ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театрализованная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности. Специально проведенные исследования подтвердили развивающую роль искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_gostyah_u_skazki.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬННОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВИДНОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ПРОГИМНАЗИЯ»
ПРОГРАММА ПРОЕКТА
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
воспитателя
Самошиной Т.В.
по кружковой работе
«В гостях у сказки»
на 2015-2016 гг.
г. Видное
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театрализованная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности. Специально проведенные исследования подтвердили развивающую роль искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности дошкольника.
Образное восприятие развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Все эти качества благотворно скажутся в будущем на учебной деятельности ребенка в школе.
С умственным развитием в процессе занятий театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В связи с этим, и был создан кружок театрально-игровой деятельности «В гостях у сказки», который уже многие годы пользуется заслуженной популярностью у родителей и детей разных возрастных групп.
Таким образом, начиная со второй младшей группы, в нашем кружке «В гостях у сказки» проводится совместная театрализованная деятельность педагога-руководителя кружка и детей, которая направлена на развитие у детей сенсорики, чувств и эмоций, мышления, воображения, памяти, воли, а также многих важных умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных). Поэтому, в нашем кружке «В гостях у сказки» мы реализуем очень важные задачи воспитания, развития и обучения наших детей.
Данная программа разработана на основании программ:
- Программа «Театр-творчество-дети» (Н.Ф.Сорокина, М:АРКТИ, 2002)
- Программа «Детский театр» (А.В. Щеткин, М: Мозаика-Синтез,2010)
Количество занятий в неделю – 2; в месяц – 8; в год – 64.
Диагностика театрализованной деятельности проводится 2 раза в год: в сентябре (начальная), в мае (итоговая).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе народных традиций, духовных ценностей русской православной культуры;
- способствовать формированию личности ребенка, что является основной задачей;
- в процессе занятий театрализованной деятельностью содействовать развитию творческого воображения, созданию атмосферы творчества на занятиях кружка;
- на занятиях кружка закреплять у детей важные коммуникативные навыки: умение ярко выразить для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие;
- вырабатывать у детей определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело;
- развивать у детей желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых;
- способствовать посредством занятий театрализованной деятельностью развивать у детей основные психические функции личности: внимание, память, речь, развитие восприятия;
- на занятиях планомерно приобщать детей к театральной культуре: знакомить с устройством театра, с театральными жанрами, с разными видами театров;
- обеспечивать взаимодействие театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- в процессе занятий кружка создавать для детей условия для развития творческой активности:
* поощрять исполнительское мастерство детей;
* развивать способность детей свободно и раскрепощенно
держаться при выступлении;
* побуждать детей к импровизации средствами мимики;
* развивать у них выразительность движений, интонаций;
* создавать условия для совместной театрализованной
деятельности детей и взрослых.
Компонент ДОУ реализуется в форме открытых постановочных спектаклей с приглашением родителей.
Деятельность кружка «В гостях у сказки» осуществляется с учетом межпредметных связей (коммуникация, социализация, художественное творчество).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из образовательной и практической частей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В образовательной части дети знакомятся с художественным произведением, подготовкой атрибутов, распределением ролей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В практической части проводятся репетиции и демонстрации постановок по художественным произведениям.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2015-2016гг.
