проекты

Захаренкова Светлана Валерьевна

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ К 75- ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poektetot_den_pobedy.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области

«ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!»

Воспитатели: Семенова Г.А., Захаренкова С.В.

Актуальность проекта: Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранить и приумножить богатство своей родины.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребят с отношения к близким, с восхищения от того, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе.

У каждого народа своя история. Самые значимые события истории передаются из поколения в поколение. Знакомя детей с историей родного края, своей страны, мы передаем и нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и т.д.

Цель проекта: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому и настоящему своей страны.

Задачи:

-познакомить детей с понятиями: Родина, малая Родина, Отечество;

-познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;

-познакомить детей с традициями русского народа по сохранению памяти о героях войны;

-подвести к восприятию художественных произведений о войне;

-воспитывать любовь к Родине, гордость за ее прошлое;

-формировать стремление защищать свою Родину.

Участника проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Вид проекта: творческо-информационный

Срок реализации: долгосрочный

Планируемый результат: 

-ребенок проявляет интерес к событиям Великой Отечественной войны, задает вопросы;

-ребенок включается в процесс восприятия литературных произведений о войне, выражает свое отношение к событиям, героям, объясняет явные мотивы их поступков;

-ребенок эмоционально отзывается на показ иллюстраций с изображением эпизодов войны;

-ребенок может составить небольшой описательный рассказ о посещении им вместе с родителями мемориальных памятников, посвященных героям Великой Отечественной войны, опираясь на фотографии;

-ребенок выражает желание сделать небольшие подарки для ветеранов Великой Отечественной войны, выступить перед ними.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

1.Обсуждение цели и задач с детьми и родителями.

2.Перспективное планирование проекта.

3.Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – практический

Внедрение и воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по ознакомлению дошкольников с событиями Великой Отечественной войны.

III этап – заключительный

1.Оформление результатов работы: «Книга памяти», выставка работ родителей и детей «Открытки ветеранам», коллективная работа детей «Мы помним!».

2.Проведение итогового мероприятия – музыкальный досуг, посвященный 75-летию Победы с участием ветерана.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН                                                                           МЕРОПРИЯТИЙ ,   ПОСВЯЩЕННЫХ ПРАЗДНОВАНИЮ 75-Й ГОДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ      В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Воспитатели: Семенова Г.А., Захаренкова С.В.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СЛОВАРЬ

ТЕМА «НАЧАЛО ВОЙНЫ»

СЕНТЯБРЬ

Беседа «Начало войны».

Прослушивание записи объявления о начале войны диктором Ю. Левитаном.

Рассматривание плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»

Прослушивание песни «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. Лебедева-Кумача) (формирование представлений о масштабах войны, что песня стала своеобразным гимном защиты Отечества).

Родина-мать, командир.

Народная, священная, кровопролитная (война).

Смертный бой, боевой дух.

Нападать, отбиваться, отстреливаться, отступать.

ТЕМА «НАША АРМИЯ РОДНАЯ»

ОКТЯБРЬ

НОД «Кто защищает нашу Родину?»  (формирование представлений об армии, военных профессиях).

Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением солдат, моряков, летчиков, танкистов.

Прослушивание песни «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Художественное чтение З Александрова «Дозор».

Игры с дидактическими игрушками (солдатиками) «Наша армия сильна, охраняет мир она».

Моряк, летчик, танкист, оружие, автомат, пистолет, пуля, строй, марш, пехота.

Заряжать, охранять, маршировать.

Бесстрашный, меткий, решительный.

ТЕМА «ВОЕННАЯ ФОРМА»

НОЯБРЬ

Рассматривание картинок в тематической папке «Военная форма» (форма солдата, моряка, летчика, танкиста и др.)

Составление описательных рассказов на тему «Военная форма».

Ручной труд «Солдатская пилотка» (закрепление знаний об элементах военной формы солдата).

Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель».

Дидактическая игра «Подбери пару» (закрепление умения различать по форме солдата, моряка, летчика, танкиста, пограничника, десантника).

Форма, сапоги, гимнастерка, пилотка, шинель, каска, бескозырка, бушлат, тельняшка, шлем.

Боевое снаряжение.

Беречь, одолеть.

ТЕМА «ВОЕННАЯ ТЕХНИКА»

ДЕКАБРЬ

Беседа «Военная техника» (формирование представлений о военной технике, находящейся на вооружении российской армии).

Раскрашивание картинок с контурными изображениями танков, военных самолетов и кораблей.

Конструирование из конструктора ЛЕГО    «Военная техника» (танк, пушка, корабль, самолет).

Дидактическая игра «Собери картинку» (разрезные картинки с изображением военной техники).

Отгадывание загадок про военную технику.

Танк, самолет, пулемет, пушка, истребитель, миномет, корабль, крейсер.

Военная техника.

ТЕМА «БУДУ ПОГРАНИЧНИКОМ»

ЯНВАРЬ

Беседа «На пограничной заставе» (расширение представлений о военных профессиях).

