Методическое обеспечение образовательной деятельности дошкольного образования

Баталова Мария Валерьевна

Разработанные проекты предметно-развивающей среды по возрастам: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopros_9.docx18.67 КБ
Файл vopros_10.docx20.28 КБ
Файл vopros_11.docx22.05 КБ
Файл vopros_13.docx22.77 КБ
Файл vopros_15.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Вопрос 9: Представьте проект (описание среды, перечисление предметов) предметно-пространственной среды I младшей группы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна соответствовать следующим принципам:

1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;

2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;

3) полифукнциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;

наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;

4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.

5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего

возраста рассматривается как комплекс эргономических и психологопедагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и

взрослых.

Развивающее пространство для детей 1 младшей группы в первую очередь

должно быть безопасно. Необходимо обратить внимание на правильное

расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских

горок, больших игровых блоков), обеспечивающее детям и взрослым свободу

передвижения по групповой комнате. Все оборудование, перегородки должны

быть надежно зафиксированы, радиаторы закрыты защитными накладками.

Мебель без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных

материалов.

В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны:

• Физического развития;

• Сюжетных игр;

• Строительных игр;

• Игр-экспериментов

• Творчества;

• Музыкальных занятий;

• Театра

• Чтения и рассматривания иллюстраций;

• Релаксации (уголок отдыха и уединения).

 Предметно – пространственная среда в дошкольных группах Учреждения

Наличие центров

Основное предназначение

Оснащение

Центр физической культуры

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

- Оборудование для ходьбы, бега, равновесия

- Для ползания и лазания

- Атрибуты к подвижным и спортивным играм

- Нетрадиционное физкультурное оборудование (султанчики, мягконабивные мячики и т.д)

Центр природы, игр-экспериментов

- Расширение познавательного опыта

- Трудовая деятельность

Оборудование для игр с водой, песком, красками; комнатные растения, аквариум, оборудования для труда (лейки, тряпочки); модели простейшего вида (разноцветные карточки, иллюстрированный материал трудового процесса няни, воспитателя); худ. лит-ра; игры по возрасту; ландшафтные уголки (уголок леса, ферма с домашними животными);

Центр развивающих игр

- Расширение познавательного, сенсорного опыта детей

- Дидактический материал по сенсорному воспитанию

- Дидактические игры ("Найди и назови", «Найди флажок», «Парные картинки», «Разноцветные бусы», «Мозаика», «Спрячь мишку» ит.д)

- Ноутбук

Центр конструиро-вания

Развитие ручной умелости, творчества

Крупный строительный материал; мягкий геометрический конструктор

Центр сюжетно-ролевых игр

- Реализация полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре.

- Накопление жизненного опыта

Куклы, изображающие разных людей; куклы разного вида; игрушечная мебель разных размеров (кухонная, настольная, бытовое оборудование); коляски; машины.

Центр книги

Формирование умения самостоятельно работать с книгой

-Детская литература в соответствии с возрастом детей (сказки, рассказы, повести, детские энциклопедии)

- Иллюстрации для рассматривания - Тематические выставки

Центр театра

Развитие творческих способностей ребенка

- Ширмы

- Элементы костюмов

- Различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный,конусный, театры на фланелеграфе, маски-шапочки)

Центр творчества

Развитие продуктивной, творческой деятельности

произведения декоративно-прикладного искусства; произведения, иллюстрированные художниками; изобразительный материал; аппликационные материалы, материалы для лепки; крупный строительный материал из геометрических форм.

Центр музыки

Развитие творческих способностей в самостоятельной, ритмической деятельности

Детские музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудочки, свистульки); звуковые картинки; музыкальный молоточек, муз. волчок, погремушки, органчики, озвученные игрушки; музыкально – дидактические игры («Узнай по голосу», «Найди маму», «Угадай, на чем играю», «Домик-ширма»), магнитофон; аудиозаписи муз. сказок, детских песен, мелодий классической музыки.

