ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самошина Тамара Владимировна

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит  игра. Театрализованная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности. Специально проведенные исследования подтвердили развивающую роль искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_skazki.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬННОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВИДНОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ПРОГИМНАЗИЯ»

ПРОГРАММА ПРОЕКТА

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

воспитателя

Самошиной Т.В.

по кружковой работе

«В гостях у сказки»

на 2015-2016 гг.

 

                                             

г. Видное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

         Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит  игра. Театрализованная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности. Специально проведенные исследования подтвердили развивающую роль искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности дошкольника.

         Образное восприятие развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Все эти качества благотворно скажутся в будущем на учебной деятельности ребенка в школе.

         С умственным развитием в процессе занятий театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

         В связи с этим,  и был создан кружок театрально-игровой деятельности  «В гостях у сказки», который уже многие годы пользуется заслуженной популярностью у родителей и детей разных возрастных групп.

         Таким образом, начиная со второй младшей группы, в нашем кружке «В гостях у сказки» проводится совместная театрализованная деятельность педагога-руководителя кружка и детей, которая направлена на развитие у детей сенсорики, чувств и эмоций, мышления, воображения, памяти, воли, а также многих важных умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных). Поэтому, в нашем кружке «В гостях у сказки» мы реализуем очень важные задачи воспитания, развития и обучения наших детей.

        Данная программа разработана на основании программ:

        -  Программа «Театр-творчество-дети» (Н.Ф.Сорокина, М:АРКТИ, 2002)

       -  Программа  «Детский театр» (А.В. Щеткин, М: Мозаика-Синтез,2010)

       Количество занятий в неделю – 2; в месяц – 8; в год – 64.

       Диагностика театрализованной деятельности проводится 2 раза в год: в сентябре (начальная), в мае (итоговая).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе народных традиций, духовных ценностей русской православной культуры;

- способствовать формированию личности ребенка, что является основной задачей;

- в процессе занятий театрализованной деятельностью содействовать развитию творческого воображения, созданию атмосферы творчества на занятиях кружка;

- на занятиях кружка закреплять у детей важные коммуникативные навыки: умение ярко выразить для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие;

- вырабатывать у детей определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело;

- развивать у детей желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых;

- способствовать посредством занятий театрализованной деятельностью развивать у детей основные психические функции личности: внимание, память, речь, развитие восприятия;

- на занятиях планомерно приобщать детей к театральной культуре: знакомить с устройством театра, с театральными жанрами, с разными видами театров;

- обеспечивать взаимодействие театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

- в процессе занятий кружка создавать для детей условия для развития творческой активности:

                           *  поощрять исполнительское мастерство детей;

                           *  развивать способность детей свободно и раскрепощенно

                               держаться при выступлении;

                           *  побуждать детей к импровизации средствами мимики;

                           *  развивать у них выразительность движений, интонаций;

                           *  создавать условия для совместной театрализованной

деятельности детей и взрослых.

      Компонент ДОУ реализуется в форме открытых постановочных спектаклей с приглашением родителей.

      Деятельность кружка «В гостях у сказки» осуществляется с учетом межпредметных связей (коммуникация, социализация, художественное творчество).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

      Программа состоит из образовательной и практической частей.

                                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

      В образовательной части дети знакомятся с художественным произведением, подготовкой атрибутов, распределением ролей.

                                       ПРАКТИЧЕСКАЯ   ЧАСТЬ

      В  практической части проводятся репетиции и демонстрации постановок по художественным произведениям.

3.   ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН   2015-2016гг.

Месяц

Кол-во часов

Тема

Цель

Сентябрь

2

Игровая программа «Пока занавес закрыт»

Развивать интерес к сценическому  искусству, воспитывать

доброжелательность, коммуникативность,                                                                    совершенствовать внимание,                                                                    память, наблюдательность, развивать речевое дыхание,

правильную артикуляцию и дикцию

2

«Сказку ты, дружок, а затем - сыграй!»

Октябрь

2

  Сказка «Колобок»

Развивать интерес и бережное                                                                     отношение к игрушкам и театраль                                                                  ным куклам; познакомить с приемами вождения                                                                   настольных кукол;                                                                   сформировать умение следить за                                                                    развитием действия в кукольном                                                                    спектакле; побуждать детей участвовать в танцевальных импровизациях с                                                                   настольными куклами; продолжить знакомить детей  с                                                  приемами кукловождения в                                                                    настольном театре; развивать интерес к играм - драматизациям, поддерживать у детей радостное настроение.

