Конкурс "Учитель года", номинация "Педагог-психолог".
Характеристика профессиональной деятельности педагога-психолога МБОУ СОШ № 3 Ильиной Ольги Евгеньевны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristi_professionalnoy_deyatelnosti_pedagoga-psihologa_ilinoy_o.e.docx | 49.36 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Новошахтинска
имени Героя Советского Союза Ерохина Михаила Григорьевича
346903 г. Новошахтинск. Ул. Карла Маркса 15 т. 8 (86369) 2-61-03, 2-65-14
Характеристика профессиональной деятельности
Ильной Ольги Евгеньевны,
педагога-психолога
МБОУ СОШ №3 г. Новошахтинска
1. Сведения о профессиональной деятельности и дополнительном профессиональном образовании:
Ильина Ольга Евгеньевна
Дата рождения: 08.05.1981г
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Новошахтинска
Стаж работы педагогом-психологом - 19 лет
Общий трудовой стаж: 21год.
Образование: Высшее. Ростовский государственный педагогический университет, 2003 год, специальность - дошкольная педагогика и психология, квалификация - преподаватель дошкольной педагогики и психологии.
Профессиональная переподготовка: ООО "Столичный учебный центр" "Педагог-психолог: Психологическое обеспечение образовательного процесса в свете ФГОС", 600 часов, 2021 г.
Сведения о повышении квалификации:
ГБУ ДПО РО ИПК и ППРО "Педагогика и психология", 144 часа, 2013г
ЮФУ Институт управления в экономических, экологических и социальных системах "Формирование модели инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, 108 часов, 2016 г.
ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России "Психопрофилактика и психокоррекция девиантного и наркозависимого поведения, 144 часа, 2016 г.
АНО ДПО "Институт современного образования" "Реализация ФГОС ДО с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ", 72 часа, 2019 г.
ООО "Столичный учебный центр" "Патопсихология: Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии", 72 часа, 2020 Г.
ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет" "Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в общеобразовательной организации", 72 часа, 2021 г.
ООО "Инфоурок" "Организация деятельности педагога-дефектолога с детьми с интеллектуальными нарушениями", 72 часа, 2022г.
ООО "Инфоурок" "Школьные службы примирения и восстановительная медиация", 72 часа, 2022 г
ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров при Президиуме ФРО" "Классное руководство как основа организации работы с родителями по профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетний на базе научно-методических материалов 2023", 144 часа, 2023г,
ООО "Столичный центр образовательных технологий "Нейропсихология детского возраста", 144 часа, 2023г.
ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)", "Навыки ведения профилактической деятельности. Формы и методы своевременного выявления первичных признаков злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетних", 16 часов, 2023 г.
2. Сведения об особенностях образовательной организации.
Полное наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 города Новошахтинска имени Героя Советского Союза Ерохина Михаила Григорьевича.
Сокращенное наименование образовательной организации: МБОУ СОШ №3.
Адрес местонахождения образовательной организации: 346903, Ростовская область, город Новошахтинск, ул. Карла Маркса, д.15
Контактные телефоны: +7 (863) 692-61-03, +7 (863) 692-65-14
Электронный адрес: novsch-3@mail.ru
Директор: Закотий Надежда Николаевна
Продолжительность учебной недели: 6-ти дневная учебная неделя.
Форма обучения: очная.
С сентября 2022 года осуществляю свою деятельность в МБОУ СОШ №3города Новошахтинска в должности педагога-психолога. Школа реализует основные образовательные программы начального, основного, среднего общего образования, в том числе, адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также для детей, находящихся на индивидуальном и семейном обучении.
3. Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, публикации, проектов:
Локальные, методические документы:
- Положение о школьной службе примирения;
- Положение о социально–психологической службе МБОУ СОШ № 3 г. Новошахтинска.
Публикации:
- Памятка для родителей «Психологическая поддержка детей в семьях с мобилизованными членами семьи» - социальная образовательная сеть - 23.10.2023г,
-Буклет для родителей «Профилактика суицидального поведения подростков»- социальная образовательная сеть -23.10.2023г.