Центр отдыха и уединения

Удовлетворение желания ребенка в отдыхе

- «Палатки - домики»

- «Шатер сказок»

- Диван

- Мягкий модуль



Предварительный просмотр:

Вопрос 10: Представьте проект (описание среды, перечисление предметов) предметно-пространственной среды II младшей группы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна соответствовать следующим принципам:

1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;

2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;

3) полифукнциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;

наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;

4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.

5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего

возраста рассматривается как комплекс эргономических и психологопедагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и

взрослых.

Развивающее пространство для детей 2 младшей группы в первую очередь

должно быть безопасно. Необходимо обратить внимание на правильное

расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских

горок, больших игровых блоков), обеспечивающее детям и взрослым свободу

передвижения по групповой комнате. Все оборудование, перегородки должны

быть надежно зафиксированы, радиаторы закрыты защитными накладками.

Мебель без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных

материалов.

В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны:

• Физического развития;

• Сюжетных игр;

• Строительных игр;

• Природы

• Творчества;

• Музыкальных занятий;

• Театра;

• Математического развития;

• Чтения и рассматривания иллюстраций;

• Релаксации (уголок отдыха и уединения).

 Предметно – пространственная среда в дошкольных группах Учреждения

Наличие центров

Основное предназначение

Оснащение

Центр физической культуры

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

Мячи;  обручи;  скакалки;  кегли;  мешочки  с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Центр Природы

Экологическое воспитание и образование детей.    Воспитывать любовь   и   бережное отношение к природе.

Комнатные  растения;    подобраны картинки  по  временам года,  муляжи  овощей  и фруктов; лейки, распылитель  для  цветов, палочки  для  рыхления земли.

Центр конструирования

Развитие ручной умелости, творчества

пластмассовые  конструкторы  с разнообразными  способами  крепления  деталей  ;  строительные  наборы  с деталями  разных форм  и  размеров;  маленькие  игрушечные  персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания

Центр сюжетно-ролевых игр

- Реализация полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре.

- Накопление жизненного опыта

кукольная  мебель  для  комнаты  и  кухни; гладильная  доска;  атрибуты  для  игры  в  «Дом»,  «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу»; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Центр книги

-Формирование умения самостоятельно работать с книгой

Стеллаж  для  книг;  книжки  по  программе, любимые  книжки  детей;  альбомы  для  рассматривания:  «Профессии», «Времена  года»;  наборы  сюжетных  и  предметных  картинок  ;  игры  по познавательному и речевому развитию и т. д.

Центр математического развития и развивающих игр

- формирование и закрепление математических понятий.

- Формирование познавательного интереса;

-набор плоскостных и объёмных геометрических фигур (разнообразные); блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним; развивающие карточки «Много, один, ни одного»; раздаточный материал на каждого ребёнка; наборное полотно на каждого ребёнка; разрезные картинки; матрёшки; дидактические игры типа «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Большой — маленький», «Разложи по порядку» и т.д.;

- Дидактические игры по темам «Времена года», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Собери бусы», «Оцени поступок», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кому что нужно для работы», «Лишний предмет» и т.д.

Центр театра

Развитие творческих способностей ребенка

- Ширмы

- Элементы костюмов

- Различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный,конусный, театры на фланелеграфе, маски-шапочки)

- Декорации;

Центр творчества

Развитие продуктивной, творческой деятельности

наборы цветных карандашей; гуашь; цветные восковые  мелки  и  т.  п.  ;  кисточки -тонкие  и  толстые;  баночки  для промывания кисти от краски; бумага для рисования; трафареты по темам; пластилин; стеки; салфетки из ткани.

Центр музыки

Развитие творческих способностей в самостоятельной, ритмической деятельности

набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки,  металлофон,  барабан, погремушки  и  др.)  ;  музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол.

