Разработки уроков

Ахатова Гульнара Салаватовна

Предварительный просмотр:

Тема: Отечественная война 1812 года.

Цели урока:  

1. Сформировать представления о войне 1812 года.

2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.

3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории.

 Задачи урока:  

  1. Проверить усвоение пройденных на прошлых уроках тем.
  2. Дать определение понятию «Отечество».
  3. Познакомить с военной биографией Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова.
  4. Познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года.
  5. Показать, какую роль в победе над французской армией сыграл простой русский народ.
  6. Проанализировать материал всего урока и ответить на проблемный вопрос: Почему война 1812 года называется Отечественной?
  7. Проверить усвоение нового материала с помощью теста.
  8. Показать презентацию в течение урока.

 Оборудование:  

проектор, экран, флэшкарта с презентацией, задания для групп: репродукции картин, отрыки из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушнина, карточки для проверки домашнего задания.

        Ход урока.

1.Организацонный момент.

Класс разбивается на группы.

І. Организационный момент: (приветствие, проверка готовности к уроку)

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Как Кутузов бил французов

Узнать сегодня предстоит.

ІІ. Этап подготовки к работе на основном этапе. Актуализация ранее изученного:

У. Начнем урок с работы в паре. Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось? 

У. - Что общего у этих пословиц?

У. - Как вы думаете, почему именно с них мы начали урок?

-Дети, работая в паре, составляют из слов пословицы. У каждого ряда – своя пословица:

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

 Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей).

Д. - Все они о Родине.

Д. - Мы изучаем историю своей Родины.

У.- Какую тему изучали на прошлом уроке?

Д. - Эпоху Екатерины Великой - российской императрицы.

У.- Давайте вспомним наиболее важные моменты этой темы.

У. 2 слайд: - Кто продолжил дело Петра І?

Д.  3 слайд: - Екатерина Великая.

У. 4 слайд: - Назовите самый большой город Российской империи в 18 веке.

Д. 5 слайд: - Санкт- Петербург.

У. 6 слайд: - Во время войны России и Турции отличились?

У. 7слайд: - Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов. Вы видите портреты этих великих полководцев.

У. - Молодцы, действительно у России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин России.

У. 8 слайд: - Назовите событие, которое произошло в этот год, перед вами лента времени.

У. - Вы хорошо справились с этим заданием.

У. - Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей «Родина-мать, умей за нее постоять». Почему?

Д. - Эти даты связаны с событиями, когда русскому народу приходилось защищать свою землю.

ІІІ. Этап усвоения новых знаний.

У. - Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой и отправимся в 1812 год.

У. - Говорит ли вам эта дата о чём-либо? (Если дети знают, то они отвечают, если нет, то рассказывает учитель).

У. слайд 9: - Почему эта дата изображена в языках пламени? Ответы детей

У. слайд 10: - В этом году началась одна из кровопролитных для России войн-        Отечественная война 1812 года.

У. - 2012 год объявлен годом Российской Истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы, мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны 1812 года.

- Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические истории нашей страны. Почему трагические?

        Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерть, потеря близких. В каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня мы поговорим об Отечественной войне 1812 года.(Слайд 19)

- Хотелось бы начать урок с музыкального произведения (звучит «Марсельеза»). Это образ французских войск. В ней можно услышать духовые инструменты – вихрь войны, ударные – пушечные залпы, торжество фанфар – натиск и агрессия. Это французская армия, которой руководил Наполеон Бонапарт. Что это за человек?(Слайд 20)

Ученик: Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счёт. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт  много работал баз отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось  сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. Имея в своём распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать  во всём мире. Пройдя через всю Европу, армия Бонапарта подошла к границам России. В то время его армия была численностью 600 000 человек. У России к началу войны только240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет.

Звучит народная песня «Солдатушки»

- Эта музыка символизирует русских бойцов.

- Нашей армией руководил Михаил Илларионович Кутузов.(Слайд  21)

Ученик: Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Михайдович отдал учиться в Кадетский корпус. Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. Кутузов видел, что Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю свою жизнь берёц и ценил воинов русской армии. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.

