Главные вкладки
Методическая страничка
Методическая страничка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Родничок»
Конспект беседы
«Маленькие друзья человека»
(старшая группа)
Воспитатель: Климова Наталья Борисовна
2023 год
Конспект беседы по экологии в старшей группе «Маленькие друзья человека»
Цель: Уточнить представление детей о внешнем виде, образе жизни, значении в природе муравьев, бабочек, жуков, дождевых червей,жаб, лягушек, пауков; о сложных взаимосвязях растительного и животного мира: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях.
Воспитывать желание охранять маленьких полезных животных.
Предварительная работа: С каждым животным воспитатель знакомит детей вновь или расширяет знания путем наблюдений на прогулках (рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и сказок: Б. Заходер «Серая звездочка», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Ю. Аракчеев «Сидел в траве кузнечик», С. Воловник «Наши знакомые незнакомцы»)
Материал:Картинки с изображением животных, конверт, письмо, плакат «Муравей-санитар леса»
Ход беседы: Воспитатель вносит конверт, читает адрес, дети узнают, что письмо от Незнайки.
Воспитатель читает:
«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилось необычное происшествие, а почему - я не знаю и никто не может мне объяснить. Может быть, вы поможете. Расскажу все по порядку. Я очень люблю ходить в лес, на луг. Люблю любоваться красивыми цветами, дышать свежим воздухом. Все бы хорошо, да живут в лесу всякие букашки, комары, муравьи. И летают, и ползают, и жужжат над ухом.Пользы от них никакой - только вред. Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Такие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают и летают. Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются. А червяки? Живут под землей; где хвост у них, где голова - непонятно. Наверное, корни у деревьев поедают! Пришел я в лес и громко закричал: «Уходите все из леса, видеть вас не хочу!» Они и ушли. Обрадовался я. Хорошо в лесу. Никто не жужжит, не прыгает, не летает и не бегает. Вот только листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежались. Почему все это случилось? Помогите мне разобраться! Ваш Незнайка».
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке.
(Вывешивает полотно с картинками: муравей, стрекоза, бабочка, паук, божья коровка, лягушка, жаба, дождевой червь).
Воспитатель: Как вы думаете, почему лес опустел?
Дети: Животные и насекомые обиделись на Незнайку и ушли.
Воспитатель: На что же они обиделись?
Дети: Незнайка сказал, что они бесполезные и даже вредные.
Воспитатель: Расскажите в чем их польза. Я загадаю две загадки. О каком насекомом быстрее отгадаете, с того и начнем рассказ:
1. Удивительно силен,
Не смотри, что мал:
Ведь в лесу с друзьями он
Гору натаскал. (Муравей)
2. Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь и улетел!(Бабочка)
Воспитатель: Как называется гора, которую натаскали муравьи? (Ответы детей)
Из чего муравьи строят муравейник? (Ответы детей)
Чем питаются муравьи? (Ответы детей)
Почему их называют «санитарами леса»?
Дети: Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника
хвойные иголки, мелкие веточки, кусочки коры, остатки растений; муравьи
поедают гусениц, различных жуков, которые точат деревья; муравьи разносят
семена лесных растений, рыхлят почву.
Воспитатель: Почему лесу стало плохо без муравьев? Как могут люди позаботиться о муравьях? Что вы посоветуете Незнайке? ( Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас давайте поговорим о бабочках. Почему лесу стало плохо без бабочек?
Дети: Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов.
Воспитатель: Чем питаются бабочки? Как они переносят пыльцу с цветка на цветок?
В чем еще польза бабочек? Как можно о них позаботиться?(Ответы детей)
Воспитатель: Послушайте еще загадку.
Мой хвост не отличить от головы,
Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)
Где живут дождевые черви? Чем питаются? Какую пользу приносят?
Дети: Рыхлят землю, затаскивают в свои норки-ходы травинки и тем делают е
питательной для растений.
Воспитатель: А как червяк передвигается в земле?
Дети: Он сначала вытягивается, а потом становится меньше, а затем опять
вытягивается - так и передвигается.
Воспитатель: Когда дождевым червям нужна помощь от людей? Как мы помогаем червям?
Что вы расскажете Незнайке о червях? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, Незнайка прогнал жаб, лягушек. В чем их польза, почему лесу стало плохо без них?
Дети: Лягушки и жабы поедают комаров, слизней, гусениц, не дают им размножаться.
Воспитатель: Прав ли Незнайка, когда сказал, что жабы и лягушки противные?
Почему жабы серого, бурого цвета?
