Концепция развития образовательной организации

Захаревская Елена Валерьевна

Образец написания концепции развития образовательного комплекса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_razvitiya_oo.doc489 КБ

Предварительный просмотр:

«Наша школа должна быть открыта для всего нового (она всегда, собственно говоря, такой и была) и при этом сохранять своё уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина.»

В. Путин 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность создания устойчивого образовательного комплекса

Современный мир постоянно развивается. Если раньше успех человека определялся наличием у него определенных знаний в той или иной области и опыта работы, то сегодня знаний недостаточно. Общемировые тенденции, научно-технический прогресс, глобализация и др. процессы предъявляют к современному человеку новые требования. Современный человек творит и работает в ситуации неопределенности, и то, что сегодня он делал с успехом, завтра может быть уже неэффективно.

Для того чтобы быть успешным, человек должен предвидеть тенденции времени, понимать, какие требования предъявляются к современным и будущим профессиям, как меняется рынок труда и какие общемировые инновации влияют на характер этих требований. Какие новые передовые технологии будут востребованы в будущем. В связи с этим возникают новые требования к образованию.

Государственная программа Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования Москвы («Столичное образование»)», одна из задач которой - «комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья». Перспективы градостроительства, развитие округов Москвы ставят перед системой столичного образования задачу «формирования инфраструктуры образовательных услуг, обеспечивающих территориальную доступность качественных образовательных услуг, снижение нагрузки на транспортную систему Москвы». 

Возникает необходимость создания устойчивых образовательных систем, в которых формируется позитивный социальный и культурный опыт ребенка, что приведет к социально-экономическому и культурному развитию не только мегаполиса, но и России в целом.

 Миссия создания устойчивых образовательных систем может быть возложена на крупные образовательные комплексы Москвы.

Цель образовательной организации

создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе.

Задачи образовательной организации:

  • повышение эффективности качества образовательного процесса через предоставление полного спектра образовательных услуг;
  • повышение эффективности использования материальных, интеллектуальных, информационных ресурсов;
  • развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации;
  • вовлечение участников образовательного процесса в социальную практику;
  • предоставление школьникам возможности проектирования индивидуальной образовательной траектории в системе непрерывного образования;
  • формирование и развитие профессиональных педагогических сообществ;
  • управление образовательным процессом и образовательной деятельностью с привлечением семьи и местного сообщества.

Средства достижения поставленных задач.

Будет внедрена модель управления образовательным учреждением, которая предполагает:

1) Постоянную модернизацию блоков образовательного процесса: «Кадры», «Среда», «Содержание, формы и методы», «Взаимодействие субъектов образовательной деятельности» с учетом изучения запросов детей, родителей, общества, государства и общемировых тенденций.

2) Гибкий подход к формированию содержания предлагаемых программ общего и дополнительного образования с учетом возможностей и запросов каждого ребенка и родителя.

3) Организацию постоянного обмена опытом среди педагогических кадров в рамках организации и передовых школ города, страны, мира. Создание системы обучения и сопровождения педагогических кадров, способствующая постоянному повышению их педагогического мастерства и развитию необходимых компетенций и компетентностей.

4) Создание многопрофильной школы, имеющей связи с ВУЗами.

5) Многообразие дополнительного образования, удовлетворяющего потребности детей и взрослых.

6) Доступность дошкольного образования.

Преимущество многопрофильной образовательной организации

Главное преимущество многопрофильной образовательной организации состоит в том, что он действительно, в условиях быстро растущего поселения Московский, позволяет обеспечить:

создание условий в микрорайоне для вариативного выбора московскими семьями большого спектра образовательных услуг;

возможность создания сильных педагогических коллективов, способных транслировать лучшие педагогические практики, развивать внутри образовательной организации педагогическое мастерство; мягкий переход из дошкольного в начальное общее образование с последующим обучением в основной и старшей школе;

преемственность выбора образовательных учреждений, что может обеспечить психологический комфорт участников образовательного процесса;

расширение возможности образовательного выбора у учеников, особенно при переходе в старшую школу, когда начинается профильное обучение;

экономическую эффективность процессов, которая выражается в рациональном использовании финансовых средств, позволяющем рассматривать образование как непрерывную управляемую систему на принципах оптимальности в принятии экономических решений в вопросах формирования кадрового потенциала (полноценная нагрузка учителя, возможность профессионального сотрудничества), создания единой материально-технической базы.

