Методическое объединение учителей гуманитарных дисциплин
План работы
методического объединения учителей гуманитарного цикла
на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_mo_na_2019-20uch._g.docx | 78.16 КБ |
mo_zasedanie.ppt | 1000 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _______ /Соболеева М.С./ «___» __________ 2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор _____________/Бадмаев В.М./ «____» _______________ 2019 г. |
План работы
методического объединения учителей гуманитарного цикла
на 2019-2020 учебный год
Улан-Удэ, 2019
Содержание
- Методическая тема и задачи МО на 2019-2020 учебный год.
- Методические темы учителей.
- План заседаний МО.
- Состав школьного методического объединения
- План работы учителей на 2019-2020 учебный год.
- План работы учителей по кабинетам.
- Подготовка к ГВЭ.
- План работы с одарёнными учащимися.
- План работы со слабоуспевающими учащимися.
- Протоколы заседаний МО.
- Единая методическая тема:
«Повышение эффективности и качества основного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта».
Задачи МО учителей гуманитарного цикла
на 2019-2020 учебный год
1.Совершенствование методики проведения уроков гуманитарного цикла, повышение качества знаний в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и Апробации ФГОС в 5 классе.
2. Изучить нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями Кодекса об образовании;
- уяснить ориентиры образовательной политики, конкретных программно-методических требований, инструкций.
3. Воспитание у учащихся интереса к предмету.
4. Осуществление дифференцированного подхода к обучению предмета, работа с одаренными детьми
5. Применять современные и коммуникативные технологии на уроках для активизации познавательной и самостоятельной деятельности учащихся, развитие культуры речи.
6. Совершенствование методики подготовки учащихся к сдаче ГВЭ.
7. Осуществление контроля за прохождением программного материала, разработкой рабочих программ педагогов.
8.Повышение квалификации педагогов.
9.Организация методической помощи учителям
-внедрение достигнутого передового педагогического опыта в систему работы учителей, стимулирование их на собственные творческие поиски;
- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, рожденного внутри методического объединения, продолжение обмена педагогическими находками. Реализовывать межпредметные связи, практическую, профориентационную и идеологическую направленность;
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МО:
1. Ориентация работы МО на национальный проект «Образование», Апробацию ФГОС в 5 классе. Использование учителями ИКТ, исследовательских, здоровье сберегающих, проектно-дифференцированных методов обучения, применяя активные формы работы, внедряя методики тестирования, анализа и подготовки к ОГЭ И ЕГЭ.
2. На всех уроках гуманитарного цикла обращать особое внимание на чистоту родного языка, бороться со сленгами, повышать грамотность, технику чтения и осмысления, умение работать с учебным материалом и повышать словарный запас учащихся.
3. Совершенствовать преподавание предметов гуманитарного цикла, используя различные методы контроля, межпредметные связи и преемственность в обучении и воспитании при переходе учащихся из I ступени во II ступень для детального изучения личности ребенка и широкого применения результатов этой работы с целью повышения личностной ориентации.
4. Повышать результативность личностно-ориентированного образования в ходе заседаний МО, взаимопосещения уроков, оказывая методическую помощь и передачу опыта работы учителей. Во внеклассной и учебной работе сосредоточить внимание на повышение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитан
2. Сведения об индивидуальных темах методической работы учителей
№ п/п | ФИО учителя | Тема самообразования | Сроки | Форма отчёта |
1 | Ерофеева Татьяна Викторовна | «Особенности преподавания русского языка и литературы для детей с ОВЗ». | 2018-2020 | доклад |
2 | Колмакова Людмила Михайловна | Развитие смыслового чтения и работа с текстом учащихся на уроках русского языка и литературы | 2016 – 2020 | доклад |
3 | Кранина Алла Валерьевна | Активизация мыслительной деятельности на уроках английского языка и во внеурочное время | 2017 – 2020 | Доклад |
4 | Симакина Ольга Ивановна | Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания | 2016 – 2020 | Доклад |
3.План заседаний МО учителей гуманитарного цикла
на 2019-2020 учебный год.
