Самообразование
Работа по самообразованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1. Анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и развития детей. 2.Разработка рекомендаций по использованию методов и приемов, для снятия эмоционального напряжения у детей с ОВЗ при работе со сказкой. 3. Вовлечение родителей в совместные мероприятия по профилактике агрессивного поведения у детей применяя инновационную технологию, сказка-тренинг. 4 .Апробирование методов и приемов, а так- же формы организации, использованные в целях снятия агрессивного поведения у детей с ОВЗ. 5 .Подтверждение эффективности предлагаемой разработки (совместные рисунки, поделки и другой "продуктивный" материал).
Сказка ложь, да в ней намек, а ребятам всем урок!
Создание развивающей среды
Сказка-тренинг в коррекционной работе учителя-дефектолога
Профилактика агрессивного поведения у детей с ОВЗ в работе учителя-дефектолога
Чтение сказок
Просмотр видео и слушание аудио сказок
Знакомство с героями сказок
Рисование героев , конструирование сказки
Игры по сюжетам из сказок
Инсценировка сказок
Сказка шумелка «Весенние приключения зверят» (итог работы)
Привлечение родителей к профилактике агрессивного поведения у детей, средствами с казки-тренинга
Консультации для родителей
Сказка научит воспитанников: видеть отрицательные и положительные моменты; переносить на свою жизнь и соотносить с ними свое поведение и поступки; - контролировать свои эмоции и взаимодействовать друг с другом, не используя агрессивных действий; - договариваться, приходить к общему решению.
Благодарим за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Содержание
ПАСПОРТ ПРОЕКТА……………………………………………………………………... 3
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………... 5
АКТУАЛЬНОСТЬ…………………………………………………………………………. 5
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ………………………………………………………………………….. 6
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ………………………………………………………………….. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 8
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ …………………………………………………………………….. 9
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………12
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………….....13
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. | Название проекта | Криотерапия, как средство инновационной, нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ и детьми инвалидами |
2. | Структура проекта | Содержание Паспорт проекта Введение Ход выполнения проекта (основная часть) Заключение Список использованной литературы Приложение |
3. | Автор проекта | Сушко Наталья Владимировна, воспитатель |
4. | Аннотация проекта | Данный оздоровительно-познавательный проект является инновационной, нетрадиционной- здоровьсберегающей технологией в коррекционной работе с детьми ОВЗ и детьми инвалидами. В процессе работы над проектом был изучен теоретический материал по теме, проанализированы и обобщены результаты опроса, сделан вывод о влиянии использования нетрадиционных форм работы, которые способствуют развитию речи, обогащению словаря, совершенствованию тактильной, зрительной сенсорной интеграции, а также укреплению здоровья. Защита проекта способствовала формированию информационной компетенции и распространению опыта работы по эффективному использованию здоровьесберегающей технологии. |
5. | Проблема | Сохранение и укрепление здоровья – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы предполагаем состояние полного физического, психического и социального благополучия детей с ОВЗ и детей инвалидов. Своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей с ОВЗ и детей инвалидов определяет необходимость отбора наиболее оптимальных и эффективных методов и приемов коррекционной работы. |
6. | География проекта | г. Юрга, МБДОУ "ДСКВ №28 "Ромашка" |
7. | Срок выполнения проекта | 1 месяц (26.02.2024 -26.03.2024г). |
8. | Цель проекта | Внедрение инновационной, нетрадиционной здоровьесберегающей технологии- криотерапии, для развития детей с ОВЗ и детей инвалидов. |
9. | Основные задачи проекта | -развивать мелкую моторику пальцев рук; -совершенствовать тактильную, зрительную сенсорные интеграции; -расширять и обогащать словарный запас; -укреплять здоровье, повышать работоспособность |
10. | Целевая аудитория проекта | педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители (законные представители), педагоги ДОУ. |
11. | Результаты проекта | Для педагогов: активизировалась поисковая деятельность; установлены доверительные и партнёрские отношений с родителями. Для родителей: повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы; повышение педагогической культуры родителей. Для детей: -дети усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации; -у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений; -закрепились и расширились сенсорные представления детей. -развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием; -повышается интерес детей к занятиям совершенствуется положительный эмоциональный настрой. -формируется положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей; - повысился интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру. |
12. | Список литературы | 1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -105с. 2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / групповая картотека. 3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.ТЦ Сфера, 2005. – 64с. 4. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с. 5. Интернет ресурсы. 6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. 7. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики детей / Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. 8. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007 9. Учебно - практическое пособие для логопедов и мед. работников - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000, -32с. |
Введение
Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни.