- Решающее сражение произошло на Бородинском поле.(Слайд 22)

- Откройте учебники на стр. 114 – 115 и вы увидите, как оно выглядело и узнать о сражении произошедшем на нём.

- Послушайте, как об этом сражении рассказывал М.Ю.Лермонтов в поэме «Бородино».

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий                                                                                                                

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками, (Слайд 23)

Драгуны с конскими хвостами, (Слайд 24)

Все промелькнули тут.

Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди.

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

- Какое решение приняли русские военные вместе с Кутузовым? (Оставить Москву).(Слайд 25)

Кутузов произнёс тогда слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия.»

- Что же происходило в Москве, когда туда вошёл Наполеон Бонапарт?

Ученик: Лев Николаевич Толстой говорил об этом следующее: « Москва загорелась от трубок, от кухонь , от костров, от неряшливости солдат… Москва должна была сгореть, каждая деревня, фабрика, каждый дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей.

- Может оно так и было. Однако известно, что московские власти взорвали воинские склады и эвакуировали команды с «огнегасительными» инструментами.(Слайд 26)

- Почему же Наполеон вынужден был отступить?

В сожженном городе он ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.(Слайд 27)

- Вот, что в своих воспоминаниях писал Наполеон:

«Никогда все поэты, изображая сказочный пожар Трои, не могли в своём изображении представить что – либо похожее на действительный пожар Москвы. Ужасающий ветер раздувался самим пожаром и производил огненные вихри. Перед нами был буквально океан огня. Повсюду поднимались горы пламени, с невероятной быстротой вздымались к раскалённому небу и также быстро падали в огненное море. Это величайшее и поразительнейшее и в то же время ужаснейшее зрелище, какое мне когда-либо приходилось видеть…»

- Селения были разорены. Негде было достать еды. Измученные французы сильно мёрзли. Они надевали на себя всё, что могли найти в брошенных домах: женские платья, шубы, одежду священников и даже шкуры, содранные с мёртвых лошадей.

- Беглецов преследовали партизанские отряды, армия Кутузова. (Слайд 28)

Таков был конец павшей армии Наполеона.

- А сейчас мы поработаем в группах.

Первая группа – историки. Задание историкам:

Даны отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Надо определить, о каких периодах войны 1812 года идёт речь:

1.Тогда гроза двенадцатого года

   Ещё спала. Ещё Наполеон

   Не испытал великого народа –

   Ещё грозил и колебался он. (Накануне войны)

2. Шли племена,

      Бедой России угрожая,

      Не вся ль Европа тут была?

      А чья звезда её вела?   (Начало войны. Наполеон.)

3. Но стали ж мы пятою твёрдой

      И грудью приняли напор

      Племён, послушных воле гордой,

      И равен был неравный спор.   (Бородино.)

4. Где ты, краса Москвы стоглавой,

      Родимой прелесть стороны?

      Где прежде взору град являлся величавый,

      Развалины теперь одни.   (Пожар в Москве.)

5. Сразились – русский победитель.

      И вспять бежит надменный галл…    (Изгнание Наполеона.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ооапапаваа Права ребёнка в новом веке

Слайд 2

Государственные символы России

Слайд 3

На что имею право? На что не имею Что можно делать? Что нельзя?

Слайд 4

Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошную неразбериху.

Слайд 5

Законы –это правила, которые устанавливает государство. Главный закон нашей страны – Конституция. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года.

Слайд 6

В конституции записаны права граждан нашей страны. Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством и определяют отношения людей в обществе. Права ребёнка надо знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.

Слайд 15

Кроме прав есть обязанности. Обязанности – это определённый круг действий, безусловных для выполнения. В Конституции Российской Федерации записаны не только права, но и обязанности граждан России. Порядок – это единство прав и обязанностей.

Слайд 16

Обязанности: 1. Соблюдение Конституции и законов.

Слайд 17

2.Уважение прав и свобод других людей.

Слайд 18

3. Получение основного общего образования.

Слайд 19

4. Забота о памятниках истории и культуры.

Слайд 20

5. Сохранение природы и охрана окружающей среды.

Слайд 21

6.Защита Отечества и несение военной службы.