Образовательный комплекс образуется в результате присоединения к ГБОУ Школа 2065, расположенному по адресу: 142784, г. Москва, г. Московский, Радужная ул.5., Радужная ул.12., Радужный пр. 2., Георгиевская ул. 2., общей площадью 21541,4 кв.м., детского сада, расположенного по адресу:

142784 г.  Москва, г. Московский, ул. Никитина, 6А, а также открытие новых корпусов в 2014-2016 гг.

Структура образовательной организации

ГБОУ Школа №2065

В образовательный комплекс ГБОУ Школа №2065 входит:

         

             

       

                                                                                           

                               

                 

                                           

                                               

Образовательные структурные подразделения включают в себя все ступени обучения: ДО, НОО, ООО, СОО.

Ближайшие перспективы на 2014-2016гг.:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Основные принципы, на которых строится образовательный процесс.

В основу построения принципов, лежащих в основе образовательного процесса легли следующие «ограничения»:

1) особенности контингента детей и учащихся:

- многонациональный состав детей и учащихся

- поступление детей и учащихся в детский сад и школу с изначально разным уровнем образования (разные образовательные системы, по которым данные дети учились)

2) Особенности семей:

- Наличие неработающего второго родителя (около 70% семей).

- Многодетные семьи (11%).

- Родители – профессионалы в своей области знаний, нацеленные на профессиональный и личностный рост, активные и мобильные, много работающие родители

3) Особенности запросов:

- необходимость создания такой ОО, которая легко поддается интеграции новейших технологий и систем не только в настоящем, но и в будущем, обеспечивающая создание условий для пребывания детей в ОО.

В связи с этим, образовательный процесс базируется на следующих принципах:

-Создание индивидуальных условий для каждого обучающегося.

-Внедрение новых форм обучения.

-Оказание психолого-педагогической помощи семьям.

-Приобщение родителей к образовательному процессу (проектная и научно-исследовательская деятельность, развивающе-досуговая деятельность, организация родительских клубов и кружков, подключение к деятельности школы).

-Гибкая система управления и организации педагогического процесса с учетом развития воспитанников и учащихся, их запросов и потребностей, а также с учетом общемировых тенденций (и их прогноза) и требований к образованию.

Ожидаемые образовательные результаты.

Современный выпускник должен не просто уметь адаптироваться к требованиям современного мира – он должен обладать определенными «динамическими возможностями», создающими условия для успешной самореализации во всех сферах жизни. Человек должен быть конкурентоспособным как сегодня, так и в будущем.

Мы считаем, что, для того чтобы выпускник школы был конкурентоспособным и в будущем, его развитие на каждой возрастной ступени должно строиться в следующих направлениях:

- интеллект, включающий не только предметные, но и метапредметные знания и умение их применять на практике – универсальные учебные действия;

- социализация (компетентности, способствующие успешной социализации человека в обществе, а также способность к постоянному саморазвитию;

- самоорганизация собственной деятельности, умение управлять траекторией собственного развития, достигать поставленных целей);

- здоровьесбережение (навыки здорового образа жизни: профилактика заболеваний, сохранение физического и психического здоровья). Все эти три составляющие формируют базовые и специальные способности и компетентности.

Из этого складывается портрет выпускника разных ступеней обучения.

Портрет выпускника ДО

-физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

-любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (предметов и вещей, отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

-эмоционально отзывчивый;

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;

-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

-овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

-овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Портрет выпускника начальной школы

— любящий свой народ, свой край и свою Родину;

— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружаю-щих образа жизни.

Портрет выпускника основной школы

— любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни семьи, гражданственности общества, многонационального российского народа, человечества;

— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применить полученные знания на практике;

— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

— осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологичного целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Портрет выпускника школы:

— любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

— осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонациональность российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;

— креативный и критически мыслящий, активно целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни;

— владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;

— готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;

— осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;

— уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

— осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологичного целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

— подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы.

