Методическое обеспечение образовательной деятельности дошкольного образования
Разработанные проекты предметно-развивающей среды по возрастам:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vopros_9.docx | 18.67 КБ |
vopros_10.docx | 20.28 КБ |
vopros_11.docx | 22.05 КБ |
vopros_13.docx | 22.77 КБ |
vopros_15.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопрос 9: Представьте проект (описание среды, перечисление предметов) предметно-пространственной среды I младшей группы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна соответствовать следующим принципам:
1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;
2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;
3) полифукнциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;
4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.
5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего
возраста рассматривается как комплекс эргономических и психологопедагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и
взрослых.
Развивающее пространство для детей 1 младшей группы в первую очередь
должно быть безопасно. Необходимо обратить внимание на правильное
расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских
горок, больших игровых блоков), обеспечивающее детям и взрослым свободу
передвижения по групповой комнате. Все оборудование, перегородки должны
быть надежно зафиксированы, радиаторы закрыты защитными накладками.
Мебель без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных
материалов.
В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны:
• Физического развития;
• Сюжетных игр;
• Строительных игр;
• Игр-экспериментов
• Творчества;
• Музыкальных занятий;
• Театра
• Чтения и рассматривания иллюстраций;
• Релаксации (уголок отдыха и уединения).
Предметно – пространственная среда в дошкольных группах Учреждения
Наличие центров | Основное предназначение | Оснащение |
Центр физической культуры | Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | - Оборудование для ходьбы, бега, равновесия - Для ползания и лазания - Атрибуты к подвижным и спортивным играм - Нетрадиционное физкультурное оборудование (султанчики, мягконабивные мячики и т.д) |
Центр природы, игр-экспериментов | - Расширение познавательного опыта - Трудовая деятельность | Оборудование для игр с водой, песком, красками; комнатные растения, аквариум, оборудования для труда (лейки, тряпочки); модели простейшего вида (разноцветные карточки, иллюстрированный материал трудового процесса няни, воспитателя); худ. лит-ра; игры по возрасту; ландшафтные уголки (уголок леса, ферма с домашними животными); |
Центр развивающих игр | - Расширение познавательного, сенсорного опыта детей | - Дидактический материал по сенсорному воспитанию - Дидактические игры ("Найди и назови", «Найди флажок», «Парные картинки», «Разноцветные бусы», «Мозаика», «Спрячь мишку» ит.д) - Ноутбук |
Центр конструиро-вания | Развитие ручной умелости, творчества | Крупный строительный материал; мягкий геометрический конструктор |
Центр сюжетно-ролевых игр | - Реализация полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. - Накопление жизненного опыта | Куклы, изображающие разных людей; куклы разного вида; игрушечная мебель разных размеров (кухонная, настольная, бытовое оборудование); коляски; машины. |
Центр книги | Формирование умения самостоятельно работать с книгой | -Детская литература в соответствии с возрастом детей (сказки, рассказы, повести, детские энциклопедии) - Иллюстрации для рассматривания - Тематические выставки |
Центр театра | Развитие творческих способностей ребенка | - Ширмы - Элементы костюмов - Различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный,конусный, театры на фланелеграфе, маски-шапочки) |
Центр творчества | Развитие продуктивной, творческой деятельности | произведения декоративно-прикладного искусства; произведения, иллюстрированные художниками; изобразительный материал; аппликационные материалы, материалы для лепки; крупный строительный материал из геометрических форм. |
Центр музыки | Развитие творческих способностей в самостоятельной, ритмической деятельности | Детские музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудочки, свистульки); звуковые картинки; музыкальный молоточек, муз. волчок, погремушки, органчики, озвученные игрушки; музыкально – дидактические игры («Узнай по голосу», «Найди маму», «Угадай, на чем играю», «Домик-ширма»), магнитофон; аудиозаписи муз. сказок, детских песен, мелодий классической музыки. |
Центр отдыха и уединения | Удовлетворение желания ребенка в отдыхе | - «Палатки - домики» - «Шатер сказок» - Диван - Мягкий модуль |
Предварительный просмотр:
Вопрос 10: Представьте проект (описание среды, перечисление предметов) предметно-пространственной среды II младшей группы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна соответствовать следующим принципам:
1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;
2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;
3) полифукнциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;
4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.
5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего
возраста рассматривается как комплекс эргономических и психологопедагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и
взрослых.
