Инновационная экспериментальная деятельность
Педагогическая инновация – это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения объектов образования. В современной школе вводиться новый и действительно необходимый курс «Финансовая грамотность». Сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности необходимо изучать в школе. Цель финансового просвещения школьников - доставка понятной качественной информации «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы и методы организации учебной деятельности, учащихся по финансовой грамотности.
В ходе организации учебной деятельности учащихся использую следующие формы занятий:
• Лекция-беседа. Такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности используется с применением педагогического метода проблематизации. Сама лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах:
– просмотр документальных и художественных фильмов;
– просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
– рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
– встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими. Лекции как форма занятий занимают примерно 10– 15% всего учебного времени.
• Практикум. Данная форма занятий является ведущей для учащихся 9 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы;
назначение:
– отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.
Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах:
– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
– поиск и анализ правовых документов по теме;
– разработка индивидуальных или групповых проектов;
– проведение мини-исследований;
– поиск информации для написания эссе;
– составление и решение финансовых кроссвордов.
• Игра. Наряду с практикумом является ведущей формой занятий, так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретные финансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.
Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры:
• «Управляем денежными средствами семьи»
• «Увеличим семейные доходы с использованием финансовых услуг»
• «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование»
• «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!»
• «Внимание! Финансовые риски!»
• «Планируем свой бизнес»
• «Валюты и страны»
• «Налоги и семейный бюджет»
• «Моя будущая пенсия»
*Семинар. Данная форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности.
Структура семинара:
1. Определение цели семинара
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)
3. Представление результатов обсуждения группами
4. Общее обсуждение
В ходе обучения могут быть проведены семинары по темам:
1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных) денег?
2. Чем сегодня обеспечены деньги?
3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?
4. Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?
5. Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?
6. Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.?
7. Какие способы само занятости сегодня существуют в России (в вашем городе, деревне, посёлке)?
8. Какие способы заработка существуют для школьников в летние каникулы?
9. Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем?
10. Можно ли всегда жить в долг или нужно иметь сбережения?
11. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?
12. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление, покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?
13. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем городе, селе, посёлке)?
14. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций?
15. В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков для увеличения семейных доходов?
16. Как выбрать наиболее надежный паевой инвестиционный фонд?
17. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?
18. Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей?
19. Достаточно ли государство помогает молодым семьям при рождении ребенка?
20. Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?
21. Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе?
22. Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе?
23. Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов?
24. Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье?
25. Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на страхование, чем россияне?
26. Нужно ли в современной экономической ситуации защищать свои сбережения от инфляции?
27. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах?
28. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?
29. Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире?
30. Следует ли всё время жить в долг, пользуясь кредитной картой?
31. Чем полезны банковские карты в современной жизни?
32. О чем сегодня нам говорят курсы евро и доллара?
33. В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства?
34. Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать на разнице курсов?
35. Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают свои реальные доходы и не платят налоги?
36. Насколько справедливым является подоходный налог (с заработной платы) в 13% в современной России?
37. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?
38. Для чего нужны косвенные налоги?
39. Чем опасна неуплата налогов для физического лица?
40. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии?
41. Какая пенсия должна быть справедливой?
42. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин? Семинары могут проводиться за пределами занятий и иметь форму дискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого круга финансово-экономических вопросов с участием учащихся как 8–9, так и 10–11 классов. Могут участвовать учителя и администрация, а также привлечённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие и др.).
* Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных: – письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);
– устный опрос;
– викторина;
– конкурс;
– творческий отчёт;
– защита проекта;
– защита исследовательской работы;
– написание эссе; – решение практических задач;
– выполнение тематических заданий.
Учителем могут быть использованы и другие формы обучения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите приоритет расходов Шерлока Холмса Представьте, что Вам необходимо помочь Шерлоку Холмсу в трудной ситуации. Шерлок составил план расходов на ближайший месяц. Однако, один из его клиентов, для которого сыщик проводил расследование, исчез и не заплатил. В итоге у Шерлока Холмса оказалось меньше денег, чем он рассчитывал, и от каких-то трат придется отказаться.
Отчего бы мог отказаться Шерлок без вреда для своего комфорта в ближайшем месяце? Новая шапка 4 Плата за аренду квартиры 1 Вода и электричество 2 Услуги миссис Хадсон 3 Посещение кафе 5
Легче всего отказаться от новой шапки, потому что, старая есть и с ней все в порядке; от походов в кафе, потому что миссис Хадсон каждый день кормит Шерлока дома. Проверь себя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объектом моего исследования будут прямые налоги, которые платит моя семья Предмет исследования – система налогообложения физических лиц
Цель исследования: изучить виды и размеры налогов, взимаемых с физических лиц. Задачи: изучить литературу по теме исследования; провести собственные исследования и сделать соответствующие выводы.
Система налогообложения физических лиц Наиболее распространенными налогами с физических лиц являются: 1. Налога на имущество и земельный налог; 2. Налог с владельцев транспортных средств; 3. Подоходный налог с физических лиц.
