"Учитель года- 2020"( муниципальный этап).
Материальная база конкурса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_po_rasskazu_a.p.chekhova_khameleon.pptx | 1.05 МБ |
urok_hameleon.doc | 195 КБ |
zadaniya_1_gruppe_2.docx | 14.05 КБ |
zadaniya_2_gruppe_2.docx | 17.35 КБ |
zadaniya_3_gruppe._2.docx | 16.04 КБ |
esse_ya-_uchitel.docx | 22.94 КБ |
opyt_raboty_kedenovoy.docx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа , и мысли .» А.П.Чехов .
Интересные факты из жизни А.П.Чехова : Родился 17 января 1860 года в Таганроге. Родители: Павел Егорович и Евгения Яковлевна Чеховы. Антон Павлович родился третьим из шестерых детей. Когда будущему писателю исполнилось 16 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву. Уехали все, кроме Антона: он остался в Таганроге. Одиночество пошло ему на пользу. Он подтянул учёбу, успешно решал отцовские вопросы и даже подрабатывал репетиторством. Тогда же появились его первые очерки и рассказы .
В детстве было чувство вины перед родителями за тяжелое детство и юность , однако в зрелости Чехов говорил одно – он был безмерно благодарен родителям. В юности Чехов и думать не смел о том, чтобы посвятить жизнь литературной деятельности. Бедность и забота о родных заставили его избрать иное поприще – медицину, которая на то время приносила существенный доход и позволяла выбиться «в люди». Конечно, добиться такого положения было непросто. Но Чехов смог поступить и с успехом окончить медицинский факультет Московского университета .
Кратко говоря, Чехов был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке. Ж енился он поздно. На Ольге Книпппер , актрисе Московского художественного театра. Свадьба Антона Павловича и Ольги прошла тайно . Они по-прежнему жили врозь: она – в Москве, он – в Ялте. Она не могла бросить театр, а ему был категорически противопоказан холодный климат. Их брак – вереница редких встреч и тягостных расставаний, и только ежедневная переписка, пестрящая ласковыми словами и признаниями в искренности чувств, помогла сохранить их любовь. Утром последнего дня жизни Чехов проснулся в бреду. Ему позвали врача. Он осмотрел его и попросил принести шампанского. Дело в том, что если врач после осмотра коллеги видит, что надежды нет, он должен преподнести ему бокал шампанского. Антон Павлович выпил его, повернулся на бок, крепко уснул и больше не проснулся
Хамелеон - 1. Р азновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки ; 2.Б еспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки . С.И.Ожегов
« А.П.Чехов «Хамелеон». Смысл названия рассказа.
«Звёздный пересказ» 1 слово для названия 2 слова о чувствах 3 слова про обстоятельства 4 слова о проблеме 5 слов для выхода из проблемы
Тест по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» : 1 . Кого из героев можно назвать главным в рассказе? а) Очумелова б) Хрюкина в) щенка г) генерала 2. Определите жанр произведения. а) повесть б) очерк в) эпиграмма г) рассказ 3. Каково авторское отношение к героям рассказа? а) сочувствие б) негодование в) высмеивание г) безразличие 4. Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина », «узелок в руке»? а) бытописанием б) художественной деталью в) символом 5. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном»? а) Очумелова б) Хрюкина в) Елдырина г) повара д) толпу зевак 6. В чем смысл заглавия рассказа? а) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество б) метафорическое обозначение чиновничества
Ответы к тесту: 1 . а 2. г 3. в 4 . б 5 . а, б, д 6 . б
Закончи предложения: Мне рассказ показался…. Я б никогда не был «хамелеоном», потому что… Мне б хотелось Очумелову сказать такие слова: «…….!» А если….. Думаю честных, справедливых, добрых людей больше, чем «хамелеонов», потому что….