Художественное чтение В. Коржиков «Вот какой Пахомов!»

Военно-спортивная эстафета «Доставка срочного пакета» (метание в цель, построение по сигналу тревоги, перевязка раненых, переход по бревну, ползание по-пластунски и др.)

Граница, застава, пограничник, вышка.

Пограничный столб, нарушитель границы, собака-следопыт, сигнальная кнопка, контрольно-следовая полоса.

ТЕМА «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

ФЕВРАЛЬ

Художественное чтение  А. Митяев «Почему армия всем родная?»

Прослушивание музыки Г. Свиридова «Военный марш».

Подвижная игра «Перетягушки» (перетягивание каната).

Заучивание и закрепление пословиц о солдатах, военном долге, Родине («Сам погибай, а товарища выручай», «Один в поле не воин», «Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим», «Жить - Родине служить», «Кто оружием умело владеет, тот врага одолеет» и др.)

Аппликация «Парашютисты-десантники».

Служба, офицер, рядовой, героизм, смелость, отвага.

«Горячая точка».

Стойкий, отважный.

ТЕМА «НАШЕ ОТЕЧЕСТВО»

МАРТ

Рассматривание карты, глобуса и нахождение на них России.

НОД «Матушка Россия» (формирование представлений о красоте, просторах и природных богатствах нашей Родины).

Дидактическое упражнение «Закончи фразу» («Нет в мире краше Родины…(нашей), «Береги землю родимую как мать…(любимую), «Для Родины своей ни сил, ни жизни не… (жалей) и др.)

Рисование «С чего начинается Родина?».

Русь, Россия, Отчизна.

Гордиться, оборонять, защищать, охранять.

Большая, богатая, сильная, красивая, дружелюбная.

ТЕМА « ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОЙНЕ»

АПРЕЛЬ

НОД «Начало войны» (формирование представлений о причинах начала войны).

Рассматривание детских книг о Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг., чтение по выбору детей.

Экскурсия в краеведческий музей (с родителями) (воспитание интереса к героической истории страны).

Рисование цветными мелками на асфальте с родителями на тему: «Пусть всегда будет солнце!»

Родина-мать, Гитлер, немцы, фашисты.

Нападать.

ТЕМА « ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

МАЙ

Заучивание стихотворения А. Усачева «Что такое День Победы?».

Изготовление родителями с детьми открыток для ветеранов.

Экскурсия с родителями к памятнику погибшим воинам с возложением цветов.

Патриотическая акция «Помнят правнуки» (запуск в небо воздушных шаров и бумажных голубей).

Патриотическая акция «Мой ветеран» (посещение ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вручение открыток, сделанных родителями с детьми).

Ветеран, возложение, память.

Минута молчания.

Чтить, возлагать, помнить.

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста о Великой

Отечественной войне на тему: «Родина-мать зовет!»

        Ребята, у каждой страны, у каждого народа бывают такие моменты истории, такие времена, когда наступают тяжелые испытания. Чтобы их достойнее пройти, нужно много усилий всех людей и большая вера в то, что любимая родина, Родина-мать, все преодолеет. Такое тяжелое испытание выпало и на долю нашего народа, когда началась великая война. Ее назвали Отечественной, потому что нужно было защищать свое Отечество от врагов. Слово Отечество происходит от слова отец. Когда мы говорим Отечество, то понимаем под этим свою семью, где мы родились и растем, свой дом и свою улицу, свой родной город, свою страну. Враги хотели отнять у нас и саму родину, и вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну?

Ответы детей.

        Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял человек, захотевший отнять у других народов земли, города, села, заводы и фабрики и таким путем сделать свою страну богатой. Он, как злой волшебник, словно заколдовал свой народ и убедил его в том, что для процветания Германии нужно вооружить армию и начать нападение на другие страны. Так началась тяжелая и грозная война, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.

Звучит аудиозапись первого куплета песни «Вставай, страна огромная» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

        Фашисты напали на нас в четыре часа утра, когда люди еще спали, и на мирные селения посыпались бомбы, их стали обстреливать из орудий. Это было очень страшно, все люди пытались бежать, укрыться, но спастись удалось немногим.

        Нападение фашистов стало неожиданным для нашего народа, поэтому врагу поначалу удалось захватить много городов, земель. По всей стране передавались сообщения о начале войны, люди с болью, молча слушали их, и каждый понимал, что закончилась мирная жизнь, и надо много трудиться, чтобы справиться с этой бедой.

Воспитатель ставит на мольберт картинку с изображением эпизода

первых дней начала войны.

        Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображены люди, которые слушают сообщение о начале войны. На переднем плане мы видим женщину с детьми, которая пытается как бы закрыться от тех слов, которые несутся из репродуктора и защитить от них детей. Рядом мы видим испуганного мальчика, который прижимается к бабушке, ища защиты. А вот посмотрите на лица мужчины и женщины, стоящих рядом плечо к плечу. Их лица серьезны и спокойны. Они знают, что нужно делать для защиты своего Отечества.