-Буклет для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» - социальная образовательная сеть – 23.10.2023г.
- Памятка. «Рекомендации родителям первоклассников» - социальная образовательная сеть – 23.10.2023г.
-Памятка для педагогов «Как определить жертву буллинга» - социальная образовательная сеть - 03.11.2023г.
-Коррекционно-развивающая программа «Альбом сказок» - социальная образовательная сеть -11.01.2024г.
-Памятка «Рекомендации для педагогов, работающих с учащимися, имеющих мобилизованных родственников - социальная образовательная сеть – 09.03.2024г.
-Памятка для родителей «Ваш ребенок пятиклассник» - социальная образовательная сеть - социальная образовательная сеть - 09.03.2024г.
- Памятка выпускникам - социальная образовательная сеть - 09.03.2024г.
-Программа психологической помощи детям участников СВО - социальная образовательная сеть - 11.03.2024г.
4. Представление адреса Интернет-ресурса
Диссеминацию своего опыта осуществляю через публикацию материалов в социальной сети работников образования «Наша сеть» https://nsportal.ru/ilina-o-e
5. Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»
Цель: создание благоприятных психолого-педагогических условий реализации основных образовательных программ общего образования; организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.
Задачи:
1. Обеспечить психологическое сопровождение реализации основных образовательных программ общего образования, обеспечение преемственности содержания и форм психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях общего образования.
2. Организовать мониторинг возможностей и способностей учащихся, динамики их психологического развития в процессе школьного обучения; выявление проблем в обучении, развитии и социальной адаптации учащихся, определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
3. Обеспечить реализацию психолого-педагогических, коррекционно-развивающих, профилактических программ, направленных на преодоление трудностей в адаптации, обучении и воспитании; сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья учащихся.
4. Организовать индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (учащихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации; учащихся, проявляющих индивидуальные способности, и одаренных; педагогических, вспомогательных и иных работников, обеспечивающих реализацию образовательной программы; родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся).
5. Обеспечить организацию и проведение мероприятий на развитие психологической компетентности участников образовательных отношений (администрации, педагогов, родителей (законных представителей), учащихся): психологическое просвещение и консультирование по проблемам обучения, воспитания и развития учащихся.
6. Обеспечить оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа ведется по основным направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- психопрофилактика и консультирование;
- организационно-методическая работа.
Психодиагностическая работа
Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Мероприятия указанного направления провожу как в соответствии с планом работы педагога-психолога, так и по запросу учащихся, педагогов, родителей.
Ежегодно провожу индивидуальную скриниговую диагностику адаптации учащихся первых классов, включающую в себя изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы. Помимо применения диагностических методик, использую метод наблюдения. Для выявления индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния младших школьников применяю проективные и рисуночные методики: «Рисунок человека», «Моя семья», «Несуществующее животное», «»Дерево с человечками», «Кактус», «Домики», «Человек под дождем», «Человек, срывающий яблоко», интервью «Волшебный мир», тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Армен, М. Дорки.).
Следующим обязательным этапом работы является диагностика адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено. Для реализации данной задачи использую тест школьной тревожности Филлипса, методика «Социометрия» Дж .Морено .
В ходе диагностической работы с учащимися среднего и старшего звена (в том числе и с подростками «группы риска») чаще всего использую следующие методики: Цветовой тест Люшера, тест «Руки», «Самооценка психических состояний» Айзенка, «Шкала личной тревожности» Прихожан, Личностный опросник Кеттела (в модификации Ясюковой), «Шкала депрессии» Бека, методик САН, рисуночный тест «Вулкан» и др.
Для учащихся выпускных классов провожу диагностику профессиональной направленности личности.
Считаю, что с помощью методов психодиагностики, можно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью; ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей и определять виды помощи, необходимые каждому конкретному ребенку.
Коррекционно-развивающая работа. Основной целью коррекционно-развивающей работы является формирование личностно-значимых качеств и обеспечение благоприятных условий для успешного социально-психологического развития обучающихся. Данный вид работы реализую как с учащимися «группы риска», так и с детьми и подростками с ОВЗ при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.
