предмет Искусство 8-9 класс

материал для изучения курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy8_klass.rar369.42 КБ
Файл testy_9_klass.rar319.51 КБ
Microsoft Office document icon pamyatniki_orenburga_microsoft_word.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?  А) да   Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному

4. Кто является автором храма Саграда Фамилиа?    А) М.Клодт     Б) Донателло

В) А.Гауди

5. Где установлены данные скульптуры М.Клодта?

А) Москва – Кутузовский проспект

Б) Санкт-Петербург – Аничков мост

В) Лондон – мост через Темзу

1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?  А) да   Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному

4. Кто является автором храма Саграда Фамилиа?    А) М.Клодт     Б) Донателло

В) А.Гауди

5. Где установлены данные скульптуры М.Клодта?

А) Москва – Кутузовский проспект

Б) Санкт-Петербург – Аничков мост

В) Лондон – мост через Темзу

1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?  А) да   Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному

4. Кто является автором храма Саграда Фамилиа?    А) М.Клодт     Б) Донателло

В) А.Гауди

5. Где установлены данные скульптуры М.Клодта?

А) Москва – Кутузовский проспект

Б) Санкт-Петербург – Аничков мост

В) Лондон – мост через Темзу

1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?  А) да   Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному

4. Кто является автором храма Саграда Фамилиа?    А) М.Клодт     Б) Донателло

В) А.Гауди

5. Где установлены данные скульптуры М.Клодта?

А) Москва – Кутузовский проспект

Б) Санкт-Петербург – Аничков мост

В) Лондон – мост через Темзу

1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?  А) да   Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному

4. Кто является автором храма Саграда Фамилиа?    А) М.Клодт     Б) Донателло

В) А.Гауди

5. Где установлены данные скульптуры М.Клодта?

А) Москва – Кутузовский проспект

Б) Санкт-Петербург – Аничков мост

В) Лондон – мост через Темзу

1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык?  А) да   Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка? А) к пластическому  

Б) к временному         В) к пространственному

4. Кто является автором храма Саграда Фамилиа?    А) М.Клодт     Б) Донателло

В) А.Гауди

5. Где установлены данные скульптуры М.Клодта?

А) Москва – Кутузовский проспект

Б) Санкт-Петербург – Аничков мост

В) Лондон – мост через Темзу


1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык? 

А) да                   Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка?

А) к пластическому  

Б) к временному         

В) к пространственному

4. Кто является автором храма Саграда Фамилиа?    

А) М.Клодт     

Б) Донателло

В) А.Гауди

5. Где установлены данные скульптуры М.Клодта?

А) Москва – Кутузовский проспект

Б) Санкт-Петербург – Аничков мост

В) Лондон – мост через Темзу


1. Искусство вокруг нас

1. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) исторический стиль

В) народное творчество

2. Согласны ли вы, что все виды искусства имеют общий язык? 

 А) да  

Б) нет

3. К какому виду искусства относится музыка?

А) к пластическому  

Б) к временному         

В) к пространственному

4. Кто является автором храма Саграда Фамилиа?    

А) М.Клодт   

Б) Донателло

В) А.Гауди

5. Где установлены данные скульптуры М.Клодта?

А) Москва – Кутузовский проспект

Б) Санкт-Петербург – Аничков мост

В) Лондон – мост через Темзу



Предварительный просмотр:

1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? ______________________________

________________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ______________________________________

________________________________________

2) ______________________________________

________________________________________

1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? ______________________________

________________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ______________________________________

________________________________________

2) ______________________________________

________________________________________

1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? ______________________________

________________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ______________________________________

________________________________________

2) ______________________________________

________________________________________

1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? ______________________________

________________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ______________________________________

________________________________________

2) ______________________________________

________________________________________


1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? _____________________________________

_____________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей?

 А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _____________________________________

_____________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ___________________________________

2) ___________________________________



Предварительный просмотр:

Город Оренбург - памятники архитектуры современные и древние

Дом офицеров

Без оригинальной башенки, венчающий угловой эркер Дома офицеров, сегодня трудно представить улицу Советскую. До революции это огромное здание, принадлежавшее купцу Трощину, было центром развлечений. Здесь находился кинотеатр "Олимп", вместительный ресторан, кондитерская и кофейная "Торт", пять биллиардных и многое другое. Здание в стиле модерн.