Налог на имущество Размер налоговой ставки составляет 0,1 процента от общей кадастровой стоимости жилья, цена которого ниже десяти миллионов рублей, и 0,15 процента - для квартир стоимостью от десяти до двадцати миллионов рублей. При этом каждый собственник имеет право на налоговый вычет: на 20 кв. м — для квартиры, 50 "квадратов" — для жилого дома и 10 — для комнаты (Постановление Правительства Республики Бурятия от 14 июля 2017 г. № 347 «Об установлении даты перехода к проведению на территории Республики Бурятия государственной кадастровой оценки в соответствии с федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Земельный налог Сумма земельного налога определяется как произведение кадастровой стоимости земельных участков и ставки налога. Ставки земельного налога на территории нашего поселения составляет 0,3%. По решению совета депутатов МО СП «Колесовское» от уплаты земельного налога освобождены участники ВОВ и инвалиды 1 гр.
Транспортный налог Ставка транспортного налога В Республике Бурятия составляет от 10,3 рублей до 83,4 рублей за 1 л.с. Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Республике Бурятия на 2017-2018 год установлены Законом Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III «О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» (с соответствующими изменениями, действующими в 2018 г.).
Подоходный налог с физических лиц С заработной платы за каждый месяц удерживается НДФЛ – он составляет 13% от заработной платы. Такой налог удерживается со всех, кто официально трудоустроен и кому идет трудовой стаж для начисления пенсии. При расчёте подоходного налога величина налоговой базы может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов. Налог с заработной платы удерживается работодателями.
Налоги в моей семье Земельный налог У нас в семье земельный участок для ведения ЛПХ составляет 15 соток. Это земля сельскохозяйственного назначения, процентная ставка – 0,3%. Расчет суммы налога: кадастровая стоимость земли * на размер налоговой ставки = 53666* 0,3% = 161 руб.
Налоги в моей семье Налог на имущество. Кадастровая стоимость дома – 350000 руб. (и собственник имеет право на налоговый вычет: 50 "квадратов" — для жилого дома), размер налоговой ставки – 0,1%. Дом имеет площадь 48 кв.м., а значит наша семья имеет льготу и имущественный налог не оплачивает.
Налоги в моей семье Транспортный налог Мы имеем легковой автомобиль мощностью 64л.с. Размер налоговой ставки до 100 л.с. – 8,4 руб. Расчет суммы налога: мощность в л. с. * размер налоговой ставки = 64 л.с. * 8,4 руб.= 537,6 руб.
Налоги в моей семье Подоходный налог Заработная плата мамы (0,5 ст)– 8372 руб., папы -30800 руб. в месяц. У нас 5 детей, льгота за месяц – 1400+5*400= 3400 руб. Расчет подоходного налога: 8372 – 3400 = 4972 руб. (облагаемая часть заработной платы налогом у мамы), 30800 –3400 = 27400 руб. (облагаемая часть заработной платы налогом у папы). 4972*13% = 643,36 руб. – подоходный налог мамы. 27400*13% =3562 руб. – подоходный налог папы. Подоходный налог за год: 643,36+3562=4205,36*12= 50464,32 руб.
Налоги в моей семье Годовой доход: (8372руб+30800руб) * 12 мес=39172руб. * 12=470064 руб. Налоги: 161+537,6+ 50464,32= 51162,92 руб. Это составляет примерно 11% от дохода.
Заключение Налоги, взимаемые государством с населения, служат средством индивидуальной связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто из русских царей брал пошлину за ношение бороды С. Николай II D . Иван Грозный В. Петр I А. Александр I
Денежная единица страны Уборщица С. Доллар D . Акциз В. Валюта А. Рубль
Изображение какого города находится на сторублевой купюре Уборщица Специалист С. Санкт-Петербург D . Ярославль В. Красноярск А. Москва
Какой процент налогов брала церковь во времена Киевской Руси Уборщица Налоговый инспектор Специалист С. 13% D . 33% В. 10% А. 5%
Косвенный налог включаемый в цену товара Уборщица Налоговый инспектор Специалист С. Акциз D . Ажур В. Смета А. Недоимка
Сумма налога или сбора неуплаченная в установленный законодательством срок Уборщица Налоговый инспектор Специалист С. Дыра D . Долг В. Недоимка А. Переимка
Название высшего органа, осуществляющего налоговый контроль в РФ. Уборщица Зам. начальника налоговой инспекции Налоговый инспектор Специалист С. МВД D . Федеральная налоговая служба РФ В. Министерство финансов РФ А.Высший арбитражный суд
Уборщица Молодец! Ответ верный! Вперед
Уборщица Специалист Молодец! Ответ верный! Вперед
Уборщица Налоговый инспектор Специалист Молодец! Ответ верный! Вперед
Уборщица Налоговый инспектор Специалист Молодец! Ответ верный! Вперед
Уборщица Налоговый инспектор Специалист Молодец! Ответ верный! Вперед
Уборщица Зам. Начальника налоговой инспекции Налоговый инспектор Специалист Молодец! Ответ верный! Вперед
Уборщица Зам. Начальника налоговой инспекции Налоговый инспектор Специалист Начальник налоговой инспекции Поздравляем!
