Главные вкладки
Мацелевич Татьяна Николаевна
Воспитание и образование.
В современном понимании воспитание и образование детей неотделимо друг от друга, и эти два направления дополняются и обогащаются. Никто из современных родителей не будет спорить на тему- хочет ли он или нет, чтобы его ребенок стал смелым, благородным, прямодушным, учёным, сильным, хладнокровным в любой ситуации, имел опрятный внешний вид, был деликатным и приятным в общении с другими людьми.
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова определяет воспитание как навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Образование- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Проблемами воспитания человечество интересовалось давно. Идея ясна- воспитание человека идеального во всех отношениях. Разумеется, что аристократия, средний класс и бедный люд должны были воспитываться по разным критериям и, следовательно, методикам. Бедному люду и вообще некогда было думать о воспитании детей- хворостину в руки в 5 лет, и иди- паси гусей. А по мнению Рабле- знаменитого французского писателя начала XVl в., одна из главных функций образования и воспитания состоит в том, чтобы молодые аристократы росли «как растения на солнце. Современному же человеку трудно понять это высказывание. Если только как- цветок, как известно, не вырабатывает собственных путей решения своих проблем, чтобы ему было максимально комфортно расти. Исключение- подсолнечник, который поворачивается к солнцу, да ещё некоторые другие цветы, например бархатцы. Шотландской королеве Марии Стюарт, жившей почти пятьсот лет назад (родилась в 1542г.), очень понравилась идея Рабле, и она сделала цветок бархатцев своей эмблемой. Она, не проявляя и не стремясь проявлять выдающиеся способности в учёбе, была живой и сообразительной, быстро училась и обретала уверенность в себе. Она с детства следовала только собственным инстинктам и сосредотачивалась только на том, что ей лично нравилось. Её родственница королева Англии Елизавета l свободно говорила на французском и итальянском языках, знала и испанский, хорошо изъяснялась на латыни и «средне на греческом». Она виртуозно владела клавесином, а Мария Стюарт уверенно, хотя и не блестяще, но любила играть на лютне. У них были отличные учителя, посвятившие их детству и отрочеству все свои лучшие годы.
Один из наставников сына Марии Стюарт Джеймса Стюарта в качестве метода воспитания включил регулярные физические наказания, те мальчика регулярно пороли, чтобы «поощрять его стремление к учёбе», и это средство оказалось таким действенным, что Джеймс (будущий король Англии и Шотландии) до конца своей жизни помнил наизусть отрывки из произведений классических авторов. По свидетельству современников, он получил лучшее по тем временам образование и воспитание. В частности, латынь он освоил раньше, чем научился разговаривать. Также он свободно говорил с детства по-французски и по-гречески.
У нас, в России, тоже детей пороли. Максима Горького и его двоюродных братьев самолично порол родной дедушка Каширин по субботам.
Таким образом, известно, что секли почти всех королевских детей, детей лавочников, простолюдинов. Императрица Мария Фёдоровна - жена Павла l велела генералу Ламсдорфу- воспитателю младших сыновей (будущего императора Николая 1 и его брата Михаила) сечь их по «надобности». Дочерей же она не велела сечь, но они так были вымуштрованы маменькой, что в её присутствии не смели не то, что слово вымолвить, но даже сесть.
В романе М.Твена «Принц и нищий» введен персонаж- мальчик для битья, которого пороли, когда наследник престола провинится. Посмотрите на благонравных юных девиц Марию Стюарт и Елизавету Тюдор! Как кратко и воспитанно они выглядят в своих 13-15 лет! Они являли миру свои безукоризненные манеры, они преклоняли колени перед родителями, они были прекрасно воспитаны, что не мешало им, повзрослев, интриговать, ненавидеть, изменять мужьям, заводить фаворитов. И всё это было итогом безупречного воспитания. «Кроткая милая сестрёнка»-так мальчик, король Эдуард называл свою сводную сестру Елизавету. Не тогда ли- в отрочестве Елизавета научилась лицемерию? Мария Стюарт же хотела получить именно то, что нравилось ей лично, а не другим.
Когда она выросла, многие считали её чуть ли не исчадием ада, участвующим в убийстве мужа, отца её сына. Другие же не скупились на нелестные эпитеты для Елизаветы l. Несомненно, что обе часто вели себя отнюдь не так, как полагается поступать разумным, воспитанным и имеющим совесть женщинам. Понятие же «совесть» не меняется с веками и является одним из признаков правильно воспитанного человека. Елизавета Петровна, дочь императора Петра l, будучи несомненно набожной женщиной, не стеснялась бить приближённых по щекам и отрезать украшения на их платьях и прическах, если они ей не нравились или она завидовала этим удачным чужим украшениям.
Итак, до конца XlX века детей воспитывали по- старинке, применяя установившиеся методики, смотря для каких целей воспитывалось то или иное чадо. Ход педагогического мышления в ХХ веке в основном определялся коротким списком выдающихся педагогов-всего 4 педагога:
-Джон Дьюи (1859 – 1952гг)
-Георг Кершенштейнер (1854-1934гг)
-Антон Макаренко (1854-1934гг)
-Мария Монтессори (1870-1952гг).
В XXl веке наиболее популярна последняя. Кто же это Мария Монтессори и в чем чудо её идей воспитания?
У нас в руках книга Е.И.Тимошенко «Чудо Монтессори или учение без мучение и воспитание без оценок, наград и наказаний» (заметки для родителей, изд-во ФОРУМ, М.; 2014).