Подход к образовательной программе комплекса

Образовательная программа является нормативно-управленческим документом образовательного характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса дошкольного, школьного и дополнительного образования. Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию РФ с учетом международного права.

Образовательная программа реализуется через учебный план, эффективный учебный план, план внеурочной деятельности, индивидуальные учебные планы, учитывающие потребности, возможности и способности детей с различным уровнем подготовки и различными моделями обучения на предыдущих ступенях в других образовательных учреждениях.

Цель: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

 Задачи:

- развитие универсальных способностей и ключевых компетентностей выпускника, обеспечивающих осознанный выбор последующей профессиональной деятельности и дальнейшую конкурентоспособность в жизни;

- обеспечение поступательного, гармоничного и всестороннего развития ребенка на каждой ступени образования с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей;

- комплексное взаимодействие всех служб: педагогической, социально-психологической, медико-физиологической и системы комплексной безопасности, обеспечивающей сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников, педагогов и родителей;

- постоянное развитие и саморазвитие кадров через организацию сетевого взаимодействия;

- организация тесной связи различных социальных сфер: спорта, здравоохранения, культуры, СМИ, общественных научно-исследовательских организаций, ВУЗов и предприятий - с целью объединения материальных и интеллектуальных ресурсов для полноценного развития ребенка, обеспечивающих его конкурентоспособность в современном обществе.

Принципы реализации программы

- Программно - целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы образовательного комплекса и индивидуальные образовательные траектории развития детей на разных ступенях образования.

- Преемственность и мобильность данной образовательной программы с образовательными, учебными программами других образовательных учреждений.

- Информационная компетентность (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе.

- Вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития.

Технологии обучения

  1. Технология проблемного диалога – обучение ребят самостоятельно постановке цели (проблемы) и поиску решения (в т.ч. открытию нового знания).
  2. Технология продуктивного чтения – обучение ребят смысловому чтению, извлечению информации, данной в явном и неявном виде.
  3. Технология оценивания учебных успехов – обучение ребят адекватной самооценке своих результатов по видам действий и по уровням сложности.
  4. Технология организации преемственности («8 шагов») – порядок совместных действий педагогов начального и основного звена по установлению единых целей, технологий, и содержательных линий при переходе учеников из 4-го в 5-й класс.
  5. Другие технологии (проектная технология, технология решение жизненных задач, технология организации групповой работы и т.д.).

Организация учебно-воспитательного процесса

Организация учебно-воспитательного процесса строится в преемственности между ступенями обучения, направлений, образовательных областей, а также реализации модели предпрофильного и профильного обучения и возможности перехода на индивидуальный учебный план на разных ступенях образования.

На всех ступенях образования предусматривается педагогическое, социально-психологическое, медико-физиологическое сопровождение: диагностика, профилактика и при необходимости коррекция развития ребенка.

Каждый воспитанник может выбрать занятия по интересам из широкого спектра дополнительного образования, являющегося логическим продолжением основной образовательной программы.

Ученический совет

Для формирования активной гражданской жизненной позиции и социализации личности создана школьная детская организация «Вектор», которая представляет интересы округа ТиНАО в советах города Москвы (Молодежный Совет ТиНАО, ОДС МДОО «Содружество») Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами.

Дошкольная ступень обучения предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него предпосылок универсальных, в том числе творческих, способностей посредством комлексно-тематического, интегративного и системно-деятельностного похода с учетом индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Приоритетные направления развития дошкольника:

- познавательно-речевое;

- социально-личностное;

- художественно-эстетическое;

- физическое.

Данные направления развития дошкольников осуществляются с педагогическим, социально-психологическим и медико-физиологическим сопровождением, используя индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы, учитывающие игровую деятельность как ведущую. Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, обоснованных суждений, установления причинно-следственных связей, выявления существенных признаков, проектной деятельности, тем самым воспитывая в нем навыки самоорганизации собственной деятельности.

На первой ступени обучения сохранятся преемственность приемов, форм и методов обучения с учетом ведущей деятельности и психических новообразований младших школьников.

Основными задачами на первой ступени обучения являются:

- сформировать навык умения учиться и научить учиться на основе положительной мотивации к обучению;

- сформировать общую культуру обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

- использовать в обучении здоровьесберегающие педагогические технологии, обеспечивающие психологическую комфортность обучающихся;

- заложить прочную базовую общеобразовательную подготовку младших школьников на основе формирования универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных);

- создать основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самоорганизацию, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

На второй ступени обучения основными задачами являются:

- формирование осознанного саморазвития учащихся, что позволит выйти к концу 9 класса на формирование у учащихся осознанного самоопределения и к выбору профильной направленности;

- продолжение формирования познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков;

- создать условия для самовыражения учащихся на уроках и внеурочных занятиях в школе;

- продолжать развивать способность самостоятельно ставить цели и определять способы достижения, тем самым добиваясь необходимого результата.

Образование на третьей ступени обучения ориентировано на:

- развитие теоретического мышления, высокого уровня общекультурного планетарного развития;

- создание условий для реализации профильного и личностного самоопределения посредством самостоятельного выбора предметов и видов деятельности, максимального использования различных форм обучения; включая профильную модель обучения; возможность выбора индивидуального плана обучения, а также информационно- коммуникационных, дистанционных форм;

- организацию взаимосвязи с ВУЗами; участие в социально-значимых научно-исследовательских проектах; реализацию и развитие современных компетенций, инициатив старшеклассников.

Особенности образовательной среды.

Образовательная среда комплекса поликультурна и многоязычна – поэтому в учреждении систематически проводятся мероприятия, посвященные особенностям культуры каждой национальности (проекты, уроки, выставки, праздники), благодаря которым воспитанники, учащиеся и родители знакомятся с языком, традициями, обрядами, национальными блюдами, образом жизни всех национальностей живущих на нашей планете. Это позволит учащимся и родителям не только сплотиться в образовательном пространстве, но и с легкостью достигать понимания с представителем любой национальности. Создаются центры Православной и Исламской культур.

Доступность образования достигается благодаря учету возможностей каждого ребенка, под которого формируется образовательное пространство. ГБОУ Школа №2065 - это организация, в которой созданы все условия для гармоничного и всестороннего развития ребенка: - развитие интеллекта: передовые технологии, позволяющие «открывать знания», взаимодействующие со всем мировым пространством; гибкая система построения образовательного маршрута учащегося: открытая коммуникативная среда, большое количество занятий по интересам, кружков, секций, форм взаимодействия с учащимися, педагогами и родителями; система психологического сопровождения детей, родителей, педагогов; полноценное питание; комплексная безопасность образовательного процесса.

Система оценки качества работы

1) Введение системы оценки результатов каждого сотрудника

(критерии, показатели критериев, расчет показателей, форма отчета)

2) Ведение комплексного мониторинга уровня развития детей и учащихся.

3) Ведение системы электронной отчетности о результативности деятельности каждого подразделения (изучение эффективности деятельности и поиск способов повышения эффективности работы).

5) Анализ степени удовлетворенности субъектов образовательной деятельности (детей, учащихся, педагогов, администрации, родителей) и модернизация образовательной среды.

6) Анализ соответствия полученных результатов стратегическим целям.

1.

Алгоритм деятельности:

1. Разработка критериев

2. Подготовка оценочных бланков

3. Самооценка учителя

4. Оценка методического объединения

5. Оценка администрации

6. Определение рейтинга учителя

2. 

Чтобы добиться высоких результатов, необходимо сформировать такую систему мотивации, в которой основной упор необходимо делать на нематериальные стимулы:

  1. Уважение и доверие к педагогам, поощрение инициативы и поиск новых идей.
  2. Рабочая атмосфера и комфортные условия труда, в которой сотрудники быстрее включаются в работу, работают продуктивно и ежечасно ощущают смысл и пользу от своей работы.
  3. Справедливые обоснованные требования к работникам (должностные инструкции, делегирование полномочий, критериальная объективная система оценки деятельности педагога, независимая оценка и т.п.).
  4. Результаты. Признание хорошо выполненной работы, значимость вклада каждого, смысл и содержательность труда – это мотивирует сильнее всего!
  5. Оправданные ожидания, престиж профессии, уверенность в будущем, профессиональный и карьерный рост.
  6. Участие в активной жизни коллектива, благоприятный психологический климат (система КТД, корпоративные мероприятия, пресс-служба (газета, радио, ТВ), доска почета, тренинги личностного и профессионального роста).
  7. Правовая защищенность сотрудников (наличие юриста в учреждении, правовой ликбез и т.п.).

