Опыт
Обобщение опыта моей работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство дошкольников с дымковской игрушкой через различные виды деятельности | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство дошкольников с дымковской игрушкой через различные виды деятельности
(из опыта работы воспитателя Сушенцовой М.И.)
Аннотация
Данная работа посвящена проблеме художественно-эстетического развития дошкольников в ходе знакомства с дымковской игрушкой как одним из самых ярких народных промыслов России. Также в работе поднимаются и другие очень важные вопросы: развитие творческих способностей дошкольников, пробуждение фантазии, интереса к художественному творчеству, развитие речи и мелкой моторики рук. Этот опыт может быть полезен прежде всего воспитателям детских садов.
Содержание
- Введение
- Актуальность темы
- Д.С. Лихачёв о понимании искусства
- Основная часть
- Задачи знакомства с миром дымковской игрушки
- Создание условий для успешной и результативной работы.
- Виды деятельности в процессе знакомства детей с дымковской игрушкой
- знакомство с историей дымковской игрушки
- рассматривание изделий народного промысла, знакомство с особенностями дымковской игрушки (элементы росписи, цветовая гамма, разнообразие форм)
- дидактические игры
- Формирование у детей навыков рисования дымковской игрушки
- Формирование у детей навыков лепки игрушки
- Ожидаемые результаты
3. Заключение
4. Список использованных источников
5. Приложение ( презентация)
Введение
- Актуальность
Значение народного декоративно - прикладного искусства для эстетического и всестороннего воспитания детей отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества: Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, Е.К.Ковальская, Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Ю.В.Максимов, Н.Б.Халезова и другие.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, в результате которого у детей формируется интерес к прекрасному в их жизни и окружающему миру в целом. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость помогают ребенку расти творческой личностью, развивать умственную активность, эстетический вкус.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию ребёнок узнаёт, что были и есть в наше время такие умельцы и мастера, которые создают своими руками необыкновенную красоту, радующую глаз.
Знакомство с народно-прикладным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребёнка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.
- Д.С. Лихачёв о понимании искусства
Известный учёный, академик, Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своей книге
«Письма о добром и прекрасном» писал:
- Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека… оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.
- Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь.
- Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?
- Пониманию многих сложнейших произведений живописи и скульптуры учат глиняные игрушки Вятки или северная плотницкая деревянная игрушка.
Основная часть
- Задачи знакомства с миром дымковской игрушки
Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, красивых, выразительных по пластике фигурок животных и людей.
Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать следующие задачи художественного развития и воспитания детей:
- знакомить с одним из самых известных и уникальных промыслов
- воспитывать интерес к народному творчеству и любовь к своей родине
- воспринимать художественные особенности промысла, учить сравнивать, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность фигурок и любоваться дымковской игрушкой.
- научить детей воспринимать прекрасное и доброе
- почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение красоты окружающего мира и природы.
- планомерно, целенаправленно обучать лепке и росписи игрушек
- добиваться хороших изобразительных навыков у детей
- развивать творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность
- пробуждать мысль, фантазию и воображение ребенка
- развивать мелкую моторику рук
- развивать речь, обогащать словарный запас детей.
- Создание условий для успешной и результативной работы.
Для успешной работы воспитателя по знакомству с промыслом очень важно создать условия для активного вовлечения воспитанников в художественно-творческую деятельность. В уголке Художественного творчества в группе должны быть различные альбомы с фотографиями образцов изделий народно-прикладного искусства, детских работ. Для того чтобы нарисовать или слепить какой-либо предмет, ребята с ним знакомятся: изучают форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Поэтому неплохо бы было иметь в уголке образцы изделий народных промыслов.
Большую роль в ознакомлении с народными промыслами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Именно в музее дети могут познакомиться с различными видами народных промыслов, сравнить и понять их отличительные особенности.
У нас в садике есть свой краеведческий музей, в котором дети могут увидеть старинные прялки, самовары и другую домашнюю утварь из дерева и керамики. Могут познакомиться с образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д.
Всё это развивает интерес детей к народно-прикладному творчеству, развивает кругозор и любознательность.
- Виды деятельности в процессе знакомства детей с дымковской игрушкой:
- Знакомство с историей промысла
- Очень хорошо провести небольшую беседу о промысле с показом иллюстраций, презентации или фильма.
- Стараюсь, чтобы занятие сопровождалось соответствующей народной музыкой и ярким художественным словом – шутками-прибаутками, потешками, образными словами, пословицами и поговорками.
- Формы проведения занятий также стараюсь разнообразить: игры-путешествия, заочные экскурсии в мастерскую народного промысла, превращение в мастеров-художников.
- Рассматривание изделий народного промысла
- При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращаю внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько она проста), во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек.
- Важно научить видеть и различать особенности формы, элементов росписи и цветовой гаммы.
- Детям нужно рассказать, что узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, точки-горошины, прямая и волнистая линия и др.
- Дидактические игры
- Четвёртый лишний (знакомство с особенностями росписи)
- Продолжи ряд (многообразие форм и образов игрушки)
- Перечисли предметы одежды (изучение костюма дымковской барыни)
- Найди отличия (сравнение дымковской игрушки с другими народными промыслами)
- Формирование у детей навыков рисования дымковской игрушки
- применять нетрадиционные приёмы рисования: ватные палочки, пробки и др.
- использование различных видов творчества: пластилинографию, аппликацию и др.
- использовать различные трафареты для обводки и вырезания по контуру.
- использовать в рисовании игрушки как краски, так и цветные карандаши.
- Формирование у детей навыков лепки и игрушки
Лучше использовать не глину, а пластилин или солёное тесто, т.к. эти материалы проще в использовании и не требуют дополнительной обработки.
Ожидаемые результаты:
- Развитие творческих способностей у детей
- Воспитание уважения к мастерам
- Пробуждение фантазии детей, желания создавать новое и красивое своими руками
- Воспитывается интерес к художественному творчеству, художественному слову, музыке
- Развитие мелкой моторики рук
- Развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе данного опыта работы можно увидеть, как велико значение знакомства дошкольников с народными промыслами. Прежде всего подобная работа осуществляет задачи всестороннего развития ребёнка.
Но основное значение подобной изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в создании выразительных изображений. Однако ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.
Использование дымковской игрушки и любого другого народного промысла в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей. Постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.
И нельзя не согласиться со словами Сухомлинского В.А. : «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Список используемой литературы:
1.Аташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. – 2010
2. Берсенева, Л. Мастерами славится земля:дымковская игрушка) / Берсенева Л.// Дошкольное воспитание. - 2012. - №2.
3. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник - декоратор, 2013.
4. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Дайн Г.Л. - М. : Легкая и пищевая промышленность, 2010.
5. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993.
6. Народное искусство: художественные промыслы: фотоальбом /. Б. М. Носик. - М.: Планета, 2011.
7. Конышева Н.М. Секреты мастеров.- Издательство Ассоциация XXI век,2011.
8. Паньшина. Декоративно-прикладное искусство Издательство: Россия: Народная асвета,2008.
9. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений / П.И.Уткина, Н.С.Королева. - М. : Высш. шк., 2015.
10. Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000.