Внеурочная деятельность

Пятибратов Андрей Геннадьевич

Программы, презентации, конспекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

РАССМОТРЕНО:                       СОГЛАСОВАНО:                                      УТВЕРЖДЕНО:

на заседании МС                        зам. директора по ВР                                 директор школы

протокол № ____                        ______Н.А.Трущенко                          _______А.А.Божков

«    » _______2019г                    «   »________2019г.                       пр №___  «    » ___2019г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Техническое моделирование»

Направленность:

  техническое  

Срок реализации:  

1 год

Возраст обучающихся:  

11-15 лет

Учитель:

Пятибратов Андрей Геннадьевич,

первая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

Вводная часть

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Техническое моделирование » разработана для занятий с учащимися 5 классов в  соответствии с  требованиями ФГОС. В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию трудовой,  познавательной,  художественно-эстетической деятельности, технического творчества каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.  В  силу  того,  что  каждый  ребенок  является  неповторимой  индивидуальностью  со  своими  психофизиологическими  особенностями  и  эмоциональными  предпочтениями,  необходимо  предоставить  ему  как  можно  более  полный  арсенал средств  самореализации. Освоение множества технологических приемов  при  работе  с  разнообразными материалами в условиях простора  технического творчества помогает детям  познать  и  развить  собственные  возможности  и  способности,  создает  условия  для  развития  инициативности, изобретательности, гибкости мышления, раскрывая огромную  ценность изделий. Такие занятия формируют техническое мышление учащихся, позволяет овладеть техническими знаниями, развивает у них трудовые умения и навыки, способствуют выбору профессии.       Внеурочная деятельность дает возможность шире познакомить учащихся с техникой, с общими принципами устройства и действия машин и механизмов, с азбукой технического моделирования  и конструирования, научить различным методикам и техникой выполнения работ по декоративно-прикладному творчеству. Содержание программы составлено на 70 часов (2 часа в неделю).

Цели программы:

  • Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области технического творчества и моделирования. Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению.  
  • Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.

Задачи программы:

  • Расширить представления о технике и техническом творчестве
  • Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и различными инструментами с использованием различных технологий.
  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • Воспитывать  трудолюбие, аккуратность, инициативность, творческие способности.

На уровне  предметного  содержания занятия техническим моделированием создают условия для воспитания:  

  • трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду,  жизни  (привитие  детям  уважительного  отношения  к  труду,  трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  
  • ценностного  отношения  к  природе,  окружающей  среде  (бережное отношение к окружающей  среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Программа « Техническое моделирование » выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция  предметных  областей   в  формировании целостной  картины  мира и  развитии  универсальных учебных действий;  
  • формирование информационной грамотности современного школьника;  
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование  умения  планировать,  контролировать  и  оценивать  учебные  действия  в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  Программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), физика, химия.  Программа  « Техническое моделирование»  предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.  Раскрытие личностного потенциала  школьника реализуется  путём  индивидуализации  учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе  задания,  исходя  из  степени  его  сложности.  Он  может  заменить  предлагаемые  материалы  и  инструменты  на  другие,  с  аналогичными  свойствами  и  качествами.  В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на  основе  разумного  использования  развивающего  потенциала  информационной  среды  образовательного  учреждения  и  возможностей  современного  школьника.  Передача  учебной  информации  производится  различными  способами  (рисунки,  схемы,  технологические карты,  чертежи,  условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации  –  в  книгах,  словарях,  справочниках.

  Развитие  коммуникативной  компетентности  происходит  посредством  приобретения  опыта  коллективного  взаимодействия,  формирования  умения  участвовать в учебном диалоге, развития  рефлексии как  важнейшего качества, определяющего  социальную  роль  ребенка.

 Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, презентации своих работ.

 Структура программы состоит из 9 образовательных блоков (теория, практика).

   Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение пользоваться разнообразными инструментами, оборудованием, приспособлениями, а так же умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке.

