Обучение чтению
Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0c713da3acefd124caf644d674ff64c1.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению.
Прежде, чем начать читать, ребенок должен научиться проводить звуковой анализ слов, т.е. уметь назвать звуки, из которых состоит слово. Ребенок 6-7 лет уже не вслушивается в звуки произносимых им слов, не манипулирует словами, как он это делал 4 года. Потому что вслушивается не в звуки, а представляет себе буквы, которыми записано слово. А 5-летний слышит все по-другому. Поэтому надо воспользоваться этой речевой одаренностью 4-5 летнего ребенка и научить его грамоте, закладывающей фундамент условия курса фонетики, морфологии русского языка.
Начинать необходимо с игры, переключающей внимание детей со смысловой стороны слова на звуковую.
I этап - определение звука.
Какую песенку поет комар? 3 - з - з - з. Давай послушаем песенку комара в других словах: « з - з –
зима ». А в слове «корова» есть песенка комара? Нет.
II этап - назвать звуки слова в той последовательности, в которой они в этом слове находятся.
Это и есть основа грамотного письма.
III этап - изображения слова в виде схемы.
Вверху картинка, внизу клеточки, например, слово «Дом». Сколько клеточек? Значит, столько звуков?
Звуки называются последовательно и закрываются фишками. Необходимо иметь несколько карточек для
анализа трех звуковых слов: мак, дом, кот, кит, жук,
лук, лес, рак.
На каждом занятии нужно разбить не больше 2 слов. Но анализировать эти слова надо несколько раз разными способами: сначала просто разбирать слова, затем фишки убрать со схемы по указанию взрослого в соответствии с называемыми звуками. Можно назвать звуки последовательно. Такого рода задания побуждают детей к повторному обследованию звукового состава слова по схеме. При проведении звукового анализа слов полезно включать задания, развивающие у детей мысленные операции - сравнение, сопоставление, анализ.
Найдите одинаковые звуки и слова «дом», «мак», разные звуки в словах «дом», «дым».
4 этап - различение гласных и согласных
Обратить внимание ребенка на то, что при произнесение согласных нам всегда что-то мешает: губы или язык, теперь установлена разница между гласными и согласными звуками.
Согласные звуки произносятся то мягко, то твердо. Мягкие согласные обозначаются зелеными фишками,
твердые - синими. Например, слово «Нина». Какие гласные? Какие согласные? Похожи здесь звуки или нет?
С этого занятия все гласные надо начинать обозначать красным цветом. С начала необходимо использовать слова без стечения согласных и гласных звуков: луна, рыба, лиса, сани, гуси и т. д. Затем задание усложняется: сахар, волк, куст, аист, паук и т.д. Если ребенок свободно проводит звуковой анализ 4-5звуковых слов, схемы можно убрать. Фишки выкладывать в этом случае прямо на столе, проводить все необходимо в игровой форме. Только после, того как ребенок хорошо начал ориентироваться в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить его с буквами.
Вот теперь можно начинать читать.