Сетевое сотрудничество
Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.
Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
setevoe_vzaimodeystvie_obrazovatelnyh_organizatsiy.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сетевое взаимодействие образовательных организаций,
как фактор всестороннего развития личности ребёнка».
- современном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя.
И поэтому именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.
Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Ключевые задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:
- обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;
- расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить
социальный опыт, способствующего формированию их мировоззрения;
- объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного
- создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;
Применительно к образовательной деятельности мы можем рассматривать сетевое взаимодействие в трех аспектах:
- Сеть как система взаимодействия ее участников - образовательных учреждений и других субъектов, объединенных единым координационным центром
- В содержательном плане сетевое взаимодействие может выстраиваться вокруг совместной образовательной программы, в том числе программы внеурочной деятельности, где каждый из участников вносит определенный вклад в ее реализацию, в том числе в виде ресурсов.
- Для обучающегося сетевое взаимодействие выражается в том, что при разработке его индивидуального образовательного маршрута он оказывается в ситуации доступа ко всем элементам образовательной сети для решения своих образовательных целей
На сегодняшний день сетевое взаимодействие становится ключевой проблемой в рамках реализации ФГОС, так как приоритетом современного образования становится превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Современные модели сетевого взаимодействия образовательных организаций:
- Концентрирования координационная модель ориентирована на создание регулирующего центра, который будет направлять и координировать деятельность по достижению той цели, ради которой и стало формироваться сетевое взаимодействие.
- Концентрированная ресурсная модель, где в качестве центра может выступать либо уже существующее образовательное учреждение, на базе которого аккумулируются все возможные ресурсы, либо вновь организуемый центр.
Центральным звеном ресурсной концентрированной модели будет выступать ресурсный центр, к которому могут обратиться все участники сетевого взаимодействия.
Предназначение такого центра в том, чтобы аккумулировать и распределять все необходимые ресурсы, (кадровые, информационные, финансовые и т.д.).
- Распределенная инструментальная,
- распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития (свой инструмент).
- такой модели участники договариваются о сотрудничестве в достижении своих образовательных целей, создавая возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга
- Распределенная идентичная
Идентичная сеть – создается на основе формулирование общей цели и задач ее участниками на основе совместного использования ресурсов.
Основной причиной выбора данной модели сетевого взаимодействия является потребность у основных субъектов образовательной деятельности в формировании единого понимания цели образовательной деятельности на данной территории и средств ее достижения.
Может быть создана в форме простого товарищества, ассоциации или союза.
5. Модель цепи.
Модель цепи предполагает, что участники сети последовательно друг за другом участвуют в решение определенной проблемы или достижении какой-то цели.
При этом, цепь взаимодействий четко определена, есть самое первое звено, которое определяет и цель, и желаемых участников и организует деятельность.
Главная фигура в модели цепи – это обучающийся. Модель цепи четко проявляется, если сетевое взаимодействие осуществляться для реализации индивидуального плана обучающегося.
Наряду с положительными сторонами этих моделей выявлен и ряд проблем!
- часто взаимодействие не имеет нормативно-правового закрепления;
- трудно сохранить ценности дополнительного, школьного и профессионального образования;
- тяжело сохранить самостоятельную независимость учреждения;
- возникает опасность заимствования не только достоинств, но и недостатков каждой сферы образования;
- неумение администрации образовательных учреждений распределить функциональные обязанности субъектов интеграции и координировать работу;
- не всегда учитываются интересы ребёнка;
- слабо реализуются функции интеграции;
- распространение декларативного подхода, когда важность проблемы признаётся многими, но не решается в силу отсутствия необходимых условий: организационных, методических, кадровых;
- психологические проблемы.
С нашей позиции мы видим ещё одну остро-стоящую проблему: Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе
своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.
Именно это на данный момент не позволяет нам расширить спектр востребованных социумом общеобразовательных программ, привлечь талантливых молодых специалистов и т.п.
ДОД характеризуется как процесс освоения добровольно избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего, высшего профессионального) образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
И в этом контексте, современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.
Дополнительное образование детей – зона ближайшего развития системы образования
Дополнительное образование наряду с формальными чертами имеет и неформальные черты:
Новые требования к качеству | | Отсутствие стандартизированных | ||
результата ДОД; | требований к результатам ДОД; | |||
| Единые требования к | | Вариативность, гибкость, | |
программному и учебно- | многообразие программ с учетом | |||
методическому обеспечению, | социального заказа на ДОД; | |||
учебному плану ДОД; | | Право выбора ребенком | ||
| Объективная необходимость | содержания, форм, методов | ||
участвовать в реализации ФГОС | организации, места проведения | |||
ОО; | ДОД и др.; | |||
| Регламентация квалификационных | | Равноправие связей, свобода | |
требований к педагогической | отношений, комфортная | |||
И др. | деятельности; | И др. | атмосфера; | |
И поэтому ДОД имеет конкурентные преимущества в сравнении с другими видами формального образования:
- свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- доступность глобального знания и информации для каждого;
- адаптивность к возникающим изменениям.
По нашему мнению ДОД является необходимым компонентом общего образования и они не могут существовать друг без друга или развиваться параллельно.
Интеграция сфер образования создаёт новые условия для достижения предметных, метапредметных, личностных результатов.