Планируемые результаты освоения учащимися программы «Техническое моделирование»

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа  для занятий техническим творчеством и моделированием, включающих социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам  технического  творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности  творческой деятельности;

учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости  технической творческой деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

учащийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

учащийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения технической  задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • устанавливать аналогии;
  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для  технического творчества;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;

Способы проверки планируемых результатов:

1. Тестирование

2. Анализ продуктов творческой деятельности

3. Выставки  творческих учащихся

4. Презентация творческих проектов.

Содержание программы внеурочной деятельности «Техническое моделирование»:

  1. Вводное занятие-1ч

Значение техники в жизни людей на примере различного вида транспорта и промышленного предприятия. Достижения современной науки и техники. Показ готовых моделей игр, выполненных ранее. Инструктаж по ТБ при работе с различными инструментами, станками и приспособлениями.

  1. Материалы и инструменты-1ч

Общее понятие о производстве бумаги и картона, пиломатериалов и их применение. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах. Инструменты, используемые в работе с этими материалами. Правила использования и применения инструментов. Организация рабочего времени и места. Способы изготовления деталей и их сборка.

Практическая работа

Изготовление деталей машин и плоских игрушек с подвижными частями.

  1.  Графическая грамота-2ч

Чертеж, как язык техники. Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различия между ними. Линии чертежа, их условные обозначения.

Понятия о разметке, способы разметки деталей. Проведение параллельных и перпендикулярных линий. Способы перевода чертежей. Чертежные инструменты и приспособления.

Практическая работа

Работы с использованием чертежных инструментов и приспособлений.

  1. Технические и технологические понятия-6ч

Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общие понятия о процессе создания машин. Обзор основных видов материалов, применяемых в промышленном производстве.

Практическая работа

Изготовление познавательных технических игр. Изготовление технологических карт, технологических моделей.

  1. Конструирование из плоских деталей-12ч

Понятия о конструктивных элементах, о проектировании расположения деталей технического устройства в одной плоскости. Создание конструкции контурной модели. Понятие о зависимости формы и назначения.

Практическая работа

Изготовление контурных моделей различных машин и геометрических фигур.

  1. Конструирование объемных моделей, предметов-22ч

Простейшие геометрические тела: ромб, цилиндр, куб, конус, пирамида, параллелепипед. Элементы геометрических тел. Основа предметов и технических устройств- это геометрические тела. Анализ формы технологических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Понятие о развертках простых тел.

Практическая работа

Изготовление геометрических фигур из картона. Создание макетов машин из этих геометрических тел. Изготовление  из пластилина моделей разнообразной техники.

  1. Техническое моделирование-18ч

Общие понятия о моделях и моделировании. Построение модели - обязательная часть конструирования, творчества исследования. Понятие о машинах, механизмах и их узлах. Различие между всем этим. Основные элементы механизмов и их взаимодействие.

Практическая работа

Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых деталей. Склеивание моделей из пластмассовых и деревянных деталей.

  1. Технические игры и аттракционы-6ч

Виды настольных игр. Знакомство с образцами, рисунками и чертежами настольных игр.  Способы изготовления игр.

  1. Заключительная часть-2ч

Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетной выставке технического творчества. Проведение выставки творчества учащихся.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности   «Техническое моделирование».

Дата проведения

 

Разделы и темы занятий

Кол-во часов

Примечание

План

Факт

1

06.09

Вводное занятие

1

2

06.09

Материалы и инструменты

1

Графическая грамота (2часа)

3

13.09

Конструкторско-технологическая документация.

1

4

13.09

Понятие о разметке

1

Технические и конструкторско-технологические понятия (6часов)

5

20.09

Процесс конструирования и создания машин.

1

6

20.09

Элементы конструирования.

1

7

27.09

Условия конструкторской разработки по заданию.

1

8

27.09

Общие понятия о процессе создания машин.

1

9

04.10

Основные виды материалов, применяемые в

1

10

04.10

промышленном производстве.

Технологический процесс.

1

Конструирование из плоских деталей ( 12 часов)

11

12

11.10

11.10

Понятие о контуре, силуэте технического объекта.