Увы и Ах! Вы закончили свой карьерный рост
Предварительный просмотр:
Грибенас Людмила Анатольевна, учитель технологии МАОУ «Колесовская СОШ»
Доклад
«Практика проведения Недели налоговых знаний в МАОУ «Колесовская СОШ»
Сегодня в повседневной жизни граждане не всегда сталкиваются с информацией, касающейся налогов. И не все учащиеся осознают, что платить налоги необходимо. Хотя каждый гражданин, начиная с раннего возраста, должен знать, что налоговые поступления являются основным источником доходов государства. Здравоохранение и образование, полиция и пожарная служба, армия и правительство, культура и спорт, социальная сфера содержатся за счет средств налогоплательщиков. И «крепко то государство, которое крепко казною».
С 2016 года наша школа работает над реализаций программы развития школы «Азбука налогов»
Главная цель - повышение финансовой грамотности обучающихся в сфере налогообложения и воспитание социально ответственного налогоплательщика, формирование культуры грамотного финансового поведения у обучающихся
Для достижения поставленной в программе цели школе необходимо решить следующие задачи:
1. сформировать у обучающихся представления об налоговой системе и налоговому праву (входит в курс Экономики и Права) как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;
2. сформировать базовые знания по понятиям: «налогоплательщик», «физическое лицо», «юридическое лицо», «налоги» и.т.д.;
3. ознакомить обучающихся с основными правами и обязанностями налогоплательщиков;
4. закрепить понимание неизбежности уплаты налогов как обязанность законопослушного гражданина.
5. воспитывать налоговую грамотность, осознанное и уважительное отношение к Законодательству РФ;
6. развитие творческого и логического мышления;
7. воспитание бережливости, аккуратности, ответственности;
8. формирование навыков коллективных действий;
9. стимулирование разносторонней активности детей.
Более 15 лет под моим руководством ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в районом конкурсе «Неделе налоговых знаний» среди школ Кабанского района, где занимают призовые места. В рамках недели проводятся различные внеклассные мероприятия,
Активно сотрудничаем с ИФНС №8 по РБ в Кабанском районе практически каждый год проходят встречи с сотрудниками они поводят обучающие семинары, где учащиеся не просто слушатели, но активные участники, в ходе занятий они задают конкретные вопросы: «В каких учебных заведениях можно выучиться на налогового инспектора? С каким образованием принимают сотрудников в налоговую инспекцию? Какая заработная плата начинающего работника? Куда идут налоги?», наши граждане имеют возможность получать услуги налоговых органов на основе использования современных информационных технологий, а современные подростки — постоянные пользователи Интернета. В связи с этим во время занятия особое внимание было уделено Интернет-сервисам Федеральной налоговой службы. Так же проводились практические занятия для школьников и сотрудников школы по теме: «Заведение онлайн-кабинета налогоплательщика». Администрацией МО СП «Колесовское». В различные годы проводились семинары со старшеклассниками по теме «Местные налоги и их реализация на удовлетворение потребностей местного населения».
Классные руководители начальных классов проводят беседы, что такое налог и зачем платить налоги, читают сказки. В средних классах проходят аналогичные классные мероприятия и конкурсы рисунков на заданную тему.
Дети пишут сочинения, сочиняю стихи частушки. Так в 2008 году Грибенас Надежда заняла 1 место в районе в конкурсе сочинения, а в следующем году 3 место в республиканском конкурсе слоганов.
Старшеклассники выпускают стенгазеты, в различные годы проводились конкурсы социальных плакатов, оформляются экспресс-уголки, проводятся выступление агитбригад для учащихся и родителей.
На уроках технологии в 8 и 10 кл, обществознания в 8 и 11 кл, на уроках истории рассматриваются такие сложные вопросы, как: история возникновения налогов, функции, структура, виды, порядок и необходимость уплаты тех или иных налогов и полезность получения налоговых вычетов по НДФЛ.
В прошлом и позапрошлом учебных годах старшеклассник на уроках обществознания и информатики выпустили брошюры , а учащихся средних классов с населением провели акцию «Заплати налоги и живи достойно!!!»
Неоднократно проводили интеллектуальные игры по налоговому праву среди школ Твороговского куста (Колесово, Шигаево, Степной Дворец). В 2017г в кустовом конкурсе проходившем в Шигаевской СОШ наша команда «Деловые люди» заняла 1 место
Учеником нашей школы, Грибенас Константином, в 2011г была разработана и реализуется электронная игра «Кто хочет стать налоговым инспектором?».
Лучшие работы публикуются в школьной газете «Колесовский школяр», а также материалы о проведенных мероприятиях публикуются на сайте Колесовской школы http://kolesovo.buryatschool.ru/photoalbums/item/9
В 2017 году налоговой инспекцией был объявлен конкурс проектов среди школьников и наша школа заняла 3 место, выпустив тематический номер школьной газеты. «Налоги и налогооблажение в России».
В 2016 г ученики 11 класса выиграли районный конкурс на лучший плакат «Куда идут налоги» и заняли призовое место в конкурсе слоганов и лозунгов.