Дети: Защитная окраска
Воспитатель: Как жабы и лягушки могут защититься от своих врагов?
Дети:Прятаться, затаиваться
Воспитатель: Как ребята должны заботиться о жабах и лягушках? (Ответы детей)
Воспитатель:Расскажите о пользе божьих коровок, пауков, жуков, стрекоз?
Вы все хорошо рассказали о пользе насекомых и животных, которых
Незнайка прогнал из леса. Они все маленькие, но польза от них большая.
Как можно их всех назвать?
Дети: Маленькие помощники, маленькие друзья. Лес не может прожить без них.
Воспитатель: Ребята, какой совет мы дадим Незнайке?
Дети: Помириться с насекомыми, извиниться, попросить их вернуться в лес,
прочитать об их пользе в книгах, бережно относиться, помогать в трудное время.
Итог беседы
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Климова Наталья Борисовна,
воспитатель
МБДОУ д/с №7 «Родничок»
Вачский муниципальный округ
Нижегородская область
Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. Важным положением ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Великий русский педагог К. Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – «одному из могущественных агентов в воспитании человека».
Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов, которые должны быть направлены не на передачу готовых знаний, а на то, чтобы поставить ребенка в условия выбора.
В нашем детском саду экологическое воспитание считается приоритетным. Многолетний опыт по воспитанию экологической культуры привёл нас к глубокому убеждению, что наиболее целесообразной моделью формирования экологического сознания дошкольников является проектный метод, так как он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Совместно с детьми и родителями мы выявляем проблему и планируем деятельность по этапам проекта. Таким образом, с детьми старшей группы нами был реализован долгосрочный исследовательский проект «Природа родного края глазами детей и родителей».
Цель проекта: формирование бережного отношения к природе родного края.
Задачи:
- Расширять представления детей о многообразии родной природы.
- Формировать умение понимать и ценить красоту природы родного края.
- Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
Мероприятия проекта коснулись всех образовательных областей.
«Познавательное и речевое развитие»
Беседы: «Целебное лукошко», «Животные нашего края», «Птицы нашего края», «Не торопись сорвать, подумай», «Беседа о климатических условиях области».
Составление экосказки о деревне.
Викторина: «Что я сделал для родной деревни» (чистота, уют).
Экскурсии: «Зима в деревне», «Сергеево в осеннем уборе», «Водоёмы и родники», «Кого мы встретили в лесу», «Знакомство с лекарственными растениями», «Откуда хлеб пришёл» , «Загадки хвойного леса», «Люблю берёзку русскую» .
Исследования в уголке природы: «Огород круглый год»
«Социально – коммуникативное развитие»
Акции: «Покормите птиц зимой», «Не губите ёлочки в лесу!», «Скажим да раздельному сбору мусора».
Экологический праздник: «Здравствуйте, пернатые друзья!»
Участие в очистке от мусора участка около детского сада.
Посадка деревьев и разбивка клумб на участке детского сада.
Мероприятия по охране окружающей среды.
Создание снежных построек на участке детского сада
«Художественно – эстетическое развитие»
Экологические музыкальные праздники
Изготовление фотоальбома: «Растения земли Нижегородской»
Конкурсы рисунков: «Природа родной деревни», «Правила поведения в природе», «Мой домашний любимец», «Лекарственные растения».
Оформление альбомов: «Дикие животные», «Разнообразие растительного мира», «Моя деревня в разное время года».
Презентации: «Природа родного края», «Лекарственные растения», «Перелётные и зимующие птицы».
«Физическое развитие»
Дыхательная гимнастика: «Листья шуршат», «Одуванчик», «Радуга, обними меня»
Подвижные игры: «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз» «Скворечники», «Весёлые зайчата», «Кузнечики»
Эстафеты: «Сбор картофеля», «Бегущие ручейки»
«Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами»
Природоохранные акции: «Собирая - охраняй», «Не рубите елочку зеленую»,
«Изготовление скворечников».
Бюллетень: «Береги зеленого друга»
Выставка работ из природного материала: «Творим вместе»
Фотовыставка: «Природа родного края», «Во саду ли, в огороде».
Завершением любого проекта является конкретное дело. В нашем случае – это альбом с рисунками, аппликациями из природного материала, фотографиями – панорамой добрых дел. Отдельно хотелось бы отметить заинтересованность родителей, принимавших активное участие в мероприятиях проекта.
Обобщая вышесказанное, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что использование проектной деятельности, как формы активности, направленной на достижение социально значимой цели, формирует у ребенка критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению различных социальных ролей.