3.

Направления деятельности:

  1. Обеспечение индивидуальных условий развития методических компетенций педагогов (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка, самообразование и т.п.);
  2. Обеспечение методических условий совместной деятельности в развитии профессиональных компетенций (фокус-группы, тьюторство, тренинги, мастер-классы, обмен опытом);
  3. Организация научно-методической и инновационной деятельности (деятельность в режиме стажировочной инновационной площадки, ресурсные центры, сетевое взаимодействие с социальными партнерами, в т.ч. зарубежными и т.п.).

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Система управления образовательной организацией

Ключевыми элементами целевой модели управления ГБОУ Школа  №2065 станут:

- построение управленческой модели на принципах единоначалия и коллегиальности (директор, заместители директора, руководители структурных подразделений);

- децентрализация системы управления с делегированием значительной части полномочий с возложением ответственности по ведению операциональной деятельности (включая соответствующее ресурсное обеспечение) на уровень  структурных подразделений;

- развитие системы государственно-общественного управления (родительские комитеты на уровне подразделений, управляющий совет, временные рабочие группы, комиссии и т.п.);

- система ученического самоуправления;

- создание проектных целевых групп из педагогических работников для совершенствования деятельности комплекса по разным направлениям (система обучения персонала, физкультурно-спортивная работа, сотрудничество учителя и родителей, социальное партнерство, система дополнительного образования, воспитательная система);

- внедрение модели управления по результатам и сосредоточение руководства на решении стратегических задач;

- концентрация ресурсов на ключевых направлениях развития комплекса;

- внедрение системы регулярной внешней экспертизы эффективности структурных подразделений и реализации задач программы развития в целом (с формированием соответствующих экспертных комиссий, включающих внешних экспертов);

- повышение профессиональной компетентности административно-управленческого персонала.

Реализация данной стратегии должна обеспечить ускоренное развитие ключевых направлений деятельности образовательного комплекса, снизить бюрократические барьеры, повысить самостоятельность структурных подразделений и вовлечь в процессы соуправления значительную долю педагогической и родительской общественности, а также обучающихся и жителей.  

Преимущества управления в условиях образовательного комплекса:

- создание единого юридического лица;

- единое финансово-хозяйственное управление;

- формирование единого государственного задания;

-трансляция опыта успешных управленческих команд.

Этапы формирования структуры управления:

-создание рабочей группы;

-обучение управленческой команды;

-разработка индивидуальной схемы;

-внедрение в практику.

Структура управления

Вспомогательные структурные подразделения созданы для оптимизации образовательного процесса внутри ОО.

Центр психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (ЦППСОП).

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  2. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  3. психологическое обеспечение образовательных программ;
  4. развитие  психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  1. - профилактика;
  2. - диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
  3. - консультирование (индивидуальное и групповое);
  4. - развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  5. - коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
  6. Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
  7. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы.

Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средние возрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребёнок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе (Н. И. Гуткина).

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности» школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

- формирование установок на здоровый образ жизни;

  1. - развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
  2. - профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
  3. Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.
  4. На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.
  5. Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например, из-за этнических различий, особенностей внешности и др.
  6. Психолого-педагогическое сопровождение перехода на профильное обучение в старшей школе должно включать в себя организацию всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей выпускников основной школы, их интересов и склонностей.
  7. Необходимо обеспечить внутреннюю дифференциацию обучения в старшей школе. В основу определения профиля должен лечь учебный профиль школьника как субъекта образовательного процесса, его субъектный опыт. Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находятся в соответствии с указанными характеристиками, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а, наоборот, способствует повышению эффективности обучения.
  8. Необходимо шире реализовывать такую зарекомендовавшую себя технологию сопровождения, как «проектирование индивидуальной траектории (маршрута) профессионализации».
  9. Психолого-педагогическое сопровождение профилизации обучения в старшей школе позволит организовать профильное обучение как вид личностно-ориентированного обучения, эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющие раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося.
  10. Вместе с тем профильное обучение должно строиться как подлинно развивающее, где профильность, вариативность образования в старшей школе напрямую связана с вариативностью развития, а индивидуальная траектория профессионализации с индивидуальной траекторией развития.
  11. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
  12. Традиционно данное направление определялось как психологическое просвещение. Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.