Учителя проводят беседы с родителями на родительских собраниях, а в прошлом году была проведена беседа с населением «Заплати налоги и проголосуй за любимую школу» на вечере встречи выпускников». И результаты нашей совместной работы очень порадовал нас.
В 2016 году администрация МО «Кабанский район» наградила нашу школу премией 15 000 рублей, а в 2017 году мы заняли 2 место и получили 25 000 рублей, что позволило укрепить нашу МТБ. Был приобретен стенд в кабинет обществознания, шторы-жалюзи в коридор школы в цвет наших флагов, оформлены 2 стенда «Наши выпускники», куплена швейная машинка в кабинет технологии и даже осталось немножко денег на конфеты в мешок Деду Морозу. В 2018 и 2019гг школа заняла 1 место в акции «Твои налоги- твоя школа и детский сад» и получала денежные премии по 70000 рублей, в прошлом году получила поощрительный приз 10000 рублей
Кроме этого, в 2017 г., принимали активное участие во всероссийской акции «Час предпринимательства» и «Неделе финансовой грамотности», принимали участие в семинаре молодых предпринимателей в с. Кабанск «Школы бизнеса для начинающих предпринимателей», проводимой сотрудниками Фонда поддержки молодых предпринимателей РБ, была проведена экскурсия на ООО «Рубин», где работают большинство родителей, проходили он-лайн тестирование, участвовали во всероссийском конкурсе сочинений.
Я считаю, что наш труд не пропадает даром. В результате этих мероприятий происходит воспитание сознательного отношения к необходимости оплате налогов, прививается культура возврата социальных вычетов, бережного отношения к заработанным денежным средствам. Наши выпускницы, Жукова Анна и Власова Наталья, работают инспекторами в ИФНС №8. Учащиеся школы, уже сами напоминают родителям о необходимости во время уплачивать налоги и голосовать за свою школу.
Предварительный просмотр:
Содержание
Раздел I. Паспорт программы…………………………………………………………………3
Раздел II. Информационная справка об образовательном учреждении……………………………………………………………………………………..6
Раздел III. Проблемный анализ состояния МАОУ «Колесовская СОШ» ………………………………………………………………………………………...................10
Раздел IV. Концепция модели …………………………………………..................................11
Раздел V. Стратегия и тактика реализации программы «Азбука налогов»:
1. Основные направления деятельности…………………………………………………..…. 14
2.Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы………………………………………………………………………………………15
3. Сотрудничество школы с другими учреждениями………………………………………..15
4. План реализации программы …………………………………………………………….....16
5. Основные направления планируемых действий в соответствии с поставленными задачами на практическом этапе программы………………………………………………………………………...17
6. Основные направления планируемых действий в соответствии с поставленными задачами на практическом этапе программы…………………………………………………18
Раздел I. Паспорт программы развития.
Наименование программы развития | Программа развития МАОУ «Колесовская СОШ» на 2016-2021 гг. «Азбука налогов» |
Нормативная база для разработки программы развития |
|
Основные разработчики | Программа разрабатывалась при активном участии администрации ОУ, педагогического коллектива, представителей школьного управляющего совета. |
Исполнители программы | Администрация МАОУ «Колесовская СОШ», педагогический коллектив, школьный управляющий совет, ученический коллектив и родительская общественность. |
Миссия школы | Становление образовательной системы, выполняющей социальную функцию передачи знаний, опыта и налоговой культуры от прошлых и нынешних поколений к будущим. |
Цель | Повышение финансовой грамотности обучающихся в сфере налогообложения и воспитание социально ответственного налогоплательщика, формирование культуры грамотного финансового поведения у обучающихся |
Задачи |
|
Прогнозируемая модель личности выпускника | Личность, стремящаяся к достижению высокого уровня интеллектуальной, нравственной, духовной и физической культуры, осознающая социальную значимость, как гражданина государства. |
Приоритетные направления |
• повышения квалификации педагогов через курсовую систему и самообразование; • сохранения в педколлективе атмосферы здоровой конкуренции, творческого поиска, стремления овладеть передовым педагогическим опытом;
- создание условий для развития и поддержки одаренных детей (реализация программы «Одаренные дети»); - создание условий для развития и поддержки учащихся, имеющих низкие учебные возможности. |
Сроки реализации программы | Программа реализуется в период с 2016 по 2021 год |
Партнеры проекта | МО СП «Колесовское», ИФНС №8 по РБ. |
Ожидаемые результаты |
- изучение налогового права; - индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный и уровневый подходы в обучении;
|
Важнейшие показатели программы (Основные контролируемые результаты-количественные показатели) |
5. Обеспечение дополнительного образования по изучению налогового права:
5. Создание условий для формирования готовности для жизни в семье и обществе. увеличение показателей:
6. Обеспечение образовательных услуг с учетом индивидуальных потребностей и учебных возможностей обучающихся.