Развивающее пространство для детей 2 младшей группы в первую очередь
должно быть безопасно. Необходимо обратить внимание на правильное
расположение мебели и крупногабаритного оборудования (например, детских
горок, больших игровых блоков), обеспечивающее детям и взрослым свободу
передвижения по групповой комнате. Все оборудование, перегородки должны
быть надежно зафиксированы, радиаторы закрыты защитными накладками.
Мебель без острых углов, изготовленная из натуральных и нетоксичных
материалов.
В помещении группы раннего возраста можно создать следующие зоны:
• Физического развития;
• Сюжетных игр;
• Строительных игр;
• Природы
• Творчества;
• Музыкальных занятий;
• Театра;
• Математического развития;
• Чтения и рассматривания иллюстраций;
• Релаксации (уголок отдыха и уединения).
Предметно – пространственная среда в дошкольных группах Учреждения
Наличие центров | Основное предназначение | Оснащение |
Центр физической культуры | Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | Мячи; обручи; скакалки; кегли; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. |
Центр Природы | Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Комнатные растения; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли. |
Центр конструирования | Развитие ручной умелости, творчества | пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей ; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания |
Центр сюжетно-ролевых игр | - Реализация полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. - Накопление жизненного опыта | кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу»; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения. |
Центр книги | -Формирование умения самостоятельно работать с книгой | Стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей; альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года»; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д. |
Центр математического развития и развивающих игр | - формирование и закрепление математических понятий. - Формирование познавательного интереса; | -набор плоскостных и объёмных геометрических фигур (разнообразные); блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним; развивающие карточки «Много, один, ни одного»; раздаточный материал на каждого ребёнка; наборное полотно на каждого ребёнка; разрезные картинки; матрёшки; дидактические игры типа «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Большой — маленький», «Разложи по порядку» и т.д.; - Дидактические игры по темам «Времена года», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Собери бусы», «Оцени поступок», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кому что нужно для работы», «Лишний предмет» и т.д. |
Центр театра | Развитие творческих способностей ребенка | - Ширмы - Элементы костюмов - Различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный,конусный, театры на фланелеграфе, маски-шапочки) - Декорации; |
Центр творчества | Развитие продуктивной, творческой деятельности | наборы цветных карандашей; гуашь; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки -тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования; трафареты по темам; пластилин; стеки; салфетки из ткани. |
Центр музыки | Развитие творческих способностей в самостоятельной, ритмической деятельности | набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол. |
Центр отдыха и уединения | Удовлетворение желания ребенка в отдыхе | - «Палатки - домики» - «Шатер сказок» - Диван - Мягкий модуль |
Предварительный просмотр:
Вопрос 11: Представьте проект предметно-пространственной среды средней группы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна соответствовать следующим принципам:
1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;
2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;
3) полифукнциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;
4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.
5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего
возраста рассматривается как комплекс эргономических и психологопедагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и
взрослых.
Так же во ФГОС ДО имеется примерный перечень зон для организации РППС:
1. зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
2. зона самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
3. зона двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
4. зона познавательной активности (развитие речи, развитие математических представлений и пр.);
5. зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
6. зона отдыха (уединение, общение и пр.)
Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для двигательной активности и разных видов детской деятельности.