Школьный центр качества образования (ШЦКО)

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

        Мониторинг качества образования позволяет выявлять и совершенствовать условия, обеспечивающие качественный образовательный процесс, осуществлять оценку качества образовательных достижений обучающихся. Школьная система оценки качества образования является составной частью Московской системы оценки качества образования.

К основным задачам мониторинга качества образования относятся:

  1. Мониторинг уровня образовательных достижений обучающихся школы для их итоговой аттестации и выбора следующей ступени образования.
  2. Мониторинг качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (внутришкольный уровень, МЦКО, СтатГрад).
  3. Описание, в том числе анализ, результатов образовательной деятельности, позволяющих эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.
  4. Разработка методических рекомендаций для организации и осуществления деятельности педагогических работников по достижению обучающимися нового качества образования.

        Целью деятельности Школьного центра качества образования является формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного повышения качества образования, его доступности и роста эффективности, создания необходимых условий для равного доступа всех участников образовательного процесса к образованию.

Основные направления деятельности Школьного центра качества образования:

  • организация системной работы с одаренными обучающимися и обучающимися с низкой мотивацией к обучению;
  • организация системной работы с педагогическими кадрами по повышению педагогического мастерства;
  • организация внутреннего и внешнего мониторинга контроля качества образования через систему СтатГрад и МЦКО.

Системный мониторинг качества образования (предметная составляющая, деятельностно-коммуникационная составляющая и ценностные ориентации) позволяют выстраивать программу развития каждому обучающемуся (индивидуальную траекторию).

Целенаправленная деятельность по каждому направлению позволит обеспечить допустимый, достаточный, оптимальный уровни результата образования в зависимости от потенциальных возможностей каждому ребёнку – жителю города Московский.

Центр обеспечения комплексной безопасности (ЦОКБ)

Целью Центра является создание условий, направленных на предотвращение реальных и прогнозируемых угроз безопасности ОО, реализацию здоровьесберегающих технологий обучения и функционирования системы образования в режиме обеспечения комфортного психолого-педагогического сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, повышение уровня антитеррористической защищенности, недопущения травматизма обучающихся и сотрудников образовательной организации (ОО).

Задачи Центра:

- реализация требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательной организации, направленных на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных чрезвычайных ситуаций;

- проведение мероприятий, направленных на пропаганду и формирование элементарных навыков здорового образа жизни;

- обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся и учителей за счет создания безопасных и комфортных условий учебы в учреждении;

- организация мероприятий, направленных на выявление социально-психологических проблем среди субъектов педагогического процесса и формирование психологически комфортного климата при функционировании системы образования учреждения.

- внедрение новых технологий и систем обеспечения безопасности;

- развитие мониторинга, прогнозирования и предупреждения существующих угроз.

- развитие нормативной правовой базы в области безопасности.

Центр дополнительного образования детей (ЦДОД)

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

      Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

    Целью дополнительного образования является предоставление

широкого спектра услуг для всестороннего развития и удовлетворения потребностей учащихся, формирования общей культуры школьника и развития мотивации личности к познанию и творчеству.

 Основные задачи:

  • формирование условий для создания единого образовательного пространства;
  • изучение интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании
  • создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности учащихся;
  • создание условий для самоутверждения и самореализации личности,

возможности проявить «себя» растущему человеку и пережить ситуацию успеха;

  • развитие познавательных интересов, творческих способностей и творческой активности;
  • расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей;
  • создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста;
  • личностно-нравственное развитие и профессиональное

самоопределение учащихся;

  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и

адаптации детей к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры школьников;
  • воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и

свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

            Система Центра дополнительного образования детей ГБОУ Школа № 2065  подвижна и выстраивается с учетом вариативности, доступности, востребованности и с учетом ресурсное обеспечение.

