Методическая страничка

Климова Наталья Борисовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 7 «Родничок»

Конспект беседы

«Маленькие друзья человека»

(старшая группа)

Picture background

Воспитатель: Климова Наталья Борисовна

2023 год

Конспект беседы по экологии в старшей группе «Маленькие друзья человека»

Цель: Уточнить представление детей о внешнем виде, образе жизни, значении в природе муравьев, бабочек, жуков, дождевых червей,жаб, лягушек, пауков; о сложных взаимосвязях растительного и животного мира: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях.

Воспитывать желание охранять маленьких полезных животных.

Предварительная работа: С каждым животным воспитатель знакомит детей вновь или расширяет знания путем наблюдений на прогулках (рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и сказок: Б. Заходер «Серая звездочка», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», Ю. Аракчеев «Сидел в траве кузнечик», С. Воловник «Наши знакомые незнакомцы»)

Материал:Картинки с изображением животных, конверт, письмо, плакат «Муравей-санитар леса» 

Ход беседы: Воспитатель вносит конверт, читает адрес, дети узнают, что письмо от Незнайки.

Воспитатель читает:

«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилось необычное происшествие, а почему - я не знаю и никто не может мне объяснить. Может быть, вы поможете. Расскажу все по порядку. Я очень люблю ходить в лес, на луг. Люблю любоваться красивыми цветами, дышать свежим воздухом. Все бы хорошо, да живут в лесу всякие букашки, комары, муравьи. И летают, и ползают, и жужжат над ухом.Пользы от них никакой - только вред. Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Такие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают и летают. Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются. А червяки? Живут под землей; где хвост у них, где голова - непонятно. Наверное, корни у деревьев поедают! Пришел я в лес и громко закричал: «Уходите все из леса, видеть вас не хочу!» Они и ушли. Обрадовался я. Хорошо в лесу. Никто не жужжит, не прыгает, не летает и не бегает. Вот только листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежались. Почему все это случилось? Помогите мне разобраться!  Ваш Незнайка».

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке.

(Вывешивает полотно с картинками: муравей, стрекоза, бабочка, паук, божья коровка, лягушка, жаба, дождевой червь).

Воспитатель: Как вы думаете, почему лес опустел?

Дети: Животные и насекомые  обиделись на Незнайку и ушли.

Воспитатель: На что же они обиделись?

Дети: Незнайка сказал, что они бесполезные и даже вредные.

Воспитатель: Расскажите в чем их польза. Я загадаю две загадки. О каком насекомом быстрее отгадаете, с того и начнем рассказ:

1. Удивительно силен,

Не смотри, что мал:

Ведь в лесу с друзьями он

Гору натаскал. (Муравей)

2. Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился ввысь и улетел!(Бабочка)

Воспитатель: Как называется гора, которую натаскали муравьи? (Ответы детей)

Из чего муравьи строят муравейник? (Ответы детей)

Чем питаются муравьи? (Ответы детей)

Почему их называют «санитарами леса»?

Дети: Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника

хвойные иголки, мелкие веточки, кусочки коры, остатки растений; муравьи

поедают гусениц, различных жуков, которые точат деревья; муравьи разносят

семена лесных растений, рыхлят почву.

Воспитатель: Почему лесу стало плохо без муравьев? Как могут люди позаботиться о муравьях? Что вы посоветуете Незнайке? ( Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас давайте поговорим о бабочках. Почему лесу стало плохо без бабочек?

Дети: Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов.

Воспитатель: Чем питаются бабочки? Как они переносят пыльцу с цветка на цветок?

В чем еще польза бабочек? Как можно о них позаботиться?(Ответы детей)

Воспитатель: Послушайте еще загадку.

Мой хвост не отличить от головы,

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

Где живут дождевые черви? Чем питаются? Какую пользу приносят?

Дети: Рыхлят землю, затаскивают в свои норки-ходы травинки и тем делают е

питательной для растений.

Воспитатель: А как червяк передвигается в земле?

Дети: Он сначала вытягивается, а потом становится меньше, а затем опять

вытягивается - так и передвигается.

Воспитатель: Когда дождевым червям нужна помощь от людей? Как мы помогаем червям?

Что вы расскажете Незнайке о червях? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, Незнайка прогнал жаб, лягушек. В чем их польза, почему лесу стало плохо без них?

Дети: Лягушки и жабы поедают комаров, слизней, гусениц, не дают им размножаться.

Воспитатель: Прав ли Незнайка, когда сказал, что жабы и лягушки противные?

Почему жабы серого, бурого цвета?

Дети: Защитная окраска

Воспитатель: Как жабы и лягушки могут защититься от своих врагов?