1

1

13

18.10

Понятие о конструктивных элементах.

1

14

18.10

Форма и ее закономерность .

1

15

25.10

Изготовление контурных технических объектов по шаблону.

1

16

25.10

Изготовление технических объектов из плоских деталей по рисунку.

1

17

08.11

Изготовление технических объектов из плоских деталей по чертежу.

1

18

08.11

Изготовление модели катера.

1

19

15.11

Изготовление модели катера.

1

20

15.11

Изготовление моделей самолетов.

1

21

22.11

Изготовление контурных моделей.

1

22

22.11

Изготовление контурной модели  автомобиля.

Изготовление контурной модели  автомобиля.

1

Конструирование объемных предметов ( 22 часа)

23

29.11

Геометрические тела и их элементы.

1

24

29.11

Развертки геометрических тел.

1

25

06.12

Изготовление геометрических тел.

1

26

06.12

Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов.

1

27

13.12

Изготовление макета технического объекта из готовых коробок.

1

28

13.12

Изготовление макетов технических объектов путем сочетания геометрических фигур и тел.

1

29

20.12

Изготовление макетов технических объектов.

1

30

20.12

Изготовление объемных моделей.

1

31

27.12

Изготовление объемных моделей.

1

32

27.12

Изготовление модели ракеты  с конической головкой.

1

33

17.01

Изготовление модели ракеты  с конической головкой.

1

34

17.01

Изготовление объемной модели лодки плоскодонки.

1

35

24.01

Изготовление объемной модели лодки плоскодонки.

1

36

24.01

Изготовление объемной модели автомобиля.

1

37

31.01

Изготовление объемной модели автомобиля.

1

38

31.01

Изготовление объемной модели самоходного танка.

1

39

07.02

Изготовление объемной модели самоходного танка.

1

40

07.02

Изготовление объемной модели грузового автомобиля.

1

41

14.02

Изготовление объемной модели грузового автомобиля.

1

42

14.02

Изготовление объемной модели грузового автомобиля

1

43

21.02

Изготовление объемной модели грузового автомобиля.

1

44

21.02

Выставка работ обучающихся.

1

Техническое моделирование (18 часов)

45

28.02

Общее понятие о моделях и моделировании.

1

46

28.02

Понятие о машинах и механизмах.

1

47

06.03

Основные элементы механизмов и их взаимодействие.

1

48

06.03

Конструктивные элементы детали.

1

49

13.03

Способы соединения деталей.

1

50

13.03

Понятие о стандарте и стандартных деталях.

1

51

20.03

Склеивание – неразъемное соединение.

1

52

20.03

Обработка отдельных деталей модели.

1

53

03.04

Обработка отдельных деталей модели.

1

54

03.04

Склеивание отдельных сборочных единиц модели.

1

55

10.04

Склеивание отдельных сборочных единиц модели.

1

56

10.04

Сборка модели.

1

57

17.04

Сборка модели.

1

58

17.04

Зачистка швов модели. Отделочные работы.

1

59

24.04

Подготовка модели к окрашиванию. Окраска модели.

1

60

24.04

Окраска модели.

1

61

01.05

Оформление модели.

1

62

01.05

Выставка готовых моделей.

1

Технические игры и аттракционы (6 часов)

63

08.05

Виды настольных игр.

1

64

08.05

Основные технологические операции при изготовлении динамической игрушки.

1

65.

15.05

Изготовление динамической игрушки.

1

66

15.05

Изготовление динамической игрушки.

1

67

22.05

Технологические операции при изготовлении технического аттракциона.

1

68

22.05

Изготовление технического аттракциона

1

Заключительная часть (2часа)

69

29.05

Заключительное занятие.

1

70

29.05

Отчетная выставка.

1

Итого

70

Список литературы для учащихся

1.Технология. Индустриальные технологии: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко.-М.:Винтана-Граф, 2012.-192с.: ил.

2.Журналы « Моделист –конструктор»

3. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить.-М., 1990.

4.Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. М., 1995.