Транслирование опыта

Москвина Надежда Васильевна

Предварительный просмотр:

Паспортизация кабинетов и групп как средство формирования условий реализации требований ФГОС ДО

Вопрос создания развивающей предметной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что ФГОС ДО  определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде.

Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, в ДОУ должна быть создана РППС, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.

Актуальность

Среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» , «среда развития» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.

В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДОУ РППС создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

-содержательно насыщенной (включать средства обучения , материалы, инвентарь, игровое, спортивное оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей)

-трансформируемой (обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей)

-полифункциональной (обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности)

-доступной (обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности)

-безопасной (все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности).

В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 Создание среды, отвечающей всем этим условиям- задача очень непростая, и  для того, чтобы оптимизировать работу старшего воспитателя и педагогов ДОУ по оценке и самооценке созданной в каждой возрастной группе РППС возникла необходимость паспортизации групп ДОУ.  Паспорт группы детского сада - это документ, отражающий структуру, условия, содержание работы данной группы, а также важнейшие показатели ее деятельности.

 Основная функция паспортизации ДОУ - это открытость, информированность всех участников образовательного процесса и анализ соответствия условий дошкольного учреждения ФГОС ДО.

Теоретическое обоснование

Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно- образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающей среды.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина,

Большой вклад в изучение предметной среды внесли С.Л. Новоселова, Н.Н.Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина и др.В 90-х ггставитися вопрос о предметной развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.).

Цель и задачи работы

Цель – регулирование создания и обогащения предметно-развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

   Задачи:

      Анализ нормативно – правовых основ принципов построения РППС, а также теоретических исследований и практического опыта по данному вопросу, разработка соответствующей нормативно – правовой базы;

Анализ обогащения предметно-развивающей среды с учетом разных уровней развития ребенка;
Анализ обогащения предметно-развивающей среды по направлениям: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное;
Анализ проектирования предметно-развивающей среды в соответствии с ООП МБДОУ.

В работе по паспортизации групп и кабинетов ДОУ можно выделить подготовительный, деятельностный и заключительный этапы:

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: примерной основной образовательной программой дошкольного образования "Детство"

Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.

 

Нормативно-правовая база проведения паспортизации – это:

  • Закон об образовании в РФ
  • ФГОС ДО
  • Устав  МБДОУ «Детский сад №143»
  • ООП ДО МБДОУ «Детский сад №143»

В нашем детском саду для организации паспортизации на первом этапе были разработаны локальные акты, регулирующие необходимость возникновения паспортов групп, кабинетов специалистов и залов. Это:

  • Положение о группе общеразвивающей  направленности;
  • Положение о методическом кабинете;
  • Положение о студии художественно – эстетического развития;
  • Приказ об утверждении паспортов групп, кабинетов.

В соответствии с положениями были разработаны структуры паспортов  групп, методического кабинета, музыкального зала, студии художественно - эстетического развития.

Структура паспорта группы:

1. Общая информация:        

  • Группа (возраст, направленность).
  • Формат услуг (присмотр и уход, реализация ООП ДО), особенности работы группы, продолжительность пребывания детей в группе.
  • Списочный состав детей с датами рождения.
  • Сведения о педагогах, работающих с детьми (Ф.И.О., образование, стаж работы, квалификация, сведения о курсовой подготовке)

2. Организационный раздел:

  • Режим дня  группы на теплый и холодный период.
  • Учебный план (распределение нагрузки)
  • Расписание организованной образовательной деятельности

3. Материально – технический раздел.

  •  Условия в группе для организации питания, хозяйственно – бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены.
  • Содержание предметно – пространственной развивающей среды

   Даная структура полностью отражает содержание развивающей предметно – пространственной среды детского сада, соответствие возрастным особенностям детей и программным требованиям каждой возрастной группы.

Формы работы с педагогами

Обучающий семинар для педагогов ДОО по теме "Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду"

Консультации на темы:

"Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";

"Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";

Участие в вебинаре

Организация выставки методической литературы  и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений)

Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей.

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО

В ходе работы было создано необходимое нормативно-правовое обеспечение паспортизации, были созданы паспорта всех возрастных групп, методического кабинета, музыкального зала, студии художественно – эстетического развития детей, благодаря чему была дана возможность педагогам и специалистам проанализировать состояние РППС и проектировать обогащение воспитательного процесса необходимым оборудованием в дальнейшем.

После проведения паспортизации выявились дальнейшие направления работы, проведен анализ РППС, выявлены недостатки, определены пути их устранения. В перспективе мы планируем работать над индивидуализацией РППС (названия групп, соответствующий стиль оформления), планируется работа по совершенствованию предметной среды прогулочных участков и их паспортизация. Работа над созданием современной отвечающей требованиям ФГОС РППС продолжается.