Гостиный двор

Гостиный двор в Оренбурге

Гостиный двор

Характерными памятниками торгового происхождения города Оренбургаявляются Гостиный двор и остатки Менового двора. Гостиный дворнаходится в центре города Оренбурга - между улицами Советской, Кирова, 9-го января и Пушкинской. В настоящее время здесь размещается торговый комплекс.

Гостиный двор начал строиться почти одновременно с городом Оренбургом. Длина его равнялась 104 саженям и ширина - 94 саженям.

Это было прекрасное по тому времени сооружение. Гостиный дворпредставлял собою крепость: он был обнесен высокой каменной стеной. Над западными воротами до сих пор еще возвышается старинная башня. Внутри его размещались 150 лавок и амбаров. Своды и навесы над лавками позволяли вести торговлю в любую погоду. Постепенно гостиный двор переделывался так, что двери и окна лавок стали выходить на улицу.

Гостиный двор служил местом для зимней торговли. Однако самая оживленная торговля была летом, так как зимой казахи уходили на зимовки в дальние степи. Главным предметом торговли в Оренбурге был скот. Чтобы создать лучшие условия для торговли скотом в летнее время и обезопасить город от возможных набегов со стороны кочевников, в 3 километрах юго-западнее города Оренбурга в 1744-1747 годах построен Меновой двор. Фундамент Менового двора сохранился до нашего времени. За его высокими каменными стенами стояли когда-то 344 лавки и 148 амбаров, квартиры для купцов, кухня, мечеть и церковь. В Меновой двор вели двое ворот: русские, обращенные к городу, и азиатские - в сторону казахских степей.

В XVIII веке он был одноэтажным, с глухими стенами на улицу. В неприкосновенности сохранился его юго-западный угол, что у перекрестка Пушкинской и улицы 9 Января рядом с дверью в клуб. Цела и бывшая надвратная колокольня, незначительно перестроенная в начале XIX века. По углам Гостиный двор имел четыре бастиона. Остатки, или вернее места расположения этих бастионов, можно увидеть еще и теперь. До 1860 года Меновой двор был укреплен батареями, которые обслуживались специальным гарнизоном.

Русские купцы еще задолго до основания Оренбурга пытались завязать торговые отношения с среднеазиатскими купцами, но обычно караваны русских подвергались разграблению. Обилие лавок, магазинов, винных погребов Гостиног двора, их насыщенность различными товарами, от пестроты окраски которых буквально разбегались глаза, постоянн привлекали пристальное внимание "лихого люда". Как только заканчивался рабочий день. Гостиный двор содрогался грохота опускаемых гофрированных стальных штор, пираемых окон и дверей. Но ни хитроумные запоры, стальные ставни и шторы, ни массивные с "секретами" не спасали их владельцев от опустошительных непрошенных ночных "гостей".

Меновой двор был первым пограничным рынком, где русские и среднеазиатские купцы свободно обменивались товарами. Меновой и гостиный дворы стали центром меновой торговли, товары здесь обменивались не на деньги, а на товары. Мерилом стоимости служил скот. Это было выгодно русским купцам: из-за несовершенности меры стоимости они могли в обмен на промышленные товары получать больше среднеазиатских товаров и изделий.

Музей истории Оренбурга

Исторические здания на улице Советской в Оренбурге

Советская, 4

В доме № 4 по улице Советской в пятидесятые-шестидесятые годы XVIII века жил П. И. Рычков. Теперь здание несколько изменилось. При Рычкове было небольшое крыльцо, с которого на две стороны вдоль фасада спускались лестницы. Неподалеку, на Набережной, 18, сохранился флигель губернской канцелярии, перестроенный в тридцатые годы XIX века.

Советская, 32

Многих выдающихся людей повидал в своих стенах дом 32 по Советской улице, построенный в середине семидесятых годов XVIII века. Этот типичный провинциальный барский особняк интересен и тем, что он, возведенный в период классицизма, отступает от правил последнего и вместо оконных проемов и дверей по оси симметрии главного фасада имеет простенки. Этот дом 1833-1841 гг. снимал военный губернатор В. А. Перовский, очень незаурядный человек. Здесь в гостях и по делам у него не раз бывал В. И. Даль и многие другие, возможно, и А. С. Пушкин.

