Семинар-практикум для воспитателей
Семинар-практикум для воспитателей: "Роль загадки в развитии речи дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени
Семинар- практикум для воспитателей
«Роль загадки в развитии речи дошкольников»
Альберт Ю.А.
Учитель-логопед
г. Тюмень 2021
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Я рада вас приветствовать на нашем семинаре - практикуме.
- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего семинара, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?
Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)
- Как вы считаете, к какому жанру народного творчества литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА
- Итак, тема нашего сегодняшнего семинара – практикума «Роль загадки в развитии речи дошкольников».
Общая характеристика загадки
- Давайте немного вспомним, что такое загадка?
-Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.
- Виды загадок: народные и авторские.
- Типы загадок:
Описательные, например:
Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч. (АРБУЗ)
Загадки –рифмы, например:
В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (МЫШКА)
Загадки- обманки, например:
тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус.
Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Что развивает загадка?
- Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.
Загадки:
- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
- помогают увидеть вторичные значения слов;
- формируют представления о переносном значении слова;
- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
- Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.
- А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей.
- Но при использовании загадок многие дети, даже дети старшего дошкольного возраста, не умеют отгадывать загадки, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями, достаточными для отгадывания загадок.
Как вы думаете вот вы загадили загадку ребенку, но он не может отгадать ее почему?
- А конкретно выявились следующие проблемы:
- невнимательно слушают текст загадки;
-не запоминают полностью содержание загадки;
-полностью или частично не понимают текст загадки;
-при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.
Формы работы с детьми по составлению загадок:
Составление загадок коллективно для одного отгадчика.
Один ребёнок отправляется за дверь. Воспитатель с детьми выбирает предмет и обсуждает, как составить загадку. Предмет прячется, приглашается ребёнок и кто – то из детей загадывает загадку.
Составление и загадывание загадок детей друг другу в двух командах или подгруппах.
Составление загадок дома по опорным таблицам. К этой работе активно подключаются родители.
- Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.
- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.
Методика составления загадок по опорным таблицам
(электронная презентация)
Ι ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?»
Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» ( на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу) . Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».
II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам
Первый способ
1. Составление опорной таблицы вида:
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)
Например:
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила трава |
4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»
РАСЧЁСКА
«На что похоже?» | «Чем отличается?» |
Забор Пила трава | Нельзя лазить Не пилит Не растёт |
5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске
Загадка: Что это?
Как забор, но нельзя лазить.
Как пила, но не пилит,
Как трава, но не растёт.
Второй способ.
1. Составление опорной таблицы вида:
«Какая? (какой?, какое?)» | «Что такое же? » |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:
СОЛНЦЕ
3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?»
«Какое» | «Что такое же? » |
Яркое Круглое жаркое |
4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое), но не солнце?»
«Какое» | «Что такое же? » |
Яркое Круглое жаркое | Лампа Колесо огонь |
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце
Загадка: Что это?
Яркое, а не лампа?
Круглое, а не колесо?
Жаркое, а не огонь?
Третий способ.
1. Составление опорной таблицы вида:
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:
КОМАР
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
Летает Пищит Кусается |
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»
«Что делает?» | «Кто делает то же действие?» |
Летает Пищит Кусается | Самолёт Мышка собака |
5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.
Загадка: Что такое?
Летает, а не самолёт?
Пищит, а не мышь?
Кусается, а не собака?
Работа по подгруппам.
Сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.
Слова: яблоко, кошка, автомобиль.
Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.
- Таким образом, загадка- настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.