Мои публикации

Наталия Викторовна Пятак

Консультация для   родителей  «Развиваем речь, играя»    для детей 6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для

родителей

 

«Развиваем речь, играя»

для детей 6 лет

https://viline.tv/moda/yii2images/images/image-by-item-and-alias?item=Article210&dirtyAlias=606232eabf-1.jpg

          «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (Сухомлинский).

           Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование. И как сложно вашим детям, ведь они - ваша надежда и гордость! Они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы вы поиграли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство - чувство локтя, чувство коллективизма.

           Ребёнку хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища.

          Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16»

Консультация для родителей «Читаем вместе с ребенком»

-Определите  круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору  книг.

 

-Книги,  которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

 

-Изучайте  списки рекомендованных программных произведений детской литературы для  домашнего чтения.

 

-Следите,  чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу  приносит только постоянное разностороннее чтение.

 

-Старайтесь,  по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте  совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям  более старшего возраста.

 

-Если Вы  обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит  что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в  книгах, журналах ответы на все свои вопросы.

 

-Давайте  Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные,  спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить  наиболее полные знания по их интересам.

 

-Помогите  создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших  детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному  отношению к книге.

 

-Прививайте  детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время  еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.

 

-Воспитывайте  бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с  книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие  предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

 

-Читайте  Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень  подходит для этого время перед отходом ко сну.

 

-Пусть Ваши  дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и  для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

 

-Просите  старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с  удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же,  как их старшие братья, сестры или друзья.

 

-Ходите  вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную  книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для  семейного чтения домой.

 

-Участвуйте в  литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения и т.д.

 

Ведите  «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях  семьи.

Как начать семейное  чтение 
  Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу,  которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга  сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились  и почему. 
  Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака:  «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается  родство души». 
  
Не спешите расстаться с прочитанной книгой
  Самый  простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам),  нарисовать портреты полюбившихся героев. 
  Можно  «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков  ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д. 
  А еще можно  устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые  сказки. 
  И, конечно,  если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку  можно продолжить самим или придумать новую. 
  
Если телевизор  конкурирует с книгой 
  Вот некоторые интересные наблюдения и советы,  предоставленные Институтом родителей (Канада): 
  Если к  выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена  слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет  проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с  увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра  телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то  выберет и для себя. 
  
Да! 
  -по  возможности раньше начните читать ребенку вслух; 
  -постарайтесь  каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух; 
  -помните, что  искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать. 
  
Нет! 
 - не читайте  истории, не нравящиеся вам самим; 
  -не удивляйтесь  и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу  же. 
  -не  конкурируйте с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между  книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же -  на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Равнодушным тоном скажите  ребенку: «Телевизор мы включим в семь часов вечера». Если он хочет слушать  сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем  случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги; 
  При чтении  вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики педагогов: 
  -если читаете  стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму; 
  -закончив  читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные  истории с ним самим; 
  -спросите у  ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю. 
  Помните, как  трудно вам было расставаться с книгой только потому, что настало время идти  спать? Не доводилось ли вам брать с собой в постель фонарик, чтобы успеть  прочитать хоть несколько страничек, пока вас не застанут родители? 
  Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и  не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что  может бодрствовать, сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу. 
  Такому  вечеру можно дать особое название - вечер чтения, «сказочная вечеринка»; 
  Носите с  собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком  или длительное ожидание в очереди; 
  В некоторых  семьях заведено раз в неделю «забыть обо всем и только читать». На эти полчаса  выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это  время заранее, с отметкой в семейном календаре. 
  Но эти  тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся  семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер. 
  Исследования  показали, что дети, смотрящие телевизор больше десяти часов в неделю, читают  хуже своих сверстников, которым родители ограничивают время пребывания перед  экраном. В некоторых семьях папа или мама выдают «ТВ-билеты» - каждый действителен  30 минут. Если билеты кончились, телевизор исключается до следующей недели. 
  Ни  компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя  противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал,  за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что  книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер,  телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать  содержание.

 «Памятка» о «щадящем чтении»

 

Читать 5-7  минут

 

Пересказ  прочитанного (абзац)

 

Отдых  час-два

 

Чтение еще  одного абзаца

 

Пересказ

 

Отдых



Предварительный просмотр:

Как разучивать        наизусть стихотворения с детьми.

(памятка в помощь родителям)

Как разучивать        наизусть стихотворения с детьми.

  1. Сначала следует прочитать стихотворение.

o Выяснить все непонятные слова и выражения.

o Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.

o Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, НЕ РАЗДРАЖАЯСЬ.

o Предложить ребенку ещѐ раз представить себе описываемые события и прочитать стихотворение ещѐ раз.

o Через несколько часов вновь предложить ребенку прочитать стихотворение.

o Перед сном ещѐ раз предложить прочитать стихотворение.

o Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребенка.

Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение:

  1. Выяснить перед чтением или во время чтения трудные слова.

  1. Спросите, понравилось ли произведение? Чем? o Что нового, интересного он узнал?

o Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

o Как описана природа?

o Какие слова и выражения ему запомнились? o Чему научила его книга?

o Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. o Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.