Урок с презентацией по теме "Путешествие слова по разделам русского языка".

Универсальная  тема урока. Такой урок можно проводить во 2-4 классах, меняя содержание  материала. Главное, дети всегда будут рассматривать слово с разных точек зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие слов по разделам русского языка.

Цель урока:

1.Показать учащимся богатство русского языка.

2. Рассмотреть слово с разных позиций, исходя из специфики раздела.

3. Развивать речь, мышление, творческую активность.

4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания.

Оборудование: иллюстрации о зиме, презентация

Ход урока.

  1. Вступительная беседа.

     Мир слов богат и разнообразен. С помощью слов мы можем очень многое: рассказать о чем-то, поговорить, понять, выразить свои мысли и чувства. Для каждого чувства найдутся свои слова, потому что очень много слов  в русском языке, они сочетаются между собой, образуя связную речь.

    У нас сегодня немного необычный урок. Мы отправляемся в путешествие, в мир слов по разделам русского языка.

  1. Что мы можем узнать о слове?
  2. Как оно может изменяться?
  3. Какую роль играет слово?

Наши слова побывают в таких разделах: Лексика, Фонетика, Орфография, Морфология, Синтаксис.

II.       Постановка учебной задачи.

Показ слайда с текстом

-Прочитайте текст, определите его тему и найдите  ключевые слова, которые соответствуют этой теме.

    Текст: Начинаются сильные морозы, снегопады, метели. Земля, реки, озёра и деревья покрылись ровным пушистым снегом. Спят медведи, барсуки, ежи. Зайцы, лисицы надели зимние шубки. Насекомые забились в щели деревьев, спрятались в землю, заснули непробудным сном. В сильные морозы вся природа засыпает. Тихо и торжественно в лесу!

- Какое время года описано?

- Как определили?

- Какой это может быть месяц?

- Как можно озаглавить?

-Так какие же главные слова обнаружили?

- Это слова зимы: мороз и снег – такие простые знакомые слова. Побываем с ними в разных разделах русского языка.

- Как вы  думаете, куда нам нужно отправиться, чтобы узнать значения этих слов?

В какой раздел?

  1. Работа по теме урока.
  1. Лексика.

В толковых словарях Ожегова или В.В. Репкина  дети найдут лексическое значение слов, синонимы, антонимы.

В течение 4-5 лет жизни мы только на слух воспринимаем слова. Мы их слышим, они состоят из звуков.

- Какой раздел занимается звуками?

     2. Фонетика.

        Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки.

 Слова записаны в транскрипции, выберете правильную фонетическую запись слов мороз и снег.

 слайд.

     3.Орфография – наука о правильном написании слов.

Знает все законы русского письма.

Запишите в тетради слова в транскрипции по вариантам, определите «ошибкоопасное»  место, какая орфограмма есть в словах.

Запишите слова правильно.

-Найдите в тексте слова с такой же орфограммой.

-Каким  способом проверяли?

-Сделайте звуко - буквенный (фонетический) разбор слова.

- Что называют эти слова? (предметы)

- Какая это часть речи?

Переходим в другой раздел языка

     4.Морфологию – наука о слове, как части речи, его грамматических значениях.

- Назовите грамматические значения этих слов.

-Найдите словоформы этих слов в тексте и определите их грамматическое значение.

    5.  Синтаксис.

- Что изучает синтаксис? (предложения и словосочетания)

- У нас есть два главных слова: снег и мороз.

Подберите к ним зависимые слова и составьте словосочетания.

Работа по вариантам. Слайд со словами:

Чистый, лютый, алмазный, знойный, трескучий, искристый, свежий, серебристый, мягкий, ослепительный, скрипучий, жгучий, пушистый, сильный, январский.

Проверка.

Постройте с любым из словосочетаний предложение.

- Прочитайте свои предложения так, чтобы они были разными по цели высказывания.

- Назовите предложения в тексте с однородными членами.

IV. Итог урока.

-Итак, в каких разделах русского языка мы побывали?

  1. Что мы можем узнать о слове?
  2. Как оно может изменяться?
  3. Какую роль играет слово?

- Давайте еще раз вспомним, что изучает каждый раздел?

- Что вы открыли для себя новое?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие слов по разделам русского языка Кириллова Людмила Владимировна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №175 г. Зеленогорска

Слайд 3

Слово Лексика Морфология Синтаксис

Слайд 4

Начинаются сильные морозы, снегопады, метели. Земля, реки, озёра и деревья покрылись ровным пушистым снегом. Спят медведи, барсуки, ежи. Зайцы, лисицы надели зимние шубки. Насекомые забились в щели деревьев, спрятались в землю, заснули непробудным сном. В сильные морозы вся природа засыпает. Тихо и торжественно в лесу!

Слайд 5

Фонетика

Слайд 6

Синтаксис чистый лютый алмазный знойный трескучий искристый свежий серебристый мягкий ослепительный скрипучий жгучий пушистый сильный январский