Домашнее задание: На выбор: А ).Написать мини-рассуждение «Есть ли сейчас «хамелеоны», подобные Очумелову? Б ) Составить тест по рассказу
Предварительный просмотр:
Технологичеcкая карта урока литературы в 7 классе
Тема: В мире правят любовь, добро и правда (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Класс | |
Предмет | Литература |
Вид урока | Проблемно-развивающий |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цель | |
Подвести учащихся к осознанию того, что человек является ноcителем сострадания, любви и доброго отношения к людям. |
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | |
Знать cодержание рассказа А. Платонова «Юшка». | Осваивать способы решения выдвигаемых | Раскрыть нравственные понятия: доброта, | |
Уметь определять проблемы, поднятые автором в | проблем поискового характера; обнаруживать | сострадание, любовь; развивать навыки | |
произведении, давать характеристику герою; | противоречия между видимостью и сущностью | сотрудничества со взрослыми. | |
аргументированно формулировать свое отношение | героя; активно использовать речевые средства | ||
к прочитанному; выявлять нравственные качества | для решения коммуникативных и | ||
героя: доброту, любовь, честность, милосердие. | познавательных задач; определять цели и пути | ||
их решения. | |||
Основные понятия и термины | Доброта, любовь, правда, сострадание | ||
Cредства обучения (учебные наглядные пособия, | Мультимедийная презентация; опорные cлова из текста произведения; толковый словарь | ||
дидактический наглядный материал, ЭОР и др.,) | С И Ожегова | ||
Методы обучения | Проблемно-поисковый, иccледовательский |
Организационная cтруктура урока | |||||
Этапы урока | Основные виды деятельности учителя | Основные виды | Коррекционная | Формируемые | |
деятельности | направленность | образовательные | |||
учащихся | результаты | ||||
Личностные: | |||||
Развитие | |||||
1. Мотивация к | Друзья, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Улыбки ваших милых глаз.Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше духовное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что сегодня, на уроке литературы, мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат эти слова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Эти слова стали смыслом его жизни и творчества | Готовятся к уроку. | эмоционально- | формирование ценностных | |
учебной | волевой сферы | ориентиров и смыслов | |||
деятельности | учебной деятельности на | ||||
Цель: Cоздать | основе развития | ||||
положительный | познавательных интересов. | ||||
настрой на урок. | Регулятивные: осознание | ||||
обучающимися стремления к | |||||
постижению нового. | |||||
2. Актуализация | Какого Человека искал Диоген? | Личностные: | |||
знаний | Что значит быть Человеком? Странно, а вокруг | самоопределение, | |||
Цель: повторение | было много народа. (Искал он полноценную | Отвечают на | Развитие | стремление к речевому | |
изученного | нравственную личность. При встрече с таким | вопросы учителя | мышления, | общению: | |
материала, | человеком фонарь Диогена должен был погаснуть) | внимания, | Познавательные: | ||
необходимого для | Как вы понимаете: полноценная нравственная | зрительной | Свободное восприятие | ||
«открытия | личность? Какими качествами он должен | памяти | информации. | ||
нового». | обладать? | Регулятивные: стремление | |||
Выявление | А греки видели образец совершенного | к постижению нового. | |||
затруднений в | Человека так: в нем сочетаются физическая сила и | ||||
деятельности | одухотворенное лицо. | ||||
учащихся. | |||||
3. Целеполагание | Сформулируйте цель нашего урока. О чем мы | Развитие | Регулятивные: | ||
Цель: Подвести | будем говорить. Сегодня поговорим о таких | Отвечают на | cловесно- | Целеполагание, | |
учащихся к | качествах человека, как доброта, любовь, | вопросы, | логического | планирование, | |
самостоятельной | милосердие, всепрощение. Тема нашего урока | выдвигают | мышления | cаморегуляция. | |
формулировке | «В мире правят любовь, добро и правда» | предположения | |||
темы и цели | Нужны ли такие качества человеку? | понимания цели | |||
урока. | Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то | урока. |
же время прекрасный. Очень трудно | |||||
понять этот мир, найти себя в нем, понять cмысл | |||||
жизни. | |||||
4. Построение | Тогда в чем смысл человеческой жизни? | Личностные: формирование | |||
проекта выхода из | Попробуем разобраться в представленной | Формулируют | позитивной оценки. | ||
затруднения | проблеме. | проблему и строят | Корректировать | Познавательные: | |
Цель: | Чтобы доказать, что нужно сделать? | план выхода из нее | внимание, | Построение речевого | |