Время проведения | Повестка дня заседаний методического объединения |
сентябрь | 1.Анализ работы МО в 2018-2019 учебном году. 2.Обсуждение и утверждение плана работы на 2019-2020 учебный год. 3.Утверждение рабочих программ по предметам гуманитарного цикла. 4. Разработка Положения рабочих программ по Апробации ФГОС в 5 классе. 5. Подготовка и проведение диагностических контрольных работ в 5-10 классах, план работы с одарёнными и слабыми учащимися, обзор новинок методической литературы
|
ноябрь | 1.Анализ прохождения программ в I четверти. 2.Подведение итогов проведения диагностических контрольных работ за I четверть в 5-10 классах. 3.Обсуждение результатов итоговой аттестации и сдачи ГВЭ в 2018-2019 учебном году. 4.Анализ итогов проведения олимпиады по русскому языку и литературе среди школьников 5-10 классов. 4.Обсуждение и утверждение плана работы предметной декады гуманитарных наук: -определение целей тематической недели, темы. -выставка творческих работ учащихся; - конкурс чтецов; -планирование открытых уроков и внеклассных мероприятий. |
январь | 1.Анализ выполнения практической и теоретической части программ по предметам за I полугодие. 2.Анализ техники чтения в I полугодии. 3.Об итогах проведения диагностических контрольных работ по итогам I полугодия. 4. «Итоги мониторинга по выявлению уровня воспитанности и обученности учащихся 10 класса, их готовности к продолжению образования». 5.Выступление по теме «Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории и обществознания». 6.«Использование ИКТ на уроках истории и литературы». |
Март | 1.Проведение пробных ГВЭ по русскому языку в 10-м классе. 2.Доклад на тему «Апробация ФГОС по предметам гуманитарного цикла учащихся 5 класса». 3.Круглый стол «Готовимся к экзаменам»: - корректировка тематических планов, подготовка общего плана проведения повторения; - разработка рекомендаций по психологической подготовке выпускников и их родителей к итоговой аттестации и ГВЭ. -изучение изменений в нормативных документах и других материалах по организации и проведению итоговой аттестации выпускников основной и средней (полной) школы. -содержание и структура ГВЭ. - обеспечение различного рода обучающими и информационными методическими пособиями. |
апрель | 1.Проведение семинара - школьной методической недели учителей гуманитарных наук по общешкольному плану: -распространение передового педагогического опыта при подготовке и проведении методической недели. -изучение новинок художественной, специальной и педагогической литературы по теме. 2.Анализ проведения предметной декады. 3.Отчет учителей по теме самообразования. 4.Анализ пробных ГВЭ по русскому языку в 10 классе. 5.Выступление на МО по совершенствованию мастерства учителя через посещение курсов повышения профессиональной квалификации. |
май | 1.Анализ проведения техники чтения учащихся в 5-8 классах на конец года. 2. Разработка материалов к государственной (итоговой) аттестации учащихся 10 класса. 3.Анализ работы учителей МО гуманитарного цикла по реализации методической темы (выявление основных приоритетных направлений, проблем). 4.Самоанализ деятельности членов МО за 2019-2020 учебный год. 5.Обмен опытом «Использование современных образовательных технологий в учебной деятельности». 6.Анализ открытых уроков с применением современных технологий в учебной деятельности». 7. «Формы и методы работы через применение новых образовательных технологий на уроке». 8.Определение основных направлений деятельности МО, целей, задач на следующий учебный год. |
4. Банк данных об учителях МО гуманитарного цикла на 2019-2020 учебный год
№ п/п | ФИО учителя | Год рож дения | Образо вание | Педа гоги ческий стаж | Квали фикац кате гория | Курсы | Колич часов в нед. | Классы, преподаёт | Предмет |
1 | Ерофеева Татьяна Викторовна | 20.07 1984 | БГУ | 9 | I | 2019 | 17 | 6-7, 8, Часы коррек | русский язык литература |
2 | Колмакова Людмила Михайловна | 19.08. 1965 | БГУ | 32 | высшая | 2014 | 22 | 5,9,10 | русский язык литература |
3 | Кранина Алла Валерьевна | 07.02. 1970 | БГПИ | 15 | ----- | ------- | 16 | 5-10 | английский язык |
