1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

Казол Снежана Сергеевна

Аналитическая справка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya-programma-rebyonka-s-ovz-mladshey-gruppy.docx345.69 КБ
PDF icon 1.pdf399.91 КБ
PDF icon 2.pdf189.49 КБ
PDF icon 3.pdf323.59 КБ
PDF icon 4.pdf196.89 КБ
PDF icon 5.pdf211.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и старшего школьного возраста  с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую направленность по развитию пальчиковой  моторики, предназначена для правильного развития мелкой моторики детей с ОВЗ, оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и рассчитана на 3 (три) года.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.

 Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности; может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нарушение недостатков может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и  (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.  

Вариативность отклонений в развитии имеет широкий диапазон: от состояния пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. У разных детей страдают разные   компоненты   их   психической,   психологической    и    физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ,  обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).

Дети с ОВЗ представляют собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но и даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. У детей с ОВЗ отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.

Актуальность программы

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка c ОВЗ в школе. Поэтому  важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком с ОВЗ двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Новизна программы

​ обучение детей с ОВЗ проводится с трехлетнего возраста;

​ подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

​ занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

 Отличительные особенности данной программы

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика программы позволяет детям с ОВЗ интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов  ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.

После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.

В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.

 Цель программы: создание условий, способствующих развитию координации движения мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной умелости.

Задачи программы:

Коррекционно - воспитательные:

1.​ Воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость.

2.​ Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.​ Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Коррекционно -развивающие:

1.​ Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2.​ Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.​ Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Коррекционно – образовательные:

1.​ Научить детей владеть графическими навыками письма.

2.​ Формировать навыки исполнительского мастерства.

3.​ Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.

Ожидаемые результаты и способы проверки.

Ожидаемые результаты:

- улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

- повышение уровня развития мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- улучшение общей двигательной активности;

 - улучшение  навыков социального взаимодействия с другими детьми;

- формирование чёткой, грамотной речи;

- улучшение  воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.

Проверка ожидаемых результатов проводится в ходе промежуточной и итоговой диагностик.

Подведение итогов реализации данной дополнительной образовательной программы осуществляется через показ достижений детей с ОВЗ родителям в форме выставок.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 3 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах и индивидуально по 15 минут как кружковая работа, и предполагают использование

следующих форм:

  - беседа;

-индивидуальная корректировка действий;

- дидактическая игра;

 -игры с нестандартным оборудованием;

 -пальчиковая гимнастика;

 - графические упражнения;

​  - упражнения с проволокой, пластилином, бумагой;

​ - коллективное творчество.

В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей,  организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.

Перспективный план кружка  «Мир детства»

Тема

Программное содержание

Материал

Октябрь

1.Осенний листочек".

(Пласти

линография).

Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.

Пластилин, картон с трафаретом.

4. «Овечка»

Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию

картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Ноябрь

1.«Цыпленок».

«Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.

бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

3. «Гроздь винограда».

Учить детей передавать форму грозди винограда в рисунке, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зеленый или фиолетовый, закрепить способом рисования пальчиком ягод винограда.

картон, трафарет, клей, кисть, вата.

Декабрь

1 «Снежинка».

Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

макароны, картон, трафарет, клей, кисть.

2. «Волшебный лес»

Познакомить детей с новым способом рисования «поролоном». Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле.

Бумага краски, поролон

3.«Рукавички»

Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения.

Картон, клей, кисточка.

Январь

1."Зимняя сказка". Коллективная работа.

Учить создавать картину заснеженных деревьев. Используя вату, соль. пенопласт

Картон, вата, соль, пенопласт

2 «Зайчик». (Аппликация из ваты).

Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

Цветная бумага,вата.

3 «Птичка на кормушке»

Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.

Февраль

1."Снегири на ветках". (Пластилиновая мозаика).

Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге

Пластилин, бумага.

2 «Машина».

Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность

спичечные коробки, клей ПВА, кисть.

3. «Кубок для папы».

Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы

4. «Пингвины на льдине» продолжать

учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

пластилин, доска, ножи

Март

1.«Цветок для мамы».

Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.

2. «Жираф».

Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе.

картон, трафарет, клей, кисть, пшено.

3. "Вот какой у нас букет".(Пластилинография).

Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Учить соединять концы столбика, скатанного между ладонями, в виде кольца и присоединять их к кругу.

Пластилин, бумага.

4 .«Подснежник».

Учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким

Бумага для квиллинга, клей, кисточка

Апрель

1.Коллективная работа. «Перелетные птицы»

Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.

2. «Космос»

Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.

Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.

Май

1.«Бабочка»

Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.

2. «Открытка для ветеранов».

Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе.Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.

4 "Мир похож на цветной луг". Коллективная работа детей.

(Пластилинография).

Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка.

Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов. Бумага, пластилин

Список литературы.

1.​ Аверина И. Е.. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис- Пресс. 2006.  

2.​ Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.

3.​ Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.

4.​ Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.

5.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. «ТЦ Сфера»,2014.

6.​ Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.

7. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И.. Пальцы помогают говорить.- М. «ГНОМ». 2012.

8.  Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А.Г., Платонова Н. М., Щербакова А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. – М. «Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС», 2005.302с.

9.​ Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.

10.​ Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.

11. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Младшая группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.

12. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.

13. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.

14.​ Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.

15.​ Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.

16. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М. , 2014.

17.​ Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008. 190 с.

18. Сапожникова О. Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М., 2014.

19.​ Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.

21.​ Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2012. 319 с.

22.​ Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: