Учитель года - 2020
Учитель года - 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_eryashkin1.ppt | 2.3 МБ |
publikatsiya.docx | 21.75 КБ |
ssylka_na_urok.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮНЫЙ ХИМИК
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Научно-исследовательские условия Исходными теоретическими и методологическими основами работы явились идеи личностно-ориентированного, развивающего и деятельностного подхода в обучении (Якиманская И.С., Занков Л.В. , Л.С. Выготский.). Методические условия Изучение литературы по методике проведения исследовательских работ ( Кончина Т.А, 4. Набор тестов JBL Testlab - Тесты для аквариумной воды, Кривоногов Д.М., Дмитриев А.И., Леонтович А.В., Саввичев А.С.,Хабибуллин Р.Д) Организационно-педагогические условия Обучение в аспирантуре НГПУ им Козьмы Минина. «Зелёный Парус» и «Компьютерный экологический центр». Выступления на РМО Лукояновского района , конференциях НГПУ им. К. Минина .
Актуальность личного вклада педагога в развитие образовании Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия» : «Важная часть внеурочной работы – организация проектной деятельности обучающихся . Задача учителя – стимулировать школьников к выполнению индивидуальных, парных и групповых учебных проектов по химии , при этом приоритет следует отдавать учебно-исследовательским проектам с экспериментальной составляющей . (раздел «Приоритетные направления, методы преподавания предметной области "Естественнонаучные предметы. Химия"»). Основная школа «Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на: < … > формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или меж предметного учебного проекта , направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (ФГОС ООО, п. 18.2.1)
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Структура исследовательской деятельности постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса); изучение теории, связанной с выбранной темой; выдвижение гипотезы исследования; подбор методик и практическое овладение ими; сбор собственного материала; анализ материала, обобщение; собственные выводы. Реализация требований ФГОС в ходе исследовательских проектов включает в себя следующие пункты:
в образовании в науке получение объективно новых знаний в приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии исследовательского типа мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний, которые являются личностно значимыми для конкретного учащегося. Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Классификация видов учебно-исследовательской деятельности по наиболее значимым дидактическим признакам Деление на группы, используемые при классификации всегда очень условно, поскольку часто выделенные группы выступают во взаимосвязи
Цель и задачи педагогической деятельности Цель: исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности. Задачи: - возникновение и развитие интереса к химической науке; - формирование ключевых компетентностей учащихся; - развитие навыков самостоятельной деятельности.
Место ТО «Юный химик» в системе образование Ведущая педагогическая идея
Забор проб воды для исследования Подготовка реактивов для анализа воды Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Набор тестов, JBL Testlab
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Проведение химического анализа воды Подсчет поверженных щитков ряски малой
Конкурс исследовательских работ им. Вернадского Региональный этап всероссийского национального юниорского водного конкурса Финал всероссийского национального юниорского водного конкурса Методика
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Конкурс Результат Олимпиада Результат Нижегородский региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского Участник VII региональных юношеских чтений им. В.И. Вернадского Всероссийская олимпиада школьников по химии (победитель муниципального этапа) 12 Всероссийская молодежная экологическая Ассамблея Диплом Лауреата Поволжская открытая олимпиада школьников Будущее медицины (диплом 3 степени) Областная конференция школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов» Диплом Лауреата Олимпиада школьников СПбГУ по химии Призер Российский национальный юниорский водный конкурс Финалисты регионального уровня Российский национальный юниорский водный конкурс Диплом финалиста Результативность профессиональной педагогической деятельности
Результативность профессиональной педагогической деятельности
Вывод Творческое объединение «Юный химик» занимает особое место в системе дополнительного образования и обладает большими возможностями для реализации исследовательской деятельности школьников В процессе реализации исследовательской деятельности у учащихся: формируются способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, развивается интерес к химической науки развитие навыков самостоятельной деятельности формируются ключевые компетенции
Транслируемость практических достижений
Транслируемость практических достижений ТРАНСЛЯЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА: выступления на заседаниях школьного и районного МО учителей биологии и химии, публикации на личном сайте ( Ссылки\Грамоты\сайт. docx/ ) Выступление на российско – германском семинаре о глобальных изменениях климата «Карта качества воды» «Карта качества воздуха» СМИ Участие в конференциях и публикации ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: Дополнительное образование ТРУДНОСТИ И РИСКИ: Система оценивания исследовательской деятельности учащихся; Временные рамки. Количество детей желающих участвовать в исследовательской деятельности .
