Проекты по экологии
На данной странице представлены успешно реализованные проекты по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект на тему Покормите птиц зимой в старшей группе | 797.11 КБ |
Проект по экспериментированию Юные экологи | 2.92 МБ |
detskiy_issledovatelskiy_proekt_udivitelnyy_mir_kamney.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему «Покормите птиц зимой» в старшей группе.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Составитель: Сизова И.А
Тип проекта: Познавательный, исследовательский, детско-взрослый, краткосрочный.
Вид проекта: Групповой.
Продолжительность: Долгосрочный ( с 01.12.18 по 14.02.19 ).
Участники проекта: Воспитатели и дети старшей группы, родители воспитанников.
Образовательная область: «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».
Актуальность темы: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Цель проекта: Экологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей в природоохранную работу.
Задачи:
1. Вызывать интерес к окружающему миру;
2. Закрепить знание детей названий пернатых друзей, которые зимуют в нашей местности;
3. Формировать представление о повадках птиц и приспособленности их к среде обитания;
4. Формировать умение различать птиц по внешнему виду;
5. Познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах;
6. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Работа с родителями:
*Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
* Оформление папки-передвижки «Зимующие птицы нашего края».
* Изготовление буклет – памятка для родителей «Птицы наши друзья».
* Консультация для родителей « Покормим птиц зимой ».
* Выставка кормушек.
Работа педагогов: подбор необходимого материала по теме, рассматривание альбома и иллюстраций «Зимующие птицы», чтение художественной литературы, проведение тематических занятий и развлечения, изготовление буклета памятка «Птицы наши друзья», развешивание кормушек на прогулочном участке группы.
Совместная деятельность родителей и детей: конкурс кормушек, сбор корма для зимующих птиц (акция «Покормите птиц зимой»).
Предполагаемый результат: понимание детьми, что необходимо заботиться о зимующих птицах; привить им любовь и бережное отношение ко всему живому. Умение вести наблюдения за зимующими птицами в природе, производя анализ увиденного. Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам. Полученные знания о пользе зимующих птиц.
Этапы проекта:
1 Этап:
Проблема : Формирование у детей системы элементарных экологических знаний о зимующих птицах и помощи человека в природе.
Задачи:
Организационно-методические:
- Создать условия для вовлечения детей, родителей, воспитателей к исследовательской, познавательной, поисковой деятельности.
Обучающие:
- Обогащать представление детей о зимующих и перелетных птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городке, о взаимодействии человека и природы).
- Обогащать познавательный интерес детей к зимующим и перелетным птицам через систему наблюдений, экскурсий, бесед, и т. д.
Воспитательные:
- Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Развивающие:
- Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно- исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
Предполагаемый результат:
Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. Знание детьми внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
Вызывать постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой
Обогащать словарный запас детей.
Научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
Приобщать к совместной деятельности родителей.
2 этап: Реализация проекта:
Беседы с детьми
«Пришла зима».
«Как живут наши пернатые друзья зимой».
«Кто заботится о птицах».
«Пользу или вред приносят птицы?».
«Меню птиц».
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»
Художественная литература:
Чтение рассказов: Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости», Сухомлинского «О чем плачет синичка», просмотр презентации: "Зимующие птицы".
Творческое рассказывание: «Как я спас птичку». Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Организованная деятельность:
Образовательная деятельность «Познание. Формирование целостной картины мира».
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: Формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов (перелетные, зимующие), воспитание заботливого отношения к птицам (Конспект).
Художественно – продуктивная:
Аппликация на тему: ««Снегири»
Рисование на тему: « Зимующие птицы»
Конструирование из бумаги на тему: «Снегирь»
Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счет птиц» , «Угадай птицу по описанию», «Кто что ест», « Узнай по голосу»; « Доскажи словечко»;
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Домино», Лабиринт «Зимующие птицы», «Лото».
Сюжетно-ролевые игры:
«Парк птиц», «Птичий двор».
Подвижные игры:
«Совушка», «Птицы в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы».
Музыкальная деятельность:
Прослушивание аудио записей с голосами птиц.
Развлечение «Игра –викторина на тему «Зимующие птицы»(конспект).
Совместная деятельность детей и родителей:
Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Задание родителям: помочь детям подобрать корм для птиц.
Сделать кормушки для зимующих птиц.
3 этап. Заключительный:
Итог работы:
Расширился кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, дидактическими играми и наглядным материалом .
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Беседа с детьми «Кто заботится о птицах»
Аппликация на тему «Снегирь»
Конструирование из бумаги «Снегирь»
Совместная работа детей и родителей – изготовление кормушек для птиц.
Кормушки на нашем участке.
Семейное творчество. Заботливая Милана, совместно с родителями
сделали домик для пернатых друзей.
Буклет - памятка «Птицы наши друзья»
Список используемой литературы:
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004 5
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004 6
- . Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж, 2007г.