- определить последовательность действий для | высказывания; | ||||
выхода из затруднительной ситуации. | доказательство рассуждения. | ||||
- проанализируем эпизоды; | Коммуникативные: | ||||
- сделаем вывод | Формирование собственного | ||||
мнения | |||||
Регулятивные: | |||||
Выполнение учебных | |||||
действий в речевой форме | |||||
5. Реализация | Автор нас знакомит с Юшкой. Зачитайте | Личностные: развитие | |||
построенного | портретную характеристику героя. Соответствует | Анализируют | Побуждение к | готовности к | |
проекта | ли он греческому идеалу? | текст, | речевой | сотрудничеству. | |
Цель: | Что необычного в его внешности? (Глаза - зеркало | осмысливают его | деятельности и | Познавательные: поиск и | |
анализ рассказа с | души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В | содержание | осуществление | выделение необходимой | |
целью | глазах слезы. Душа плачет) | контроля за ней. | информации | ||
осмысления | Отчего же больно ему? | ||||
содержания | Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке» | ||||
Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на | |||||
их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то, | |||||
что они донимают его криками и ударами, что ими | |||||
движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это | |||||
радость для них, Юшка понимает, что дети не | |||||
виноваты в том. Что в них нет добра и радостно | |||||
откликается на «радость» детей. | «Они меня | ||||
любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил, | |||||
что дети не знают. Что делать для любви. | |||||
Анализ: «Отношение взрослых к Юшке» | |||||
Используя цитаты, ответьте на вопросы: | |||||
Почему взрослые обижают юшку? Чем он им |
отвечает? | ||||
Почему же и дети и взрослые так относились к | ||||
нему? | ||||
«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?» | ||||
(Они не могут простить уму непохожести, | ||||
молчаливой крепости. Они отвечали обидой на | ||||
обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе. | ||||
Сердце в людях бывает слепое. Как вы это | ||||
понимаете? | ||||
Анализ встречи Юшки с веселым прохожим | ||||
Какие причины заставили Юшку поступить не так, | ||||
как всегда? Чем помешал Юшка прохожему? | ||||
Почему Юшка осерчал, может быть, первый раз в | ||||
жизни? Впервые Юшка возражает прохожему | ||||
6. Первичное | Почему Юшку после смерти называли Ефимом | Познавательные: | ||
закрепление | Дмитриевичем? (Люди узнали, что у него есть | Дают | Уcтанавливать | формировать навыки |
полученных | приемная сирота, о которой он заботился | нравственную | связь между | поисковой, |
знаний | бескорыстно. Юшка обладал сочувствием, | оценку герою, | изученным | исследовательской |
Цель: умение | состраданием, как потом выяснилось, он оказался | подтверждают | материалом и | деятельности; извлекать |
анализировать | единственным человеком, который окружал | словами текста | практической | необходимую информацию; |
эпизоды, | девочку –сироту заботой и любовью. Платонов | частью | сравнивать, объясняя | |
находить ответы в | писал: «Любовь одного человека может вызвать к | критерии для сравнения. | ||
тексте. | жизни талант в другом человеке или, по крайней | Развивать мотив | Коммуникативные: | |
мере, побудить его к действию. | заинтересованност | С достаточной полнотой и | ||
Жил ли Юшка по правде? Можно его назвать | и | точностью выражать свои | ||
праведником? Кто такой праведник? (Жить | мысли; высказывать и | |||
праведной жизнью – это значит жить по законам | обосновывать свою точку | |||
человечности, значит жить по правде, по cовести, | зрения. | |||
по-доброму. Праведники лишены злопамятства, они не ожесточаются, а любят людей. | Регулятивные: сознательно | |||
организовывать свою | ||||
познавательную | ||||
деятельность; принимать и | ||||
сохранять учебную задачу; | ||||
осуществлять решение | ||||
учебной задачи под |
руководством учителя. | ||||
7. | - Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к | |||
Физкультминутка | солнышку, как Юшка. | |||
- Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, | ||||
улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече | ||||
достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало | ||||
радостно. | ||||
8. | 1-я проблемная ситуация. | Развивать умение | Познавательные: | |
Самостоятельная | Эпизод: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» | Анализируют | планировать свою | Анализировать, сравнивать, |
работа с | проанализируйте и ответьте на вопрос: «Какая | текст и дают | деятельность и | делать выводы; |
самопроверкой | подмеченная автором деталь встречается в этом | характеристику | оценивать работу | самостоятельно создавать |