        В это время на улицах больших городов появился плакат «Родина-мать зовет!» (воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию с изображением плаката «Родина-мать зовет!»). Этот плакат написал грузинский художник Ираклий Тоидзе. Посмотрите, ребята, на нем изображена женщина в ярко-красном платье. Она является олицетворением всех матерей нашей страны, самого дорогого что есть у каждого человека. Защитить мать – значит защищать свою малую и большую Родину. Лицо у женщины на плакате суровое. Жесты ее просты и локоничны:  левая рука отведена назад, где видны штыки винтовок, это призыв встать всем на защиту Родины, правая рука вытянута вперед, в ней листок с военной присягой, это призыв к каждому солдату выполнить свой долг до конца.

        Накануне этого страшного утра, когда началась война, у школьников был выпускной бал, они радовались окончанию школы и строили планы на будущее. Но этим планам не суждено было сбыться, потому что большинство мальчиков ушли на фронт, и многие из них погибли. Девочки работали в госпиталях, но некоторые из них также воевали, чтобы приблизить долгожданную победу. Вот как говорится об этом в стихах поэтессы Юлии Друниной, которая сразу после школы ушла на фронт и воевала до самой победы:

          Нет, это не заслуга, а удача –

          Стать девушке солдатом на войне,

          Когда б сложилась жизнь моя иначе,

          Как в День Победы стыдно было  б мне!...

        Очень горестно было прощаться с родными и близкими, друзьями, которые уходили на фронт. Ведь никто не знал, что ждет впереди, вернется ли дорогой человек? Кто-то плакал, а кто-то скрывал слезы, но все-таки у каждого в сердце жила надежда, что все будет хорошо, что наступит победа и в дом вернется тот, кто покинул его для защиты Родины. Некоторые молодые солдаты, уезжая на войну, не знали, что уже в скором времени станут отцами, и смогли увидеть своих детей только спустя несколько лет, а кому-то и этого не было суждено:

          Приснилось мне, приснилось мне,

          Как будто я на той войне.

          Вдруг вижу – папа молодой,

          Тогда еще не папа мой,

          Такой смешной, такой худой

          И совершенно не седой,

          Среди разрывов и огня

          Идет, не зная про меня.

          Приснилось мне, приснилось мне –

          Я папу видел на войне.

          Идет куда-то в сапогах,

          Не на протезах – на ногах.

                                                         П. Давыдов

        Война длилась долгих четыре года, много пришлось пройти солдатам. Бились они в страшных битвах, отстаивая каждый кусочек родной земли.

          Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

          В серой шинели рядового шел солдат.

          Шел солдат, слуга Отчизны,

          Шел солдат во имя жизни,

          Землю спасая, мир защищая,

          Шел вперед солдат!

        Это слова из песни «Баллада о солдате», ее написали композитор Соловьев-Седой и поэт Матусовский уже после событий Великой Отечественной войны. Послушаем ее, ребята, и попробуем понять,

как это – быть солдатом на войне.

Воспитатель включает аудиозапись с песней, после прослушивания песни обменивается с детьми впечатлениями.

        Спасали герои-воины, ребята, не только свою землю, но и весь мир от

фашистского нашествия. В следующей беседе мы узнаем о великих битвах Отечественной войны, о тех подвигах, которые совершали наши солдаты.

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне на тему: «Великие битвы»

        Ребята, сегодня мы продолжаем беседу о Великой Отечественной войне. Прежде чем рассказать вам о великих сражениях этой войны, я хочу спросить у вас, слышали ли вы такие названия: Брест, Москва, Курск, Сталинград, Берлин?

Дети отвечают, воспитатель комментирует их ответы.

        Вы уже знаете, что когда враг наступал, то наши воины стояли насмерть, защищая свою землю. Первым городом на пути фашистов был небольшой городок  Брест, который стоял на самой границе. Для его защиты была построена крепость, и фашисты рассчитывали сразу ее захватить. На крепость было сброшено много бомб, ее обстреливали пушки, но защитники крепости пытались остановить врага, не пропустить дальше. Уже фронт ушел далеко от этих мест и многие территории были захвачены, а защитники крепости все не сдавались, хотя у них не хватало боеприпасов и подчас не было даже глотка воды. Им приходилось глубокой ночью тайком пробираться к реке, чтобы напиться и промыть раны. Одна из надписей в крепости, оставленная 20 июля, то есть через месяц после начала войны, гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина».

Воспитатель ставит на мольберт картину с изображением защитников Брестской крепости.

        Давайте, ребята, рассмотрим эту картину. На ней мы видим полуразрушенные стены крепости, часть зданий в огне и дыму. На переднем плане изображены бойцы, они ранены, у них перевязаны головы, но они держат в руках оружие и продолжают бой. Рядом с ними – брошенный пулемет, патроны к нему закончились. В бой их ведет командир, на лицах солдат решимость идти до конца, не даром один из бойцов держит в руках знамя, пробитое пулями и тронутое огнем.