Мария Монтессори была ровесницей многих педагогов новаторов - конца XlX -XX вв. она была родом из состоятельной итальянской семьи и с детства отличалась целеустремленностью и пытливостью. В 26 лет она стала первой в Италии женщиной- врачом, но уже в 1998 году стала возглавлять первую римскую школу для коррекции поведения, созданную на базе приюта для умалишённых детей- а это были страшные заведения, судя по отзывам современников. И она в кротчайшие сроки полностью изменила порядки в этом карцере, а сами дети сумели сдать обычные школьные экзамены по программе для нормальных детей. Она начала изучать проблемы лечения и обучения детей с ограниченными возможностями и пришла к выводу- проблемы подобных детей скорее педагогические, а не медицинские. Отсюда вывод-необходимо создавать детские сады и школы. Далее она посвятила свою жизнь разработке собственной педагогической системы.
В 1900 году она возглавила первую свою школу для детей с ограниченными возможностями. Результаты были удивительными уже через 3 месяца.
В 1907 году в Риме открылся первый в мире «Дом ребенка», реализующий принципы Монтессори- для бедных детей окраин Рима. Невзирая на поведение детей, она учит их вежливости, уходу за собой, пытаеться раскрыть личность каждого ребенка.
В 1908 году открылась вторая школа, а затем через год- проведен курс по подготовке монтессори-учителей, что приводит к проникновению идей М. Монтессори в многие страны.
Далее вышла книга «Дом ребенка. Метод научной педагогики», а в Санкт-Петербурге (ул.Шпалерная,7)- открылся монтессори -сад. В 1929 году она открывает Международную Монтессори Ассоциацию.
Увы, в 1926 году в России сады Монтессори были запрещены; также в Германии, Италии и Испании. После войны Мария Монтессори вернулась в Европу. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета, а она пишет свои главные труды и много выступает до 1952 года.
Что-же такое система Монтессори?
Её основу составляет три фундаментальных понятия:
1. РЕБЕНОК ( и особое отношение к нему),
2. УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК (но совсем не такой, как в традиционной школе),
3. СРЕДА (т.е. обстановка, которая ребенка окружает),
И в книге «Чудо Монтессори» три её главы посвящены РЕБЕНКУ, НАСТАВНИКУ, СРЕДЕ.
В приложении в книге приведены практические рекомендации по организации отдельных занятий с детьми дома.
В настоящие время отмечен рост интереса к педагогической системе М.Монтессори. Писатель Габриэль Гарсия Маркес, Жаклин Кеннеди, внуки английской королевы, Франсуа Миттеран, актер Джорж Клуни, миллиардеры Сергей Брин и Лэри Пэйдж, внуки Льва Толстого и Билла Клинтона, Зигмунта Фрейда, Томаса Эдисона- все они или лично или их дети и внуки воспитывались по методу М.Монтессори или были его сторонниками и активно пропагандировали её идеи свободной педагогики.
Методика это учит:
-период от рождения человека до 6 его лет очень важен;
-свобода малышу очень нужна;
-надо воспитывать, не наказывая и не поощряя;
-следует учить малыша, не исправляя его ошибок;
- воспитывать самостоятельность и ответственность;
- использовать педагогические принципы системы М.Монтессори, ежедневно общаясь со своим ребенком.
Всё это несомненно интересно для родителей, однако у, педагогов и воспитателей неизбежно возникает множество вопросов:
- как использовать эту методику в нашей стране; где традиционно используется только классическая методика воспитания?
-годится ли эта методика для всех имущественных прослоек общества или была разработана в основном только для элиты?
-почему некоторые из вышеуказанных личностей явно не являются высоконравственными людьми с нашей (русской, народной) точки зрения, хотя и воспитывались в Монтессори-школах?
И многие другие вопросы.
Например, что такое свобода ребенка?
Вот показывают по телевизору наследника трона европейской страны, учившегося в мантессори- школе, а сейчас ему хорошо за 40 лет - но не в брюках, а в плавках. Он на светском приеме, в орденах. Ведь его учили быть свободной личностью! Он и свободен на всю оставшуюся жизнь!
Как обстоит дело со свободой в нашей русском детском саду?
Пример: Саша (2 года 11 месяцев) бьет Мишу (3 года 2 месяца) по голове деревянной лопаткой. Воспитатель спрашивает.
-Ты за что его бьёшь? Что он тебе сделал?
Ответ будет такой:
-Он нехолосый. Он отоблал у Саши мячик.
Воспитатель опять спрашивает:
-А если он тоже будет драться?
И так до бесконечности. А если удар по голове приведет к синяку? Ведь в нашей стране будут отвечать взрослые- воспитатели или родители. Интересно, кто будет в этом случае отвечать в мантессори-саду?
Пример 2. :шестилетняя внучка с радостью показывает русской бабушке грамоту за участие в концерте. Вы что- должны её не поздравить, не порадоваться за неё, вытащить шоколадку и не вручить её девочке?
Пример 3. трехлетний мальчик любит мучить котенка, тот мяукает жалобно, пытается улизнуть. Что, папа не должен приструнить негодника? А что будет потом, когда шалун вырастет?
В заключение приведем высказывания Марии Монтессори:
«…Главная задача ребенка - это строительство человека, в которого ему суждено превратиться»:
«Нам потребовалось бы 60 лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три первых года своей жизни».
«Разум человека не появляется на пустом месте. Он строится на фундаменте, который ребенок закладывает во время своих сенситивных периодов!»:
«Воля не сможет развиваться, если в сознании не созреет порядок, ясность, если мы будем туманить ум ребенка нагромождением идей, уроками, которые приходится учить наизусть, если мы помешаем детям принимать решения, решая всё за них».
Вроде в этих цитатах все правильно, все ясно наверняка в вопросе- не пора ли нам в наших детских садах и школах переходить от классической педагогики методики М. Монтессори рано ставить точку.