7.Укрепление материально-технической базы |
Система организации контроля по исполнению программы развития | Систематически проводится заседаниях Совета при директоре школы, МО на которых решаются текущие вопросы реализации программы развития «Азбука налогов»; осуществляется анализ, организация, коррекция, контроль и регулирование многообразной работы педагогов, родителей, учащихся.; Один раз в год вопрос «О ходе реализации Программы развития школы» заслушивается: - на заседании школьного управляющего совета; - на заседании педагогического совета школы. Ежегодно директор школы готовит Публичный отчет «О ходе реализации Программы развития школы» и представляет его общественности: - на ежегодной родительской конференции, - (возможно: в средствах массовой информации). |
Раздел II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- Общая характеристика
МАОУ «Колесовская средняя общеобразовательная школа»
Юридический адрес школы: 671221, Республика Бурятия, Кабанский район, с.Б-Колесово, ул.Ленина, 41Б
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия
Свидетельство о государственной аккредитации: серия
Технические характеристики школы:
Тип здания | здание кирпичное, двухэтажное |
Состояние помещения / год постройки, ремонт/ | 1906 год - однокомплектная школа; 1910 год - трехклассная церковно-приходская школа; 1920 год - начальная школа; 1946 год - семилетняя школа; 1968 год - восьмилетняя школа; открытие нового двухэтажного типового здания; 1989 год - средняя школа. Ежегодный косметический ремонт. Ремонт системы отопления в 2009 году. Замена окон в 2013 году. |
Количественные и качественные характеристики учебных аудиторий, рекреаций / план – схема школы в приложение/ | 12 учебных кабинетов; 1 спортзал; 2 учебные комбинированные мастерские; компьютерный кабинет; библиотека с читальным залом; пришкольный участок; спортивные площадки; столовая на 68 мест; разновозрастная дошкольная группа;; бокс для стоянки, технического обслуживания, ремонта трактора и практических занятий по изучению устройства и технического обслуживания трактора; Трактор МТЗ-80У, 1989 года выпуска; Тракторная тележка – 2ПТС4; Плуг ПЛН-3-35; Картофелекопалка – КСТ-1,4. В 2012-2013 годах был приобретен 1 класс- комплект учебной мебели, и 1 интерактивный комплекс. В 2015 году были приобретены 4 ноутбука. В 2016-2017 годах были приобретены 2 класса- комплекта учебной мебели На пришкольном участке выращиваются различные культуры: свекла, картофель, капуста и др., за счёт чего происходит удешевление питания в школьной столовой. В 2006 году была сделана реконструкция школьной столовой, пищеблока соответствии с санитарными нормами и требованиями, в которой дети получают полноценное питание: горячие завтраки, обеды. Бесплатным питанием обеспечены дети из социально не защищённых семей. Летом при школе работают детская оздоровительная площадка, лагерь труда и отдыха, социальный лагерь. При школе работает разновозрастная дошкольная группа, которую посещает 30 детей в возрасте от 1,5 до 6 лет. В 2008 г. произведен полный ремонт системы отопления. В 2013 году в школе были заменены окна на пластиковые и отремонтированы потолки. |
Техническая оснащенность / количество компьютеров, из них в локальных сетях, в Интернете и т.д/ | 14 компьютеров, подключение к сети в Интернете, локальная сеть, интерактивный комплекс, 5 принтера, 5 сканеров, 3 модема, 6 копира. |
Библиотечный фонд / тыс. экземпляров, из них учебники/ | Общий фонд - 4500, из них учебной литературы – 2000 |
Спортивный зал / площадь/ | 162,1 кв.м |
Пришкольный участок / площадь/ | 5000 кв.м |
Спортивная площадка / площадь/ | 5000 кв.м |
Численность детей
Фактическая 2016-2017 гг. | |
Всего, из них Начальное звено: Среднее звено: Старшее звено: | 103 45 52 6 |
Кадровое обеспечение образовательного процесса на 01.09.16г.
Общее количество работников на 01.09.2016 г. | 28 |
Из них административный состав по штатному расписанию | 3 |
Технический персонал по штатному расписанию | 13 |
Общее количество педагогических работников | 15 |
Из них совместителей | 1 |
Имеют 1,2 и высшую категорию, без категории. | Высшая категория – 2 1 категория – 8 Соответствие – 5 |
Имеют почетные звания « Народный учитель», «Почетный работник общего образования Российской Федерации» отраслевые награды / раздельно/ | - - 3 |
Режим работы
Учебная неделя – 5-дневная, 1 смена;
для учащихся 1-го класса учебная неделя 5-дневная;
Начало занятий – 8 ч. 30 мин
Продолжительность уроков – 45 мин;
Для учащихся 1-го класса – 35 мин;
Продолжительность уроков и перемен
1 урок | 8.30-9.15 | 10 мин. |
2 урок | 9.25-10.10 | 10 мин. |
3 урок | 10.20-11.05 | 20 мин. |
4 урок | 11.25-12.10 | 20 мин. |
5 урок | 12.30-13.15 | 10 мин. |
6 урок | 13.25-14.10 | 5 мин. |
7 урок | 14.15-15.00 | - |
Количество учебных занятий по классам в неделю - согласно БУП;
Количество и последовательность уроков в день определяется расписанием учебных занятий согласно требованиям СанПиН;
Факультативы, кружки, спортивные секции проводятся согласно расписанию во внеурочное время;
Все проводимые неаудиторные занятия и массовые мероприятия в школе должны заканчиваться для учащихся:
- 1 – 4 кл. – не позднее 17 00.