        Гитлер не хотел верить, что крепость не сдается, что русские солдаты оказались такими мужественными и смелыми. Он даже ставил их стойкость в пример своим военачальникам. Давайте мы встанем и помолчим, чтобы почтить беспримерную храбрость защитников Бреста.

Минута молчания.

        Главной целью врага была, конечно, Москва, столица нашей Родины. Фашисты считали, что после взятия Москвы дух народа будет сломлен и им легко удастся покорить нашу страну. Поэтому на Москву рвалось множество гитлеровских полчищ, туда были брошены отборные войска. Но опять просчитались фашистские генералы. Они собирались закончить войну еще до осени, даже разработали такой план «Барбаросса», по которому планировалось очень быстро захватить все земли вплоть до Уральских гор. Посмотрите на карту, дети.

Воспитатель показывает на карте, какие территории планировалось захватить.

        Опять их планы сорвались. Наступила зима, и хотя вражеские войска подошли очень близко к Москве, взять ее так и не удалось. Недалеко от Москвы стоит памятник героям-воинам. В народной памяти они остались как 28 героев-панфиловцев, потому что фамилию Панфилов носил командир их дивизии. Они сказали так: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» И не отступили. Благодаря беспримерному мужеству наших воинов враг не смог завоевать нашу столицу, не удалось гитлеровским солдатам пройти по Красной площади победным маршем.

        Битва за Москву подняла дух всего народа, но враг продолжал наступать, теперь он рвался к Волге, великой русской реке. Но на пути стоял Сталинград, город, за которым начинались степи и открывалась дорога к горам Кавказа. Враги решили захватить Сталинград. Его непрестанно бомбили, обстреливали из пушек, проводились танковые атаки, горела сама земля. Бои шли за каждый дом, прямо на улицах города.

        В Волгограде, так теперь называется Сталинград, есть дом, который называется домом Павлова – в честь сержанта Якова Павлова, который всего с четырьмя бойцами на протяжении двух месяцев удерживал здесь позиции, пока не подошло подкрепление. Вот так выглядел этот дом. Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением разрушенного дома. Сейчас дом восстановлен и на его стене висит памятная доска, описывающая подвиг Павлова и его солдат.

        Фашисты не смогли захватить Сталинград. Под Сталинградом огромная армия под командованием фельдмаршала Паулюса была взята в кольцо, попал в плен и сам фельдмаршал. В память о той великой битве на  высокой горе, на Мамаевом кургане, возведен монумент Матери Родине,

создан зал Славы, в котором на каменных плитах записаны имена погибших солдат и горит вечный огонь.

Воспитатель показывает детям изображение монумента Матери Родины и читает стихи.

          Мир солдаты защищали,

          Жизнь они за нас отдали.

          Сохраним в сердцах своих

          Память светлую о них.

Звучит аудиозапись песни «Вечный огонь» композитора А. Филиппенко на слова Д. Чибисовой.

        Говоря о сражениях Отечественной войны, нельзя не вспомнить сражение на Курской дуге. Фашисты долго готовились к нему, они рассчитывали взять наших солдат в кольцо. Сюда были переброшены войска из Франции и Германии, были сосредоточены танковые соединения, стянуты силы авиации. Фашистское командование заботилось о внезапности удара. Однако советское командование раскрыло замыслы гитлеровцев и сумело создать оборону, самую мощную и грандиозную с начала войны.

        Пятьдесят дней продолжалась Курская битва – одна из величайших битв Второй мировой войны. Особенно тяжелые бои велись в районе села Прохоровка. Здесь произошло самое крупное танковое сражение, на поле боя сошлись тысячи танков. На Курской дуге победа досталась русским солдатам.

        Большую роль в победе на Курской дуге сыграл маршал Жуков – очень смелый, мужественный и талантливый полководец. Именно он продумывал все крупные операции войны, в том числе и наступление на Берлин, столицу фашистской Германии. Народ его назвал маршалом победы. Посмотрите на портрет Георгия Александровича.

Дети вместе с воспитателем рассматривают портрет Жукова Г.А.

        В этой войне было много сражений. Ни в окопах Сталинграда, ни в боях на Курской дуге – не было сомнения в том, что победа будет, и верили, что настанет время – и будет взят Берлин. И за этим последует объявление на всю страну, что наступила победа.

        Как пришла к нам победа, о взятии Берлина мы поговорим в другой беседе.

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста о войне на тему: «Дети войны»

        Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От войны больше всего страдают самые маленькие и самые старенькие. Сегодня наша беседа о детях войны. Мы откроем страницы воспоминаний детей военных лет. Не всегда дети, такие вот, как вы сегодня, могли понять, что пришла настоящая беда. Вот воспоминания маленькой девочки о начале войны:

«Мне было немногим более семи лет, когда Молотов объявил по радио о начале войны. Я отлично помню этот день и последние слова выступавшего: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» И как мне помнится, в тот же выходной день, 22 июня взрослые стали заклеивать окна тоненькими полосками наискосок, а мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями. По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случившимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас сказала: «А знаете, что это не просто война, а война Отечественная?». И еще нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбежки, так называемые щели, где днем, когда не было воздушной тревоги, играли и в прятки и в куклы». (Г.П. Стукалова «Мне заказали гроб».)