Слайд 22

Вопросы: 1.Где записаны права и обязанности граждан России? 2. Когда была принята действующая Конституция РФ? 3.Зачем нужна Конституция? Конституция 12 декабря 1993 года


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики № 94 (4). УГЛОВОЙ ГРАДУС

Слайд 2

Разбейте числа на классы и прочитайте их: 1654385; 19800000; 28534406; 30006000; 9050000; 600000001. - Что обозначает каждая цифра в записи данных чисел? - Расположите их в порядке убывания.

Слайд 3

Сравните числа: 6280 … 6028; 24196 … 27215; 14278 … 14728; 503001 … 503100.

Слайд 4

Решите данные примеры устно: 900 : 3 + 72 : 6; 39 × 1 - 51 : 3; 400 : 2 - 96 : 8; 88 : 22 + 76 : 19; 51 : 17 + 72 : 18; 400 : 100 + 540 : 9; 90 : 15 - 60 : 12; 800 : 200 + 600 : 300.

Слайд 5

Виды углов. - Какие углы вы видите на чертеже? - Как вы их различаете между собой? Как можно измерить каждый из них? (Проблема!)

Слайд 6

Постановка учебной задачи: ввести мерку для измерения углов без использования модели другого угла.

Слайд 7

Угловой градус. Самой распространенной меркой для измерения величины угла является часть прямого угла - градус. Обозначается 1°. В соответствии с градусной мерой угла существует классификация углов: 90° - прямой угол; меньше 90° - острый угол; больше 90° - тупой угол; 90° × 2 - развернутый угол.

Слайд 8

При сложении углов их градусные меры складываются , при вычитании - вычитаются .

Слайд 10

Градусные меры углов. № 1, с. 13. угол в 56° - острый угол в 90° - прямой угол в 138° - тупой угол в 3° - острый Ответ: КАИР.

Слайд 11

№ 5, с. 14. По образцу: а) Ð ВАС = Ð ВАD + ÐDAE + Ð EAC = 28° + 28° + 16° = 72°; б) Ð ВАС = Ð DAC - Ð DAB = 90° - 45° = 45°; в) Ð BAC = Ð DAC - Ð DAB = 180° - 42° = 138°; г) Ð DAM = Ð BAC = 37°; д) Ð BAC = Ð EAB - Ð EAD - Ð DA C = 180° - 19° - 90° = 71°; е) Ð BAC = Ð MAK - Ð MAB - Ð CAK = 180° - 30° - 24° = 126°. Луч АВ на чертеже (б) является биссектрисой, так как делит угол DАC пополам.

Слайд 12

1. Решение задач. № 11, с. 16 - самостоятельно. П р о в е р к а: а) 48 : 4 × 7 = 84 (морковок); б) 240 : 12 × 100 = 2000 (монет); в) 5 : 18 = (ябл.); г) 1) 4 : 9 = (л) - съел, 2) (л) - осталось; д) 20 : 5 × 3 = 12 (л).

Слайд 13

Порядок действий, программа вычислений. № 13, с. 16.

Слайд 14

Итог. - Прокомментируйте свое открытие на уроке. - Что можете сказать? - Что такое градус? - Как его обозначают? - Сколько градусов содержит прямой угол? - Какой угол называют острым? - Какой угол называют тупым? - Сколько градусов содержит развернутый угол?

Слайд 15

Домашнее задание: № 7, с. 15; № 13 (б), с. 16.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимнее панно «Снегирь»

Слайд 17

Речевая зарядка. Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей! Прилетели! прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный нос Им рябинку принес.

Слайд 22

Физминутка «Снегири». Вот на ветках посмотри В красных майках снегири. Распустили перышки. Греются на солнышке. Головой вертят, вертят . Улететь они хотят. Кыш! Кыш! Улетели!

Слайд 24

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Павловка

муниципального района Нуримановский район

Республики Башкортостан

       Мероприятие, посвященное месячнику здоровья

на тему:

«Зов Джунглей»

C:\Users\admin\Downloads\DSC06196.JPG

                                                                                         Провели: Ахатова Г. С.

                                                                                            Нуриманова Л. О.

                                                                                                             Сагидуллина А. С.