Центр отдыха и уединения

Удовлетворение желания ребенка в отдыхе

- «Палатки - домики»

- «Шатер сказок»

- Диван

- Мягкий модуль



Предварительный просмотр:

Вопрос 11: Представьте проект предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна соответствовать следующим принципам:

1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;

2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;

3) полифукнциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;

наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;

4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.

5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего

возраста рассматривается как комплекс эргономических и психологопедагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и

взрослых.

Так же во ФГОС ДО имеется примерный перечень зон для организации РППС:

1. зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

2. зона самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

3. зона двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

4. зона познавательной активности (развитие речи, развитие математических представлений и пр.);

5. зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

6. зона отдыха (уединение, общение и пр.)

Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для двигательной активности и разных видов детской деятельности.

 Предметно – пространственная среда в дошкольных группах Учреждения

Наличие центров

Основное предназначение

Оснащение

Центр физической культуры

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

- Оборудование для ходьбы, бега, равновесия

- Для прыжков

- Для катания, бросания, ловли

- Для ползания и лазания

- Атрибуты к подвижным и спортивным играм

- Нетрадиционное физкультурное оборудование

(Мячи;  обручи;  скакалки;  кегли;  мешочки  с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.)

Центр Природы и экспериментирования

Экологическое воспитание и образование детей.    Воспитывать любовь   и   бережное отношение к природе.

Комнатные  растения;    подобраны картинки  по  временам года; лейки, распылитель  для  цветов, палочки  для  рыхления земли. оборудование для экспериментирования с водой, песком, красками; модели, иллюстрации (няни, повара и т.д.); сенсорный центр (ароматизированные вещества в баночках, шумовые предметы, предметы различных материалов, карточки – символы органов чувств); худ. лит-ра; игры по возрасту; модели «Сезонные изменения»; гербарий, календарь природы, природный материал.

Центр конструирования

Развитие ручной умелости, творчества

крупный строительный материал; мягкий геометрический конструктор; модели-схемы; игрушки для обыгрывания; набор дорожных знаков; набор инструментов; развивающие игрушки-конструкторы; лего, игрушечные  персонажи (котята, собачки и др.), машинки,

Центр сюжетно-ролевых игр

- Реализация полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре.

- Накопление жизненного опыта

кукольная  мебель  для  комнаты  и  кухни; гладильная  доска;  атрибуты  для  игры  в  «Дом»,  «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу»; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения. для обыгрывания, предметы-заменители, игры-макеты для режиссерских игр с наборами игрушек.

Центр книги

-Формирование умения самостоятельно работать с книгой

-Детская литература в соответствии с возрастом детей (сказки, рассказы, повести, детские энциклопедии)

- Иллюстрации для рассматривания по темам образовательной деятельности

- Материалы о художниках – иллюстраторах

- Портрет поэтов, писателей

- Тематические выставки

Центр безопасности

Расширение познавательного опыта, использование в повседневной деятельности

- Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП

- Макеты перекрестков, улиц

- Дорожные знаки

- Литература о правилах дорожного движения

- иллюстративный материал по темам «Один дома», «Незнакомый человек», «Разговор по телефону, «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» и т.п.

Центр математического развития и развивающих игр

- формирование и закрепление математических понятий.

- Формирование познавательного интереса;

-набор плоскостных и объёмных геометрических фигур (разнообразные); блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним; палочки Кюизенера, раздаточный материал на каждого ребёнка; разрезные картинки; матрёшки; дидактические игры типа «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Геометрические фигуры», «Множества», «Посчитай и назови», «Ориентация на плоскости и в пространстве» «Разложи по порядку» и т.д.;

- Дидактические игры по темам «Времена года», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Собери бусы», «Оцени поступок», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кому что нужно для работы», «Лишний предмет», « Что перепутал художник?», «Мамы и детеныши» и т.д.