        Вы знаете, ребята, очень страшно было всем – и взрослым, и детям – когда начались обстрелы. Людям приходилось скрываться в подвалах или специально сделанных бомбоубежищах. Все внимательно прслушивались: не летят ли самолеты, или начинала завывать сирена, и по ее звуку все быстро бежали прятаться. Вот еще одно воспоминание девочки из города Ленинграда: «Все чаще при обстрелах спускались в бомбоубежище – сырой подвал с облупленными стенами. Было скучно сидеть при слабом свете маленькой лампочки. Взрослые размышляли: нужно ли всякий раз туда спускаться? Наступила осень. В тот день на мне было легкое пальтишко и какие-то теплые ботики, по тревоге мы не успели добежать до подвала и остановились под аркой дома, прижавшись к стене. И сразу раздался оглушительный взрыв, я почувствовала, как мимо нас мчится горячий упругий воздух, волокущий за собой мелкий мусор, а затем прилетела и целая дверь, по счастью нас не задевшая. Оказалось, что бомба разрушила соседний дом. Вернувшись домой, мы обнаружили, что окно у нас выворочено вместе с рамой и лежит на середине комнаты. Нашу маленькую семью приютил Михайловский театр, выделивший под

проживание  подвал в хозяйственном дворе с условием, что он будет служить при необходимости одновременно бомбоубежищем. Вселились туда сразу несколько семей, на деревянные скамейки положили листы фанеры, а сверху – постели. (В. Левецкая «Долгий путь из войны».)

        Но, представляете, ребята, были и такие случаи, когда приходилось вопреки страху под бомбами и взрывами добывать себе продовольствие. Вот как рассказывает об этом еще  одна маленькая девочка:

«За Доном подтягивались наши войска. На  улицах рвались мины. Выходить стало опасно. Но, как говорится, голод не тетка – надо было чем-то питаться. Съев в первую неделю все продовольственные резервы, мы отправились на пристань, где, по слухам, стоял разбитый вагон с пшеницей. Вагон разнесло снарядом, и пшеница, смешанная с углем, покрывала железнодорожное полотно. Место простреливалось как немцами, занявшими позиции на правом высоком берегу, так и нашими – с левого берега Дона. Надо было под обстрелом подползти к россыпям пшеницы. Насыпав ее в наволочку пополам с крошевом антрацита, мы долгими вечерами при свете свечи выбирали зернышко за зернышком для кутьи – пшеничной каши. Нам с мамой удалось без потерь проделать эту операцию и просуществовать несколько дней до прихода наших, выбивших немцев на десятый день оккупации». (А. Чижов «Двадцать второе июня сорок первого: неоправданные ожидания».)

        Оккупация – это очень страшное слово, дети. Немецкие войска занимали наши города и села и устанавливали в них свой порядок. Они расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами. Партизаны – это люди, которые скрывались от немцев в лесах, образуя большие отряды, и которые боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали засады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли молодежь в Германию и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли.

        Давайте, ребята, рассмотрим иллюстрацию, на которой изображен эпизод отправки молодежи в Германию. На переднем плане мы видим матерей, которые плачут, прощаясь со своими детьми, понимая, что могут никогда их больше не увидеть. На лицах юношей и девушек испуг и безысходность: они не знают, что ждет их впереди. Убежать не удастся – по обе стороны стоят фашисты, которых художник изобразил как безликую серую массу, в руках у них оружие, рядом – собаки.

        Послушайте воспоминание об этом одной девушки:

«В мае 1942 года немцы собрали молодежь со всей округи, привели в Сланцы и погрузили в эшелон. Когда поезд тронулся, за ним долго бежали

наши мамы, громко рыдая и махая нам руками. Оторванные от своих родных, мы очень горевали. Даже песню сочинили грустную-прегрустную. Были в ней такие слова:

          Раньше ели сладости,

          Сахар и изюм,

          Будем кушать гвоздики

          И шурум-бурум…

Привезли нас в Гамбург и распределили по заводам. Мы, шесть девочек из одной деревни, попали на электромоторный завод Ханса Штиля. Каждой присвоили  рабочий номер и выдали тряпочки со знаком «ost-6», которые велели пришить к одежде. Такой же номер значился на моих нарах в бараке. В 7 утра мы приступали к работе. На станках наматывали на шпульки тонкую проволоку. Вместе с нами работали и немецкие женщины. Они трудились старательно, чему учили и нас. В полдень полагался получасовой перерыв на обед. У нас не было никакой еды и мы просто отдыхали, сложив на коленях руки и стараясь не смотреть на работниц-немок, разворачивающих свои завтраки. Но они всегда делились с нами, хотя сами жили небогато и продукты получали по карточкам. Наверное, если бы не помощь этих женщин, мы бы не выдержали и погибли от недоедания. Кормили нас толь раз в день, после работы. Обычно давали порцию шпината и 200 граммов хлеба-эрзаца. Раз в неделю мы получали кусочек маргарина или ливерной колбасы». («Помню не только плохое», Н.Д. Исакова (Панова), жительница деревни Подкино.)