                                                    2014

Цель:

1. Предоставить детям возможность посоревноваться со сверстниками в быстроте, ловкости, силе, выносливости, смелости, решительности;

2. Побуждать к активному творческому самовыражению.

3.Развивать умение применять полученные знания на практике - закреплять и совершенствовать навыки основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазания;

4.Учить сопереживать успехам и неудачам товарищей, доброжелательно, с уважением относиться друг к другу не зависимо от побед и поражений

5.Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

6.Продолжать воспитывать такие качества, как товарищество, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам по игре.

Оборудование: бананы, кости, ракушки, 3 тарелки, 3 таза, 18 рыбок. 3 обруча, 3 фитбола, 3 мешка, 18 мячей - 9 зеленых, 9 желтых, 3 корзины.

Под музыку учитель вместе с детьми входит в зал. Удивляются, куда они попали.

У: Что у нас тут приключилась,

зал наш в джунгли превратился

Есть крокодил тут, как ни странно,

Есть кенгуру, есть обезьяна,

Других зверей немало тут.

В общем – джунгли нас зовут!

Все вместе - джунгли зовут!

Как вы думаете, какой будет праздник? (зов джунглей)

У: ребята, вы любите путешествовать?

Я предлагаю вам отправиться в джунгли. Знаете ли вы, что такое джунгли? (густой лес)

Кто живет в джунглях? (крокодилы, обезьяны, слоны, львы, тигры)

У: джунгли – это такое место, где за каждым кустом и деревом нас подстерегаютопасности. Здесь вам пригодится всё, чему вы научились на физкультуре. Если вы умеете прыгать, бегать, кувыркаться, то джунгли вас зовут!

Чтобы отправиться в джунгли нам нужно превратиться в животных. Это сделать очень легко, нужно покружиться, похлопать в ладоши и потопать ногами.

Дети кружатся, а учитель в это время надевает маски с изображением животных.

Итак, ребята, вы готовы? Тогда джунгли нас зовут!

С восходом солнца здесь начнутся соревнования между хищниками, травоядными и рыбками.

За каждую победу хищники будут получать косточку, травоядные – банан, рыбки – ракушки. В конце игры мы подсчитаем добычу и выявим победителя.

C:\Users\admin\Downloads\DSC06198.JPG

1эстафета «Змейка»

По команде учителя дети начинают эстафету. Первый игрок бежит до стойки и обратно, затем берет второго игрока и т.д. до тех пор, пока все игроки соберутся образуют одну длинную цепочку-змейку.

2 эстафета «Заячьи эстафеты»

Всем участникам команды нужно пролезть через туннель и обратно бегом вернуться к своей команде.

3 эстафета «Прыжки на мячах»

По команде учителя участники соревнований начинают прыжки на фитболах. Прыгать нужно до стойки и обратно.

4 эстафета «Закинь кокос»

По очереди участники каждой команды кидают в корзину мяч-кокос.

5 эстафета «Плавающая добыча»

Нарезанные трубочки для сока плавают в тарелке с водой. По команде учителя, ложкой брать по одной рыбке и переносить её в другую тарелку. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием

Добыча плавает в реке,

А надо, чтоб была в руке.

Надо ловким, смелым стать,

Из реки ее достать.

C:\Users\admin\Downloads\DSC06203.JPG

6 эстафета « Переправа»

Впереди бежит река,

Широка и глубока.

Берег левый, берег правый –

Начинаем переправу!

Капитан команды стоит на финише, в руках у него обруч. По команде капитаны бегут к обручу, который лежит в конце зала. После того, как капитан подбежал и взял в руки обруч, к нему бежит второй игрок и т.д. Все участники команды «переправляются» таким образом. Когда прибежит последний участник, вся команда поднимает обруч вверх, показывая тем самым о конце переправы.

Подведение итогов. Подсчет косточек, бананов и ракушек. Вручение медалей.Теперь, вам пора возвращаться в нашу школу, в спортивный зал. Превращение (кружимся, хлопаем в ладоши, топаем ногами)

Вот мы и в школе, наше путешествие окончено можете идти к себе в класс.

До свидания! Наш урок окончен.