ГОТОВИМСЯ К ГИА
Здесь представлены материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации, рекомендации по выполнению экзаменационной работы в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_raboty_nad_szhatym_izlozheniem.docx | 18.64 КБ |
sredstva_rechevoy_vyraz.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы компрессии(сжатия) текста
1.При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
2.При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
Приемы сжатого воспроизведения
- сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
- сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
- разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
- перевод прямой речи в косвенную;
- пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
Основные языковые приемы компрессии исходного текста
1) замены:
-замена однородных членов обобщающим наименованием;
-замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
-замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
-замена сложноподчиненного предложения простым;
2) исключения:
-исключение повторов;
-исключение фрагмента предложения;
-исключение одного или нескольких синонимов;
3) слияние нескольких предложений в одно.
Памятка для работы над сжатым изложением
Первое слушание текста | |
Действия ученика | Содержание |
Определи тему текста (о чем данный текст?). Аргументируй своё мнение (обрати внимание на лексику!). | Тема определяется:
|
Определи идею текста. | Идея текста определяется:
|
Определи композицию текста. Вспомни его структуру. Как сформулировать тезис? | Композиция текста – построение текста. Основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. |
Определи количество микротем по коли–честву пауз учителя. Помни: самая главная информация обычно содержится в первом или последнем предложении абзаца или в главной части сложного предложения. | Микротемы – это минимальные содержательные отрывки текста, заключающие в себе законченную мысль: они могут не совпадать с границами абзацев. Каждую микротему надо озаглавить как пункт подробного плана текста. Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Абзац – показатель микротемы. Абзац определяется интонационными паузами учителя, читающего текст. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев. |
Второе чтение. Слушание текста. | |
Осмысление прочи–танного текста. Уточ–ни основную мысль микротемы. Дополни необходимой инфор–мацией. Используя приемы сжатия тек– ста, сократи (убери) лишнюю информа–цию. | 1. Сократи текст на одну треть (вдвое, на три четверти…). 2. Сократи микротему, передав её содержание в одном–двух предложениях. 3. Убери в тексте лишнее со своей точки зрения. 4. Составь на основе текста «телеграмму», т.е. выдели и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируй главное в тексте. |
Сними нумерацию абзацев – микротем. Продумай связь между отдельными абзацами, соедини микротемы в связанный текст. | Для объединения (связи) содержания микротем в текст используются лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы. |
Напиши сжатое изложение | |
Отредактируй текст. Помни: сжатое изло–жение должно отвечать следующим тре–бованиям: |
|
Предварительный просмотр:
Средства речевой выразительности.
1) Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ледяной взгляд, ласковый ветер.
2) Сравнение: И, как ребёнок после сна, дрожит звезда.
3) Метафора – использование слов в переносном значении: багровый костёр заката, лунный серп.
4) Олицетворение – вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое: Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» Уж небо осенью дышало.
5) Гипербола – преувеличение: не видел тебя целую вечность. Сто раз тебе повторять.
6) Литота – преуменьшение: Я на минуточку. Мне до школы два шага.
7) Гротеск – предельное преувеличение или преуменьшение, доходящее до фантастики: мужик в сказке Салтыкова-Щедрина в пригоршне суп сварил.
8) Аллегория – иносказание (в баснях и сказках хитрость аллегорически изображается лисой, коварство – змеёй, глупость – ослом и т.д.)
9) Антитеза – противопоставление: Весь вечер ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.
10) Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию: Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом.
11) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений: Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало.
12) Лексический повтор (или экспрессивный повтор) – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания. Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
13) Анафора – единоначатие.
14) Эпифора – одинаковая концовка.
Совмещение анафоры и эпифоры в стихотворении Пушкина:
«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
15) Парцелляция – особое членение предложения: Пришёл. И сел. И задумался.
16) Инверсия – необычный порядок слов в предложении: Вывели лошадей. Не понравились они мне.
Средством выразительности могут служить однородные члены предложения, синонимы и антонимы, риторические восклицания и риторические вопросы, фразеологизмы.
Проверочная работа:
1) Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! Проигрывал!.. (А. Грибоедов) 2) Полночь в моё городское окно входит с ночными дарами. (А. Твардовский) 3) Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком… (С. Есенин) 4) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка… (А. Грибоедов) 5) Я звал тебя, но ты не оглянулась. Я слёзы лил, но ты не снизошла. (А. Блок) 6) Как град посыпалась картечь. (А. Пушкин) 7) В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) 8) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (И. Тургенев) 9) Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин) 10) Здесь все, как в сказке, зори и закат. 11) Здесь дышишь кижским воздухом целебным… 11) наговорили с три короба.