Предметно – пространственная среда в дошкольных группах Учреждения
Наличие центров | Основное предназначение | Оснащение |
Центр физической культуры | Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | - Оборудование для ходьбы, бега, равновесия - Для прыжков - Для катания, бросания, ловли - Для ползания и лазания - Атрибуты к подвижным и спортивным играм - Нетрадиционное физкультурное оборудование (Мячи; обручи; скакалки; кегли; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.) |
Центр Природы и экспериментирования | Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Комнатные растения; подобраны картинки по временам года; лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли. оборудование для экспериментирования с водой, песком, красками; модели, иллюстрации (няни, повара и т.д.); сенсорный центр (ароматизированные вещества в баночках, шумовые предметы, предметы различных материалов, карточки – символы органов чувств); худ. лит-ра; игры по возрасту; модели «Сезонные изменения»; гербарий, календарь природы, природный материал. |
Центр конструирования | Развитие ручной умелости, творчества | крупный строительный материал; мягкий геометрический конструктор; модели-схемы; игрушки для обыгрывания; набор дорожных знаков; набор инструментов; развивающие игрушки-конструкторы; лего, игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, |
Центр сюжетно-ролевых игр | - Реализация полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. - Накопление жизненного опыта | кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу»; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения. для обыгрывания, предметы-заменители, игры-макеты для режиссерских игр с наборами игрушек. |
Центр книги | -Формирование умения самостоятельно работать с книгой | -Детская литература в соответствии с возрастом детей (сказки, рассказы, повести, детские энциклопедии) - Иллюстрации для рассматривания по темам образовательной деятельности - Материалы о художниках – иллюстраторах - Портрет поэтов, писателей - Тематические выставки |
Центр безопасности | Расширение познавательного опыта, использование в повседневной деятельности | - Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП - Макеты перекрестков, улиц - Дорожные знаки - Литература о правилах дорожного движения - иллюстративный материал по темам «Один дома», «Незнакомый человек», «Разговор по телефону, «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» и т.п. |
Центр математического развития и развивающих игр | - формирование и закрепление математических понятий. - Формирование познавательного интереса; | -набор плоскостных и объёмных геометрических фигур (разнообразные); блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним; палочки Кюизенера, раздаточный материал на каждого ребёнка; разрезные картинки; матрёшки; дидактические игры типа «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Геометрические фигуры», «Множества», «Посчитай и назови», «Ориентация на плоскости и в пространстве» «Разложи по порядку» и т.д.; - Дидактические игры по темам «Времена года», «Найди пару», «Разрезные картинки», «Собери бусы», «Оцени поступок», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кому что нужно для работы», «Лишний предмет», « Что перепутал художник?», «Мамы и детеныши» и т.д. |
Центр театра | Развитие творческих способностей ребенка | - Ширмы - Элементы костюмов - Различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный,конусный, театры на фланелеграфе, би-ба-бо, верховой театр, костюмы для театрализации) - Декорации; |
Центр творчества | Развитие продуктивной, творческой деятельности | наборы цветных карандашей; гуашь; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки -тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования; трафареты по темам; пластилин; стеки; салфетки из ткани. пособия, представляющие спектр цветовой гаммы; нетрадиционный материал (книжки, свечи, крупа и т.д.); предметы прикладного искусства (игрушки, посуда, сувениры и т.д.); мини-среда по краеведению (куклы в национальных костюмах, альбомы с коми орнаментом). |
Центр музыки | Развитие творческих способностей в самостоятельной, ритмической деятельности | детские музыкальные инструменты (металлофон, барабаны, бубны, дудочки, свистульки, деревянные ложки, колокольчики); музыкально – дидактические игры («Узнай по голосу», «Найди маму», «Угадай, на чем играю», «Домик-ширма», «Муз. шкатулка»); портреты композиторов, магнитофон; аудиозаписи муз. сказок, детских песен, мелодий классической музыки. |
Центр отдыха и уединения | Удовлетворение желания ребенка в отдыхе | - «Палатки - домики» - «Шатер сказок» - Диван - Мягкий модуль |
Предварительный просмотр:
Вопрос 13: Представьте проект предметно-пространственной среды подготовительной группы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна соответствовать следующим принципам:
1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;
2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;
3) полифукнциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;
4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.
5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Важно помнить, что предметно развивающая среда групп раннего
возраста рассматривается как комплекс эргономических и психологопедагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и
взрослых.
Так же во ФГОС ДО имеется примерный перечень зон для организации РППС:
1. зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
2. зона самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
3. зона двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
4. зона познавательной активности (развитие речи, развитие математических представлений и пр.);
5. зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
6. зона отдыха (уединение, общение и пр.)
