что мертвая – я разожму руки и бабочка улетит – значит живая, а если скажет , что живая, я потихоньку сожму руки, и бабочка погибнет!»)
Посмотрел на него мудрец внимательно и произнес:
- Все в Ваших руках, мой господин…



Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие школы и семьи направленное на создание общей воспитательной среды для  нравственного развития детей»

Цель: создать такую воспитательную среду, которая повысит эффективность нравственного развития ребенка, наладит информационный обмен между родителями и школой и позволит ребенку чувствовать себя психологически комфортно как в школе, так и дома.

Актуальность

С каждым годом всё труднее педагогам находить общий язык с родителями обучающихся, кроме того, процесс воспитания в школе должен иметь эффективное продолжение в семье ребенка. Родителям и школе необходимо иметь одинаковое представление о нравственном воспитании и осуществлять постоянный информационный обмен в целях повышения эффективности процесса воспитания и исключения непредвиденных ситуаций, чтобы не нанести вред психике ребенка. Создание общей воспитательной среды поможет родителям находить выход из создавшихсятрудных ситуаций в воспитании, а педагогам повысить эффективность процесса воспитания. Зная о том, что семья находится в сотрудничестве со школой, также, владея проблемами семьи, воспитателю легче понимать психологические состояния ребенка и вовремя корректировать их.

 «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».

Так писал В.А. Сухомлинский.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить важные моменты воспитания.

Нам необходимо выработать общие цели, стратегии поведения и наладить постоянную обратную связь, поэтому тема сегодня звучит так:

«Взаимодействие школы и семьи, направленное на создание общей воспитательной среды для  нравственного развития детей»

 Школа и я, как воспитатель, прилагаем максимум усилий для нравственного воспитания ваших детей, однако, именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, и именно в семье закладываются основы характера и морального облика, от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

Здесь и сейчас я предлагаю вам создать единую воспитательную среду, обобщить наши усилия и направить их во благо ребенка, создать такие условия, чтобы он вырос нравственной личностью, востребованной в обществе.

Как вы относитесь к моему предложению? Вы согласны?

В таком случае, выстраивая общую нравственную воспитательную среду, нам необходимо иметь единство взглядов, убеждений и действий,  слова и дела.

Поэтому давайте определим, что же представляет собой нравственное воспитание?

(Вывешиваю на доску флаеры, на которых написаны качества нравственной личности на мой взгляд):

На мой взгляд, нравственные качества личности это:

  • постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом;
  • развитие ума.

Ставлю троеточие…

Я раздаю вам пустые флаеры, напишите, пожалуйста, какие нравственные качества нужно воспитывать на ваш взгляд, продолжите мой список.

Даю 60 сек. на выполнение.

Собираю флаеры, озвучиваю каждое мнение, спрашиваю согласия всех родителей и вывешиваю флаеры на доску.

Для обобщения и формирования представления родителей об общей воспитательной среде также прикрепляю к доске изображение семьи, школы и ребенка и обвожу в круг, обозначая все это, как единую воспитательную среду.

Уважаемые родители, я знаю, что у вас мало свободного времени,                 (СЛАЙД 2) что современная общественная ситуация, жизнь в условиях рыночной экономики требует от нас вложения массы сил и времени в работу, для того, чтобы быть более или мене обеспеченными. НО.. Давайте остановимся на минуту… и подумаем… Через десяток лет, а может быть и раньше, узнаем ли мы нашего ребенка, не станет ли он для нас чужим? А может быть, когда вы заняты своими отчетами, он сильно нуждается в вашей помощи, но видя, что вам некогда, остается в своем маленьком мире со своими проблемами один на один. Ощущения ребенка, переживания, мечты, радости и страхи остаются вне поля вашего зрения.  ОН нуждается в вас, ему нужна ваша помощь каждый день. Чтобы наши дети не были для нас чужими, давайте будем находить для них время, беседовать с ними, играть, помогать делать уроки, ведь самое важное в жизни – это благополучие в семье.

У вас нет времени для ребенка? Зато есть масса отрицательных факторов, которые всегда рядом с ним и при отсутствии вашего внимания они будут оказывать на него весьма сомнительное влияние.

Прикрепляю к доске плакат формата А1:

На мой взгляд, это основные факторы, которые негативно влияют на нравственное развитие ребенка. Его еще не устойчивая, не окончательно сформировавшаяся психика, которая легко впадает в разного рода зависимости.