Литература Кончина Т.А Полевой практикум по экологии [Текст] / Т.А. Кончина – Арзамас: АГПИ, 2007.-69с. Нижегородские общественные экологические организации «Зелёный Парус» и «Компьютерный экологический центр»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: ( http://smotrivodu.ru ). Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990. Ткачёв Б.П. Малые реки: современное состояние и экологические проблемы. Аналитический обзор. / Б.П. Ткачёв, В.И. Булатов – Новосибирск, 2002. – 113 с. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики \ Л.С. Выготский – Москва Издательский дом “Шалвы Амонашвили” 1996. – 305 c. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: методическое пособие / Е.В. Тяглова. – М.: Глобус, 2007. – 224 с. Исаев Д.С. Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе: Пособие для учителей и студентов. – Тверь: Славянский мир, 2007. Малолеткова Е.И. применение исследовательского метода на внеклассных занятиях // Химия в школе – 1978 № 4. Батаева Е.В. Формирование исследовательских умений //Химия: методика преподавания в школе. – 2003, № 8 с 13-20, № 1 с 22-27. Арцев М.Н. Учебно - исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч. 2005 , № 6 с. 4-29 Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с. – (Современная школа: управление и воспитание).
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮНЫЙ ХИМИК
Д.В. Еряшкин, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лукояновская средняя школа №1, учитель химии и биологии.
Россия, 607800, Нижегородская обл., г. Лукоянов, ул. Кирова, д. 34
Тел.: 89290397868, e-mail: dmitry.eryashkin@yandex.ru
Основой моей педагогической деятельности является организация исследовательской деятельности учащихся на занятиях творческого объединения «Юный химик».
Актуальность данной деятельности заключается в том, что «Задача учителя – стимулировать школьников к выполнению индивидуальных, парных и групповых учебных проектов по химии, при этом приоритет следует отдавать учебно-исследовательским проектам с экспериментальной составляющей. (ФГОС ООО, п. 18.2.1)
Главная цель исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности [7].
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
В рамках творческого объединения «Юный химик» происходит формирование экологически образованной личности с помощью исследовательской деятельности обучающихся. В ходе выполнения работы ученики не только отрабатывают методику исследования, изучают сложные процессы взаимодействия различных природных явлений, живых организмов и антропогенных факторов, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания. В данной работе приводится описание исследования качества воды на участке русла реки Теши в двух точках: выше и ниже города Лукоянова (Нижегородская область) по результатам биоиндикационных и гидрохимических исследований. С помощью растения ряска малая (Lemna minor L.) проводили биоиндикацию степени загрязнения воды, а с помощью тест-лаборатории JBL - гидрохимическое исследование качества воды. Далее по индексу загрязненности воды (ИЗВ) определяли класс качества воды. Город оказывает сильное антропогенное воздействие на качество воды в реке Теше – вывод данного исследования.
15 мая 2013 года в рамках форума «Великие реки», нижегородские экологические организации «Зелёный Парус» и «Компьютерный экологический центр» запускают пилотный проект молодёжного общественного контроля качества воды в водоёмах Нижегородской области. В течение полугода более 20 групп школьников еженедельно измеряли качество воды и выкладывали результаты измерений на сайт http://smotrivodu.ru.
В рамках девятой молодёжной экологической Ассамблеи прошёл семинар по определению качества воды, на котором участникам проекта «Карта качества воды» рассказали, как проводить мониторинговые исследования и отбирать пробы. Школьники и их педагоги провели пробное исследование пробы из нижегородских отстойников, где обнаружили ожидаемое превышение ПДК по нитратам и силикатам. Группам выдали набор тестов JBL Testlab при помощи которого можно проводить качественный и количественный анализ воды. За время участия в проекте школьники на занятиях творческого объединения « Юный химик» выполнили работу «Исследование качества воды участка реки Тёши на территории Лукояновского района». В результате проведенного исследования было показано, что город оказывает сильное антропогенное воздействие на качество воды в реке Теша.
