Статья на тему : «Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня».

Медведева Анна Николаевна

Добиться положительных образовательных результатов только на уроке нельзя, поэтому очень важно, чтобы ученик получал дополнительные знания и умения во второй половине дня .В работу  воспитателя ГПД входит:

Выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь);

Индивидуальные занятия учителя (воспитателя) с детьми, требующими психолого-педагогической поддержки ;

Экскурсии, кружки;

Поисковые исследования и выполнение проектов;

Организация питания;

Организация прогулок;

Организация занятий по интересам и досуговой деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему : «Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня».

Автор : Медведева А. Н. учитель нач.классов ГБОУ школа 451 п. Металлострой Колпинского района г.Санкт-Петербурга

Добиться положительных образовательных результатов только на уроке нельзя, поэтому очень важно, чтобы ученик получал дополнительные знания и умения во второй половине дня .В работу  воспитателя ГПД входит:

Выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь);

Индивидуальные занятия учителя (воспитателя) с детьми, требующими психолого-педагогической поддержки ;

Экскурсии, кружки;

Поисковые исследования и выполнение проектов;

Организация питания;

Организация прогулок;

Организация занятий по интересам и досуговой деятельности учащихся.

Направления воспитания в ГПД:

Воспитание трудолюбия, способности к познанию;

Экологическое воспитание;

Эстетическое воспитание;

Воспитание нравственности, этического сознания;

Воспитание гражданственности, патриотизма;

Воспитание здорового образа жизни.

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому ребенок остается в школе до самого вечера. Однако он  не должен быть психологически травмирован тем, что другие дети идут домой, а он остается в школе. Учителя  школы в своей работе стремятся это учитывать. После окончания уроков в начальной школе функционируют группы продленного дня.

Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.

Задача воспитателя группы продленного дня заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и склонности, создавать ситуацию успеха при выполнении детьми любой из вставших задач (будь то задача самообслуживания в группе продленного дня, самоподготовки или игровой деятельности).

Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня проводится в тесной связи с учителем начальной школы.

Учитель организует, направляет, контролирует в основном учебную деятельность, а воспитатель занимается организацией коллективного воспитания, досуга и выполнения домашних заданий.

Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.

Самоподготовка непосредственно связана с уроками образовательными, развивающими и воспитательными целями, содержанием, элементами методик умственного труда. И внешне и организационно самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока.

Самоподготовка в группе продленного дня – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учитель сосредотачивает свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитатель – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).

Доминирующей функцией самоподготовки является воспитательная функция. Именно воспитание определяет позицию педагога в этой форме работы с детьми, все содержание их совместной деятельности и общения, всю методику педагогического воздействия. Самоподготовка несет в себе активное воспитательное начало: мотивы учения детей, их волю, терпение, аккуратность, умение самостоятельно заниматься умственным трудом и контролировать себя.

Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играет воспитатель группы продлённого дня. Он организует выполнение домашнего задания и приучает детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к четкому, аккуратному выполнению в систематически установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.

Воспитательные задачи самоподготовки:

Закрепить навыки самообразовательной работы.

Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.

Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.

Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее:

уровень общеучебных умений и навыков учащихся;

уровень навыков самостоятельной работы;

возрастные и индивидуальные особенности детей.

Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, можно выделить основные структурные элементы:

организация начала самоподготовки;

подготовка к самостоятельной работе;

самостоятельная работа детей;

самооценка, оценка работы;

подведение итогов работы.

Подготовка к самостоятельной работе не занимает много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей (воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока). Дети, по наводящим вопросам, вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе, тем самым, осуществляя связь урока и самоподготовки.

Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время учащиеся могут обратиться к воспитателю в случае необходимости для оказания индивидуальной помощи. Индивидуальная работа с учащимися носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.

В группе имеются учащиеся, не умеющие самостоятельно работать, а так же с пробелами в знаниях. Поэтому  воспитатель  в работе с такими учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе учитываются особенности коррекционной работы с отдельно взятым ребенком

Следующий этап самоподготовки – самооценка и взаимопроверка. Прежде, чем проверить работы учащихся организую самопроверка, которая приучает ребенка контролировать свои действия. Есть множество способов самопроверки - обратное вычисление; после выполнения упражнения повтори правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, без помощи учебника (по опорным словам).

Заключительным этапом самоподготовки является подведение итогов работы, где отмечаются те, кто работал самостоятельно, и подбадриваются неуверенные в себе ребята.

На каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Результативность самостоятельной учебной работы школьников во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителем, и от методики подачи его на уроке. Вот почему сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя — одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки.

 Список литературы

З.Ф. Садовничая. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня. Москва,"Просвещение",1998 г.

Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Мастерская учителя. Группа продлённого дня. Москва, "Вако", 2007