Психокоррекционная работа проходит как групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей.
Правильно выбранные психокоррекционные приемы помогают ребенку легко адаптироваться к условиям школьной и социальной жизни, повысить уровень когнитивных и коммуникативных способностей.
Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике и по эффективности реализации программ.
Психопрофилактика и консультирование.
Консультативная работа направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогала в раскрытии сильных сторон своей личности.
В своей работе обязательно учитываю общий уровень готовности учащихся работать с методиками и степень адекватности методик и тем обсуждения интеллектуальным возможностям учащихся.
Наиболее актуальные темы моих консультаций для педагогов: «Индивидуальная готовность к школе», «Прогноз и профилактика проблем обучения в 5-х классах», «Стратегии психологической подготовки выпускников к ГИА», «Оптимизация обучения и развития детей с ММД», «Предупреждение суицида среди учащихся»; для родителей: «Особенности адаптации учащихся 1-х (5-х) классов», «Причины школьных трудностей детей», «Компьютерная зависимость. Реальность или миф», «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка», «Особенности подросткового возраста»; для учащихся: « Отношения с родителями», «Как подготовиться к ЕГЭ (ОГЭ), «Я-подросток».
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте школы и в родительских чатах
Психопрофилактическая работа со школьниками, исходя из эффективности реализуемых программ, способствует осознанному отношению к своему физическому и психическому здоровью.
Организационно-методическая работа включает:
- Анализ и планирование деятельности.
- Разработка развивающих и коррекционных программ.
- Разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для обучающихся, родителей, педагогов
- Разработка рекомендаций для обучающихся.
- Оформление психологических игр, пополнение стимульного материала.
- Участие во всероссийских интернет – конкурсах.
- Оформление тематических папок.
- Ведение отчетной документации.
- Работа с методической и научно-популярной литературой.
- Создание стимульного материала к программам.
- Подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями.
- Использование интернет ресурсов в работе.
- Обновление картотеки диагностических методик в соответствии с положением, комплектование инструментария в электронном виде.
6. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности
В течение всего периода моей работы педагогом-психологом пополняется и обновляется картотека стимульного материала, библиотека кабинета, созданы электронные презентации к занятиям. В настоящее время в кабинете имеется необходимая литература, подобраны и классифицированы по направлениям диагностические методики, создан банк коррекционных и релаксационных упражнений.
Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
- здоровьесберегающие,
- информационно-коммуникационные
- личностно-ориентированные
- нейропсихологические
В коррекционно – развивающей деятельности часто использую следующие методы: арт-терапию, сказкотерапию, песочную терапию, нейрографику.
7. Перечень применяемых психолого-педагогических программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности
№ п/п | Название программы | Тип программы, цель | Возраст обучающихся (класс) | Список используемой литературы |
1 | Дополнительная образовательная программа «Альбом сказок» коррекционно-развивающего психолого-педагогического обучения, направленная на социально-психологическую адаптацию первоклассников к школьному обучению (10 ч.) | Коррекционно-развивающая Цель программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению. | 1 класс (6-8 лет) | Составители: Малых О. А. Ильина О. Е. |
2 | Программа профилактики рискованного поведения подростков (18ч). (Модифированная программа «ЛадьЯ») | Психопрофилактическая. Цель: профилактика рискованного поведения подростков, развитие системы положительных ценностных ориентаций. | 7-9 класс (13-16 лет) | Составитель: Ильина О. Е. |
3 | «Как не просмотреть беду» (40 ч) | Цель программы: формирование психологической устойчивости личности подростка посредством психолого-педагогического сопровождения, ориентируясь на выявленные факторы риска и редуцированные факторы защиты социально-психологического тестирования. | 7-11 класс (13-18 лет) | Авторы: Кугачева П.П., Орешкина Н.В., Колотева Е.Ю., Антамошкина Е.А., Николаева Ю.П., Штонда Е.М. |
4 | «Первый раз в пятый класс» (10 ч) | Коррекционно-развивающая. Цель программы: Психологическое сопровождение учащихся 5-ого класса, помощь в адаптации к условиям обучения в средней ступени общеобразовательной школы. | 5 класс (10-12 лет) | Составитель: Остонена А.М. |
5 | «Я выбираю профессию» | Коррекционно-развивающая. Цель программы: Развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению | 9-11 класс (14-18 лет) | Резапкина Г.В. |
6 | Психолого-педагогическая программа «Психологическая подготовка к ГИА » (9ч) | Коррекционно-развивающая | 9,11 класс | Психолого-педагогическая программа «Психологическая подготовка к ГИА и ОГЭ-9» (9 ч.) |
8 .Обобщенные итоги профессиональной деятельности.