4. | Симакина Ольга Ивановна | 13.05. 1960 | БГУ | 37 | I | 2014 | 18 | 5-10 | история обществознание |
5. План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла в 2019-2020 учебном году
№п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные | ||
1 четверть | |||||
1 | Заседание МО учителей. Анализ работы МО за 2018-2019 учебный год. Утверждение плана работы на 2019-2020 год, определение целей и задач. О рабочих программах по русскому языку и литературе в 5-10классах. Повышение квалификации педагогов. Изучение новых образовательных стандартов, законопроектов. Утверждение рабочих программ учителей. | 30.08.2019 | руководитель МО | ||
2 | Подготовка к участию в городских и региональных конкурсах | октябрь | руководители МО, зам.директора по УВР | ||
3 | Проведение входящих контрольных работ по русскому языку по тексту администрации. Определение качества знаний. Экзамены и их «подводные рифы» (о подготовке к ГВЭ). | 2-3 неделя сентября в теч.четверти | руководитель МО, зам. директора по УВР | ||
4 | Подготовка и проведение школьной олимпиады по предметам гуманитарного цикла ( 6-10 классы) | октябрь | руководитель МО, зам.директора по УВР Учителя -филологи | ||
6 | Организация работы с одарёнными и слабоуспевающими учащимися | В теч. года | Зам.директора по УВР Учителя | ||
7 | Участие в научно-практических конференциях | В теч. года | Все учителя МО | ||
8 | Подготовка и проведение конкурса чтецов по Брайлю | ноябрь | Учителя русского языка и литературы | ||
2 четверть | |||||
1 | Заседание МО учителей гуманитарного цикла. Итоги 1 четверти. Анализ внеклассной работы по предметам. Пути повышения качества знаний. Участие в олимпиадах муниципального уровня. Организация помощи по слабоуспевающим учащимся. О работе с одаренными детьми. Подготовка к ученическим и учительским конференциям. Об организации проектной деятельности учащихся. Изучение новых образовательных стандартов , законопроектов. | ноябрь | руководитель МО, зам.директора по УВР | ||
2 | Проведение предметной недели МО гуманитарного цикла | 3 неделя ноября | руководитель МО, зам.директора по УВР Учителя | ||
3 | Тестирования в формате ОГЭ в 5-8 классах по предметам Взаимопосещение уроков учителями — предметниками с целью обмена опытом, педагогическим материалом. | Декабрь в течение года | Учителя русского языка и литературы | ||
4 | Участие в конкурсных сочинениях | декабрь | Руководитель МО Учителя русского языка и литературы | ||
5 | Проведение пробного тестирования в 10 классе | декабрь | Учителя | ||
6 | Подготовка и проведение мероприятий к юбилейным датам в области литературы. | В течение года | Руководитель МО Учителя русского языка и литературы | ||
7 | Корректировка рабочих программ по предметам | До 30.12.2019 | Руководитель МО Зам.директора по УВР | ||
8 | Проведение контрольных работ за 1 полугодие | До 25 декабря | |||
3 четверть | |||||
1 | Заседание МО. Обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся за счет уровневой дифференциации учебного материала. Мониторинг качества знаний за 1 полугодие. | январь 2020 | руководитель МО | ||
2 | Подготовка к НПК «Шаг в будущее» | январь | учителя | ||
3 | Участие в НПК «Шаг в будущее» | февраль | учителя | ||
4 | Участие в районных семинарах | По плану МО | Руководитель МО. Зам.директора по УВР | ||
5 | Итоговое собеседование учащихся 10кл. | февраль | Учитель русск. языка и литер., кл. рук-ль 10 кл. | ||
6 | Конкурсные сочинения, внеклассные уроки, посвящённые дню Защитника Отечества в 5-10 кл. | Февраль | руководитель МО | ||
7 | Пробное тестирование 9, 10 классы | Март | учителя | ||
4 четверть | |||||
1 | Заседание МО. Анализ работы за 3 четверть. Работа со слабоуспевающими учащимися. Анализ проведения районного семинара. О ходе подготовки к итоговой аттестации в 10 классе, подготовка необходимой документации . | апрель | руководитель МО | ||
2 | Участие в конкурсе сочинений ко Дню Победы | 4 неделя апреля | учителя | ||
3 | Обеспечение участия обучающихся в пробном ГВЭ | По плану СКОШИ №62 | Зам.директора по УВР ,учителя | ||