Центр театра

Развитие творческих способностей ребенка

- Ширмы

- Элементы костюмов

- Различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный,конусный, театры на фланелеграфе, би-ба-бо, верховой театр, костюмы для театрализации)

- Декорации;

Центр творчества

Развитие продуктивной, творческой деятельности

наборы цветных карандашей; гуашь; цветные восковые  мелки  и  т.  п.  ;  кисточки -тонкие  и  толстые;  баночки  для промывания кисти от краски; бумага для рисования; трафареты по темам; пластилин; стеки; салфетки из ткани. пособия, представляющие спектр цветовой гаммы; нетрадиционный материал (книжки, свечи, крупа и т.д.); предметы прикладного искусства (игрушки, посуда, сувениры и т.д.); мини-среда по краеведению (куклы в национальных костюмах, альбомы с коми орнаментом).

Центр музыки

Развитие творческих способностей в самостоятельной, ритмической деятельности

детские музыкальные инструменты (металлофон, барабаны, бубны, дудочки, свистульки, деревянные ложки, колокольчики); музыкально – дидактические игры («Узнай по голосу», «Найди маму», «Угадай, на чем играю», «Домик-ширма», «Муз. шкатулка»); портреты композиторов, магнитофон; аудиозаписи муз. сказок, детских песен, мелодий классической музыки.

Центр отдыха и уединения

Удовлетворение желания ребенка в отдыхе

- «Палатки - домики»

- «Шатер сказок»

- Диван

- Мягкий модуль



Предварительный просмотр:

Вопрос 13: Представьте проект предметно-пространственной среды подготовительной группы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна соответствовать следующим принципам:

1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;

2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;

3) полифукнциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;

наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;

4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.

5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего

возраста рассматривается как комплекс эргономических и психологопедагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и

взрослых.

Так же во ФГОС ДО имеется примерный перечень зон для организации РППС:

1. зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

2. зона самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

3. зона двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

4. зона познавательной активности (развитие речи, развитие математических представлений и пр.);

5. зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

6. зона отдыха (уединение, общение и пр.)

Создавая предметно-пространственную среду в подготовительной к школе группе стоит учитывать особенности детей. Ребенок подготовительной группы активно учувствует в любой деятельности, легко ориентируется в любой обстановке. В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. У детей продолжает развиваться восприятие, воображение, образное мышление, внимание и т.д. Дети начинаю проявлять интерес к школе.:

 Предметно – пространственная среда в дошкольных группах Учреждения

Наличие центров

Основное предназначение

Оснащение

Центр физической культуры

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности

- Оборудование для ходьбы, бега, равновесия

- Для прыжков

- Для катания, бросания, ловли

- Для ползания и лазания

- Атрибуты к подвижным и спортивным играм

- Нетрадиционное физкультурное оборудование

(Мячи;  обручи;  скакалки;  кегли;  мешочки  с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.)

Центр Природы и экспериментирования

Экологическое воспитание и образование детей.    Воспитывать любовь   и   бережное отношение к природе.

материал для экспериментирования; природный материал; учебные пособия и приборы (весы, часы, бинокли, календари, зеркало, магнит, лупы, компас); худ. лит-ра, энциклопедии, справочники; ландшафты; модели всех видов по трудовой деятельности; материал по уходу за комнатными растениями; инструменты для мастерства, рукоделия; оборудования для стирки кукольной одежды и игрушек, комнатные растения.

Центр конструирования

Развитие ручной умелости, творчества

конструкторы (пластиковые, деревянные); строительные наборы (напольные и настольные, из мягкого материала, из дерева); схемы – образцы построек.; набор дорожных знаков; набор инструментов; развивающие игрушки-конструкторы; лего, различные виды транспорта

Центр сюжетно-ролевых игр

- Реализация полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре.

- Накопление жизненного опыта

кукольная  мебель  для  комнаты  и  кухни; гладильная  доска;  атрибуты  для  игры  в  «Дом»,  «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Фотоателье», «Сторители», «Водители», «Школа» и т.д; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения. для обыгрывания, предметы-заменители, игры-макеты для режиссерских игр с наборами игрушек.