С 01.09.2019 по 31.08.2022 года не работала по специальности.
Имею следующие награды:
-Грамота за высокий профессионализм и добросовестное выполнение служебных обязанностей при оказании психологической помощи гражданам, вынужденно покинувшим территорию Республики Украина-2014г.
-Грамота «За участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года – 2014».
-Благодарственное письмо Начальника Управления образования Администрации города – 2018
-Благодарственное письмо за участие в муниципальном этапе конкурса «Учитель года Дона - 2024»
Диплом лауреата муниципального этапа конкурса «Учитель года Дона – 2024» в номинации «Педагог-психолог».
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у обучающихся. Консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как, по отзывам самих участников, так и по динамике.
Так реализация программы «Альбом сказок» позволила повысить уровень адаптации первоклассников на 35%., уровень когнитивного развития на 28%. В ходе реализации программы «В первый раз в пятый класс», повысился уровень развития коммуникативных навыков учащихся. (на начало реализации программы: высокий уровень: 29%, средний уровень – 67%, низкий уровень – 4%; на конец реализации программы: высокий уровень-87%, средний уровень – 13%, низкий уровень- 0%.). Снизился уровень социального стресса и школьной тревожности. На конец реализации программы высокий уровень по данным показателям составил - 0%.
Программа профилактики рискованного поведения подростков позволила достичь следующих результатов:
Критерий оценки | Начало реализации программы | Конец реализации программы | ||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкийуровень | |
Склонность к рискованному поведению | 20% | \53% | 27% | 0% | 27% | 73% |
Уровень сформированности жизненно – важных навыков | 13% | 67% | 20% | 47% | 53% | 0% |
У обучающихся усовершенствовались навыки коммуникации, рефлексии и творческого самовыражения, появилось осознание себя как уникальной и полноправной личности со своими взглядами, убеждениями ценностями, развились способности устанавливать контакт и строить взаимоотношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки. У подростков появилась собственная система положительных ценностных ориентаций, усилились и развились личностные ресурсы, препятствующие формированию саморазрушающих форм поведения.
К концу реализации программы «Я выбираю профессию» К концу реализации данной программы у учащихся были отмечены следующие результаты:
Повысился уровень мотивации к профессиональному самоопределению, активизировались процессы самопознания, повысилась психологическая компетентность, сформировалась адекватная самооценка и умение планировать свое профессиональное будущее.
Стоит отметить, что на всех коррекционо-развивающих занятиях присутствовала положительная эмоциональная атмосфера. Большинство участников проявили себя творческими и незаурядными личностями. Подростки принимали активное участие в тренинговых занятиях и добросовестно выполняли домашние задания.
Просветительскую деятельность за истекший период также можно оценить, как достаточно продуктивную. Помимо участия во внутришкольных семинарах и родительских собраниях, выступала на ГМО по проблемам «Психологическая помощь детям, пережившим горе утраты» (март 2023г), «Использование нейропсихологических приемов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» (август 2023г.).
С целью воспитание толерантного отношения к людям с ОВЗ в школе была проведена акция «Зажги синим», посвященная Всемирному Дню распространения информации об аутизме.
С целью повышения профессионального мастерства приняла участие в работе VIII фестиваля мастер-классов «Проблемы особого детства: пути решения» 09.04.2023г.
Методическая работа также можно оценить положительно. На данный момент повышаю свой профессиональный уровень в области нейропсихологии.