- 5 – 11 кл. – не позднее 19 00.
Продолжительность каникул:
Осенние – 1 неделя;
Зимние – 2 недели;
Весенние – 1 неделя; для 1 класса + 1 неделя в феврале;
Летние – 13 недель
Характеристика социума
Численность населения села Колесово – 1065 чел.,
из них: мужчины- 356, женщины – 306
Работающие – 241
Безработных – 253
Пенсионеров – 203
Школьники – 103
Студенты - 30
Социальный паспорт учащихся
Кол-во учащихся:
103
Многодетные семьи: 19
Опекунские семьи: 5
Переселенцы: 1
Родители-инвалиды: 2
Неблагополучные семьи: 12
Дети с ОВЗ: 3
Дети «группы риска»: 3
Второгодники: нет
Дети-сироты: 2
Раздел III. ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАОУ «КОЛЕСОВСКАЯ СОШ»
В 2015 году ученики школы приняли участие в неделе налоговых знаний. Данная тема заинтересовала учащихся и педагогов. Проведя опрос среди учащихся и родителей пришли к выводу, что данная тема актуальна в современной жизни. В нашей школе было принято решение разработать и реализовать программу «Налоговая грамотность». Данный проект направлен на формирование налоговой культуры со школьной скамьи. Сегодняшние школьники и студенты – это завтрашние налогоплательщики. От того как мы сможем объяснить важность налогов, будет зависеть жизнь наших детей завтра.
Раздел IV. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ
Одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой, является воспитание делового человека, личности с развитым правовым и экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. В современных условиях необходимо, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое налоги, как они влияют на жизнь рядового гражданина страны. Каким образом налоговая система может удовлетворить потребности государства и.т.д. Решить данные образовательные задачи позволяет курс «Азбука налогов».
Программа курса «Азбука налогов» составлена на основе специализированной литературы по преподаванию обществознания и права. Курс соответствует современным принципам обучения: доступности, преемственности, индивидуальности и результативности.
Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учащихся, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данная программа создает условия для развития не только правового и экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Главная цель реализации программы «Азбука налогов» - повышение финансовой грамотности обучающихся в сфере налогообложения и воспитание социально ответственного налогоплательщика, формирование культуры грамотного финансового поведения у обучающихся
Для достижения поставленной в программе цели школе необходимо решить следующие задачи:
1. сформировать у обучающихся представления об налоговой системе и налоговому прау ( входит в курс Экономики и Права) как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей;
2.сформировать базовые знания по понятиям: «налогоплательщик», «физическое лицо», «юридическое лицо», «налоги» и.т.д.;
3. ознакомить обучающихся с основными правами и обязанностями налогоплательщиков;
4. закрепить понимание неизбежности уплаты налогов как обязанность законопослушного гражданина.
5. воспитывать налоговую грамотность, осознанное и уважительное отношение к Законодательству РФ;
6. развитие творческого и логического мышления;
7. воспитание бережливости, аккуратности, ответственности;
8. формирование навыков коллективных действий;
9. стимулирование разносторонней активности детей.
Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Выпускник программы «Азбука налогов» - личность, стремящаяся к достижению высокого уровня интеллектуальной, нравственной, духовной и физической культуры, обладающая потребностью в социально-экономических знаниях в условиях рыночной экономики.
Теоретико-методологической основой программы являются:
- психолого-педагогические и социологические концепции развития личности, ее социализации, гуманистического воспитания (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев);
- психолого-педагогические концепции в области управления развитием образовательных и воспитательных систем (М.М.Поташник, B.C.Лазарев, П.И. Третьяков);
- адаптивные технологии в обучении и воспитании – Н.П.Капустин, Т.И.Шамова, Ямбург Е.А.;
- проблемы дифференцированного подхода в обучении Б.С.Гершунского, Ю.И.Иванова, М.В.Кларина, И.Я.Лернера;
Педагогическое направление в построении правовой среды в школе реализуется через:
Широкую дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса:
- создание условий для развития и поддержки одаренных детей (реализация программы «Одаренные дети»);
- создание условий для развития и поддержки учащихся, имеющих низкие учебные возможности.
Программа «Одаренные дети»
Работа с одаренными детьми осуществляется на трех уровнях:
- Учебная работа. Категория детей: дети с признаками специальной умственной одаренности. Реализуется учителями-предметниками.
Методы и формы работы:
- Пед.технологии и методики:
- Технологии дифференцированного обучения: большинство предметов базового компонента;
- Игровые технологии на уроках: на уроках в начальных класса;
- Методика обучения в «малых группах»: математика, русский язык, литература, история, обществознание;
- Программы и технологии, реализуемые в образовательной системе «Перспективная начальная школа»: технология проблемно-диалогического обучения, работа по принципу минимакса и др.
- Элективные курсы и факультативы;
- Работа научного общества учащихся;
- Индивидуализация программ обучения при составлении тематического планирования.
- Система разноуровневых заданий
- Воспитательная работа. Категория: дети с высокими лидерскими и творческими способностями.