ФГОС предусматривает инклюзивное образование с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся дети с тяжелыми нарушениями речи.
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей системе работы с детьми ОВЗ и детьми инвалидами. Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. По данным М. М. Кольцовой, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дословно, криотерапия переводится с греческого, как лечение холодом (kryos – холод, therapya – лечение). В широком же смысле, под понятием криотерапия, подразумевается использование холода в лечебных и оздоровительных целях. Минимальное влияние холода и тепла на нервные окончания обладают «целительными» свойствами. За счёт холода идёт сокращения мышц, а тепло их расслабляет, это усиливает приток крови к месту воздействия, в итоге развивается двигательная зона. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики. Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук и запоминание новой информации.
Актуальность
Сохранение и укрепление здоровья – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы предполагаем состояние полного физического, психического и социального благополучия детей с ОВЗ и детей инвалидов. Своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей с ОВЗ и детей инвалидов определяет необходимость отбора наиболее оптимальных и эффективных методов и приемов коррекционной работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных форм работы, которые способствуют развитию речи, обогащению словаря, совершенствование тактильной, зрительной сенсорной интеграции, а также укреплению здоровья.
Цель проекта: Внедрение инновационной, здоровьесберегающей технологии- криотерапии, для развития детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Задачи:
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-совершенствовать тактильную, зрительную сенсорные интеграции;
-расширять и обогащать словарный запас;
-укреплять здоровье, повышать работоспособность
Тип проекта: краткосрочный, оздоровительно-познавательный
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной к школе группы, родители (законные представители)
Реализация данного проекта позволит:
- стимуляции моторики рук;
- улучшению речевой функции;
- улучшению выполнений сложных пальчиковых упражнений;
- развитию изобразительных и графических умений;
- общему оздоровлению организма;
- положительному эмоциональному настрою на занятие.
Срок реализации: 1 месяц (26.02.2024 -26.03.2024г).
Методы и приемы:
Словесный метод. Словесные обращения педагога к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся и игры с нестандартным материалом.
Ограничения к использованию криотерапии:
- Наличие эпилептического синдрома.
- Непереносимость холода.
- Гипертермическое состояние (температура более 38°С).
- Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
- изучение методического материала по направлению работы;
- составление плана реализации проекта.
- подборка атрибутов и материалов для реализации проекта;
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся 2 раза в неделю в течении месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий. Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.
Основной
Чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр "Достань игрушку" Дети погружают пальцы в бассейн с ледяными шариками на 5-8 секунд и достают нужную игрушку. (после погружения в ледяные шарики, греем руки в теплой воде)
2 категория игр "Разложи по цвету" Дети выкладывают на подносе разноцветные ледяные кубики, опираясь на образец показанный педагогом. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд. (после выкладывания разноцветных, ледяных кубиков, греем руки в теплой воде)
3 категория игр "Выполни по образцу" Дети выкладывают на подносе мозаичный рисунок из цветных, ледяных фигурок, опираясь на образец показанный педагогом. Время взаимодействия со льдом 25-30 секунд. (после выкладывания мозаичного рисунка, греем руки в теплой воде)
4 категория игр "Ледяная стройка" Дети выкладывают на подносе замки из ледяных кубиков, опираясь на образец педагога или по своему замыслу. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд. (после стройки, греем руки в теплой воде)
Растяжка пальцев и любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
Развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупная наждачная бумага); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Заключительный
1.Выставка совместного творчества детей "Рисование цветными льдинками".
2. Мастер класс с родителями "Загадочные льдинки".
