Транслирование опыта
Мои методические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспортизация кабинетов и групп как средство формирования условий реализации требований ФГОС ДО
Вопрос создания развивающей предметной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что ФГОС ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной среде.
Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, в ДОУ должна быть создана РППС, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.
Актуальность
Среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом учебный процесс подготовки детей к обучению в школе. Прежде всего, это «среда обитания» , «среда развития» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.
В соответствии с ФГОС ДО и ООП ДОУ РППС создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
-содержательно насыщенной (включать средства обучения , материалы, инвентарь, игровое, спортивное оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей)
-трансформируемой (обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей)
-полифункциональной (обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности)
-доступной (обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности)
-безопасной (все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности).
В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Создание среды, отвечающей всем этим условиям- задача очень непростая, и для того, чтобы оптимизировать работу старшего воспитателя и педагогов ДОУ по оценке и самооценке созданной в каждой возрастной группе РППС возникла необходимость паспортизации групп ДОУ. Паспорт группы детского сада - это документ, отражающий структуру, условия, содержание работы данной группы, а также важнейшие показатели ее деятельности.
Основная функция паспортизации ДОУ - это открытость, информированность всех участников образовательного процесса и анализ соответствия условий дошкольного учреждения ФГОС ДО.
Теоретическое обоснование
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно- образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающей среды.
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей.
Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина,
Большой вклад в изучение предметной среды внесли С.Л. Новоселова, Н.Н.Поддьяков, Л.А. Парамонова, Е.В. Зворыгина и др.В 90-х ггставитися вопрос о предметной развивающей среде в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.).
Цель и задачи работы
Цель – регулирование создания и обогащения предметно-развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Задачи:
Анализ нормативно – правовых основ принципов построения РППС, а также теоретических исследований и практического опыта по данному вопросу, разработка соответствующей нормативно – правовой базы;
Анализ обогащения предметно-развивающей среды с учетом разных уровней развития ребенка;
Анализ обогащения предметно-развивающей среды по направлениям: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное;
Анализ проектирования предметно-развивающей среды в соответствии с ООП МБДОУ.
В работе по паспортизации групп и кабинетов ДОУ можно выделить подготовительный, деятельностный и заключительный этапы:
Подготовительный этап |
Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. |
Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: примерной основной образовательной программой дошкольного образования "Детство" |
Изучение особенностей групповых помещений, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах. |
Нормативно-правовая база проведения паспортизации – это:
- Закон об образовании в РФ
- ФГОС ДО
- Устав МБДОУ «Детский сад №143»
- ООП ДО МБДОУ «Детский сад №143»
В нашем детском саду для организации паспортизации на первом этапе были разработаны локальные акты, регулирующие необходимость возникновения паспортов групп, кабинетов специалистов и залов. Это:
- Положение о группе общеразвивающей направленности;
- Положение о методическом кабинете;
- Положение о студии художественно – эстетического развития;
- Приказ об утверждении паспортов групп, кабинетов.
В соответствии с положениями были разработаны структуры паспортов групп, методического кабинета, музыкального зала, студии художественно - эстетического развития.
Структура паспорта группы:
1. Общая информация:
- Группа (возраст, направленность).
- Формат услуг (присмотр и уход, реализация ООП ДО), особенности работы группы, продолжительность пребывания детей в группе.
- Списочный состав детей с датами рождения.
- Сведения о педагогах, работающих с детьми (Ф.И.О., образование, стаж работы, квалификация, сведения о курсовой подготовке)
2. Организационный раздел:
- Режим дня группы на теплый и холодный период.
- Учебный план (распределение нагрузки)
- Расписание организованной образовательной деятельности
3. Материально – технический раздел.
- Условия в группе для организации питания, хозяйственно – бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены.
- Содержание предметно – пространственной развивающей среды
Даная структура полностью отражает содержание развивающей предметно – пространственной среды детского сада, соответствие возрастным особенностям детей и программным требованиям каждой возрастной группы.
Формы работы с педагогами
Обучающий семинар для педагогов ДОО по теме "Принципы построения предметно-развивающей среды в детском саду" |
Консультации на темы: "Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения"; "Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы"; |
Участие в вебинаре |
Организация выставки методической литературы и пособий по созданию развивающей среды в ДОУ (фотоматериалов, публикаций из журналов по вопросам эстетического оформления помещений) |
Работа по созданию развивающей среды в групповых комнатах для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей. |
Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормами и ФГОС ДО |
В ходе работы было создано необходимое нормативно-правовое обеспечение паспортизации, были созданы паспорта всех возрастных групп, методического кабинета, музыкального зала, студии художественно – эстетического развития детей, благодаря чему была дана возможность педагогам и специалистам проанализировать состояние РППС и проектировать обогащение воспитательного процесса необходимым оборудованием в дальнейшем.
После проведения паспортизации выявились дальнейшие направления работы, проведен анализ РППС, выявлены недостатки, определены пути их устранения. В перспективе мы планируем работать над индивидуализацией РППС (названия групп, соответствующий стиль оформления), планируется работа по совершенствованию предметной среды прогулочных участков и их паспортизация. Работа над созданием современной отвечающей требованиям ФГОС РППС продолжается.