Цель: уметь | эпизоде»? | героям, | способы решения проблем | |
делать вывод. | (деталь: чай с сахаром. Это говорит о том, что в | представляют | творческого и поискового | |
Самоконтроль по | семьях никогда не говорили о нравственных и | результаты и | характера, | |
эталону | духовных ценностях,) | оценивают свою | Регулятивные: | |
2-я проблемная ситуация: | работу | Искать пути решения | ||
Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да | проблемы; принимать и | |||
что ты блажной, непохожий ходишь тут?» | сохранять учебную задачу; | |||
- Что значит блажной? (найти значение слова в | осуществлять пошаговый | |||
словаре). Назовите однокоренные слова. | контроль по результату | |||
выполнения. | ||||
Почему так принижено слово «благо» в грубое | ||||
«блажной»? | ||||
9. Включение в | - Можно ли сказать, что та любовь, которая | Познавательные: | ||
систему знаний и | исходила от Юшки, с его смертью исчезла | систематизировать, | ||
повторение | бесследно? («Там девушка припала к земле, в | Участвуют в | Преодолевают | обобщать изученное. |
которой лежал мёртвый Юшка, человек, | обобщающей | трудности в | Коммуникативные: строить | |
кормивший её с детства, никогда не евший сахара, | фронтальной | выполнении | устное высказывание в | |
чтоб она ела его…кто её любил больше всего на | беседе | задания | соответствие с | |
свете и кого она сама любила всем теплом и светом | коммуникативной задачей. | |||
своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему | Регулятивные: | |||
весь день лечит и утешает больных людей, не | самостоятельно | |||
утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от | контролировать свое время и | |||
ослабевших.) | управлять им; анализировать |
Добру не всегда удается победить, но это не значит, | и оценивать правильность | |||
что оно бессильно. Любовь и доброта никуда не | выполненных действий. | |||
исчезают, даже когда человек умирает, они | ||||
продолжают жить. | ||||
10. Рефлексия | Возвращаемся к началу нашего урока. Какой | Познавательные: | ||
Цель: осознание | проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы | Коррекция | Развитие | систематизировать, |
учащимися своей | пытались ответить на него. Так в чем же смысл | пробелов в | логического | обобщать изученное, делать |
учебной | жизни человека? ( Нести добро, любовь людям, | усвоении темы | мышления, | выводы. |
деятельности и | уметь прощать, жить по правде и по совести) | урока | умения | Регулятивные: соотносить |
самооценка | В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, | анализировать и | цели урока с результатами | |
результатов | что его окружало. Нужно верить в великую силу | делать выводы, | работы и со способами ее | |
любви и помнить, что только любовь порождает | обобщения. | достижения. | ||
добро, а зло ничего не может породить | ||||
Прошу вас оценить свое участие в уроке и | ||||
поставить себе оценку за работу. | ||||
Прокомментируйте свою оценку. | ||||
11. Домашнее | Составить таблицу: какими качествами обладал | Слушают | ||
задание | Юшка. | инструкцию по | ||
По словарю дайте определение словам: | выполнению | |||
милосердие, сострадание, праведник. | домашнего | |||
задания, задают | ||||
вопросы |
Предварительный просмотр:
Карточка-помощник :
Хрюкин- от слова хрюня- замарашка, нюня, плакса
Очумелов- от слова «очуметь»- потерять соображение. Корень слова «чума»- острая эпидемическая болезнь
Елдырин- от слова лодырь – бездельник, лентяй.
Толпа- зевака, выдающая неточную информацию, у людей сонные физиономии
Задания 1 группе. Приём «Кластер»
1.На самом верхнем прямоугольнике запишите название рассказа вместе с его автором.
2. Заполняя второй (сверху) прямоугольник, ответьте на вопрос : Какие фамилии использует Чехов в своём рассказе?
3. На четырёх прямоугольниках разместите говорящие фамилии, героев рассказа.
4. На самом нижнем ряду (в квадратиках) охарактеризуйте героев рассказа.
Карточка-помощник :
Хрюкин- от слова хрюня- замарашка, нюня, плакса
Очумелов- от слова «очуметь»- потерять соображение. Корень слова «чума»- острая эпидемическая болезнь
Елдырин- от слова лодырь – бездельник, лентяй.
Толпа- зевака, выдающая неточную информацию, у людей сонные физиономии
Задания 1 группе. Приём «Кластер»
1.На самом верхнем прямоугольнике запишите название рассказа вместе с его автором.
2. Заполняя второй (сверху) прямоугольник, ответьте на вопрос : Какие фамилии использует Чехов в своём рассказе?
3. На четырёх прямоугольниках разместите говорящие фамилии, героев рассказа.
4. На самом нижнем ряду (в квадратиках) охарактеризуйте героев рассказа.
Предварительный просмотр:
Карточка-помощник:
Художественная деталь- выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ.
