Проектная деятельность
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район
Утверждаю Принято
Заведующая МАДОУ №25 на Педагогическом совете
___________И.Г. Дидурик протокол № ___________
от «___» ______ 2015 года от «___» ______ 2015 года
Творческий проект
Автор: педагог дополнительного
образования МАДОУ №25 «Радуга»
Луговая Наталья Сергеевна
г. Курганинск, 2015
Тема проекта: Песочная страна.
Тип проекта: творческий; краткосрочный
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование песком.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета;
- Обучить умению отвечать на вопросы проблемно-поискового характера;
- Обучить специальным движениям и их выполнение детьми;
- Учить выстраивать композиции на песке по образцу;
- Закрепить представления об окружающем мире;
Развивающие:
- Развивать психические процессы (внимание, память, воображение);
- Развивать логическое мышление;
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
- Развивать умение действовать по инструкции;
- Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности;
Воспитательные:
- Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;
- Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;
- Воспитывать слуховое внимание и память;
- Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому
- Совершенствовать навыки позитивной коммуникации;
- «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Методы и приёмы:
- Дискуссии;
- Беседы;
- Игры – коммуникации;
- Экологические и исторические игры;
- Проективные игры;
- Познавательные игры;
- Рисование цветным песком;
- Просыпание цветной морской солью;
- Элементы сказкотерапии;
- Музыкальное сопровождение.
Основные принципы игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
Необходимое оборудование:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик
2. Чистый, просеянный песок
3. Цветной песок
4. Цветная морская соль
5. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)
В набор игрушек могут войти:
§ Человеческие персонажи
§ Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
§ Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
§ Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
§ Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
§ Сказочные герои (злые и добрые)
§ Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
§ Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Актуальность проекта
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке — морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей.
Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.
В первую очередь, игры с песком - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.
На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком — хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный (предварительная работа детьми, родителями).
II этап – творческий (практическая работа: беседы, консультации, занятия.).
III этап – заключительный (обобщение результатов работы).
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Предмет исследований: песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
План мероприятий
Дата | Мероприятие | Примечание |
январь | Консультация для родителей « Песочная терапия в развитии | Приложение №1 |
февраль | Демонстрация коллекции игрушек: « Сказочные герои». | Приложение №2 |
март | Занятие 1 «Чувствительные ладошки» Занятие 2 «Знакомство с Песочным Человечком» | Приложения №3 Приложение №4 |
апрель | Занятие 3 «В гостях у Песочной феи» Занятие 4 «Путешествие золотой рыбки» | Приложение №5 Приложение №6 |
май | Занятие 5 «Солнечный мальчик» Занятие 6 «Колобок» | Приложение №7 Приложение №8 |
июнь | Занятие 7 «Осень в Песочной стране» Занятие 8 «Волшебный цветок» | Приложение №9 Приложение №10 |
июль | Занятие 9 «Сказочная страна» Занятие 10 «Городок игрушек» | Приложение №11 Приложение №12 |
Литература:
- Аромштам М. «Игры на влажном песке»/ М.Аромштам. / /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября». 2006.N 12.С.6.
- Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф. Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-N1.-С.50-52
- Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
- Бондарцева С.Н. «Домик развития можно строить на песке» / С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-N3.-С.5.
- Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
- Грабенко Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.N5.-С.26-29
- Жителева С.С. «Песочная терапия» /С.С Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-N4.-С.65-68