Центр книги

-Формирование умения самостоятельно работать с книгой

-Детская литература в соответствии с возрастом детей (сказки, рассказы, повести, детские энциклопедии)

- Иллюстрации для рассматривания по темам образовательной деятельности

- Материалы о художниках – иллюстраторах

- Портрет поэтов, писателей

- Тематические выставки

Центр безопасности

Расширение познавательного опыта, использование в повседневной деятельности

- Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП

- Макеты перекрестков, улиц

- Дорожные знаки

- Литература о правилах дорожного движения

- иллюстративный материал по темам «Один дома», «Незнакомый человек», «Разговор по телефону, «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» и т.п.

Центр познавательного развития

- формирование и закрепление математических понятий.

- Формирование познавательного интереса;

-набор плоскостных и объёмных геометрических фигур (разнообразные); блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним; палочки Кюизенера, раздаточный материал на каждого ребёнка; разрезные картинки; матрёшки; дидактические игры типа «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Геометрические фигуры», «Множества», «Посчитай и назови», «Ориентация в пространстве» «Разложи по порядку» и т.д.;

- Дидактические игры по темам «Кто где живёт?», «Подскажи словечко», «Что происходит в природе?», «Кто как передвигается?», «Из чего сделано?»  и т.д.

Центр театра

Развитие творческих способностей ребенка

- Ширмы

- Элементы костюмов

- Различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный,конусный, театры на фланелеграфе, би-ба-бо, верховой театр, костюмы для театрализации)

- Декорации;

Центр творчества

Развитие продуктивной, творческой деятельности

наборы цветных карандашей; гуашь; цветные восковые  мелки  и  т.  п.  ;  кисточки -тонкие  и  толстые;  баночки  для промывания кисти от краски; бумага для рисования; трафареты по темам; пластилин; стеки; салфетки из ткани. пособия, представляющие спектр цветовой гаммы; нетрадиционный материал (книжки, свечи, крупа и т.д.); предметы прикладного искусства (игрушки, посуда, сувениры и т.д.); мини-среда по краеведению (куклы в национальных костюмах, альбомы с коми орнаментом). книги, альбомы для развития самостоятельности; демонстративная стена для детских работ

Центр музыки

Развитие творческих способностей в самостоятельной, ритмической деятельности

детские музыкальные инструменты (металлофон, барабаны, бубны, дудочки, свистульки, деревянные ложки, колокольчики, трещётка, треугольники, аккордеон); игрушки – самоделки неозвученные (балалайка, гармошка); музыкально – дидактические игры  («Грустно-весело», «Угадай, на чем играю», «Муз. телефон», «Муз. лото», Муз. шкатулка»); портреты композиторов; магнитофон; аудиозаписи муз. сказок, детских песен, мелодий классической музыки.

Центр отдыха и уединения

Удовлетворение желания ребенка в отдыхе

- «Палатки - домики»

- «Шатер сказок»

- Диван

- Мягкий модуль



Предварительный просмотр:

Вопрос 15: Составьте  рекомендации по созданию  предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;

2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;

3) полифукнциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;

наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;

4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.

5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:

  • соответствие общеобразовательной программе ДОО;
  • соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО
  • соответствие возрастным возможностям детей;
  • трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов
  • и возможностей детей;
  • возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
  • вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
  • наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном ространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
  • соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

Создавая развивающую предметно – пространственную среду в

соответствии с ФГОС дошкольного образования, нам, педагогам, необходимо

учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание

образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

игровой, коммуникативной,познавательно-исследовательской, восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной двигательной.

В подготовительной к школе группе, интеграция образовательных областей не позволяет распределить РППС «в чистом виде». Конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях, поэтому некоторые игрушки и пособия могут быть представлены в доминирующей деятельности, при этом органично решая задачи нескольких образовательных областей.

Большой ассортимент игр с правилами и различных досуговых игр позволяет

каждому ребенку занять себя, исходя из личных приоритетов.

