Главные вкладки
Внеурочная деятельность
Программы, презентации, конспекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по доп.обр "Техническое моделирование" | 57.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АБАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МС зам. директора по ВР директор школы
протокол № ____ ______Н.А.Трущенко _______А.А.Божков
« » _______2019г « »________2019г. пр №___ « » ___2019г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Техническое моделирование»
Направленность: | техническое |
Срок реализации: | 1 год |
Возраст обучающихся: | 11-15 лет |
Учитель:
Пятибратов Андрей Геннадьевич,
первая квалификационная категория
2019-2020 учебный год
Вводная часть
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Техническое моделирование » разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию трудовой, познавательной, художественно-эстетической деятельности, технического творчества каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора технического творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, раскрывая огромную ценность изделий. Такие занятия формируют техническое мышление учащихся, позволяет овладеть техническими знаниями, развивает у них трудовые умения и навыки, способствуют выбору профессии. Внеурочная деятельность дает возможность шире познакомить учащихся с техникой, с общими принципами устройства и действия машин и механизмов, с азбукой технического моделирования и конструирования, научить различным методикам и техникой выполнения работ по декоративно-прикладному творчеству. Содержание программы составлено на 70 часов (2 часа в неделю).
Цели программы:
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области технического творчества и моделирования. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению.
- Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
Задачи программы:
- Расширить представления о технике и техническом творчестве
- Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и различными инструментами с использованием различных технологий.
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, инициативность, творческие способности.
На уровне предметного содержания занятия техническим моделированием создают условия для воспитания:
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Программа « Техническое моделирование » выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), физика, химия. Программа « Техническое моделирование» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, технологические карты, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
Структура программы состоит из 9 образовательных блоков (теория, практика).
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение пользоваться разнообразными инструментами, оборудованием, приспособлениями, а так же умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Результаты обучения достигаются в каждом образовательном блоке.
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Техническое моделирование»
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа для занятий техническим творчеством и моделированием, включающих социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам технического творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности творческой деятельности;
учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости технической творческой деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения технической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для технического творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
Способы проверки планируемых результатов:
1. Тестирование
2. Анализ продуктов творческой деятельности
3. Выставки творческих учащихся
4. Презентация творческих проектов.
Содержание программы внеурочной деятельности «Техническое моделирование»:
- Вводное занятие-1ч
Значение техники в жизни людей на примере различного вида транспорта и промышленного предприятия. Достижения современной науки и техники. Показ готовых моделей игр, выполненных ранее. Инструктаж по ТБ при работе с различными инструментами, станками и приспособлениями.
- Материалы и инструменты-1ч
Общее понятие о производстве бумаги и картона, пиломатериалов и их применение. Понятие о древесине, металле, пластмассах и других материалах. Инструменты, используемые в работе с этими материалами. Правила использования и применения инструментов. Организация рабочего времени и места. Способы изготовления деталей и их сборка.
Практическая работа
Изготовление деталей машин и плоских игрушек с подвижными частями.
- Графическая грамота-2ч
Чертеж, как язык техники. Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различия между ними. Линии чертежа, их условные обозначения.
Понятия о разметке, способы разметки деталей. Проведение параллельных и перпендикулярных линий. Способы перевода чертежей. Чертежные инструменты и приспособления.
Практическая работа
Работы с использованием чертежных инструментов и приспособлений.
- Технические и технологические понятия-6ч
Элементарные понятия о работе конструкторов и конструкторских бюро. Общие понятия о процессе создания машин. Обзор основных видов материалов, применяемых в промышленном производстве.
Практическая работа
Изготовление познавательных технических игр. Изготовление технологических карт, технологических моделей.
- Конструирование из плоских деталей-12ч
Понятия о конструктивных элементах, о проектировании расположения деталей технического устройства в одной плоскости. Создание конструкции контурной модели. Понятие о зависимости формы и назначения.
Практическая работа
Изготовление контурных моделей различных машин и геометрических фигур.
- Конструирование объемных моделей, предметов-22ч
Простейшие геометрические тела: ромб, цилиндр, куб, конус, пирамида, параллелепипед. Элементы геометрических тел. Основа предметов и технических устройств- это геометрические тела. Анализ формы технологических объектов и сопоставление с геометрическими телами. Понятие о развертках простых тел.
Практическая работа
Изготовление геометрических фигур из картона. Создание макетов машин из этих геометрических тел. Изготовление из пластилина моделей разнообразной техники.
- Техническое моделирование-18ч
Общие понятия о моделях и моделировании. Построение модели - обязательная часть конструирования, творчества исследования. Понятие о машинах, механизмах и их узлах. Различие между всем этим. Основные элементы механизмов и их взаимодействие.
Практическая работа
Сборка моделей машин, механизмов и других технических устройств из готовых деталей. Склеивание моделей из пластмассовых и деревянных деталей.
- Технические игры и аттракционы-6ч
Виды настольных игр. Знакомство с образцами, рисунками и чертежами настольных игр. Способы изготовления игр.
- Заключительная часть-2ч
Подведение итогов работы за год. Подготовка моделей к отчетной выставке технического творчества. Проведение выставки творчества учащихся.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Техническое моделирование».