 Оставляю пустые элементы схемы для того, чтобы родители почувствовали себя сопричастными к формированию единой воспитательной среды, развивали в себе навыки формирования методов борьбы с негативным влиянием различных факторов внешней среды. Рядом на  свободном столике я раскладываю пустые заготовки, на которых родители вместе со мной будут вписывать методы борьбы с отрицательными факторами влияния на ребенка. Такие же копии разложены и у родителей. Прошу одного из родителей помочь мне распределить заготовки в соответствии с блоками схемы.

Давайте распределим заготовки с методами на блок-схеме.

Методы:

  1. Просмотр телепередач и фильмов агрессивного содержания. (Не разрешать ребенку просмотр телевизора после 21.00, наблюдать за тем, какие передачи или фильмы он смотрит, и переключать его внимание на что-то другое, приучать ребенка просматривать каналы для духовного и культурного развития, такие как: «Культура», «Наука», «Национальная география», «История» и т.д.)
  2. Интернет. (Установить программу родительского контроля, например, «Киндергейт», которая не позволяет ребенку заходить на сайты негативно-развлекательного характера).
  3. Компьютерные игры (Устанавливать на компьютер ребенка игры интеллектуального характера).

Все эти запреты, ограничения, могут не решить полностью проблему, поэтому предлагаю еще одно общее решение – это увлекайте ребенка спортом, творческими кружками, придумывайте для него темы каких-либо исследований в соответствии с его интересами, создавайте семейные традиции, увлекайте ребенка полезными делами, если ВЫ его не увлечете, он сделает это сам.

  1. Интересуйтесь друзьями ребенка, приглашайте их в гости, наблюдайте за ними, созванивайтесь с родителями друзей.

Как бы ни было страшно и тяжело об этом говорить, мы не можем не коснуться этого вопроса. В последнее время участились случаи суицидов в подростковой среде. Средства массовой информации тиражируют сообщения о таких случаях, тем самым, по моему мнению, способствуют росту таких случаев. Среди подростков это становится популярным. «Он смог, разве я не смогу», – так думает подросток. У ребенка еще не развита функция самоконтроля, он является максималистом, т.е. смотрит на все через призму белое, либо черное, принимая при этом радикальные решения. В современное время нарушена социализация подростков, обычное дружеское общение заменяется общением в  социальных сетях, где отсутствуют нормы и правила обмена информацией, ребенку навязывается так называемый «свободный интернет стиль общения», что является фактором риска. Что мы можем сделать для наших детей? Занимайте свободное время своего ребенка помощью вам в домашних делах, правильно организуйте его досуг, записывайте свое чадо на различные секции, конечно, с учетом предрасположенности и состояния здоровья. Приучайте ребенка к прекрасному, водите на театральные постановки, выставки и т.д. А главное, беседуйте с ним, не оставляйте его один на один с обществом  и большим, не всегда положительным информационным потоком.

В рамках одного или даже нескольких родительских собраний невозможно выстроить общую воспитательную среду для нравственного развития детей.  Кроме того, нам нужно создать постоянный информационный обмен между вами, т.к. проблемы в воспитании в разных семьях часто очень схожи, также необходимо наладить таковой обмен и со школой, в частности со мной, как воспитателем ваших детей.

Итак, я предлагаю предпринять для этого следующие шаги:

  1. Создать клуб «Нравственная семья». Давайте собираться в теплой обстановке, хотя бы раз в месяц у кого-либо из родителей, обсуждать наши проблемы и вместе искать их решения.

Согласны?

  1. В случаях, не терпящих отлагательств, давайте использовать мобильную связь и перезваниваться.

Я заранее подготовила памятки для вас, на них написана дата ближайшего собрания нашего клуба, номера телефонов всех вас, чтобы связь была налажена не только у вас со мной, но и между вами, адрес моего сайта, сайта школы, телефоны школы.

В заключении, я прошу вас выполнить символичное действо, которое, я надеюсь, поможет нам объединиться для создания общей воспитательной среды для  нравственного развития детей.

Прошу вас встать в круг. Давайте возьмемся за руки.

Ребенок воспитывается сердцем. А это как? Наш ребенок нуждается в том, чтобы мы вместе с ним проживали важные моменты его жизни. Никогда не поздно начать слушать и научиться слышать своего ребенка. Нельзя, ни в коем случае нельзя отказываться ради многого от главного. Нельзя отказываться от своего ребенка. Я хочу, чтобы вы помнили – вы не одиноки в своих трудностях и проблемах. Мы – вместе. Наши дети – это пока нежные бутоны и мы совместно приложим все усилия, пробы превратить их в красивые цветы. Цветы нашей жизни.