Квест-технологии в доу

 

В связи с реализацией федерального образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами. Такое наименование целого класса игр пришло из английского языка. Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей. Вспомните для примера любое произведение Жюля Верна или Роберта Стивенсона. Квест лежит и в основе любимой дошкольниками сказочной трилогии Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», повести В.Медведева «Баранкин, будь человеком!», сказки Ю.Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» и многих других произведений детской литературы.

 

По версии энциклопедии (квест) имеет несколько значений. Приведем примеры некоторых из них:

• Приключенческая игра (quest — поиски), требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

• Quest — поиск, предмет поисков, поиск приключений. В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей

• Квест — компьютерная игра-повествование, в которой герой продвигается по сюжету и взаимодействует с миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач

• Квест — задание, которое требуется выполнить персонажу (или персонажам) для достижений игровой цели. После выполнения получаете бонусы. Чаще всего квесты представляют собой задание пойти куда-то в определенное место (не всегда указанное) и выполнить очередное задание

• Квест — интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами

• Веб - квест – это самостоятельная поисковая деятельность на просторах сети Интернет по одной или нескольким ветвям заранее заготовленного маршрута к определенной цели, поставленной в начале маршрута, в ходе которой приходится получать и анализировать встречающуюся информацию для того, чтобы перейти к следующему этапу на пути к цели.

• Образовательный веб - квест – это сайт в сети Интернет, который содержит проблемное задание для учащихся с элементами ролевой игры. Для выполнения задания используются как библиотечный фонд, так и информационные ресурсы сети Интернет.

В играх - квестах тоже есть увлекательный сюжет - основанный на поиске чего-то, когда на пути игроков возникают неизбежные проблемы разного характера, без разрешения которых невозможно достичь привлекательной цели и получить награду. Через череду заданий достигается главная цель.

Почему квесты так популярны?

Во-первых, это приятная для человека деятельность.

Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении, доминировании, самостоятельности, (стремлении быть в обществе других).

Привлекательным мотивом для участия в такой игре может быть и вознаграждение за победу, хотя оно всегда условно и не является главным стимулом.

Квесты появились в 90-е годы прошлого века как особый жанр компьютерных игр. Они есть и сейчас. Главный герой, управляемый игроком, взаимодействуя с игровыми персонажами и выбирая из многих нужные игровые предметы, решает логические задачи и добирается до цели.

В настоящее время разновидностей квестов много, их устраивают на улицах города, в парках, заброшенных зданиях, кафе, специального оборудованных комнатах, в которых запирают игроков, и они должны найти способ, чтобы выбраться оттуда за определенное время. Есть даже международная сеть квестов, объединяющая любителей разных игр, например,«ФортБоярд».

       Квест - это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

  • Ø воспитательные- формируют навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие;
  • Ø образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
  • Ø развивающие- в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
  • Ø коррекционные -интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.

Классификация квест - технологий. На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов квест - технологий. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.

  • линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
  • штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
  • кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).

Виды  квестов:

1. Поиск по запискам. Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Квест  не сложный, но, тем не менее, неизменно пользующийся успехом.

2. Поиск по карте.

3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).

Темы квестов могут быть самыми различными:

1. Поиск сокровищ

2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма, фильма).

3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб).

4. С многообразием опытов и экспериментов 

5. По художественным произведениям (литературные квесты )— книгам, фильмам, мультфильмам. Это может быть сценарий с сохранением сюжета произведения, или с другим сюжетом, использующим мир произведения, а также новая история с теми же героями. Некоторые произведения просто созданы для превращения их в квесты.

6. Физкультурные праздники.

7. По любому поводу проведения(окончание детского сада/школы, приход весны, и т.д.).

Цель квеста - последовательное выполнение заданий с известной целью:

-       Спасти героя

-       Найти клад/сокровища/мешок с подарками

-       Найти слова заклинания для спасения кого-то

-       Собрать из кусочков карту

-       Найти ключи от замка и т.п.…

Альберт Эйнштейн сказал: «Самое глубокое, что может пережить человек, это чувство таинственного».

С самого начала квеста, участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильные впечатления на их дальнейшую жизнь.

Любой квест требует тщательной подготовки педагога.

Подготовка к проведению квеста

1. Разработать сценарий с учетом целей и задач игры.  Выбор сюжета

2. Создать антураж для каждой зоны проведения действий.

3. Подготовить музыкальное сопровождение.

4. Разработать презентацию для вступ. части.

5. Оформить наглядные материалы («карты»).

6.Продумать методику и организацию проведения игровых заданий.

7.Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания. 

8.Разработка маршрута и карты, сценария квеста.

9. Подготовка детей (знакомство с темой, погружение в тему, обучение, игра).

Проведение игры

1 создание игровой ситуации – замотивировать участников

2 задание – постановка цели

3 процесс – логически и последовательно построенная цепочка заданий

4 завершение – подведение итогов.

Задания детского квеста могут быть самыми разнообразными:

• загадки;

• ребусы;

• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

• пазлы;

• творческие задания;

• игры с песком; с водой;

• опыты, эксперименты;

• лабиринты;

• спортивные эстафеты.

Главное — чувство меры: не перестараться и соизмерить количество заданий с возрастом детей.

до3 лет — 3-4 крупных активности, 2-3простых действия;

от 3до5 лет —5активностей, несколько простых действий;

от 5до7 лет — 7-10 активностей разной сложности;

У каждой истории есть начало и конец. В квестах начало и конец наиболее яркие.

ПРАВИЛА

Чередовать

  • Ø активные и пассивные задания;
  • Ø легкие и трудные;
  • Ø творческие и интеллектуальные;
  • Ø быстрые и затянутые;

НАЧИНАТЬ с самого интересного и заканчивать тем же.

Финал

- Получение призов

-       Обнаружение клада

-       Спасение героя и другое

Результат

•Расширение кругозора детей.

•Выработка командных решений.

•Получение новых впечатлений, эмоции.

•Открытие нового, удивительного.

•Преодоление неуверенности в себе.

•Проявление смекалки и логики.

•Поиск верных решений.

•Взаимопомощь в выполнении заданий.

•Улучшение взаимоотношений в коллективе, с родителями и педагогами.

При разработке и проведении квестов  важно использовать следующие  принципы:

  1. Доступность заданий – не должно быть чересчур сложно для ребёнка.
  2. Все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево).
  3. Задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.
  4. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
  5. Эмоциональная окрашенность заданий.

(Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами, с использованием декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря).

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

 

ВЫВОД: самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Учитывая уникальность, вариативность и разносторонность квест – игр, для меня стало интересно использовать данную инновационную технологию при взаимодействии с воспитанникамиВ педагогической практике я применяю различные формы квест – игр, это спортивные, экологические, познавательно – исследовательские, интерактивные квесты. Мною были разработаны и реализованы следующие квесты:

  1. Квест – игра оздоровительной и экологической  направленности с детьми старшей группы «В поисках ключа здоровья»
  2. Квест – игра спортивно – оздоровительной направленности для детей средней группы

 « На поиски сокровищ»

  1. Квест – игра спортивно – оздоровительной направленности с детьми подготовительной группы «В поисках Робинзона»

В результате проведения данных квест - игр, получив большой эмоциональный заряд, я сделала вывод, что эта форма педагогической деятельности, не только способствует расширению образовательного пространства, но и как показывает моя личная практика, позволяет участникам проявить свои способности, знания, творчество, повысить познавательно – речевую, двигательную активность. А это помогает объединить игроков между собой, сплотить коллектив.

 

 

 

Результаты

Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).

Заключение и выводы

Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.