№ | Дата проведения |
Разделы и темы занятий | Кол-во часов | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 | 06.09 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | 06.09 | Материалы и инструменты | 1 | ||
Графическая грамота (2часа) | |||||
3 | 13.09 | Конструкторско-технологическая документация. | 1 | ||
4 | 13.09 | Понятие о разметке | 1 | ||
Технические и конструкторско-технологические понятия (6часов) | |||||
5 | 20.09 | Процесс конструирования и создания машин. | 1 | ||
6 | 20.09 | Элементы конструирования. | 1 | ||
7 | 27.09 | Условия конструкторской разработки по заданию. | 1 | ||
8 | 27.09 | Общие понятия о процессе создания машин. | 1 | ||
9 | 04.10 | Основные виды материалов, применяемые в | 1 | ||
10 | 04.10 | промышленном производстве. Технологический процесс. | 1 | ||
Конструирование из плоских деталей ( 12 часов) | |||||
11 12 | 11.10 11.10 | Понятие о контуре, силуэте технического объекта. | 1 1 | ||
13 | 18.10 | Понятие о конструктивных элементах. | 1 | ||
14 | 18.10 | Форма и ее закономерность . | 1 | ||
15 | 25.10 | Изготовление контурных технических объектов по шаблону. | 1 | ||
16 | 25.10 | Изготовление технических объектов из плоских деталей по рисунку. | 1 | ||
17 | 08.11 | Изготовление технических объектов из плоских деталей по чертежу. | 1 | ||
18 | 08.11 | Изготовление модели катера. | 1 | ||
19 | 15.11 | Изготовление модели катера. | 1 | ||
20 | 15.11 | Изготовление моделей самолетов. | 1 | ||
21 | 22.11 | Изготовление контурных моделей. | 1 | ||
22 | 22.11 | Изготовление контурной модели автомобиля. Изготовление контурной модели автомобиля. | 1 | ||
Конструирование объемных предметов ( 22 часа) | |||||
23 | 29.11 | Геометрические тела и их элементы. | 1 | ||
24 | 29.11 | Развертки геометрических тел. | 1 | ||
25 | 06.12 | Изготовление геометрических тел. | 1 | ||
26 | 06.12 | Геометрические тела как объемная основа предметов и технических объектов. | 1 | ||
27 | 13.12 | Изготовление макета технического объекта из готовых коробок. | 1 | ||
28 | 13.12 | Изготовление макетов технических объектов путем сочетания геометрических фигур и тел. | 1 | ||
29 | 20.12 | Изготовление макетов технических объектов. | 1 | ||
30 | 20.12 | Изготовление объемных моделей. | 1 | ||
31 | 27.12 | Изготовление объемных моделей. | 1 | ||
32 | 27.12 | Изготовление модели ракеты с конической головкой. | 1 | ||
33 | 17.01 | Изготовление модели ракеты с конической головкой. | 1 | ||
34 | 17.01 | Изготовление объемной модели лодки плоскодонки. | 1 | ||
35 | 24.01 | Изготовление объемной модели лодки плоскодонки. | 1 | ||
36 | 24.01 | Изготовление объемной модели автомобиля. | 1 | ||
37 | 31.01 | Изготовление объемной модели автомобиля. | 1 | ||
38 | 31.01 | Изготовление объемной модели самоходного танка. | 1 | ||
39 | 07.02 | Изготовление объемной модели самоходного танка. | 1 | ||
40 | 07.02 | Изготовление объемной модели грузового автомобиля. | 1 | ||
41 | 14.02 | Изготовление объемной модели грузового автомобиля. | 1 | ||
42 | 14.02 | Изготовление объемной модели грузового автомобиля | 1 | ||
43 | 21.02 | Изготовление объемной модели грузового автомобиля. | 1 | ||
44 | 21.02 | Выставка работ обучающихся. | 1 | ||
Техническое моделирование (18 часов) | |||||
45 | 28.02 | Общее понятие о моделях и моделировании. | 1 | ||
46 | 28.02 | Понятие о машинах и механизмах. | 1 | ||
47 | 06.03 | Основные элементы механизмов и их взаимодействие. | 1 | ||
48 | 06.03 | Конструктивные элементы детали. | 1 | ||
49 | 13.03 | Способы соединения деталей. | 1 | ||
50 | 13.03 | Понятие о стандарте и стандартных деталях. | 1 | ||
51 | 20.03 | Склеивание – неразъемное соединение. | 1 | ||
52 | 20.03 | Обработка отдельных деталей модели. | 1 | ||
53 | 03.04 | Обработка отдельных деталей модели. | 1 | ||
54 | 03.04 | Склеивание отдельных сборочных единиц модели. | 1 | ||
55 | 10.04 | Склеивание отдельных сборочных единиц модели. | 1 | ||
56 | 10.04 | Сборка модели. | 1 | ||
57 | 17.04 | Сборка модели. | 1 | ||
58 | 17.04 | Зачистка швов модели. Отделочные работы. | 1 | ||
59 | 24.04 | Подготовка модели к окрашиванию. Окраска модели. | 1 | ||
60 | 24.04 | Окраска модели. | 1 | ||
61 | 01.05 | Оформление модели. | 1 | ||
62 | 01.05 | Выставка готовых моделей. | 1 | ||
Технические игры и аттракционы (6 часов) | |||||
63 | 08.05 | Виды настольных игр. | 1 | ||
64 | 08.05 | Основные технологические операции при изготовлении динамической игрушки. | 1 | ||
65. | 15.05 | Изготовление динамической игрушки. | 1 | ||
66 | 15.05 | Изготовление динамической игрушки. | 1 | ||
67 | 22.05 | Технологические операции при изготовлении технического аттракциона. | 1 | ||
68 | 22.05 | Изготовление технического аттракциона | 1 | ||
Заключительная часть (2часа) | |||||
69 | 29.05 | Заключительное занятие. | 1 | ||
70 | 29.05 | Отчетная выставка. | 1 | ||
Итого | 70 |
Список литературы для учащихся
1.Технология. Индустриальные технологии: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко.-М.:Винтана-Граф, 2012.-192с.: ил.
2.Журналы « Моделист –конструктор»
3. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить.-М., 1990.
4.Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. М., 1995.