Советская, 1

Вторая половина XIX века - период стилизации и эклектики. В это время повышается этажность даже в провинциальном Оренбурге, хотя постройки в основном и не выходили за пределы двух этажей. В семидесятые годы появляется первое в городе пятиэтажное здание (Советская, 1). Строилось оно для военного учебного заведения и рассчитано на жилые помещения и классы.

Библиотека ОГУ

Библиотека Оренбургского государственного университета - город Оренбург, пр-кт Победы, 13, является членом Российской корпорации по аналитической росписи статей, в которой принимают участие 36 библиотек из 12 городов Российской Федерации. В мае 2002 года Научная библиотека ОГУ стала членом Российской библиотечной ассоциации. Успешно развиваются связи с крупнейшими российскими и зарубежными библиотеками, в числе которых – Баварская государственная библиотека, Библиотека университета имени Людвига Максимилиана (Германия), Библиотека Конгресса США, Российская государственная библиотека, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. Рудомино, Фундаментальная библиотека СПбГТУ и другие.

На основе технологии штрихового кодирования автоматизирован весь комплекс технологических процессов, начиная с предварительного заказа литературы и заканчивая выдачей документов читателям. Электронный каталог содержит более 65 000 библиографических описаний книг, статей, периодических изданий, диссертаций и авторефератов диссертаций. С 2001 года в библиотеке открыт электронный читальный зал.

В здании установлены высокопроизводительные серверы, более 300 компьютеров, объединенных в локальную сеть университета с доступом в Интернет. Размещаются 12 читальных залов, технически оснащенные кабинеты для индивидуальных занятий, лингафонные кабинеты, хранилища, оборудованные современными инженерными средствами, центры правовой, научно-технической и бизнес-информации, музеи, литературно-музыкальная гостиная, большой и малый конференц-залы, теле- и радиостудии.

Караван - сарай

Комплекс Караван-Сарая - памятник республиканского значения (по проекту К. Брюллова) - строился в 1837-1842 годах, но мечеть, в частности, ее внутренняя отделка, закончен только в 1846 году. ПредназначалсяКараван-Сарай для башкиро-мещеряцкого войска и должен был служить помещением для его управления, а также бесплатной гостиницей для башкир и мещеряков, приезжавших в Оренбург "по своей надобности и по делам службы".

Строился комплекс на так называемый капитал от лесных операций, от продажи поташа, башкирских лесных изделий и леса. Сюда же шли деньги за перевозку "почт и эстафет" по оренбургской линии. На строительство мечети собирались пожертвования. Автором проекта стал А.П. Брюллов, талантливый архитектор, который был в дружбе с губернатором В.А. Перовским. Именно благодаря этой дружбе, в Оренбурге появился такой выдающийся памятник зодчества. А.П. Брюллов проявил и здесь свой незаурядный талант к стилизации. Комплекс по своему образу ассоциируется с традиционным летним башкирским аулом. Мечеть, образующая центр композиции, напоминает жилище старейшины - тирмэ (войлочная кибитка или юрта), на которое ориентировался выход из жилищ. Угловые башенки на главном корпусе напоминают легкие летние юрты. Здание имеет и внутренний двор.

Относительная сдержанность декора объясняется, по-видимому, не только стилем работы автора проекта, но и связанна с просьбой В.А. Перовского быть экономнее с украшениями, поскольку в Оренбурге тогда было мало мастеров, и их работа стоила очень дорого. 

В архитектуре Караван-Сарая тесно переплелись различные композиционные приемы и формы турецкого, мавританского и арабского зодчества с башкирскими национальными мотивами.

Очень интересен Караван-Сарай. Это прекрасное здание с превосходным архитектурным памятником посредине - высоким, стройным минаретом, обслуживающим небольшую полукаменную, полустеклянную мечеть. Само здание обширно, охватывает "покоем" центральный храм. Тридцатипятиметровый минарет обложен белым изразцовым кирпичом. Он опирается на гранитный пьедестал. Мечеть представляет собой восьмиугольное здание простой и в то же время величественной архитектуры.