Дети:Прятаться, затаиваться

Воспитатель: Как ребята должны заботиться о жабах и лягушках? (Ответы детей)

Воспитатель:Расскажите о пользе божьих коровок, пауков, жуков, стрекоз?

Вы все хорошо рассказали о пользе насекомых и животных, которых

Незнайка прогнал из леса. Они все маленькие, но польза от них большая.

Как можно их всех назвать?

Дети: Маленькие помощники, маленькие друзья. Лес не может прожить без них.

Воспитатель: Ребята, какой совет мы дадим Незнайке?

Дети: Помириться с насекомыми, извиниться, попросить их вернуться в лес,

прочитать об их пользе в книгах, бережно относиться, помогать в трудное время.

Итог беседы



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Климова Наталья Борисовна,

воспитатель

МБДОУ д/с №7 «Родничок»

Вачский муниципальный округ

Нижегородская область

Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса; оно способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом.  Важным положением ФГОС ДО является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Великий русский педагог  К. Д. Ушинский уделял большое внимание воспитательному влиянию природы на души детей. В деле воспитания дошкольников педагог отводил ведущее место именно природе – «одному из могущественных агентов в воспитании человека».

            Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога инновационных методов, которые должны быть направлены не на передачу готовых знаний, а на то, чтобы поставить ребенка в условия  выбора.

          В нашем детском саду экологическое воспитание считается приоритетным. Многолетний опыт по воспитанию экологической культуры привёл нас к глубокому убеждению, что наиболее целесообразной  моделью формирования экологического сознания дошкольников является проектный метод, так как он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.  Совместно с детьми и родителями мы выявляем проблему и планируем деятельность по этапам проекта. Таким образом, с детьми старшей группы нами был реализован долгосрочный исследовательский проект «Природа родного края глазами детей и родителей». 

Цель проекта: формирование бережного отношения к природе родного края.

Задачи:

  • Расширять представления детей о многообразии родной природы.
  • Формировать умение понимать и ценить красоту природы родного края.
  • Продолжать знакомить  с правилами поведения в природе.

Мероприятия проекта коснулись всех образовательных областей.

«Познавательное и речевое развитие»

Беседы: «Целебное лукошко», «Животные нашего края», «Птицы нашего края»,  «Не торопись сорвать, подумай»,  «Беседа о климатических условиях области».

Составление экосказки о  деревне.

Викторина: «Что я сделал для родной деревни» (чистота, уют).

Экскурсии: «Зима в деревне», «Сергеево в осеннем уборе», «Водоёмы и родники», «Кого мы встретили в лесу», «Знакомство с лекарственными растениями», «Откуда хлеб пришёл» ,  «Загадки хвойного леса», «Люблю берёзку русскую» .

 Исследования в уголке природы: «Огород круглый год»

«Социально – коммуникативное развитие»

Акции:  «Покормите птиц зимой», «Не губите ёлочки в лесу!», «Скажим да раздельному сбору мусора».

Экологический праздник:  «Здравствуйте, пернатые друзья!»

Участие в очистке от мусора участка около детского сада.

Посадка деревьев и разбивка клумб на участке детского сада.

Мероприятия по охране окружающей среды. 

Создание снежных построек на участке детского сада

«Художественно – эстетическое развитие»

Экологические музыкальные  праздники

Изготовление фотоальбома: «Растения земли Нижегородской»

Конкурсы рисунков: «Природа родной деревни», «Правила поведения в природе», «Мой домашний любимец», «Лекарственные растения».

Оформление альбомов: «Дикие животные», «Разнообразие растительного мира», «Моя деревня в разное время года».

Презентации: «Природа родного края», «Лекарственные растения», «Перелётные и зимующие птицы».

 «Физическое развитие»

Дыхательная гимнастика: «Листья шуршат», «Одуванчик», «Радуга, обними меня»                

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз»                  «Скворечники», «Весёлые зайчата»,  «Кузнечики»                           

 Эстафеты: «Сбор картофеля», «Бегущие ручейки»

«Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами»

Природоохранные  акции: «Собирая - охраняй», «Не рубите елочку зеленую»,

«Изготовление скворечников».
Бюллетень:
«Береги зеленого друга»

Выставка работ из природного материала: «Творим вместе»

Фотовыставка:  «Природа родного края», «Во саду ли, в огороде».

            Завершением любого проекта является конкретное дело. В нашем случае – это альбом с рисунками, аппликациями из природного материала, фотографиями – панорамой добрых дел. Отдельно хотелось бы отметить заинтересованность родителей, принимавших активное участие в мероприятиях проекта.

            Обобщая вышесказанное, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что использование проектной деятельности, как формы активности, направленной на достижение социально значимой цели, формирует у ребенка критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению различных социальных ролей.