        Ребята, из этого небольшого рассказа мы с вами узнали о тяжелой судьбе молодых людей, угнанных в Германию на работу. Но также мы узнали и о том, что немецкие женщины проявляли к ним сочувствие и делились едой, которая спасла многих от голодной смерти.

        Во время войны многие семьи потеряли друг друга. Особенно страдали дети без своих родителей, которые или погибли при бомбежке, или потерялись во время эвакуации. Эвакуацией называется вывоз мирных жителей в безопасное место при опасности нападения и захвата данной местности врагом. Детям пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал свой родной дом и своих близких. Взрослые старались отвлечь детей, налаживая их жизнь: проводили занятия и для малышей и для школьников, устраивали праздники.

        Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, конечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше. Вот как пишет об этом один мальчик:

«После окончания учебы детей направляли целыми отрядами на полевые

работы – на прополку и окучивание. Это было самое тяжелое время, особенно в жаркие летние дни. Бывало, пропалываешь грядку, а конца ее не видно, весь обливаешься потом. При этом товарищи тебя подгоняли, если ты отстаешь от «цели». Надо было успевать не только идти в линию, но и обращали внимание на чистоту прополки. Всем хотелось, чтобы после работы воспитатель похвалила не только за быстроту, но и за качество». (Генерал-полковник Евгений Александрович Сосновских «Моя жизнь в детском доме».)

        Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодежь воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребенок или подросток не вызывал подозрения у немцев. Кто-то жил вместе с солдатами, и тогда его называли «сын полка». Вот о таком мальчике даже написана книга писателем Валентином Катаевым. Солдаты заботились о своем питомце как могли, оберегали его от опасности, даже заказывали ему настоящую форму. Этих ребят, конечно, старались отправить в тыл, как правило учиться в какое-нибудь военное училище: Суворовское или Нахимовское. Но связь не терялась, и такой человек навсегда считался сыном полка. А некоторые питомцы по примеру старших бойцов становились героями. Запомните дети: молодой возраст не мешает биться горячему сердцу и совершать подвиги. Они остались в народной памяти, о них написаны песни. Послушаем песню о юном герое, которая называется «Орленок».

Воспитатель включает аудиозапись песни «Орленок» (музыка В. Белого, слова Я. Шведова).

        Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю вырасти такими и тогда Родину никому не победить!

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне на тему: «Подвиг блокадного Ленинграда»

Беседа начинается с прослушивания песни В. Соловьева-Седова на стихи А. Чуркина «Вечерняя ленинградская»

        Ребята, сегодня мы будем говорить о городе, который воспевался в этой песне, - о Ленинграде. Вы уже много знаете о Великой Отечественной войне, о том, как она началась, как воевали наши бойцы, какие испытания выпали на долю детей войны. Но есть еще одна страница в этой повести об Отечественной войне, на которой запечатлен подвиг жителей города Ленинграда. И сегодня я хочу вам рассказать об этих удивительных людях – ленинградцах, мужество и стойкость которых поразили и удивили весь мир.

        Ленинград, так раньше называли Санкт-Петербург, - прекрасный величественный город, который хотели захватить фашисты в первые же недели войны. У них было две главных цели – Москва и Ленинград. Как отстояли Москву вы уже знаете. Но Ленинграду выпала особая судьба, ведь защитникам города пришлось биться за него долгих 900 дней и ночей, а это два с половиной года. Гитлер бросил на город-музей лучшие силы, множество танков и орудий стреляло по Ленинграду, а самолеты, как зловещие вороны, постоянно кружили над городом и сбрасывали бомбы прямо на его чудесные дворцы, проспекты и дома.

Воспитатель показывает фотографии улиц блокадного Ленинграда.

        Хуже всего было то, что враг взял город в кольцо и невозможно было доставить для его жителей ни крошки хлеба. Солдаты, понимая всю бедственность положения жителей Ленинграда, а это в основном были женщины, дети и старики, прикладывали неимоверные усилия, чтобы прорвать вражеские укрепления. Множество храбрых воинов полегло на подступах к Ленинграду, но враг не отступал.

        Это были, ребята, страшные дни и месяцы в холодном и голодном осажденном городе. Встал весь транспорт, на день каждому ленинградцу давали только совсем маленький кусочек хлеба. Представляете? Только тоненький кусочек, и больше ничего! Вот такой!

Воспитатель показывает детям блокадный кусочек хлеба.

Дома не отапливались и не освещались, ленинградцам пришлось раздобыть железные маленькие печки, которые называли буржуйками, и топить их чем можно, иногда даже книгами.

        Конечно, очень многие не выдерживали таких суровых условий и умирали. Дети, оставшиеся без родителей, жили в детских домах. Несмотря на то, что взрослые – воспитатели и нянечки прикладывали все усилия, чтобы обогреть, утешить маленьких сироток, бедные дети все время вспоминали своих мам, тосковали о них. Они даже не хотели играть в игрушки, не хотели слушать музыку – так сильна была их печаль.

        Вот что вспоминает заведующая такого детского дома: «У нас сто детей. Все они как один жались к печке, как птенчики, убирали свои головки в плечики и воротники, спустив рукава халатиков ниже кистей рук, с плачем отвоевывая себе место у печки. Дети часами могли сидеть молча. Больно было видеть детей за столом, когда они ели. Суп они ели в два приема: вначале бульон, а потом все остальное. Кашу и кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали их в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть его после третьего блюда.

        Город не мог уберечь детей от недоедания и истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно. В разгар самой первой страшной зимы исполком Ленсовета и горком организовали для них новогодние елки. Для младших – по месту жительства, для старших – в трех театрах города. Вот программа праздника – «Художественная часть. Встреча с бойцами и командирами. Танцы и игры у елки. Обед»

        Все было выполнено, кроме танцев и игр. На них у истощенных детей не хватило сил. Они не смеялись, не шалили – ждали обеда. Он состоял из дрожжевого супа с кусочком хлеба, котлетки из крупы или из шпротов и киселя. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлеба». (К Фадеев «Дети блокадного Ленинграда».)

        Ребята, мы с вами живем в мирное время и не знаем военных тягот, можем есть столько, сколько захотим, подчас даже не задумываемся о том, какая это огромная ценность – хлеб. Я думаю, что теперь вы будете по-другому смотреть на хлеб, ведь когда-то совсем маленький кусочек спасал чью-то жизнь.

        И все-таки, хотя очень, очень много людей погибло во время блокады, город не сдавался, и несмотря на все усилия, враг так и не вошел в Ленинград, потому что каждый человек, от мала до велика, и солдат, и простой ленинградец, хотели только одного – отстоять Ленинград, победив лютого врага.

«В детской душе горела та же ненависть к фашизму. Маленький ленинградец Женя Терентьев писал 8 августа 1942 года в газете «Смена»: «До войны мы жили хорошо и счастливо. Фашисты помешали нам. Во время артиллерийского обстрела вражеские снаряды разрушили наш дом. Я слышал раздававшиеся из под его обломков стоны моих товарищей и друзей. Когда их раскопали в груде камней и досок, они были уже мертвы. Я ненавижу фашистских гадов! Я хочу мстить им за своих погибших товарищей». (К. Фадеев «Дети блокадного Ленинграда».)

        За Ленинград боролись не только солдаты, вся страна переживала за его жителей, собирала посылки, посылала им бодрящие письма. Этих писем очень-очень ждали, и символом хороших вестей стала ласточка, поэтому ленинградцы весной сорок второго года даже носили на груди жетон – ласточку с письмом в клюве.

Воспитатель показывает детям этот символ.

        Вот как об этом вспоминает в своем стихотворении «Блокадная ласточка» Ольга Берггольц, поэтесса, пережившая блокаду. Свои стихи она читала по радио и вселяла надежду в сердца людей.

          Сквозь года, и радость, и невзгоды

          Вечно будет мне сиять одна

          Та весна сорок второго года,

          В осажденном городе весна.

          Маленькую ласточку из жести

          Я носила на груди сама.

          Это было знаком доброй вести,

         Это означало – «жду письма».

          Этот знак придумала блокада:

          Знали мы, что только самолет,

          Только птица к нам до Ленинграда

           С милой-милой Родины дойдет…

        Но не только самолеты и птицы могли долететь до Ленинграда. Ради спасения людей, когда наступила зима, по льду Ладожского озера, находящегося под Ленинградом, пошли колонны машин с продуктами. Эта дорога называлась Дорогой жизни, потому что по ней шли не только

машины со спасательным грузом, но и машины с детьми и больными, обессилевшими людьми, которых переправляли на Большую землю. Там их принимали в свои дома жители городов и сел, стремясь отдать обездоленным людям все самое лучшее, а главное – сочувствие и тепло своего сердца.

        Вся страна преклонилась перед мужеством ленинградцев, умиравших голодной смертью, но не отдавших свой город врагу.

        Поэт Джамбул так обращался к ленинградцам: «Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!»

        Это мужество прославил композитор Дмитрий Шостакович, написавший в осажденном Ленинграде музыку, в которой звучат и страшная поступь жестокого врага, и гимн, воспевающий подвиг защитников и жителей Ленинграда. Посмотрите на его портрет (воспитатель показывает портрет композитора). Вы знаете, дети, что эта музыка, которая называется «Ленинградская симфония», помогла выстоять городу в те страшные дни. Как, спросите вы?

        Когда была написана симфония, в Филармонии состоялся концерт, в зале зажглась люстра, музыканты, едва стоящие на ногах от слабости, все-таки надели праздничные фраки, и несмотря на то, что жители города голодали, с трудом ходили, они все-таки собрались, чтобы послушать эту музыку. Дирижер взмахнул палочкой, полились звуки, а люди сидели в зале со слезами на глазах. Дирижеру после концерта одна женщина подарила самый дорогой подарок того времени – луковицу. Никто не хотел расходиться, ведь композитор вселил уверенность, что блокаде обязательно придет конец и наступит мирная жизнь.

        Дети, этот концерт прозвучал не только для ленинградцев, он транслировался и на передовой. Его слушали в окопах и наши, и вражеские солдаты. И знаете что произошло? Фашисты были страшно поражены и напуганы, они совсем упали духом. Ведь считалось, что Ленинград доживает последние дни, и вдруг – такая мощная музыка! После концерта начался перелом в обороне Ленинграда, и через несколько месяцев блокада была прорвана.

        Прошли годы. Ленинградцы восстановили свой город, он стал еще краше. Но память о блокаде живет, и каждый год 27 января, в день прорыва блокады, празднуется эта дата. Величают тех, кто пережил те страшные дни, поминают ушедших. За свое мужество Ленинград получил почетное звание «город-герой».

        Дети блокады выросли, им на смену пришли уже новые поколения, но любовь к своему прекрасному, неповторимому городу, который теперь

зовется Санкт-Петербургом – так, как он был назван основателем города, царем Петром первым, - по-прежнему живет в сердцах его жителей.

        В заключение мы послушаем «Гимн великому городу», который написал композитор Р. Глиэр.

Консультация для родителей

 «Расскажем детям о Великой Отечественной войне»

Цель: обогащение представлений детей о Великой Отечественной войне, о героях, тружениках тыла, ветеранах войны, через совместную деятельность родителей и детей в семье.

Задачи:

-познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;

-подвести к восприятию художественных произведений о войне;

-формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, через прочтение художественной литературы о войне;

-воспитывать сознательную любовь к Родине, гордость за ее прошлое.

        История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – день Победы. Семьдесят лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого. Недаром О. Бисмарк говорил: «Даже победоносная война – это зло, которое должно быть предотвращено мудростью народа».

        9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему люди уничтожали друг друга.

        Тема войны очень глубокая и серьезная, особенно для детей 5-6 лет. У этого возраста есть своя специфика: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из-за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. К тому же в век информационных технологий у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность. Поэтому следует уделить особое внимание

эмоциональному восприятию детьми темы войны – борьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать, надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты. Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в детский образовательных учреждениях осуществляется целенаправленная работа, а именно проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность, совместные походы в музей. Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому, данная работа предполагает активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри детского сада, но и ознакомление детей с темой Великой Отечественной войны в семье.

Формы работы по изучению данной темы родителей со своими детьми:

-чтение литературы, беседы и просмотр телепередач на военную тематику;

-словесно-дидактические игры;

-заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, песен на военную тему;

-участие в выставках совместного семейного творчества;

-посещение военных музеев, ознакомление с памятниками, экскурсии на памятные исторические места (если имеется такая возможность).

        Особое внимание родителей хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину.

        Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

        Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.

        Прежде чем знакомить дошкольников с произведениями о войне,

необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы:

-дать небольшие сведения из истории;

-рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;

-говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

        Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и на раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.

Список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:

-С.П.Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны». Книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы;

-Е.Благинина «Шинель» - о детстве лишенном радостей по чьей-то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть;

-А.Барто «Звенигород» - о военном детстве в тылу;

-С.М.Георгиевская «Галина мама». Эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести;

-Ю.П.Герман «Вот как это было». Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания;

-В.Ю.Драгунский «Арбузный переулок» (в кн. «Денискины рассказы»). Отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве;

-А.М.Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов»;

-В.А.Осеева «Андрейка». Рассказ о семилетнем Андрейке, помогающем матери в тяжелые военные годы и старающемся заменить ушедшего на фронт старшего брата;

-К.Г.Паустовский «Стальное колечко». Сказка о девочке и волшебном

колечке, которое подарил ей боец;

-И.Токмакова «Сосны шумят» - о том, как война долгие годы не отпускает человека;

-А.Шишов «Лесеая девочка». Из книжки ребята узнают о судьбе маленькой девочки Тани, внучки старого партизана, в годы Великой Отечественной войны;

-Ю.Яковлев «Как Сережа на войну ходил». Пронзительная сказка о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка… погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость;

-С.Михалков «День Победы».

Конечно, это не все произведения, которые можно прочитать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.

          Пусть мир украсит добротой

          И расцветут улыбкой лица,

          А слово «страшное» война

          Пусть никогда не повторится!

          Пусть солнце светит над землей,

         Любовь шагает по планете.

          И в каждой пусть семье большой

          С любимой мамой будут дети!

                                              (М.В.Сидорова)