Опыт работы


Предварительный просмотр:

Особенности подготовки и проведения уроков в начальных классах для детей с ЗПР

Учитывая особенности развития детей с ЗПР, стоит выделить некоторые рекомендации при подготовке к уроку:

-Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий;

–темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов;

–не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память;

-Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребенка;

– стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроках (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, так как объем восприятия снижен;

– активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

- давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ;

– для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданием, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки)

–дополнительной стимуляции (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др);

– создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности;

Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на уроке можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. 1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
  2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР, пошаговый и наглядно-действенный характер обучения.
  3. Дифференцированный и деятельностный подходы.
  4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. Учащиеся с ЗПР более легче и лучше запоминают материал урока , когда он сопровождается наглядным материалом. На уроках чтения это могут быть сказки , чистоговорки, пословицы в картинках. Во время запоминания стихотворений или текстов очень продуктивно использовать пиктограммы, особенно если помогают их нарисовать сами учащиеся. На уроках математики иллюстрированные задачи и примеры.

  1. Использование многократных указаний, упражнений.
  2. Проявление большого такта со стороны учителя.
  3. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы, обеспечение обучающимся ситуации успешности.
  4. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
  5. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. Запись изученных правил и их исключений, алгоритмов действий, таблиц и схем в специальной тетрадке –помощнице, которые дети ведут самостоятельно.
  6. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами: гласные и согласные, парные согласные).
  7. Узелки на память(вывешивание на доску основных моментов или понятий которые нужно запомнить в течении урока).

11. Активные методы рефлексии.

« Солнышко» - учащиеся выбирают картинку с улыбкой, грустью или безразличием , учитывая настроение с которым они пришли на урок.



Предварительный просмотр:

Окружающий мир 1 класс

Тема: Как путешествует письмо?

Цели:

Образовательные

Познакомить учащихся с работой почты, видами почтовых отправлений. Раскрыть роль почтовой связи в жизни людей, познакомить с профессией почтальона.

Развивающие

1.Развивать проблемно – поисковую деятельность, умение самостоятельно добывать информацию, анализировать ее и делать выводы.

2.Развивать творческие способности, память, внимание, устную речь учащихся.

Воспитательные

1.Воспитывать любознательность и трудолюбие.

2. Воспитывать уважение к людям труда.

3.Создавать условия для воспитания коммуникативной культуры, умение работать коллективно. Выслушивать и уважать мнения других людей.

Планируемые результаты.

Учащиеся познакомятся с работой почты, видами почтовых отправлений. Определят роль почтовой связи в жизни людей, познакомятся с профессией почтальона.

Формирование универсальных учебных действий

Предметные: познакомить с этапами путешествия письма, с работой почты, видами почтовых отправлений, научить отправлять почтовые отправления(письма)

Метапредметные:

Познавательные УУД

Развитие способностей учащихся управлять своей познавательной деятельностью;

 формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

 делать выводы и обобщения.

 Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

 планировать свою деятельность на уроке;

 контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД

Формирование умения строить речевое высказывание в устной форме;

слушать и слышать учителя, другого ученика;

доносить до собеседника свою точку зрения;

формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно оценивать работу в группе.

Личностные УУД

Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат.

 Формирование учебно-познавательных мотивов; учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Ознакомление с миром профессий.

Развитие доброжелательности, внимания к людям.

Оборудование: презентация; карточки со словами, с заданиями, компьютер;

1.Оргмомент

Прозвенел звонок и смолк,

Начинаем мы урок. (1 слайд)

2. Актуализация знаний, постановка цели

Ребята, какой долгожданный волшебный праздник к нам приближается?

Отгадайте загадку:

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это? ...(2 слайд)

Мы все с нетерпением ждём Деда Мороза и уже загадали желания и подарки какие бы хотели получить. Но только как Дед Мороз узнает, что мы ждём? Как мы ему сообщим?

Дети рассуждают. (Позвоним по телефону, послать сообщение по Интернету, послать письмо)

Письмо - Это написанный текст, посылаемый для сообщений кому-либо. (3 слайд)

Я думаю, что вы ещё никогда не отправляли писем. Письма мы уже написали, но как же они попадут деду Морозу? Ведь листок не может путешествовать.

Что ещё нужно? Отгадайте загадку:

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно

Я его не пожалею

Получу и вмиг расклею (конверт) 

Конверт – пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливают конверты из разных материалов. (4 слайд)

Только в конверте лист бумаги станет письмом и сможет отправиться в путешествие.

Мы сегодня на уроке научимся отправлять письмо и узнаем, как оно путешествует.

3.Работа по теме урока.

Давайте рассмотрим конверты. Мы видим слова: «Кому» и написано «Деду Морозу» - это «адресат», тот кто получит письмо и «От кого» - это «отправитель» тот, кто отправляет письмо. Кто будет отправителем? Да каждый из нас. Значит напишем каждый своё имя.