3. Отчет по реализации проекта в форме слайдовой презентации.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов: активизировалась поисковая деятельность; установлены доверительные и партнёрские отношений с родителями.
Для родителей: повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы; повышение педагогической культуры родителей.
Для детей:
-дети усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
-у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
- закрепились и расширились сенсорные представления детей.
-развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
-повышается интерес детей к занятиям совершенствуется положительный эмоциональный настрой.
-формируется положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
- повысился интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Заключение:
Таким образом, внедрение криотерапии способствовало благоприятному влиянию на общее оздоровление организма детей с ОВЗ и детей инвалидов, повышению познавательной активности и эффективному усвоению учебного материала по всем разделам.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В связи с индивидуальными особенностями детей с ОВЗ и детей инвалидов, на каждом этапе игры могут варьироваться и использоваться из приложения, не нарушая при этом времени воздействия со льдом.
1 неделя (2 раза в неделю)
Игры:
"Достань игрушку"
Цель: развитие пространственной ориентировки.
Оборудование: предварительно подготовленные ледяные кубики льда, маленькие игрушки, глубокая миска. Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-8 секунд. И достает спрятанные игрушки.
"Разморозь игрушку"
Цель: Активизировать сократительные способности мелких мышц кисти рук.
Оборудование: шарики льда, в которых заморожены маленькие игрушки. Ребенок в ладошке размораживает ледяной шарик, чтобы достать свой клад. Мы можем одновременно воспроизводить какой- либо стихотворный текст, например: "Льдинку сильно сжимаю и ладошку поменяю" и т. д.
(после погружения в ледяные шарики, греем руки в теплой воде)
Растяжка пальцев, пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
Развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек.
2 неделя (2 раза в неделю)
Игры:
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
"Выложи по контуру"
Цель: развитие зрительного восприятия, формирование целостного образа предмета.
Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, контурный рисунок, прозрачный файл. Ребенку предлагают выложить кубики льда по контуру предмета. Закрепление формы и цвета.
"Найди домик"
Цель: закреплять умение соотносить предметы по форме.
Оборудование: предварительно подготовленные разноцветные ледяные фигурки, картонные домики в соответствии с цветом льдинок. Ребенку предлагают, найти для каждого цвета свой домик.
Так же к этой категории игр можно отнести: "Выложи по образцу", "Разложи верно"
"Разложи по цвету" Выкладывание по цвету разноцветных ледяных кубиков изо льда.
(после выкладывания разноцветных ледяных кубиков, греем руки в теплой воде)
Растяжка пальцев, пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
Развитие тактильной чувствительности, включающая игровой прием с Суджок мячиком.
3 неделя (2 раза в неделю)
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
Игры:
"Стройка"
Цель: развивать конструктивные способности.
Оборудование: предварительно подготовленные кубики льда.
Ребенку предлагают построить из кубиков льда постройку, в зависимости от цели занятия.
"Ледяной карандаш"
Цель: развитие воображения, изобразительной деятельности.
Оборудование: предварительно подготовленные цветные кубики льда, картон или плотная бумага.
Ребенку предлагается нарисовать рисунок на заданную тему, или раскрасить готовую картинку цветным льдом также игры "Продолжи узор", "Справа- слева".
"Выполни по образцу" Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков.
(после выкладывания мозаичного рисунка, греем руки в теплой воде)
Растяжка пальцев, пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
Развитие тактильной чувствительности, включающая игровой прием с рельефными палочками.
4 неделя (2 раза в неделю)
Выкладывание замков, фигур из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
Игры:
"Укрась замок"
Цель: развитие воображения, изобразительной деятельности.
Оборудование: предварительно подготовленная ледяная пластина, краски.
Ребенок рисует пальчиками на "ледяном замке" по заданию педагога или по своему замыслу.
"Ледяная стройка" Выкладывание замков из ледяных кубиков.
(греем руки в теплой воде)
Растяжка пальцев, пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
Развитие тактильной чувствительности, включающая игровой прием с "Тактильной коробкой".
Для внедрения криотерапии в коррекционную работу активно вовлекаются родители. Для родителей разработаны буклеты "Что такое криотерапия", "Игры, которые лечат", которые содержат информацию о значении криотерапии в оздоровлении детей, а также рекомендации по проведению игр со льдом.