2

Репетиция сказки «Колобок»

Ноябрь

2

«Театральные игры»

Развивать внимание,                                                                   наблюдательность, быстроту,                                                                  реакцию,  память.

1

Действия с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства                                         правды и веры в вымысел; учить детей действовать на сцене                                                                   согласованно.

1

Репетиция сказки «Репка»

Создание игровой мотивации,                                                      ведение диалога с детьми в процессе                                                                 показа и рассказывания сказки                                                                  «Репка»

1

«Колобок – ты наш дружок»

Чтение стихотворений, беседа с                                                   детьми о друзьях, рассказывание                                                                   сказки «Лучшие друзья»

1

Репетиция сказки «Репка»

Рассматривание костюмов и ряжения, драматизация сказки  «Репка»

1

Разыгрывание Этюдов

Познакомить детей с понятием« ЭТЮД», развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов

1

Разыгрывание этюдов

Учить детей действовать в в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга;

Декабрь

2

«Эмоциональные этюды»

Учить детей передавать в игре эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жеста

2

«Прячемся под маленьким грибком»

Учить детей разгадывать загадки, знакомит со сказкой В. Сутеева «Под грибом»

2

Игры-имитации по сказке В. Сутеева «Под грибом»

Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга, имитировать движения героев сказки  «Под грибом»

2

Репетиция сказки В.Сутеева «Под грибом»

Упражнять детей в работе над голосом, артикуляционная гимнастика,  упражнения на дыхание

Январь

2

Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал, развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки

2

Театрализованная игра

В беседе с детьми развивать представления о театральной игре, развивать воображение, память

2

Техника речи

Показать детям упражнения на дыхание и дикцию

2

Театральная игра «Любитель рыболов»

Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами

Февраль

2

Театральная игра «Превращения предметов» и игра «Одно и то же по-разному»

Развивать творчество, воображение, фантазию детей

2

Театральная игра «Кругосветное путешествие»

Развивать творчество, фантазию, умение проявить себя в предлагаемых обстоятельствах, сообразительность, веры в вымысел

2

Ритмопластика

Развивать умение детей равномерно размещаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, действовать в разных темпах

2

Культура и техника речи

С помощью творческих игр со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч» развивать у детей воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей

Март

2

Репетиция сказки К.Чуковского «Муха- Цокотуха»

Вспомнить с детьми сказку

К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и побеседовать с детьми по сюжету сказки

2

Совершенствование Техники речи

Дать детям представление о понятии «СОБЫТИЕ» с объяснением на примере сказки «Муха-Цокотуха»

2

Работа над дикцией    

Развивать дикцию детей, совершенствовать воображение, фантазию, готовить их к действиям с воображаемыми предметами

2

Работа над голосом

С помощью упражнений на дыхание, артикуляцию, учить детей владеть голосовым аппаратом (дети напевают громче, тише)

Апрель

2

Действия с воображаемыми предметами

Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел, учить действовать на сцене по согласованию;

2

Имитационные театральные игры «Веселые обезьянки» и «Поварята»

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память

2

Работа над артикуляцией

Продолжать работу над этюдом  «В гостях и Мухи-Цокотухи»

2

Разыгрывание этюдов: этюд «Вот какой-то Старичок-паучок…»

Учить детей общаться и реагировать на поведение друг друга на сцене, действовать в условиях вымысла;

Май

2

Репетиция сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Продолжать работу над эпизодами сказки, совершенствовать память детей, внимание, развивать фантазию, воображение;

2

Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал (музыкальные фонограммы сказки)

2

Репетиция этюда «Нынче Муха- Цокотуха - именинница»

Развивать умение детей передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки

2

Репетиция спектакля «Муха- Цокотуха»

Провести репетицию с использованием музыки, света, костюмов, атрибутов, реквизита, декораций, обращать внимание на правильное произношение слов в диалогах, движений в танцах

ИТОГО:

в год:     64

                                                       

4.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВОСПИТАННИКОВ

Воспитанник должен

Федеральный компонент

Компонент ДОУ

ЗНАТЬ

несложные сюжеты песен, русских на родных сказок: «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята»

знать и понимать не только содержание, но и средства выразительности по тексту произведения

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

- о театрально-игровой деятельности;

- о вождении настольных кукол

- об интонационных изменениях в речи (интонационная выразительность)

- о ролевом диалоге по иллюстрациям (с использованием средств выразительности)

УМЕТЬ

- развивать умение следить за развитием действия в играх- драматизациях;

- имитировать характерные действия персонажей (птички летают, коза бегает)

- умение исполнять как отрицательные, так и положительные роли; (вариативность исполнения ролей);

- уметь выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, страх, удивление) невербальными и вербальными способами  выражения (с помощью карточек-пиктограмм эмоционального состояния)

5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ  МАТЕРИАЛЫ

         Оценка результатов театрально-игровой деятельности детей проводится по следующим критериям:

1 КРИТЕРИЙ. Этюдный тренаж (мастерство актера)

                      1.Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки).