 

Социально-коммуникативная деятельность носит в основном процессуальный

характер. Но для полноценного общения с взрослыми и сверстниками ребенку подготовительной группы  нужен социальный опыт, который приобретается как в процессе непосредственного взаимодействия, так и в различных играх. С этой целью необходимо использовать ряд игр и конструкторов, позволяющих ребенку понимать чувства окружающих людей и эмоции как форму их проявления.

 Кроме того, задачи социально-коммуникативного направления развития

решаются с помощью информационно- дидактических комплектов «Детям о

Победе», «Детям о космосе», которые направлены на формирование гражданской

принадлежности, патриотических чувств и общечеловеческих ценностей.

Организуя ППРС по познавательно-исследовательской деятельности необходимо представить детям большой блок оборудования для наблюденияза предметами и объектами окружающего мира. Здесь же представлен традиционный ламинированный «Календарь погоды».

 Наборы прозрачных кубиков и полых геометрических тел позволяют детям

освоить взаимозависимость понятий объема и плоскости, весы и часы - меры веса и

временную цикличность.

Конструирование в подготовительной к школе группе предполагает наличие в группе конструкторов, выполненных из различного, разных размеров и с разным типом

крепления (пазовое, с помощью пластин, сквозное, с помощью болтов и гаек и др.).

Кроме того, с помощью различных механических конструкторов, таких как

«Маленький инженер», «Механик», часов с прозрачным корпусом и ярким

механизмом дети подготовительной группы осваивают на практике понятия «рычаг» и «зубчатая передача».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд представлен легкими и

мобильными ламинированными плакатами «Мы дежурим», «Распорядок дня»,

фартучками для дежурства, наборами для уборки и для ухода за растениями в

помещении и труда на огороде.

Также, важной в подготовительной группе является работа по профориентации, поэтому педагогу важно представить наборы дидактических «Профессии» и наборы для сюжетно-ролевых игр «Повар», «Пожарный», «Полицейский», «Почтальон», «Доктор», «Строитель» и т.д

Для организации восприятия художественной литературы и фольклора в

необходимо иметь игрушки народных промыслов, комплект игрушек-забав и

народных игрушек, различные виды театров по мотивам русских народных сказок и

малых фольклорных форм.

 Особо хочется отметить уголок ряжения в группе. Действующий СанПиН не

делает никаких ограничений относительно костюмов и набора аксессуаров для

уголка ряжения.

При этом важно понимать,  что уголок ряжения - это не кладовая для хранения старых вещей, все принадлежности должны быть новыми, чистыми, красивыми.

Для организации музыкальной деятельности так же должны быть созданы

условия как в музыкальном зале, так и в групповой комнате.

 Учитывая деятельностный подход, при организации образовательного

процесса, необходимо предоставить детям возможность заниматься в группе

музыкальной деятельностью самостоятельно. Поэтому в группе содержание РППС

для музыкальной деятельности практически идентично тому, что находится в

музыкальном зале: это и музыкальные инструменты в ассортименте, и различные

виды театров и ширм. Как правило, количество музыкальных инструментов в

группе ограничивается: по одному каждого вида. Это обусловлено площадью

группового помещения.

При практической организации двигательной деятельности воспитанников сложно

выделить пособие или оборудование, узконаправленное на решение одной задачи.

Двигательное оборудование на игровой площадке подбирается с учетом ее

размеров. Исходя из условий ДОО, крупное уличное спортивное оборудование

может быть размещено как на общей спортивной площадке, так и распределено на

групповых площадках. Но при этом на каждой веранде должен быть спортивный

уголок, обеспечивающий естественную потребность детей в движении без

ограничений стенами помещения.

С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса.

Так же во ФГОС ДО имеется примерный перечень зон для организации РППС:

1. зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр

2. зона самостоятельной деятельности детей

3. зона двигательной активности;

4. зона познавательной активности ;

5. зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;

6. зона отдыха ;