Создавая предметно-пространственную среду в подготовительной к школе группе стоит учитывать особенности детей. Ребенок подготовительной группы активно учувствует в любой деятельности, легко ориентируется в любой обстановке. В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т.д. У детей продолжает развиваться восприятие, воображение, образное мышление, внимание и т.д. Дети начинаю проявлять интерес к школе.:
Предметно – пространственная среда в дошкольных группах Учреждения
Наличие центров | Основное предназначение | Оснащение |
Центр физической культуры | Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности | - Оборудование для ходьбы, бега, равновесия - Для прыжков - Для катания, бросания, ловли - Для ползания и лазания - Атрибуты к подвижным и спортивным играм - Нетрадиционное физкультурное оборудование (Мячи; обручи; скакалки; кегли; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.) |
Центр Природы и экспериментирования | Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | материал для экспериментирования; природный материал; учебные пособия и приборы (весы, часы, бинокли, календари, зеркало, магнит, лупы, компас); худ. лит-ра, энциклопедии, справочники; ландшафты; модели всех видов по трудовой деятельности; материал по уходу за комнатными растениями; инструменты для мастерства, рукоделия; оборудования для стирки кукольной одежды и игрушек, комнатные растения. |
Центр конструирования | Развитие ручной умелости, творчества | конструкторы (пластиковые, деревянные); строительные наборы (напольные и настольные, из мягкого материала, из дерева); схемы – образцы построек.; набор дорожных знаков; набор инструментов; развивающие игрушки-конструкторы; лего, различные виды транспорта |
Центр сюжетно-ролевых игр | - Реализация полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. - Накопление жизненного опыта | кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Фотоателье», «Сторители», «Водители», «Школа» и т.д; куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения. для обыгрывания, предметы-заменители, игры-макеты для режиссерских игр с наборами игрушек. |
Центр книги | -Формирование умения самостоятельно работать с книгой | -Детская литература в соответствии с возрастом детей (сказки, рассказы, повести, детские энциклопедии) - Иллюстрации для рассматривания по темам образовательной деятельности - Материалы о художниках – иллюстраторах - Портрет поэтов, писателей - Тематические выставки |
Центр безопасности | Расширение познавательного опыта, использование в повседневной деятельности | - Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП - Макеты перекрестков, улиц - Дорожные знаки - Литература о правилах дорожного движения - иллюстративный материал по темам «Один дома», «Незнакомый человек», «Разговор по телефону, «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» и т.п. |
Центр познавательного развития | - формирование и закрепление математических понятий. - Формирование познавательного интереса; | -набор плоскостных и объёмных геометрических фигур (разнообразные); блоки Дьенеша и рабочие карточки к ним; палочки Кюизенера, раздаточный материал на каждого ребёнка; разрезные картинки; матрёшки; дидактические игры типа «Геометрическое лото», «Найди такой же», «Геометрические фигуры», «Множества», «Посчитай и назови», «Ориентация в пространстве» «Разложи по порядку» и т.д.; - Дидактические игры по темам «Кто где живёт?», «Подскажи словечко», «Что происходит в природе?», «Кто как передвигается?», «Из чего сделано?» и т.д. |
Центр театра | Развитие творческих способностей ребенка | - Ширмы - Элементы костюмов - Различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный,конусный, театры на фланелеграфе, би-ба-бо, верховой театр, костюмы для театрализации) - Декорации; |
Центр творчества | Развитие продуктивной, творческой деятельности | наборы цветных карандашей; гуашь; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки -тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования; трафареты по темам; пластилин; стеки; салфетки из ткани. пособия, представляющие спектр цветовой гаммы; нетрадиционный материал (книжки, свечи, крупа и т.д.); предметы прикладного искусства (игрушки, посуда, сувениры и т.д.); мини-среда по краеведению (куклы в национальных костюмах, альбомы с коми орнаментом). книги, альбомы для развития самостоятельности; демонстративная стена для детских работ |
Центр музыки | Развитие творческих способностей в самостоятельной, ритмической деятельности | детские музыкальные инструменты (металлофон, барабаны, бубны, дудочки, свистульки, деревянные ложки, колокольчики, трещётка, треугольники, аккордеон); игрушки – самоделки неозвученные (балалайка, гармошка); музыкально – дидактические игры («Грустно-весело», «Угадай, на чем играю», «Муз. телефон», «Муз. лото», Муз. шкатулка»); портреты композиторов; магнитофон; аудиозаписи муз. сказок, детских песен, мелодий классической музыки. |
Центр отдыха и уединения | Удовлетворение желания ребенка в отдыхе | - «Палатки - домики» - «Шатер сказок» - Диван - Мягкий модуль |
Предварительный просмотр:
Вопрос 15: Составьте рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В рамках современных требований возможны разные варианты создания развивающей предметно - пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
1) содержательная насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей;
2) трансформируемость пространства предполагает возможность изменений ппрс в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов т возможностей детей;
3) полифукнциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей и т.д.;
наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности;
4) вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игра, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодичную сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь сую активность детей.
5) доступность среды предполагает; доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) безопасность ППРС предполагает соответствие все ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
- соответствие общеобразовательной программе ДОО;
- соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО
- соответствие возрастным возможностям детей;
- трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов
- и возможностей детей;
- возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
- вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
- наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном ространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
- соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
Создавая развивающую предметно – пространственную среду в
соответствии с ФГОС дошкольного образования, нам, педагогам, необходимо
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание
образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:
игровой, коммуникативной,познавательно-исследовательской, восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной двигательной.