- Шинель- это форменное пальто, подчёркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.
- Пальто- это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.
- Окровавленный палец- это деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
- Конфискованный крыжовник- очень важная деталь, мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!
- Узелок- вседозволенность. Может быть в этом узелке дали взятку Очумелову?
- Собака- белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В глазах выражение тоски и ужаса
- Толпа-«зевака».
Задания 2 группе. Приём «Ромашка Блума».
- На сердцевине ромашки запишите термин «художественные детали» вместе с определением.
- Следовательно, по листочкам распределите все художественные детали с определениями. В каких ситуациях и с какой целью Чехов использует художественные детали в своём рассказе?
Карточка-помощник:
Художественная деталь- выразительная подробность, с помощью которой создаётся художественный образ.
1.Шинель- это форменное пальто, подчёркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.
2.Пальто- это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.
3.Окровавленный палец- это деталь, помогающая понять характер Хрюкина. Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.
4.Конфискованный крыжовник- очень важная деталь, мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!
5.Узелок- вседозволенность. Может быть в этом узелке дали взятку Очумелову?
6. Собака-белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В глазах выражение тоски и ужаса
7.Толпа-«зевака».
Задания 2 группе. Приём «Ромашка Блума».
1.На сердцевине ромашки запишите термин «художественные детали» вместе с определением.
2.Следовательно, по листочкам распределите все художественные детали с определениями. В каких ситуациях и с какой целью Чехов использует художественные детали в своём рассказе?
Предварительный просмотр:
Карточка-помощник:
Рассказ-повествовательный эпический жанр с установкой на малый объём и на единство художественного события.
Сатира- это разновидность литературы специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества с помощью различных комических приёмов: сарказма, иронии, пародии…
Юмор- это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки.
Задания третьей группе: Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» |
|
|
Карточка-помощник:
Рассказ-повествовательный эпический жанр с установкой на малый объём и на единство художественного события.
Сатира- это разновидность литературы специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества с помощью различных комических приёмов: сарказма, иронии, пародии…
Юмор- это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки.
Задания третьей группе: Приём «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие вопросы» | «Толстые вопросы» |
|
|
Предварительный просмотр:
Педагогическое эссе на тему «Я-учитель».
Ранее детство…Алтай…Арой… Изрисованные окна домов, журнальчики с отметками, проверка тетрадей. Всегда хотела быть учителем. Учителем русского языка. Любила этот предмет в школе.
Римма Константиновна, моя первая учительница, была очень красивой женщиной, и меня всегда поражала глобальность и глубина её мышления. Её слова и поступки носили особый характер, скрытый подтекст, метафоричный образ, раскрывая который, я каждый день делала для себя новые открытия.
Сейчас я сама-учитель. Работаю в Лазовской средней школе, где образовательные программы базируются на принципах непрерывного и развивающего обучения. Главной задачей для себя считаю- строить свою работу так, чтобы каждый был в нём успешен.
Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не догматом готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать. И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое учитель? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе.
С кого начнём? Пожалуй, с государства. Ведь именно оно с официальной и с полной ответственностью определяет критерии и качества учителя как профессионала. Государство смотрит на меня, учителя, глазами Профстандарта и ФГОС. В первом случае я, как учитель, много «должна», но мне пока, если честно, непонятно, а на что я «имею право»? Например, для осуществления успешного развития ребёнка учитель должен обладать двадцатью различными умениями и трудовыми действиями для воспитательной работы. Не слишком ли много для одного человека? Бунтует учитель. Почему? Может просто не понимает то, что предъявляют к нему столько требований и мало кого волнует его собственное к ним отношение? Конечно, сначала неплохо было бы дать учителю возможности не просто для осмысления новых требований, но и для их освоения в собственной деятельности(учитель может и умеет). С другой стороны, вспоминаются слова Е.А. Ямбурга. Одного из разработчиков Профстандарта педагога: « Профессиональный стандарт педагога-стандарт «на вырост». Лично для меня фраза, объясняющая всё. Стандарт-это то, как должно быть. И я как учитель понимаю, что это то, до чего я должна «дорасти», чтобы и сама, и окружающие видели и ценили во мне профессионала. Стандарт педагога-это, на мой взгляд, качество профессии, и качество желаемое. Это образ будущего, но работать над ним надо сейчас, иначе не достигнем, не дорастём.