     Дополнительное образование в ГБОУ Школа № 2065 реализуются по 9 направлениям:


 

      Перспективой развития дополнительного образования ГБОУ Школа №2065 является:

  • расширение спектра услуг дополнительного образования и  интеграция общего и дополнительного образования, включая услуги для взрослых;
  • развитие маркетинговой деятельности – изучение и формирование социального заказа на образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложений и т.д., что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
  • изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания уделять технологиям интеграции;
  • улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности за счёт реализации платных дополнительных образовательных услуг, добровольных пожертвований, спонсорских средств;
  • организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации дополнительного образования в школе, интеграции общего и дополнительного образования: методические объединения, семинары,  практикумы, мастер-классы и т.д.

Центр управления ресурсами (ЦУР)

Единый центр управления ресурсами создается в рамках образовательного комплекса путем формирования единого организационно-финансового механизма с целью:

- повышения эффективности использования материально-финансовых активов;

- повышения качества материально-технического обеспечения учебного процесса.

Основными  задачами ЦУР являются:

  •  выполнение функций контрактной службы в рамках ФЗ 44;
  •  своевременное единое планирование закупочной деятельности комплекса;
  •  подготовка закупочной документации;
  •  эффективное проведение процедур закупок товаров, работ и услуг;
  •  профессиональное ведение договорной (в т.ч. претензионной, приемочной и гарантийной) работы;
  •  сбор и аналитическая обработка потребностей структурных подразделений;
  •  разработка единой стратегии материально-технического развития комплекса;
  •  стандартизация и унификация закупок;
  •  распределение финансовых и материальных активов по структурным подразделениям;
  •  ведение статистической и отчетной документации в рамках своей компетенции;
  •  обоснование целевых потребностей комплекса и ходатайство о выделении целевого субсидирования.

Централизация функций управления ресурсами в рамках образовательного комплекса позволит решать поставленные задачи на более высоком профессиональном уровне, снимет несвойственные функции со структурных подразделений, сократит число сотрудников, непосредственно занятых в контрактной сфере, обеспечит экономию заработной платы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможные риски

Среди возможных рисков создания образовательного комплекса в городе Московский можно выделить два:

  1. В связи с быстрым ростом населения города, а соответственно и количества учащихся возникает нехватка мест, школа работает в две смены. Данная ситуация может повлиять на сокращение дополнительного образования и как следствие, на предоставление разносторонних услуг населению.

Данная проблема решается со вводом новых зданий образовательного комплекса, так в 2014 году открывается два здания дошкольного отделения и одно здание школьного отделения, а на 2015-2016 год запланирован ввод еще одного корпуса школьного отделения.

Темпы роста количества обучающихся за 4 года

                  

  1. Проблема управления качеством образования — одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя.

Работа в области качества стремится к максимальной открытости по отношению к непосредственным субъектам образовательного процесса (обучающие и обучающиеся) и внешним партнерам образовательного учреждения (родители, работодатели, социальные институты).

Формирование, согласование и утверждение основных компонентов в области качества является одной из важнейших функций администрации образовательного учреждения. Система качества может рассматриваться как инструмент, как средство осуществления политики в области качества.

Формирование работы в области качества тесно связано с процессом стратегического планирования.

При планировании следует учитывать, что качество образования снижается за счет наличия внутренних и внешних дефектов.

Внутренними дефектами можно считать недостатки, возникшие по вине образовательного учреждения из-за несовершенства учебно-воспитательного процесса, неблагоприятного социально-психологического климата, неадекватных методов управления школой. Наиболее типичным примером внутренних дефектов является низкий уровень знаний учащихся по отдельным предметам, отсутствие навыков самостоятельной работы, низкая мотивация к участию во внеурочной деятельности.

Внешние дефекты образования связаны с влиянием окружающей среды на ребенка, слабым взаимодействием школы и социума, отсутствием сотрудничества между семьей и школой. К внешним дефектам относятся общая социально-педагогическая запущенность подростков, отклоняющееся поведение школьников, низкая мотивация к учебной деятельности в целом, невысокий уровень развития социальной компетенции. Именно внешние дефекты являются самой сложной проблемой, которая стоит на пути повышения качества образования в растущем городе, где постоянно идет прирост населения.

Стремление к эффективности образования за счет предупреждения, раннего выявления и быстрого устранения дефектов различных видов является потенциальным источником повышения качества образования.