4 | Обеспечение участия обучающихся в пробном ГВЭ по русскому языку | По плану комитета по образованию | Зам.директора по УВР .Учителя | ||
5 | Участие в семинаре. Доклады педагогов на учительской конференции | апрель | Учителя | ||
6 | Заседание МО. Итоги пробного ГВЭ. Анализ работы МО и задачи на новый учебный год. | май | Зам.директора по УВР. Руководитель ШМО. | ||
7.1
| Подготовка и проведение итоговой аттестации | Май-июнь | Зам.директора по УВР. Руководитель МО. Учителя МО |
6. План работы по кабинетам на 2018-2019 учебный год
кабинеты | Ответствен ный за кабинет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
каб.№12 | 1.Обновление методической литературы 2. Изготовление дидактического материала. 3. Изготовление стендов | 1. Замена стендов 2.Изготовление дидактического материала 3.Приобретение новой методической литературы 4.Замена ламп по заявкам. | 1.Оформление выставки сочинений детей 2.Изготовление дидактического материала (тесты) | 1. Изготовление тестов для пробного тестирования 2.Сохранность кабинета после кап.ремонта, подготовка к ремонту. | |
каб.№14 | 1.Обновление методической литературы 2. Изготовление дидактического материала. 3. Изготовление стендов . | 1.Обновление стендов по орфографии 2.Подбор мультимедий- ного материала 3. приобретение новой методической литературы | 1. Изготовление дидактических материалов по литературе 2. Текущий ремонт оборудования | 1. Изготовление тестов для пробного тестирования 2.Подготовка к ремонту | |
каб.№10 | 1.Обновление методической литературы 2. Изготовление дидактического материала. 3. Изготовление стендов | 1.Обновление стендов по орфографии 2.Подбор мультимедий- ного материала 3. приобретение новой методической литературы | 1. изготовление дидактических материалов по истории 2. Текущий ремонт оборудования | 1. Изготовление тестов для итогового тестирования 2.Подготовка к ремонту |
7. Подготовка к ГВЭ
№ | Содержание работы | Месяц | Ответственные |
1 | Участие в пробных экзаменах ГВЭ в новой форме, выполнение независимой контрольной работы по русскому языку в 9, 10 классах | школьные- в течение года ежемесячно | учителя-предметники |
2 | Проведение работы с родителями: индивидуальные собеседования, родительские собрания с проведением консультаций и рекомендаций для родителей по итоговой аттестации. | в течение года | Учителя-предметники |
3 | Проведение индивидуальных консультаций по пробелам в знаниях учащихся. | в течение года | Учителя-предметники |
4 | Работа с бланками ГВЭ. | в течение года | Учителя-предметники |
5 | Работа по общешкольному плану-графику подготовки учащихся к ГВЭ в 10 классе | в течение года | Учителя-предметники |
Контроль ЗУН учащихся
- Входная диагностика по итогам повторения за прошедший учебный год.
- Русский язык 5-10 классы
- Техника чтения на начало года
- Английский язык 5-10 классы (раз в четверть)
- Литература 5-8 классы (раз в четверть)
- Лексические диктанты по русскому языку с 8 по 10 класс (раз в четверть)
- Тематический контроль раздела программы
- Орфография (5 класс)
- Орфография и морфология (6 класс)
- Морфология (7 класс)
- Синтаксис. Простое осложнённое предложение. (8 класс)
- Синтаксис сложного предложения ( 9 класс)
- Пробный ГВЭ (10 класс)
- План работы с успевающими детьми
в 2019-2020 учебном году
Цель: объединение усилий педагогов, родителей, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Задачи:
1. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития успешных детей.
2. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости.
3. Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний.
4. Создание системы взаимодействия школа – СУЗ.
5. Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
Содержание и формы работы:
Выявление одаренных и талантливых детей
Выявление успешных и талантливых детей;
Создание системы взаимодействия с внешкольными, научно-исследовательскими и культурно-просветительными учреждениями, родителями учащихся для выявления и воспитания успешных детей.
Создание банка данных «Успешные дети».
Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психологической службы;
Анализ особых успехов и достижений ученика;
Содержание работы | Сроки | Ответственные | Выход | |
1. | Составление списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления | Сентябрь, 2019г. | Кл. рук. 5-10классов | Список |
2. | Диагностика учебных способностей учащихся развития каждого мотивированного ребенка | Сентябрь 2019г. Май 2020г. | Классные руководители | Анализ |
3. | Проведение школьных предметных олимпиад 5-10 классы | Сентябрь-Октябрь 2019г. | зам. дир. поУВР, учителя – предметники, кл. рук. 5-10 классов | Приказы, справки, отчеты, совещания при директоре, заседания МО |
4. | Участие во Всероссийской заочной олимпиаде по предметам гуманитарного цикла | Сентябрь-декабрь 2018г. | Учителя-словесники | Заявка, справка |
5. | Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке | Постоянно | Учителя – предметники, рук. МО | Посещение и анализ уроков |
6. | Организация кружковой работы по интересам, дополнительных образовательных услуг | Сентябрь- май | зам. директора по УВР зам. директора по ВР | Приказы, справки, договоры |
7. | Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе | Постоянно | Учителя – предметники, Кл. рук. | Наблюдение, собеседование, анализ |
8. | Участие в муниципальных, краевых, всероссийских предметных олимпиадах 6-10 классы | Ноябрь-декабрь 2018г. Март-апрель 2019г. | учителя – предметники, кл. рук. | Приказы, справки, заявки, отчет, списки, совещание при директоре |
9. | Участие в районных и республиканских конкурсах по предметам | 2019-2020 уч.год | Учителя-предметники | Приказ, заявки |
10. | Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее» | Февраль-март, 2020г. | Руководитель МО Учителя-предметники | Приказ, справка, заявка |
11. | Контроль за соблюдением здоровье сберегающих технологий в работе с детьми | Постоянно | Педколлектив школы | Посещение уроков, кружков, факультативов |
12. | Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: круг интересов учащихся, трудности в учёбе, индивидуальных способностей. | В течение года | Руководитель МО, учителя-предметники | Приказ, заявка |
13. | Консультации с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, | В течение учебного года | Зам.дир. по УВР, учителя-предметники |
Помощь успешным учащимся в самореализации их творческой направленности
- Создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
- разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов;
- изготовление компьютерных презентаций, видеороликов, исследований.
Контроль над развитием познавательной деятельности успешных школьников тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности; контроль за обязательным участием успешных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Поощрение успешных детей Публикация в СМИ, на сайте школы;
Награждение.
Принципы педагогической деятельности в работе с успешными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
на 2019- 2020 учебный год.
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся 5-10кл. по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | Сентябрь |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. | В течение учебного года. |
5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. Это здорово помогает в работе. | В течение учебного года. |
6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года. |
Мероприятия | Срок | Примечание |
1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения | Сентябрь | Данные по неуспевающим учащимся взять из сводной ведомости успеваемости за прошлый год. Форма списка может быть любой, см образец ниже. |
2. Провести собеседование с классными руководителями по поводу согласования и уточнения списка слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснить причины их отставания. | Сентябрь | Информацию предоставляют классные руководители. |
3. Провести собеседование с учителями- предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. | Сентябрь | Предложить учителям представленный выше план работы. В план учителю включить обязательно: *контрольный срез знаний детей. *индивидуальную работу по ликвидации пробелов. *ведение тематического учета знаний слабых детей. *ведение работ с отражением индивидуальных заданий. |
4. Собеседования с учителями по итогам четверти с просмотром ведения тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком. | По итогам четверти. | Тематический учет знаний покажет, что западает у ученика, над чем должен индивидуально работать учитель. Если индивидуальная работа велась в рабочих тетрадях, то взять для сравнения тетрадь успевающего ученика и интересующего нас слабого. Будет ясно, велась ли индивидуальная работа и на каком уровне. |
5. Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. Это выборочно. | Согласно графику контрольных работ. | Учителя-предметники представляют зам. дир. УВР для контроля графики контроля знаний и практических навыков учащихся (контрольных работ, срезов, творческих, тестов и др. видов работ в зависимости от предмета). |
6. Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками и их родителями о состоянии их учебных дел. | Выборочно, по ситуации. | Удачны беседы с учеником, с целью поддержать его, показать, что все заинтересованы в его успехе. |
Рекомендации: Необходимо создать характеристику неуспевающего учащегося, выяснить причины, наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте учащийся, учитель, родители.
Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся
- Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
- наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Основные признаки неуспеваемости учащихся
- Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
- Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
- Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
- Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).
- Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
- Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
- Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
- Различные формы взаимопомощи.
- Дополнительные занятия с учеником учителя.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
- Всестороннее повышение эффективности каждого урока.
- Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
- Индивидуальный подход к учащемуся.
- Специальная система домашних заданий.
- Усиление работы с родителями.
- Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
Памятка для работающих с неуспевающими учениками
- Фамилия, имя, отчество ученика.
- Класс.
- По каким предметам не успевает.
- Поведение ученика.
- Причины, которые привели к плохой успеваемости.
- Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия)
используют в работе с учеником.
- Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
- Сколько времени уже длится эта работа.
- Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала |
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения | |||
1 | 2 | 3 | |
Отношение к содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал |
Отношение к процессу учения (усвоение знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
Отношение к себе, к своим силам | Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий | Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий |
Отношение к учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания. |
При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал. |
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. |
При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Протокол №1 от 30.08.2019г.
заседания МО учителей гуманитарного цикла
Повестка:
- Анализ работы МО в 2018-2019 учебном году.
- Обсуждение и утверждение плана работы на 2019-2020 учебный год.
- Утверждение рабочих программ по предметам гуманитарного цикла.
- Разработка Положения рабочих программ по Апробации ФГОС в 5 классе.
- Подготовка и проведение диагностических контрольных работ в 5-10 классах, план работы с одарёнными и слабыми учащимися, обзор новинок методической литературы
- Знакомство с нормативными документами Министерства образования и науки РФ и РБ в контексте ФГОС
Присутствовали:
- Ерофеева Т. В. - учитель русского языка и литературы
- Колмакова Л. М. – руководитель МО, уч. русского языка и литературы
- Кранина А. В. – учитель английского языка
- Симакина О. И. – учитель истории и обществознания
1.Слушали отчет руководителя МО о проделанной работе в 2018-2019 учебном году и о задачах деятельности МО на новый учебный год.
Решили: работу МО за 2018-2019 учебный год признать удовлетворительной
2. Слушали руководителя МО о принятии плана работы МО на 2019-2020 учебный год. Определение содержания работы МО гуманитарного цикла в 2019 – 2020 учебном году: актуальные проблемы и направления деятельности МО по Апробации ФГОС в 5 классе.
Решили: план работы МО принять с соответствующими корректировками.
3.Слушали руководителя МО о разработке рабочих программ по предметам и их координации согласно требованиям стандартов, разработка Положения о рабочих программах по Апробации ФГОС в 5 классе.
Решили: утвердить рабочие программы и Положение о рабочих программах по апробации ФГОС в 5 классе и направить их на дальнейшее утверждение педагогическим советом.
4.Слушали руководителя МО о подготовке и проведении диагностических контрольных работ по русскому языку в 5-10 классах, план работы с одарёнными и слабыми учащимися, обзор новинок методической литературы.
Решили: провести диагностические контрольные работы во второй половине сентября, назначить ответственных за проведение работ, вести целенаправленную работу с успешными и слабыми учащимися.
Зачитывали и обсуждали: нормативные документы Министерства образования и науки РФ и РБ в контексте Апробации ФГОС в 5 классе
Решили: принять к сведению озвученные документы Министерства образования и науки РФ и РБ в контексте Апробации ФГОС в 5 классе и работать в 2019-2020 учебном году, опираясь на данные документа.
30.08.2019 год Руководитель МО:___/___________/
Протокол №2 от 05.12.2019г.
заседания МО учителей гуманитарного цикла
Повестка:
- Подведение итогов работы членов МО за I четверть 2019-2020уч. года.
- Работа педагогов с неуспевающими учениками.
- Празднование школьного юбилея в 2020-2021 учебном году.
