Программа внеурочной деятельности «Будь здоров» 2 класс.
Опубликовано 26.01.2020 - 20:00 - _Ахметова_ _Замира_ _Схатбиевна_
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Будь здоров» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе программы, под редакцией В.Н. Шаулина «Физическая культура» (1-4 класс), и реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.
Общая характеристика учебного предмета
Программа внеурочной деятельности «Будь здоров» по спортивно-оздоровительному направлению предусматривает обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Цели программы:
создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
профилактика вредных привычек;
воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Данная программа строится на принципах:
Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.
Практической направленности курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации. Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Основные направления реализации программы:
организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
активное использование спортивной площадки
проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация питания учащихся;
проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с медицинским работником.
Формы занятий:
беседы
игры
элементы занимательности и состязательности
викторины
конкурсы
праздники
часы здоровья
Алгоритм работы с подвижными играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Место курса в учебном плане
Программа «Будь здоров» рассчитана для обучающихся 2 класса начальной школы. Программа включает в себя 34 занятия.
Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс.
Содержание курса (34ч.):
1 раздел (1 ч)
Вводные занятия
За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на льду, на реке, на морозе.
2 раздел (18 ч)
Спорт любить — здоровым быть!
Показать детям как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей.
3 раздел ( 2ч) Игры на развитие психических процессов.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
4 раздел ( 12 ч)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
5 раздел (1 ч)
Итоговое занятие.
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
Учебно-тематический план занятий
№ п/п Содержание программы
Всего часов
1 Вводные занятия.
За здоровый образ жизни 1
2 Спорт любить — здоровым быть! 18
3. Игры на развитие психических процессов
2
4. Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! 12
5 Итоговое занятие 1
Итого 34
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа,
основные нормы гигиены;
ценностное отношение к своему здоровью
Обучающийся получит возможность для формирования:
бесконфликтного поведения,
уважительное отношение к культуре других народов,
ценностных отношений к здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомой ситуации;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
приобретать знания об основах здорового образа жизни;
Обучающийся получит возможность научиться:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
работать в группе, обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
договариваться и приходить к общему решению;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
играть в подвижные игры;
соблюдать правила игры;
играть в народные игры;
физическим упражнениям на укрепление здоровья и повышением физической подготовленности;
Обучающийся получит возможность научиться:
применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
применять игры самостоятельно;
соблюдать правила игры;
организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность ;
работать в коллективе.
Календарно-тематическое планирование занятий «Будь здоров!»
2 класс
№ п/п Тема Основное содержание занятия Вид деятельности дата
план факт
Вводное занятие. Знакомство с планом работы занятий. Ребёнок пришёл в школу. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы. Рисуем правильный маршрут
Полезные привычки. Режим дня школьника. Просмотр электронной презентации
Народные игры. Разучивание русских народных игр «Кот и мышь», «Коршун» Разучивание игр
Игры на развитие психических процессов Упражнения и игры на развитие внимания Разучивание игр
Сюжетные игры Разучивание сюжетных игр «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята» Разучивание игр
Поговорим о правилах этикета Как правильно есть. Режим питания. Изучаем правила питания
Играя, подружись с бегом Разучивание игр с бегом «Бездомный заяц» Разучивание игр
Мой весёлый звонкий мяч! Разучивание игр с мячом «Школа мяча» Разучивание игр
Помоги себе сам. Познакомить детей с понятием «болезнь», с необходимостью обращаться за помощью к врачам. Беседа
Игры – эстафеты Разучивание игр-эстафет «Команда быстроногих» Разучивание игр
Игры с прыжками Разучивание игр с прыжками «Зайцы в огороде» Разучивание игр
Час здоровья Беседа «О пользе завтрака» Составим меню
Пальчиковые игры Инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев Разучивание игр
Зимние забавы. Эстафеты на санках
Народные игры. Разучивание русских народных игр «Горелки», «Пчёлки и ласточка» Разучивание игр
Вредные привычки Курение – это болезнь. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Зимние забавы. Лепка снеговика
Кто сильнее? Разучивание игр-соревнований «Бой петухов», «Борьба всадников» Разучивание игр
Полезные привычки «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Игра – беседа
Полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. практикум
Лечебная физкультура. Учимся приёмам массажа и самомассажа. практикум
Сюжетные игры Разучивание сюжетных игр «Два мороза» Разучивание игр
Игры на развитие психических процессов. Игры на развитие восприятия и мышления Разучивание игр
Играя, подружись с бегом Игры с бегом «Борьба за флажки» Разучивание игр
Спортивный праздник Игровая программа «Богатырская сила» Участие в конкурсной программе
Мой весёлый звонкий мяч! Разучивание игр с мячом «Мяч – соседу» Разучивание игр
Полезные привычки в питании Фрукты – лучшие продукты. практикум
Народные игры. Разучивание народных игр «Высокий дуб», «Колдун», «Мак», «Перепёлочка» Разучивание игр
Час здоровья «День каши» Беседа-практикум
Правила безопасного поведения зимой «Осторожно – тонкий лёд!» «Осторожно – гололёд!» Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Пальчиковые игры Разучивание пальчиковых игр: «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик», «Долго, долго мы лепили» Разучивание игр
Вредные привычки. Вред от алкоголя. Просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма.
Помоги себе сам. Как оказать первую помощь при порезе, ушибе практикум
34 Итоговое занятие Подведение итогов работы, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.