Реализуется классными руководителями, воспитателями летнего лагеря.
Методы и формы работы:
I.Организация школьного самоуправления учащихся: «СМиД»
II. Классные, школьные, сельские и районные воспитательные мероприятия
III. Творческие конкурсы
IV. Взаимодействие с родителями с целью выявления и развития одаренных детей
V. Организация летнего отдыха: развитие лидерских и творческих способностей детей как направление работы лагеря дневного пребывания.
- Система дополнительного образования.
Направления дополнительное образования: физкультурно – спортивное (секции: «Легкая атлетика», «Волейбол»), туристско – краеведческое («Хочу все знать», деятельность Музея школы), социально – педагогические («Юные инспектора дорожного движения», пресс – центр : школьная газета «Колесовский школяр», орган самоуправления учащихся «СМиД»), военно –патриотическое (деятельность Школьного музея).
Реализуется: руководителями кружков, секций, объединений учащихся
Методы и формы работы:
I. Индивидуальное или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области
II. Работа по научно – исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества
III. Очно – заочные школы
IV. Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад
V. Детские НПК и семинары
«Вовлечение родителей и общественности»
Подразумевает включение родителей и широкой общественности в работу по сохранению и укреплению знаний школьников по налоговому праву.
Реализуется через работу Школьного управляющего совета, проведение родительских конференций, классных родительских собраний, привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях.
Раздел V. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«АЗБУКА НАЛОГОВ»
1. Основные направления деятельности
Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная
№ | Мероприятия |
1 | Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям. |
2 | Валеологически обоснованное расписание уроков. |
3 | Правильная организация перемен для учащихся и создание на переменах таких условий, которые бы способствовали оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов |
4 | Организация бесплатного горячего питания для всех учащихся |
5 | Контроль за правильным использованием ТСО |
6 | Контроль за выполнением норм самообслуживания |
7 | Повышение налоговой грамотности учителей |
8 | Структурирование учебных программ на основе правовых принципов |
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров повышения социально-экономических и правовых знаний как для учащихся, так и для учителей.
№ | Мероприятия |
1 | Создание «» класса, школы |
2 | Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). |
3 | Проведение валеологической оценки трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. |
4 | Запуск мониторинга учащихся |
Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления знаний в налоговой сфере.
№ | Мероприятия |
1 | Внедрение новых результатов научных достижений в области права и экономики, касающихся знаний учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса. |
2 | Разработка авторских программ, здоровьесберегающих технологий, методик и методов обучения и их экспериментальное внедрение в учебный процесс. |
3 | Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. |
4 | Написание исследовательских работ по данной тематике для участия в научно-практических конференциях. |
Информационно-просветительская работа – пропаганда Налогового права.
№ | Мероприятия |
1 | Использование различных форм массовой пропаганды правовых знаний учащихся: организация лекций, бесед, просмотры видеофильмов, родительского всеобуча, проведение Дней финансовой грамотности. |
2 | Использование наглядной агитации, выпуск стенгазет, проведение конкурсов социальных плакатов, оформление экспресс-уголков, выступление агитбригад. |
3 | Воспитание учащихся личным примером учителей: привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении. |
2. Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы
- Функции администрации школы:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- организация преподавания вопросов по налоговым и финансовым знаниям на уроках обществознания и технологии в классах среднего и старшего звена;
- организация контроля открытых уроков и классных часов;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению социально-экономических знаний и её контроль;
- организация работы классных руководителей по программе и её контроль;
- Функции классных руководителей:
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике налоговых знаний;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей и учащихся с представителями ИФНС №8;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КВН, конкурсы и т. д.) в рамках программы;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правовой культуры.
3. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
МО СП «Колесовское» | Изучение прав и обязанностей граждан РФ | Проведение семинаров по теме «Местные налоги и их реализация на удовлетворение потребностей местного населения». |
ИФНС №8 по РБ в Кабанском районе | Пропаганда налоговых знаний. | Обучающие семинары, проведение недели налоговых знаний, заведение онлайн-кабинета налогоплательщика. |
Дом культуры | Проведение творческих конкурсов. | Организация досуга учащихся в рамках данной программы |
4. План реализации программы
1.Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся | ||||
1 | Мониторинг учащихся: - тест на знание своих прав и обязанностей | Сентябрь-январь, ежегодно | 5-11 класс | Учитель обществознания. |
2.Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении | ||||
1 | Оформление уголка правовых знаний | В течение года | Зам. по в/р. | |
2 | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок учащихся (соблюдение СанПиНа) | В течение года | 1-11 | Завуч |
4 | Контроль за качеством питания и питьевым режимом | Ежедневно | Директор, завхоз завпроизводством | |
5 | Диагностика загруженности учащимися домашними заданиями | В течение года | 2-11 | Завуч |
6 | Организация активного отдыха на переменах | В течение года | 1-11 | Зам. по в/р, кл. рук., учитель физкульт. |
3. Пропаганда правовых, финансовых и налоговых знаний. | ||||
1 | Тематические классные часы. | В течение года | 1-11 | кл. рук. учитель истории и обществознания, учитель технологии. |
2 | Тематические родительские собрания | В течение года | 1-11 | Зам. по в/р кл. рук. |
3 | Встречи с сотрудниками различных учреждений (полиции, сельсовета, ИФНС др.) | Согласно плану | 5-11 | Зам. по в/р кл. рук.. |
4 | Различные внеклассные и внешкольные мероприятия | В течение года | 1-11 | Зам. по в/р кл. рук.. |
5 | Участие в недели налоговых и правовых знаний. Днях финансовой грамотности. Проведение месячника налоговой грамотности. | Согласно плану | 1-11 | Зам. по в/р кл. рук., учитель истории. |
5. Основные направления планируемых действий в соответствии
с поставленными задачами на практическом этапе программы:
Систематизация и обобщение полученных результатов деятельности по образовательного процесса
№ | Планируемые действия | сроки | ответственные |
1 | Презентация результатов деятельности на ежегодном Публичном отчете | 2017-2021 | Руководитель ОУ |
2 |
| 2017-2021 | Руководитель ОУ |
3 | Проведение исследовательской работы на основе полученных результатов учителями и учащимися школы | 2016-2021 | Заместитель директора по УВР |
4 | Дальнейшее внедрение программ в области правоведения и экономики в элективные и факультативные курсы, в систему дополнительного образования | 2016-2021 | Заместитель директора по УВР |
5 | Участие в научно-практических конференциях, научно-методических семинарах, конкурсах; | 2016-2021 | Заместитель директора по УВР |
6 | Проведение мастер-классов на школьном и муниципальном уровнях | 2016-2021 | Руководитель ОУ, заместители |
7 | Организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями района, работающими по данному направлению | 2016-2021 | Руководитель ОУ, заместители |
8 | Проведение районного научно-методического семинара на базе ОУ | 2016-2021 | Заместитель директора по УВР, ВР |
9 | Дальнейшее повышение квалификации педагогов путем прохождения курсов, участия в обучающих семинарах | 2016-2021 | Руководитель ОУ |
Проведение диагностики эффективности реализации программы развития. | |||
1 | Мониторинг качества образования | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
2 | Мониторинг качества знаний учащихся в области экономики и обществознания | ежегодно | Заместитель директора по УВР, ВР |
3 | Мониторинг уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг (учащиеся и родители) | ежегодно | Председатель ШУС |
Определение перспектив дальнейшего развития «Здоровый ученик – успешный ученик» в целом, и каждого участника программы в отдельности. | |||
1 | Анализ данных мониторинга и определение перспектив дальнейшего развития на заседании совета | ежегодно | Руководитель ОУ |
2 | Анализ данных мониторинга и определение перспектив дальнейшего развития на заседании Школьного управляющего совета | ежегодно | Председатель ШУС |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Финансовая грамотность»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотностиу учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, налоговый орган, пенсионная система и др.
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
НАЯ
Содержание курса 9 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца».Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?»Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
Тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Современные деньги России и других стран. | 1 |
2-3 | Практическая работа. Деньги. Тест. | 2 |
4 | Структура доходов семьи. | 1 |
5 | Зарплата как источник дохода. | 1 |
6 | Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России. | 1 |
7 | Структура семейных расходов. | 1 |
8 | Контроль семейных расходов. | 1 |
9 | Практическая работа. Контроль семейных расходов. | 1 |
10 | Что такое семейный бюджет. | 1 |
11 | Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. | 1 |
12 | Составление, семейного бюджета. | 1 |
13-14 | Практическая работа. Составление, семейного бюджета. | 2 |
15 | Практическая работа. Составление бюджета семьи. Зачёт. | 1 |
16 | Что такое финансовое мошенничество. | 1 |
17 | Фальшивые деньги. Тест. | 1 |
18 | Что такое пенсия. | 1 |
19 | Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии. | 1 |
20 | Банки и их функции. | 1 |
21-22 | Договор банковского вклада и банковского счёта. | 2 |
23 | Банковский кредит и условия его предоставления. | 1 |
24 | Банковские карты. Виды банковских карт. | 1 |
25-26 | Практическая работа. Банковские карты. | 2 |
27 | Практическая работа. Банковские карты. Зачет. | 1 |
28 | Налог. Какие налоги вам предстоит платить. | 1 |
29 | Практическая работа. Налог. Тест. | 1 |
30 | Информационное общество. Портал государственных услуг. | 1 |
31 | Простые правила похода в магазин. Практическая работа. Правила похода в магазин. | 1 |
32 | Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги. | 1 |
33 | Что нужно знать при оформлении на работу. | 1 |
34 | Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт. | 1 |
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
—сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
—готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатамосвоения курса:
—сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
—владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
—владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
—сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
—умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
Требования к предметным результатам освоения курса:
•структуры денежной массы
•структуры доходов населения страны и способов её определения
•зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи
•статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
•основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
•возможных норм сбережения
•способов государственной поддержки в случаях попадания в
сложные жизненные ситуации
•видов страхования
•видов финансовых рисков
•способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
•способов определения курса валют и мест обмена
•способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