1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками
Аналитическая справка
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного, младшего школьного возраста и старшего школьного возраста с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекционно-развивающую направленность по развитию пальчиковой моторики, предназначена для правильного развития мелкой моторики детей с ОВЗ, оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук и рассчитана на 3 (три) года.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности; может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Нарушение недостатков может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.
Вариативность отклонений в развитии имеет широкий диапазон: от состояния пограничного с умственной отсталостью – до «педагогической запущенности» или легких проявлений социальной дезадаптации. У разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, обусловлены недостатками как в регуляционном компоненте психической деятельности (недостаточностью внимания, незрелостью мотивационной сферы, общей познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем развития отдельных психических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности).
Дети с ОВЗ представляют собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но и даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. У детей с ОВЗ отмечается недостаточная координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики.
Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка c ОВЗ в школе. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком с ОВЗ двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы
∙обучение детей с ОВЗ проводится с трехлетнего возраста;
∙подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
∙занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с ОВЗ. Методика программы позволяет детям с ОВЗ интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов ребёнка: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие на занятиях, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию координации движения мелкой моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной умелости.
Задачи программы:
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать в детях с ОВЗ аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Коррекционно -развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Коррекционно – образовательные:
1. Научить детей владеть графическими навыками письма.
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать познавательную активность и творческое воображение детей.
Ожидаемые результаты и способы проверки.
Ожидаемые результаты:
- улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- повышение уровня развития мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- улучшение общей двигательной активности;
- улучшение навыков социального взаимодействия с другими детьми;
- формирование чёткой, грамотной речи;
- улучшение воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
Проверка ожидаемых результатов проводится в ходе промежуточной и итоговой диагностик.
Подведение итогов реализации данной дополнительной образовательной программы осуществляется через показ достижений детей с ОВЗ родителям в форме выставок.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 3 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах и индивидуально по 15 минут как кружковая работа, и предполагают использование
следующих форм:
- беседа;
-индивидуальная корректировка действий;
- дидактическая игра;
-игры с нестандартным оборудованием;
-пальчиковая гимнастика;
- графические упражнения;
- упражнения с проволокой, пластилином, бумагой;
- коллективное творчество.
В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
Перспективный план кружка «Мир детства»
№ | Тема | Программное содержание | Материал |
Октябрь | 1.Осенний листочек". (Пласти линография). | Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. | Пластилин, картон с трафаретом. |
4. «Овечка» | Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию | картон, трафарет, клей, кисть, вата. | |
Ноябрь | 1.«Цыпленок». | «Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. | бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть. |
3. «Гроздь винограда». | Учить детей передавать форму грозди винограда в рисунке, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зеленый или фиолетовый, закрепить способом рисования пальчиком ягод винограда. | картон, трафарет, клей, кисть, вата. | |
Декабрь | 1 «Снежинка». | Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | макароны, картон, трафарет, клей, кисть. |
2. «Волшебный лес» | Познакомить детей с новым способом рисования «поролоном». Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле. | Бумага краски, поролон | |
3.«Рукавички» | Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. | Картон, клей, кисточка. | |
Январь | 1."Зимняя сказка". Коллективная работа. | Учить создавать картину заснеженных деревьев. Используя вату, соль. пенопласт | Картон, вата, соль, пенопласт |
2 «Зайчик». (Аппликация из ваты). | Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. | Цветная бумага,вата. | |
3 «Птичка на кормушке» | Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. | Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы. | |
Февраль | 1."Снегири на ветках". (Пластилиновая мозаика). | Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге | Пластилин, бумага. |
2 «Машина». | Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность | спичечные коробки, клей ПВА, кисть. | |
3. «Кубок для папы». | Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы | |
4. «Пингвины на льдине» продолжать | учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. | пластилин, доска, ножи | |
Март | 1.«Цветок для мамы». | Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка. |
2. «Жираф». | Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. | картон, трафарет, клей, кисть, пшено. | |
3. "Вот какой у нас букет".(Пластилинография). | Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Учить соединять концы столбика, скатанного между ладонями, в виде кольца и присоединять их к кругу. | Пластилин, бумага. | |
4 .«Подснежник». | Учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким | Бумага для квиллинга, клей, кисточка | |
Апрель | 1.Коллективная работа. «Перелетные птицы» | Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы. |
2. «Космос» | Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. | Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть. | |
Май | 1.«Бабочка» | Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка. |
2. «Открытка для ветеранов». | Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе.Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки. | |
4 "Мир похож на цветной луг". Коллективная работа детей. (Пластилинография). | Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. | Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов. Бумага, пластилин |
Список литературы.
1. Аверина И. Е.. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис- Пресс. 2006.
2. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
4. Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013. 48 с.
5.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М. «ТЦ Сфера»,2014.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009. 200с.
7. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И.. Пальцы помогают говорить.- М. «ГНОМ». 2012.
8. Девяткова Т. А., Кочетова Л. Л., Петрикова А.Г., Платонова Н. М., Щербакова А. М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида. – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2005.302с.
9. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
10. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
11. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Младшая группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.
12. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.
13. Крупепчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского сада. – СПб.: Литера. 2009.
14. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
15. Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
16. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М. , 2014.
17. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008. 190 с.
18. Сапожникова О. Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. М., 2014.
19. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
21. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2012. 319 с.
22. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с.