Занятие с детьми
Тема: «Как заботится о птицах»
Цель: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи.
Ход занятия:
Вводная беседа
(На мольберте силуэт зимнего дерева и силуэты зимующих птиц.)
Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы» В.Берестова.
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы-воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цепочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Воспитатель приглашает детей к дереву и предлагает рассмотреть птиц.
Беседа по вопросам
- Какие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц вам приходилось наблюдать на нашем участке?
- Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть и рассказать, как выглядит каждая птица, какого цвета оперенье на голове, туловище, крылышках, хвостике, вспомнить, какую песенку эта птица поет.
Рассказы детей. (Воспитатель дополняет и уточняет их.)
Воспитатель спрашивает у детей, почему эти птицы круглый год живут у нас.
- Легко ли птицам добывать корм зимой?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Рассказ воспитателя
Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.
Овес, пшено клюют только воробьи, для них также годятся крошки пшеничного хлеба.
Синицы, кроме семян, очень любят сырое несоленое сало или мясо.
Вороны – всеядные птицы.
Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи.
Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать ему еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Дидактическая игра «Что за птица?»
Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица-отгадка прикрепляется к кормушке, где ей приготовлен корм. В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.
Итог занятия
Занятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А.Яшина
Занятие с детьми.
Тема: «Как живут наши пернатые зимой»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ход занятия:
Воспитатель беседует о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
Воспитатель: - А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки - непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны! »
Воспитатель: - Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
Воспитатель: - Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
Воспитатель: - Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
Воспитатель: - Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
Воспитатель: - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
Воспитатель: - Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
Воспитатель: - Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.
По небу весело скользят,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое! ».
Конспект занятия в старшей группе по аппликации на тему «Снегири»
Цели:
- Формировать экологическую культуру у детей;
- Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи:
Образовательные:
- Продолжать учить детей аккуратно наклеивать детали, пользоваться клеем и кисточкой;
- Закреплять названия геометрических фигур;
- Уточнить и расширить знание детей о птицах.
Развивающие:
- Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира;
- Учить вырезать части птиц и объединять их, соотнося по величине, окраске, для создания яркого образа;
- Учить красиво располагать изображения на листе.
- Совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
- Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций;
Чтение книг и рассказов;
Загадывание загадок;
Наблюдение за птицами на прогулке и во время кормления;
Беседы.
Оборудование к занятию:
Бумага цветная;
Ножницы;
Клей;
Кисть для клея;
Салфетки для каждого ребенка;
Иллюстрация с изображением снегиря;
Образец.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Поговорить с детьми о зиме, ее признаках.
- А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?
- Как одним словом можно назвать птиц, которые остались зимовать с нами?
- Молодцы! А теперь, угадайте загадки. Разгадав их, вы узнаете, кого мы сегодня будем мастерить.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…(Снегири)
-Молодцы!.
II. Основная часть
1) Рассматривание иллюстрации. Обсудить внешний вид птицы.
- Правильно, это снегирь, давайте посмотрит вот на эту иллюстрацию и расскажем и птице. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.
2) Рассматривание образца.
Определить относительную величину птицы. Форму и величину частей (тела, головы, хвоста) и более мелких частей.
3) Объяснение хода работы и показ выполнения аппликации.
Спросить о приемах вырезывания частей (из квадрата – круг, из прямоугольника – полуовал). Уточнить последовательность работы.
Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.
III. Физминутка. «Снегири»
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
IV. Самостоятельная работа с использованием пальчиковой гимнастики.
Дети выполняют аппликацию.
1) Перед тем как приступить к работе, вспоминается, как правильно пользоваться ножницами. (Воспитатель напоминает детям технику безопасности пи работе с ножницами). Напомнить, что бумагу надо поворачивать плавно, не сжимать ножницы.
2) В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы с ножницами.
3) Пальчиковая гимнастика
Мы кормушки смастерили
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
V. Анализ работ.
Все работы поместить на стенд, рассмотреть с детьми получившихся птиц, вместе порадоваться общему результату. Предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные работы, самых красивых птиц, объяснить свой выбор. Вызвать чувство радости от создания ярких, нарядных, красивых птиц.
VI. Итог
Ребята, чем мы сегодня на занятии занимались? Что больше всего понравилось?
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме: «Зимующие птицы»
Цели:
- Расширять представление детей о птицах;
- Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, желания помочь другим; наблюдать за окружающим миром.
Образовательные:
- Закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
- Развивать наблюдательность.
Развивающие:
- Расширять словарь детей;
- Развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки);
- Развивать двигательные навыки, внимание, сообразительность через игру.
Воспитательные:
- Учить отвечать на вопросы полным ответом.
- Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
Просмотр презентации « Зимующие птицы» с голосами птиц. Беседа о зимующих и перелётных птицах.
Во время прогулки наблюдение и рассматривание птиц, составление описательных рассказов, проведение подвижных и дидактических игр; разучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок. Изготовление кормушек, скворечников вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц. Чтение Г. Скребицкого «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Стрижева «Птицы зимой»; Н. Павловой «Зимние гости».
Оборудование: Картинки, фотографии зимующих птиц; слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц;
Ход занятия:
Организационная часть.
Воспитатель:
Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А.Тараскина.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
Воспитатель:
Так кто же написал письмо?
Ответы детей: (Птицы.)
Воспитатель:
А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.). Это и есть письмо, которое можно прочитать. О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
Воспитатель:
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?
Ответы детей:
Основная часть.
Воспитатель:
Сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам об их жизни. Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Как зовут нашего первого гостя?
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый...
Ответы детей: (Воробей)
Воспитатель: Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик)
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Воспитатель: Какая птица умеет ворковать?
Ответы детей (Голубь)
Воспитатель. Голуби – воркуют, доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народное названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с гулькин нос», то есть очень мало).
Воспитатель: Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
Ответы детей (Сорока)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель: Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель:
Ой, а что это за птица в ветках ели прячется?
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
Ответы детей: (Дятел.)
Воспитатель:
А как называют дятла?
Ответы детей: (Лесной доктор.)
Почему его так называют? Пользу или вред дятел приносит?
(Ответы детей)
Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Воспитатель: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
Ответы детей (Снегири)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель: Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Ответы детей (Синица)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Ребёнок читает стихотворение.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Воспитатель: Отгадайте, о ком идёт речь?
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
Ответы детей (Клёст)
Воспитатель. О ком речь?
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
Ответы детей (Сова)
Воспитатель:
Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — …
Ответы детей (Свиристель)
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель. Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему?
(Ответы детей)
Физкультминутка
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало? »
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель:
Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?
Ответы детей: (Сделать кормушку и подкармливать птиц)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель:Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Воспитатель. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Доскажи словечко»
Тихо-тихо как во сне
Падает на землю…(снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые…(снежинки)
На поляны, на лужок
Тихо падает…(снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее…(снегопад)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка…(снегурка)
На снегу то посмотри
С красной грудкой…(снегири)
Воспитатель: Давайте вспомним, какие птицы сегодня были у нас в гостях Ответы детей (Перечисляют).
Воспитатель: А как их назвать одним словом?
Ответы детей (Зимующие)
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как мы можем заботиться о птицах?
(Ответы детей)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Он может быть абсолютно любым. Может быть редчайшей драгоценностью, а может валяться на обочине дороги в пыли. У камня внутри достаточно света и подлинной красоты, чтобы быть бесценным сокровищем в любом окружении». Ферсман А.Е.
Цель проекта: Узнать историю появления камня на земле, их свойства и значение в жизни человека. Задачи: 1.Выяснить, откуда берутся камни, где их можно обнаружить. 2. Провести исследовательскую деятельность. 3.Определить отношение людей к разнообразию и особенностям камней, что камень «полезное ископаемое».
Мы изучили познавательную и художественную литературу.
«Откуда берутся камни?» При извержении вулкана, огненная порода стекает по краям гор, превращаясь в полезные ископаемые-камни. Под воздействием холода, ветра, дождей горы разрушаются. Небольшие куски гор- это и есть камни.
Исследовательская деятельность. Опыт № 1 Посмотрю через лупу, чтобы лучше увидеть красоту и узор камня. Мы «Юные геологи». Геолог –это специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поиска полезных ископаемых.
Опыт № 2. Все камни твердые Камни можно бросать, стучать друг о дружку, ударять камень крепким предметом. А с ними ничего не происходит.
Для определения твердости геологи пользуются шкалой Мооса. Изучаем камень с помощью монеты, гвоздя, напильника.
Опыт № 3. Некоторые камни состоят из кристаллов. Камни из кристаллов хрупкие. Кристаллы можно вырастить самостоятельно.
Опыт № 4. « Камень и вода» Многие камни быстро тонут в воде т.к. они тяжелые. Камни не меняют не форму, не размер. Но зато становятся более яркими и цветными. Можно лучше изучить цвет и структуру.
Камни можно использовать в различных видах деятельности. Выкладывать из камней «цветные картинки».
Рисовать на камушках веселых божьих коровок. И даже играть в шашки.
Как человек использует камни
Вместе с родителями создали в группе мини-музей «Эти удивительные камни».
Посещение городского музея природы совместно с родителями.
Изготовление подарков для мамы «Волшебный браслет». Трудно, но очень интересно.
Подарок для мамочки готов .
Спасибо за внимание! В презентации принимали участие: дети старшей группы д.с № 142 Путков Виктор, Авраменко Троша, Веретенникова Анна, Змерзлов Саша Соловьев Егор. Воспитатель: Сизова И.А. Г. Нижний Тагил.