Обратимся к другому Стандарту. Что ждёт от меня ФГОС как от учителя? Много всего. Именно ФГОС определяет теперь стратегию и тактику моего профессионального развития, и развитие это требует немалых усилий. Но все вложения, сделанные учителем, будут эффективны, если учитель сам захочет изменений. Вот такое осмысление идиомы «Я-учитель» получилось у меня с позиции государства.
Кто ещё и как смотрит на меня как на учителя? Конечно же, моя дорогая администрация и весь управленческий «аппарат», который на разных уровнях призван осуществлять за мной контроль, присмотр и оценку моего труда. Здесь вам и требование к высокому качеству знаний, и результаты государственной аттестации (ЕГЭ, ОГЭ), и результативное участие в олимпиадах, и достижение метапредметных и личностных результатов, и наличие категорийной аттестации…Можно ли понять администрацию, предъявляющую ко мне высокие требования? Можно. И согласиться с ними? И согласиться. Директор- во многом человек государственный. И требования его вполне объяснимы, и желание, чтобы школа, которой он руководит, не оставалась на «задворках» образования, а отвечала современным требованиям, вполне понятно. А школа- это не интерактивные доски и количество компьютеров(хотя сейчас это необходимо), это дух, культура, которая создаётся учителем и им же культивируется. Подтверждением тому является слова известного философа Василия Розанова: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное».
Идём дальше. Попробуем осмыслить позицию «Я- учитель» глазами родителя. Что он ждёт от меня? Конечно, ожидания родителей и их отношение к школе самые разнообразные. Собственный опыт показывает, что нередко встречается позиция потребительская : «Вот вам мой ребёнок и дайте мне готовый результат на выходе из школы.» Но есть и другие родители- те, которые заинтересованы в том, как живут их дети и чем живёт школа, в которой они учатся. Конечно, таких неравнодушных родителей не так много, но они есть. А ещё родителю важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. А за всем этим стою я, учитель. И «Я- учитель» в представлении родителя- умный, грамотный, компетентный, опытный педагог, справедливый и честный человек. Думаю, что список качеств, которые предъявляет родитель к учителю, может быть еще и дополнен. И что же, я, учитель, должна им всем соответствовать ? Должна. А как иначе? Я и сама родитель сына-школьника, сына-дошкольника и хочу, от учителей своих детей всего, что перечислено выше. И это справедливо. Если я пришла и осталась в своей профессии, я должна считаться с этим.
А ещё есть самый главный для меня участник образовательного процесса и самый главный человек в школе это- ребёнок. У него тоже свой «Я- учитель». Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Умение доступно объяснить материал? Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Вооружить теми умениями, которые обозначены в требованиях ФГОС? Или важнее качественно подготовить к ЕГЭ, обеспечив высокие баллы? Наверное, всё нужно. Но это для него самое главное? А может, важнее другое? Помните, фильм «Доживём до понедельника», в котором герой говорит : «Счастье-это когда тебя понимают ». Может и для ребёнка важнее, чтоб его принимали и понимали, таким, каким он есть: настырном, неусидчивом, непослушном, порою назойливом, незаметном. Уметь видеть в каждом.
Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не догматом готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать.
Изменилась наша профессия за последние годы? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя в том же- учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Миру не нужны люди с готовым багажом знаний. Миру нужны люди, умеющие, эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способные к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.
А ещё есть взгляд на учителя его собственный. Есть моё ощущение, есть моё понимание смыслов, заложенных во фразе «Я- учитель». Ведь это я – тот самый учитель, на которого смотрит государство, администрация, методисты, родитель, ученик. А как, собственно, я ощущаю себя в роли учителя, чем живу? О чём думаю? О любви к детям, о завтрашнем дне… Важно то, что я могу поделиться с учениками своими переживаниями, идеями, мыслями. Важно не бояться идти на урок, иметь своё мнение, не бояться спорить, сомневаться, ошибаться.
Мы постоянно в жизни выбираем. Каждый для себя делает свой выбор: быть учителем по призванию, по духу или быть рабом своей профессии.
Учитель! Дорогой мой учитель, может быть, такой же, как я , засыпающий над тетрадками, радующийся, как ребёнок, успехам своих учеников, старающийся быть для них интересным человеком, волнующийся не меньше них на экзамене, будь счастлив! Будь успешен! Верь в себя! И пусть цвет твоего неба будет всегда тёплым, светлым, вдохновляющим на творчество!