Для повышения общей грамотности родителей по применению криотерапии организован мастер-класс на тему "Загадочные льдинки" с целью обучения приемам работы со льдом через игры по развитию речи и сенсорной интеграции детей.
Литература
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -105с.
2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / групповая картотека.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
4. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.
5. Интернет ресурсы.
6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
7. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики детей / Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
8. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
9. Учебно - практическое пособие для логопедов и мед. работников - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000, -32с.
Приложение:
Игры со льдом:
1. Разноцветные камушки.
Цель: закрепить понятия «гласный- согласный», «твердый- мягкий» и их цветовые обозначения
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости) льдинки трех цветов, красного, синего, зеленого. Воспитатель называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает льдинку нужного цвета.
Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных, мягких согласных) в слове и достань столько же льдинок нужного цвета.
2. Зашифруй слово.
Цель: формирование фонематического анализа.
Ход игры: На дне емкости с водой льдинки трех цветов: красного, синего, зеленого.
Воспитатель показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать звуковой анализ на дне емкости из цветных льдинок.
3. Достань игрушку, скажи какая она.
Цель: формирование словаря прилагательных
Оборудование: ёмкость со льдом, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
4. Выложи узор.
Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: ёмкость со льдом.
Ход игры: выложи рисунок из льдинок.
5. Найди на ощупь. Найди и пересчитай.
Цель: развитие тактильных ощущений, пересчёт предметов.
Оборудование: ёмкость со льдом.
Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку
6. Графический диктант.
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико-пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: емкость со льдом, ламинированный разлинованный лист на клеточки.
Ход игры: Педагог дает устные задания типа: Положите красную льдинку в центр листа. Синюю - в левый верхний угол, зеленую - в правый верхний угол.
7. Рисование цветным льдом. Формочки наливаем воду и пищевой краситель или краски, можно сделать радугу в одну форму налить несколько красок, и вставить палочку от мороженного. И рисовать льдом на белой бумаге, так же можно бумагу смазать капелькой масла и посмотреть какой получиться эффект.
8. Ледяные медузы. Замораживаем цветную воду в формочках для льда. Кидаем замороженные льдинки в большую ёмкость можно прям в ванне, и смотрим как они плывут оставляя от себя след похожий на космических медуз.
9. Сенсорные коробки со льдом. В большой контейнер накладываем много разного размера льда с фигурками, интересно будет если фигурки заморозить на половину что бы они выглядывали и устроить ледяные замки.
10. Ледяная горка. Замораживаем наполовину фигурки человечков из Лего, берём доску или фанеру и катаем с горки человечков, кто быстрее?
11. Ледяные кораблики. К ледяной форме крепим зубочистки с парусом из бумаги и запускаем кораблики. Кстати, чтобы лёд был прозрачным нужно замораживать кипячёную воду комнатной температуры, иначе лёд будет мутный! Проверено опытным путём.
12.Ледяная скульптура.
Это ледяное произведение искусства очень недолговечно, зато чрезвычайно фотогенично. Замораживайте подкрашенную воду в разных по форме и размеру формочках, а затем составляйте из слегка подтаявших ледышек скульптурные формы.
13. Рисование льдом. Лед будет оставлять яркие, причудливо смешивающиеся следы на плотной бумаге, если перед заморозкой вы добавите в воду пальчиковые краски или густо разведенную акварель. Самый яркий оттенок даст пищевой краситель.
14. Смешивание цветов. Сначала вам нужно будет заморозить маленькие цветные льдинки, а потом положить их в бесцветную воду в более крупной емкости и заморозить снова. При таянии цвета будут смешиваться, и малыш сможет насладиться причудливым поведением тающих потоков.
15. Алфавитный шпион. В ячейки для льда можно положить по маленькому кубику с буквами или буквы магнитной азбуки. Пока лед не растаял, ребенку нужно будет пинцетом выловить определенные буквы, из которых состоит слово в секретном шпионском задании. А уж секретное шпионское задание вы придумаете, верно?