                      2. Жесты (этюды на  выразительность жеста, в том числе

                         этюд «Расскажи стихи руками»).

                      3. Мимика  (этюды  на выражение основных эмоций  и

                          воспроизведение ребенком отдельных черт характера).

                      4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

2 КРИТЕРИЙ. Игры-драматизации

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях.
  2. Умение общаться с партнером.
  3. Способность импровизировать при создании образа.

3 КРИТЕРИЙ. Этюды с куклами

  1. Желание играть с куклой.
  2. Умение управлять куклой.
  3. Способность импровизировать с куклой.

4 КРИТЕРИЙ. Кукольные спектакли

  1. Желание участвовать в спектаклях.
  2. Умение общаться с партнером, используя куклы настольного театра.
  3. Способность создавать образ с помощью кукол настольного

театра.

          Данные проведенной диагностики вносятся в таблицу.

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ  В

ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Группа,

ФИ ребенка

Критерии

Этюдный тренаж

Игры – драматиза

ции

Этюды

с куклами

Кукольный спектакль

Общая оценка

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

*  «В» - высокий уровень

    «С» - средний уровень

    «Н» - низкий уровень

6.   СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ

ТСО (музыкальные фонограммы, аудио-кассеты, муз. диски)

                НАГЛЯДНЫЕ

               -  для вербального и невербального выражения эмоций детей

                  (карточки-пиктограммы  «Разные настроения»)

               -  детские рисунки, отражающие сюжеты произведения, которые

                  инсценируют дети;

               ОБОРУДОВАНИЕ

               -  различные виды кукольного театра

                  (пальчиковый, би-ба-бо);

               -  разнообразный природный и бросовый материал;

               -  цветная бумага, картон, ткани для изготовления

                  атрибутов театрализованной деятельности;

               -  костюмы для ряжения;

               -  шапочки с изображением персонажей сказок;

               -  литература по театральной деятельности;

               -  художественная литература

                  (сборник «Русские народные сказки» - М.: Правда, 1982 г.)

ХОД РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ПРОЕКТА

          На протяжении 5 лет в процессе деятельности кружка «В гостях у сказки» у детей-дошкольников закрепляются важнейшие нравственно-патриотические качества: любовь к Родине, к своему родному краю, прививается любовь к национальным традициям и духовным ценностям.

        Воспитанники кружка посещают также православный кружок «Дорога к Храму», который проводит священник Георгиевского храма города Видное отец Александр.

        В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в мае 2015 года воспитанники кружка приняли участие в акции «Бессмертный полк»: поиск родственников и оформление стенда «Бессмертный полк» - рассказ о боевых подвигах своих прадедов.

        К юбилею Победы детьми кружка «В гостях у сказки» был подготовлен танец на песню С. Ротару «Аист на крыше», символизирующий идею мира во всем мире.

        В рамках образовательной деятельности в мае 2015 г. педагогам и воспитателям было представлено открытое занятие «Моё родное Подмосковье» - итог работы по ознакомлению дошкольников с фольклорными традициями мастеров Подмосковья.

             

                     ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА

                             «Кружок  театрализованной деятельности

                                                «В гостях у сказки»

        Диагностика театрализованной деятельности, проводимая ежегодно после выполнения программы занятий, показывает, что посредством занятий театрализованной деятельностью у детей-дошкольников активно развивается внимание, память, речь, восприятие – необходимые функции личности.

       Практика деятельности кружка «В гостях у сказки» убедительно показала, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает детей к духовным ценностям. А это – конкретный, зримый результат нашей работы.

        Таким образом, проект «Кружок театрализованной деятельности «В гостях у сказки», направленный         на развитие у его участников эмоций, интеллекта, духовности, является мощным психотренингом, моделированием жизненного опыта людей посредством театрализованной игры.

         Это вызывает благодарный отклик у самих детей-дошкольников и их родителей, а также отмечен Управлением Образования нашего Ленинского района как положительный опыт в деле воспитания детей и развития их творческого потенциала.