(учитель на доске работает на своем большом конверте)

Что еще заметили на конверте? Слова «куда» - это адрес Деда Мороза и «откуда» - сюда запишем наш адрес. (учитель заполняет на электронной доске)

У нас остались не заполненные прямоугольники. Сюда мы впишем индекс.

«Индекс» - это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр.

НАПИСАНИЕ ИНДЕКСА

В прямоугольнике отправителя напишем индекс Нижневартовска. А в прямоугольнике адресата впишем индекс резиденции Деда Мороза, сначала обычными цифрами. А теперь я предлагаю написать особыми цифрами, чтобы индекс смогла прочитать машина. Эта машина, с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. И Дед Мороз быстрее получит наше письмо. Я предлагаю попробовать написать эти особые цифры на конверте. У вас на партах образцы написания этих почтовых цифр.

Что еще должно быть на конверте?

На письме должна быть марка. Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие

Письма готовы. Давайте отдохнём.

Физкультминутка

Нам с письмом пора в полёт,

Нужен только самолёт.

Полетим над облаками,

И помашем всем руками.

Приземлимся ,пошагаем,

Дружно машем всем друзьям,

Письма людям доставляем,

Это вам ,а это вам.

 Какой путь надо пройти письму, чтобы попасть к адресату? Давайте разгадаем загадки и узнаем маршрут письма.

РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ МАРШРУТА ПИСЬМА

1-я загадка

Я синего цвета

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне. (Почтовый ящик)

Правильно. Это почтовый ящик. Давайте запечатаем и вложим в почтовый ящик. Наши письма отправились в путешествие.

2 загадка

Все вести

Собрались вместе. (Мешок с письмами)

3 загадка

На столе на видном месте

Собирают вести вместе.

А потом его жильцы

Полетят во все концы. (Почта)

4 загадка

Что за птица

Песен не поет

Гнезда не вьет

Людей и груз везет? (Самолет)

5 загадка

Полотно, а не дорожка

Конь не конь – сороконожка

По дороге той ползет

Весь обоз один везет.  (Поезд)

6 загадка

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне… (Почтальон с сумкой) 

7 загадка

Дома из жести,

А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики)

Письма разносятся и развозятся по адресам, и почтальоны раскладывают их по почтовым ящикам.

Посмотрите, у нас получился маршрут письма. Давайте проверим, как вы его запомнили. Вклейте в пустые прямоугольники картинки, какое путешествие совершают письма от отправителя до адресата.

Знакомство с видами почтовых отправлений.

– Как вы думаете, а только ли письма можно отправлять по почте?

Вы правы, есть и другие почтовые отправления.

Письмо – сообщение, предназначенное для обмена информацией между людьми. Его помещают в конверт.

Открытка – особый вид почтовой карточки для открытого письма.

Бандероль – небольшое почтовое отправление (книги, журналы, газеты) в бумажной обертке или пластиковом пакете. Вес должен быть до 1 кг.

Посылка – почтовое отправление для пересылки крупных и мелких предметов в специальной упаковке.

Я предлагаю вам среди записанных на карточках слов найти те слова, которые обозначают почтовые отправления. Подчеркните эти слова простым карандашом.

  • Письмо
  • свитер
  • посылка
  • бандероль
  • почтальон
  • открытка
  • фотография
  • конструктор

Письма и открытки мы отправляем через почтовый ящик, а посылки и бандероли перед отправкой необходимо взвесить. Я предлагаю поиграть игру в «Почту». Специально для вас я приготовила образцы таких отправлений. Если письмо или открытка клеите возле почтового ящика, если бандероль или посылка – возле весов.

(показ образцов)

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Вернемся к карточкам со словами.

Не подчеркнутыми у нас остались слова, обозначающие различные предметы. Как вы думаете, если мы будем отправлять их по почте, какими почтовыми отправлениями можем воспользоваться?

  • Конструктор — посылка
  • фотография – письмо
  • много фотографий — бандероль
  • свитер — посылка

Молодцы, справились с заданием.

Знакомство с историей почтовых отправлений.

 Ребята, а как вы думаете, как отправляли письма, когда не было поездов и машин?

Давайте посмотрим фильм.

ВОПРОСЫ БЛИЦ-ОПРОСА

  • Человек, который разносит почту. (Почтальон)
  • Последовательность цифр, облегчающих сортировку писем. (Индекс)
  • Упакованная вещь, пересланная по почте. (Посылка) 
  • Эта организация занимается рассылкой писем, посылок. (Почта) 
  • Написанный текст, посылаемый для сообщений. (Письмо) 
  • Небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке. (Бандероль)
  • Тот, кто отправляет письмо (Отправитель)
  • Тот, кто получает письмо (Адресат)

 Что нам помогает отправлять письма в современном мире?

 Электронная почта

Молодцы, вы сегодня отлично постарались. Я надеюсь, что теперь каждый будет писать письма правильно. Дед Мороз будет очень рад вашим письмам! Слайд .


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: