Мои публикации
Предварительный просмотр:
УДК 371
О.П.Соколкина
Нижневартовск, МБОУ «Средняя школа №10»
А.В.Соколкин, к.ф-м.н.
Нижневартовск
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
Аннотация. Переход российской экономики на инновационный путь развития требует, в том числе, повышения эффективности деятельности и совершенствования системы управления образовательных учреждений. Внедрение технологий бережливого производства в образовательный процесс образовательных организаций дополнительно будет способствовать воспитанию граждан, адаптированных к культуре бережливого производства.
Ключевые слова: бережливое производство, бережливый регион, бережливая школа, ценность, полезность, потери, образовательная организация, образовательный процесс, культура бережливого производства.
Концепция «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре [3] определила приоритеты повышения эффективности деятельности организаций государственного и частного сектора и совершенствования системы управления через внедрение технологий бережливого производства в деятельность всех участников общественных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития будущее Югры также неразрывно связано с экономикой знаний и новыми управленческими технологиями. Из многочисленных публикаций известно, что методы и инструменты бережливого производства были разработаны, в основном, с целью применения в производственных процессах, но всё чаще их применяют организации, оказывающие различные услуги. Рассматривая образовательный процесс через призму принципов бережливого производства, можно создать новую инновационную систему организации школьной жизни, используя уже накопленный за много десятилетий опыт создания таких систем в разных странах и различных отраслях, что и будет соответствовать современным требованиям.
Переход на принципы бережливого производства – это не простой и быстрый путь. Если первой этот путь прошла Toyota, которой понадобилось около 30 лет [1], то сейчас это можно будет сделать уже значительно быстрее. Бережливое производство [2] - это концепция бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь. Исходя из определения видно, что переход на принципы бережливого производства предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Образовательным учреждениям также потребуется определенный период адаптации для такого перехода. Он связан, прежде всего, с необходимостью:
- доведения до персонала сущности, философии, принципов бережливого производства;
- понимания, какие инструменты и методы бережливого производства, в какой последовательности нужно внедрять и применять, чтобы это не превратилось в дополнительные потери;
- моделирования инновационного образовательного процесса;
- формирования культуры бережливого производства (образа мышления, стиля повседневной жизни).
Из многообразия применяемых средств бережливого производства для оптимизации и совершенствования образовательного процесса в рамках школьного обучения наиболее актуальными видятся следующие:
- выявление и устранение потерь в обучении;
- вовлечение персонала;
- организация непрерывного потока обучения;
- организация вытягивающего обучения;
- стандартизация образовательного процесса;
- организация рабочего (учебного) места (класса) - метод 5S;
- визуализация образовательного процесса;
- непрерывное улучшение (кайдзен).
Главными ценностями, на создание которых ориентирован весь образовательный процесс в образовательных учреждениях основного общего образования, являются обучающиеся (ученики), у которых к выпуску из школы должна быть сформирована полезность для общества в виде знаний и умений в объёме требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [4]. Бережливое производство не входит сейчас в основную образовательную программу основного общего образования, поэтому не подлежит итоговой оценке. Тем не менее, применение в образовательных учреждениях основного общего образования подходов и понятий философии бережливого производства, несомненно, отразится и на школьной жизни учеников. Инструменты бережливого производства станут дополнительным воспитательным средством, способствующим градиенту ценностной ориентации обучающегося в направлении мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. У обучающихся, находящихся в школе в атмосфере бережливого производства, будет постепенно происходить приобщение к культуре бережливого производства. В них будет формироваться образ мышления и стиль повседневной жизни. Находясь в условиях «бережливой школы», ощущая себя в них комфортно и безопасно, бучащиеся смогут легко принять их и следовать понятным принципам бережливого производства в обычной жизни. При переходе выпускника школы в профессиональное образовательное учреждение и/или предприятие общество получит уже в определённой степени адаптированную к принципам бережливого производства личность.
Внедрение технологий бережливого производства в деятельность образовательных организаций основного общего образования направлено не только на повышение эффективности деятельности и системы управления школой, но и будет способствовать воспитанию граждан, адаптированных к культуре бережливого производства. Школьная жизнь учеников в условиях «бережливой школы» станет естественным процессом формирования личности и ценностной ориентации, соответствующей современным требованиям перехода к новому типу производства - бережливому. И тогда через некоторое время будет уже подрастать новое поколение, которое, возможно, будет иметь дополнительные ассоциативные связи при ответе на вопрос: «С чего начинается Родина?».
Литература:
- Вумек Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании; Пер. с англ. / Д.П. Вумек; Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 470 с.
- ГОСТ Р 56020– 2014. Бережливое производство. Основные положения и словарь. М., 2014. 37с.
- О Концепции «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 августа 2016 года № 455-рп [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.admhmao.ru/dokumenty/proekty-pravitelstva/documents.php?sid=58362&bid=740&eid=527149&sphrase_id=142577 (дата обращения: 15.03.2017).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.–М.: Просвещение, 2011.–48с.–(Стандарты второго поколения).–ISBN 978-5-09-023273-9.
https://elibrary.ru/item.asp?id=30423399 ссылка на размещение в РИНЦ