Присутствовали:
- Ерофеева Т. В. - учитель русского языка и литературы
- Колмакова Л. М. – руководитель МО, уч. р.языка и литературы
- Кранина А. В. – учитель английского языка
- Симакина О. И. – учитель истории и обществознания
1.Слушали отчет руководителя МО Колмаковой Л. М. о проделанной работе в I четверти 2019-2020 учебного года, активном участии всех членов МО во внешкольных, городских и региональных мероприятиях.
Решили: работу МО за I четверть 2019-2020 учебного года признать удовлетворительной, продолжать работу во II четверти согласно плану МО.
2.Слушали Ерофееву Т. В. и Симакину О. И. о приёмах и методах работы с неуспевающими детьми 6-7 классов по основным предметам
Решили: продолжить работу с неуспевающими учениками, провести беседы с родителями этих учащихся, пригласить их на уроки.
3.Слушали Кранину А. В. о мероприятиях, посвящённых школьному юбилею в 2020-2021учебном году, о пересмотре плана мероприятий по прошлому юбилею и дополнению его новыми видами мероприятий, таких как:
- Проведение конкурса «Лучший ученик года» - май 2019г.
- Проведение конкурса среди всех МО на лучший гимн о школе.
- Создание стендов по Брайлю
- Проведение конкурса сочинений и стихов о школе.
- Конкур на лучшее изобретение однотипных аксессуаров для всего коллектива школы на празднование школьного юбилея.
Решили: предложить администрации школы пересмотреть план мероприятий 2015года и дополнить его новыми мероприятиями, такими как:
- Конкурс «Лучший ученик года» - май 2019г.
- Конкурса среди всех МО на лучший гимн о школе.
- Создание стендов по Брайлю
- Конкурса сочинений и стихов о школе.
- Конкур на лучшее изобретение однотипных аксессуаров для всего коллектива школы на празднование школьного юбилея.
05.12.2019 год Руководитель МО:___/___________/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заседание МО №4, март 2019 Итоги работы учителей МО за III четверть Сообщение «Приёмы работы с текстом» Использование новых технологий на уроках истории Доклад учителей по теме самообразования
МО гуманитарного цикла Учителя русского языка и литературы 2 Учитель общественных дисциплин Школьный библиотекарь Учитель иностранного языка
Повышение квалификации... Состав МО-5 педагогов высшая категория-1 первая категория-2 «на соответствие» категория-2
Анализ Итогового собеседования по русскому языку в 10-м классе. 1 Аюшеева Елена 7 баллов 2 Бурдуковская Анастасия 6 баллов 3 Бутник Вадим 5 баллов 4 Буянтуев Игорь 6 баллов 5 Дагбаева Бэлэгма 5 баллов 6 Карпычева Алёна 4 балла 7 Лодоев Виталий 7 баллов 8 Таров Роман 4 балла 9 Юможапов Никита 4 балла
Конкурс, конкурс, конкурс... Школьный конкурс смотра строя и песни к 23 февраля среди 6-10 классов: сборная 9-10 классов «» , 1 место
Конкурс, конкурс, конкурс... Муниципальный конкурс «Туризм в Бурятии глазами детей», Аюшеева Е., 10 класс -3 место, 7 сертификатов
Конкурс, конкурс, конкурс... НПК «Шаг в будущее», Помишина Д., 9 класс- 2 место
Проведение общешкольных мероприятий № п/п месяц ФИО январь февраль март 1 Ерофеева Т. В. масленица 8 марта 2 Кранина А. В. Итог собес. 3 Крылова П. П. 4 Колмакова Л. М. Итог собес. 5 Симакина О. И. масленица 8 марта
Формы, методы и приёмы работы с текстом
доклад на собрании статья в газете или интернете заявление о приеме на работу Реклама, SMS-сообщение школьное сочинение Известный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления».
«Инсерт» «Диалог с текстом» «Толстый и тонкий вопрос» «ПОПС – формула»
Использование новых технологий на уроках истории (Симакина О. И.) Доклад учителя русского языка и литературы Ерофеевой Т. В. по теме самообразования
Решение: Итоги работы учителей МО за III четверть Сообщение «Приёмы работы с текстом» Использование новых технологий на уроках истории Доклад учителей по теме самообразования