В подготовительной к школе группе, интеграция образовательных областей не позволяет распределить РППС «в чистом виде». Конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях, поэтому некоторые игрушки и пособия могут быть представлены в доминирующей деятельности, при этом органично решая задачи нескольких образовательных областей.
Большой ассортимент игр с правилами и различных досуговых игр позволяет
каждому ребенку занять себя, исходя из личных приоритетов.
Социально-коммуникативная деятельность носит в основном процессуальный
характер. Но для полноценного общения с взрослыми и сверстниками ребенку подготовительной группы нужен социальный опыт, который приобретается как в процессе непосредственного взаимодействия, так и в различных играх. С этой целью необходимо использовать ряд игр и конструкторов, позволяющих ребенку понимать чувства окружающих людей и эмоции как форму их проявления.
Кроме того, задачи социально-коммуникативного направления развития
решаются с помощью информационно- дидактических комплектов «Детям о
Победе», «Детям о космосе», которые направлены на формирование гражданской
принадлежности, патриотических чувств и общечеловеческих ценностей.
Организуя ППРС по познавательно-исследовательской деятельности необходимо представить детям большой блок оборудования для наблюденияза предметами и объектами окружающего мира. Здесь же представлен традиционный ламинированный «Календарь погоды».
Наборы прозрачных кубиков и полых геометрических тел позволяют детям
освоить взаимозависимость понятий объема и плоскости, весы и часы - меры веса и
временную цикличность.
Конструирование в подготовительной к школе группе предполагает наличие в группе конструкторов, выполненных из различного, разных размеров и с разным типом
крепления (пазовое, с помощью пластин, сквозное, с помощью болтов и гаек и др.).
Кроме того, с помощью различных механических конструкторов, таких как
«Маленький инженер», «Механик», часов с прозрачным корпусом и ярким
механизмом дети подготовительной группы осваивают на практике понятия «рычаг» и «зубчатая передача».
Самообслуживание и элементарный бытовой труд представлен легкими и
мобильными ламинированными плакатами «Мы дежурим», «Распорядок дня»,
фартучками для дежурства, наборами для уборки и для ухода за растениями в
помещении и труда на огороде.
Также, важной в подготовительной группе является работа по профориентации, поэтому педагогу важно представить наборы дидактических «Профессии» и наборы для сюжетно-ролевых игр «Повар», «Пожарный», «Полицейский», «Почтальон», «Доктор», «Строитель» и т.д
Для организации восприятия художественной литературы и фольклора в
необходимо иметь игрушки народных промыслов, комплект игрушек-забав и
народных игрушек, различные виды театров по мотивам русских народных сказок и
малых фольклорных форм.
Особо хочется отметить уголок ряжения в группе. Действующий СанПиН не
делает никаких ограничений относительно костюмов и набора аксессуаров для
уголка ряжения.
При этом важно понимать, что уголок ряжения - это не кладовая для хранения старых вещей, все принадлежности должны быть новыми, чистыми, красивыми.
Для организации музыкальной деятельности так же должны быть созданы
условия как в музыкальном зале, так и в групповой комнате.
Учитывая деятельностный подход, при организации образовательного
процесса, необходимо предоставить детям возможность заниматься в группе
музыкальной деятельностью самостоятельно. Поэтому в группе содержание РППС
для музыкальной деятельности практически идентично тому, что находится в
музыкальном зале: это и музыкальные инструменты в ассортименте, и различные
виды театров и ширм. Как правило, количество музыкальных инструментов в
группе ограничивается: по одному каждого вида. Это обусловлено площадью
группового помещения.
При практической организации двигательной деятельности воспитанников сложно
выделить пособие или оборудование, узконаправленное на решение одной задачи.
Двигательное оборудование на игровой площадке подбирается с учетом ее
размеров. Исходя из условий ДОО, крупное уличное спортивное оборудование
может быть размещено как на общей спортивной площадке, так и распределено на
групповых площадках. Но при этом на каждой веранде должен быть спортивный
уголок, обеспечивающий естественную потребность детей в движении без
ограничений стенами помещения.
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне образовательного процесса.
Так же во ФГОС ДО имеется примерный перечень зон для организации РППС:
1. зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр
2. зона самостоятельной деятельности детей
3. зона двигательной активности;
4. зона познавательной активности ;
5. зона экспериментирования и наблюдения за природными явлениями;
6. зона отдыха ;