Месяц | Кол-во часов | Тема | Цель |
Сентябрь | 2 | Игровая программа «Пока занавес закрыт» | Развивать интерес к сценическому искусству, воспитывать доброжелательность, коммуникативность, совершенствовать внимание, память, наблюдательность, развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию и дикцию |
2 | «Сказку ты, дружок, а затем - сыграй!» | ||
Октябрь | 2 | Сказка «Колобок» | Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам и театраль ным куклам; познакомить с приемами вождения настольных кукол; сформировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле; побуждать детей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами; продолжить знакомить детей с приемами кукловождения в настольном театре; развивать интерес к играм - драматизациям, поддерживать у детей радостное настроение. |
2 | Репетиция сказки «Колобок» | ||
Ноябрь | 2 | «Театральные игры» | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту, реакцию, память. |
1 | Действия с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить детей действовать на сцене согласованно. | |
1 | Репетиция сказки «Репка» | Создание игровой мотивации, ведение диалога с детьми в процессе показа и рассказывания сказки «Репка» | |
1 | «Колобок – ты наш дружок» | Чтение стихотворений, беседа с детьми о друзьях, рассказывание сказки «Лучшие друзья» | |
1 | Репетиция сказки «Репка» | Рассматривание костюмов и ряжения, драматизация сказки «Репка» | |
1 | Разыгрывание Этюдов | Познакомить детей с понятием« ЭТЮД», развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов | |
1 | Разыгрывание этюдов | Учить детей действовать в в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга; | |
Декабрь | 2 | «Эмоциональные этюды» | Учить детей передавать в игре эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жеста |
2 | «Прячемся под маленьким грибком» | Учить детей разгадывать загадки, знакомит со сказкой В. Сутеева «Под грибом» | |
2 | Игры-имитации по сказке В. Сутеева «Под грибом» | Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение друг друга, имитировать движения героев сказки «Под грибом» | |
2 | Репетиция сказки В.Сутеева «Под грибом» | Упражнять детей в работе над голосом, артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание | |
Январь | 2 | Ритмопластика | Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал, развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки |
2 | Театрализованная игра | В беседе с детьми развивать представления о театральной игре, развивать воображение, память | |
2 | Техника речи | Показать детям упражнения на дыхание и дикцию | |
2 | Театральная игра «Любитель рыболов» | Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами | |
Февраль | 2 | Театральная игра «Превращения предметов» и игра «Одно и то же по-разному» | Развивать творчество, воображение, фантазию детей |
2 | Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Развивать творчество, фантазию, умение проявить себя в предлагаемых обстоятельствах, сообразительность, веры в вымысел | |
2 | Ритмопластика | Развивать умение детей равномерно размещаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, действовать в разных темпах | |
2 | Культура и техника речи | С помощью творческих игр со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч» развивать у детей воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей | |
Март | 2 | Репетиция сказки К.Чуковского «Муха- Цокотуха» | Вспомнить с детьми сказку К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и побеседовать с детьми по сюжету сказки |
2 | Совершенствование Техники речи | Дать детям представление о понятии «СОБЫТИЕ» с объяснением на примере сказки «Муха-Цокотуха» | |
2 | Работа над дикцией | Развивать дикцию детей, совершенствовать воображение, фантазию, готовить их к действиям с воображаемыми предметами | |
2 | Работа над голосом | С помощью упражнений на дыхание, артикуляцию, учить детей владеть голосовым аппаратом (дети напевают громче, тише) | |
Апрель | 2 | Действия с воображаемыми предметами | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел, учить действовать на сцене по согласованию; |
2 | Имитационные театральные игры «Веселые обезьянки» и «Поварята» | Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память | |
2 | Работа над артикуляцией | Продолжать работу над этюдом «В гостях и Мухи-Цокотухи» | |
2 | Разыгрывание этюдов: этюд «Вот какой-то Старичок-паучок…» | Учить детей общаться и реагировать на поведение друг друга на сцене, действовать в условиях вымысла; | |
Май | 2 | Репетиция сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха» | Продолжать работу над эпизодами сказки, совершенствовать память детей, внимание, развивать фантазию, воображение; |
2 | Ритмопластика | Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал (музыкальные фонограммы сказки) | |
2 | Репетиция этюда «Нынче Муха- Цокотуха - именинница» | Развивать умение детей передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки | |
2 | Репетиция спектакля «Муха- Цокотуха» | Провести репетицию с использованием музыки, света, костюмов, атрибутов, реквизита, декораций, обращать внимание на правильное произношение слов в диалогах, движений в танцах |
ИТОГО:
в год: 64
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВОСПИТАННИКОВ
Воспитанник должен | Федеральный компонент | Компонент ДОУ |
ЗНАТЬ | несложные сюжеты песен, русских на родных сказок: «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и козлята» | знать и понимать не только содержание, но и средства выразительности по тексту произведения |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | - о театрально-игровой деятельности; - о вождении настольных кукол | - об интонационных изменениях в речи (интонационная выразительность) - о ролевом диалоге по иллюстрациям (с использованием средств выразительности) |
УМЕТЬ | - развивать умение следить за развитием действия в играх- драматизациях; - имитировать характерные действия персонажей (птички летают, коза бегает) | - умение исполнять как отрицательные, так и положительные роли; (вариативность исполнения ролей); - уметь выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, страх, удивление) невербальными и вербальными способами выражения (с помощью карточек-пиктограмм эмоционального состояния) |
5. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка результатов театрально-игровой деятельности детей проводится по следующим критериям:
1 КРИТЕРИЙ. Этюдный тренаж (мастерство актера)
1.Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки).
2. Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе
этюд «Расскажи стихи руками»).
3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и
воспроизведение ребенком отдельных черт характера).
4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
2 КРИТЕРИЙ. Игры-драматизации
- Желание участвовать в играх-драматизациях.
- Умение общаться с партнером.
- Способность импровизировать при создании образа.
3 КРИТЕРИЙ. Этюды с куклами
- Желание играть с куклой.
- Умение управлять куклой.
- Способность импровизировать с куклой.
4 КРИТЕРИЙ. Кукольные спектакли
- Желание участвовать в спектаклях.
- Умение общаться с партнером, используя куклы настольного театра.
- Способность создавать образ с помощью кукол настольного
театра.
Данные проведенной диагностики вносятся в таблицу.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ В
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Группа, ФИ ребенка | Критерии | ||||||||||||||
Этюдный тренаж | Игры – драматиза ции | Этюды с куклами | Кукольный спектакль | Общая оценка | |||||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н |
* «В» - высокий уровень
«С» - средний уровень
«Н» - низкий уровень
6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ТСО (музыкальные фонограммы, аудио-кассеты, муз. диски)
НАГЛЯДНЫЕ
- для вербального и невербального выражения эмоций детей
(карточки-пиктограммы «Разные настроения»)
- детские рисунки, отражающие сюжеты произведения, которые
инсценируют дети;
ОБОРУДОВАНИЕ
- различные виды кукольного театра
(пальчиковый, би-ба-бо);
- разнообразный природный и бросовый материал;
- цветная бумага, картон, ткани для изготовления
атрибутов театрализованной деятельности;
- костюмы для ряжения;
- шапочки с изображением персонажей сказок;
- литература по театральной деятельности;
- художественная литература
(сборник «Русские народные сказки» - М.: Правда, 1982 г.)
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТА
На протяжении 5 лет в процессе деятельности кружка «В гостях у сказки» у детей-дошкольников закрепляются важнейшие нравственно-патриотические качества: любовь к Родине, к своему родному краю, прививается любовь к национальным традициям и духовным ценностям.
Воспитанники кружка посещают также православный кружок «Дорога к Храму», который проводит священник Георгиевского храма города Видное отец Александр.
В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне в мае 2015 года воспитанники кружка приняли участие в акции «Бессмертный полк»: поиск родственников и оформление стенда «Бессмертный полк» - рассказ о боевых подвигах своих прадедов.
К юбилею Победы детьми кружка «В гостях у сказки» был подготовлен танец на песню С. Ротару «Аист на крыше», символизирующий идею мира во всем мире.
В рамках образовательной деятельности в мае 2015 г. педагогам и воспитателям было представлено открытое занятие «Моё родное Подмосковье» - итог работы по ознакомлению дошкольников с фольклорными традициями мастеров Подмосковья.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА
«Кружок театрализованной деятельности
«В гостях у сказки»
Диагностика театрализованной деятельности, проводимая ежегодно после выполнения программы занятий, показывает, что посредством занятий театрализованной деятельностью у детей-дошкольников активно развивается внимание, память, речь, восприятие – необходимые функции личности.
Практика деятельности кружка «В гостях у сказки» убедительно показала, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает детей к духовным ценностям. А это – конкретный, зримый результат нашей работы.
Таким образом, проект «Кружок театрализованной деятельности «В гостях у сказки», направленный на развитие у его участников эмоций, интеллекта, духовности, является мощным психотренингом, моделированием жизненного опыта людей посредством театрализованной игры.
Это вызывает благодарный отклик у самих детей-дошкольников и их родителей, а также отмечен Управлением Образования нашего Ленинского района как положительный опыт в деле воспитания детей и развития их творческого потенциала.