Во время проведения работы была написана статья в газету «Лукояновская правда» с названием «Качество воды под контролем». Ее целью была информирование населения о загрязнениях, и устранение их причин. Так же результаты исследования оперативно публиковались в открытом доступе на сайте проекта [2].
Работа была представлена на Конкурсе исследовательских работ им. Вернадского, по итогам работы наиболее активные группы были награждены поездкой в Германию. На российско-германском семинаре «Перспективы адаптации к глобальным изменениям климата: биологические и социальные аспекты». Ученики выступили с докладом «Исследование качества воды реки Теши в районе г. Лукоянова во временном аспекте» в котором рассказали о реализации проекта «Карта качества воды» в Лукояновском районе. Также наша делегация приняла участие в работе круглого стола «Международный обмен». Переняв зарубежный опыт в проведении и оформлении исследовательских работ. Наша работа была усовершенствована и представлена на Региональном этапе Всероссийского национального юниорского водного конкурса. Став его победителями, школьники поехали на финал Всероссийского национального юниорского водного конкурса, который проходил в Москве. Ученики достойно представили результаты своей работы.
Приятно отметить, что наше международное сотрудничество на этом не завершилось. В марте Лукоянов посетили руководитель организации «Зеленый парус» и компьютерного экологического центра Р.Д. Хабибуллин, доцент кафедры биологии, географии и химии Арзамасского филиала ННГУ им. Лобачевского Т.А. Кончина и директор общества «Кессельберг» Хартмут Вольтер посетили город Лукоянов, где и состоялась встреча с учащимися Лукояновской школы № 1. Ребята, интересующиеся вопросами экологии, слушали рассказ гостей о деятельности по сохранению окружающей среды, задавали вопросы, рассказывали о своих успехах.
Хартмут Вольтер, поделившись впечатлениями от увиденного, отметил современное оснащение кабинетов школы. Он обратил внимание, как много в российской глубинке домов из дерева - самого экологичного материала и пожелал новым знакомым дальнейших успехов в деле охраны окружающей среды.
Вывод
Творческое объединение «Юный химик» занимает особое место в системе дополнительного образования и обладает большими возможностями для реализации исследовательской деятельности школьников.
В процессе реализации исследовательской деятельности у учащихся:
- формируются способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности,
- развивается интерес к химической науке
- развитие навыков самостоятельной деятельности
- формируются ключевые компетенции
ЛИТЕРАТУРА
1. Кончина Т.А Полевой практикум по экологии [Текст] / Т.А. Кончина – Арзамас: АГПИ, 2007. - 69с.
2. Нижегородские общественные экологические организации «Зелёный Парус» и «Компьютерный экологический центр»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: (http://smotrivodu.ru).
3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / М.: Сентябрь, 1996 – 96 с.
4. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: методическое пособие / Е.В. Тяглова. – М.: Глобус, 2007. – 224 с.
5. Сибагатуллина, А. М. Измерение загрязненности речной воды (на примере малой реки Малая Кокшага): научно-учебное изд. / А. М. Сибагатуллина, П. М. Мазуркин; под ред. проф. П. М. Мазуркина. – М.: Издательский дом «Академия Естествознания», 2009. – 72 с.
6. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с. – (Современная школа: управление и воспитание).
7. Кончина Т.А. Формирование экологической компетентности учащихся сельской школы через проектно-исследовательскую деятельность / Т.А. Кончина, А.Ю. Фролова // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса [Текст]: материалы XІІ Всероссийская научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. В.Н. Крылова. – Арзамас: АФ ННГУ, 2016. – С. 94 – 99.
8. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие.- М., 2004, с.35-45
Предварительный просмотр:
https://yadi.sk/i/xqJPbd-WwGWoZg