Через некоторое время правое крыло здания занял губернатор, а в левом разместилась губернская канцелярия. В 1852 году вокруг Караван-Сарая был заложен сад для местной знати. В здании размещался первый в Оренбурге Совет рабочих и солдатских депутатов, а в период дутовщины - центральный рабочий стачечный комитет города. В первой половине 20-х годов XX века в Караван-Сарае помещались башкирский педагогический техникум и типография Киргизской (Казахской) АССР. В 1954 году здесь был открыт планетарий. В мае 1960 года в здание переехало областное геологическое управление. Сейчас в нем располагается Торгово-промышленная Палата Оренбургской области и другие организации

Беседка-ротонда

Беседка-ротонда в Ленинском сквере

 

Ротонда

Типичная постройка садово-парковой архитектуры в стиле классицизма - беседка-ротонда в Оренбурге. Наиболее вероятно, она была построена в 1829 г. в Зауральной роще в период правления военного губернатора П.К.Эссена, питавшего пристрастие к садам и паркам.

В роще были проложены дорожки, построены деревянные беседки. В праздничные дни играл оркестр, устраивались фейерверки.

Ротонда - типичный элемент парковых построек эпохи классицизма.

Беседка построена, предположительно, по проекту архитектора Алфеева. В 1890-х годах беседка была перенесена в Александровский сквер (ныне сквер им. В.И. Ленина). В центре беседки раньше находился фонтан с фигурой амура, ныне утраченной.

Елизаветинские ворота

Елизаветинские ворота

 В 1755 году в башкирских степях вспыхнуло восстание под руководством Алаева. Смута была подавлена решительными мерами оренбургского губернатора И. Неплюева. Победная реляция была направлена императрице Елизавете Петровне Николаем Ивановичем Неплюевым, сыном губернатора. Внимательно выслушав посланца, императрица пожелала, чтобы в Оренбурге лицом на киргиз - кайсацкую степь были выстроены ворота в виде Высочайшего подарка.

Узнав об этом, И. И. Неплюевв в 1755 году приказал на Водяных воротахгородского вала (современные перекрестки улиц Бурзянцева и М. Горького) установить подарок императрицы - каменные ворота лицом к Меновому двору. Позднее их дважды переносили, пока не оказались они напротив Казенной палаты (ул. Советская, 2 - Институт Усовершенствования Учителей) перед спуском к Уралу. Некоторые старожилы рассказывали, что эти ворота обладали магической силой - стоило парню сфотографироваться под ними с любимой, его ждала победа - девушка обязательно становилась его женой.

ЗАГС

Типичные признаки эклектики можно обнаружить на здании, построенном не позднее 60-х годов прошлого столетия для купца Зарывнова и в котором сравнительно еще недавно долгое время располагался Дом пионеров (Оренбург, Хлебный переулок, 2). В центре фасада этого городского особняка - простой мезонин, заменяющий классический портик с фронтоном. Декоративные формы, заимствованные из классицизма, ренессанса ("бриллиантовые" квадры цокольной части, пышные обрамления оконных проемов) и барокко ("разорванные" лучковые фронтоны окон второго этажа центральной части, картуши над этими окнами, изогнутый аттик центральной части) свободно сочетаются на фасадах.

Для здания характерно общее изобилие декора; каменная ограда и металлические ворота (не сохранились) выполнены с соблюдением стилевых признаков основного здания. В настоящее время здание отреставрировано и в нем размещается оренбургский Дворец Бракосочетаний. Качественныеэнергосберегающие лампы для освещения офисов и жилых помещений помогают в создании интерьера.

Оренбургский краеведческий музей

Краеведческий музей

Красивое здание областного краеведческого музея (Оренбург, Советская улица, 28) построено в 1831 году. Здание построено в стиле позднего классицизма. Все фасады его, кроме дворового, парадны. Выделяется центральный портик ионического ордера, который поднят на уровень бельэтажа и опирается на аркаду. Музей располагается в особняке купца Еникуцева, памятнике архитектуры 19 века.

После Октябрьской революции в этом здании размещались различные учреждения партийных и советских органов. Областной краеведческий музей здесь находится с 1946 года.

В фондах музея хранятся ценнейшие книги по истории и экономике нашей области, экспонаты государственного значения: знамя и грамота Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, врученные оренбургским рабочим за героическую защиту Оренбурга в 1919 году. Здесь бережно хранится гипсовая маска величайшего русского поэта А. С. Пушкина (одна из трех существующих). Она была снята с лица Пушкина писателем В. И. Далем и привезена в Оренбург. В залах музея выставлена пушка, изготовленная уральскими рабочими для Пугачева, подлинные указы Пугачева, замечательные картины художника-передвижника Лукиана Васильевича Попова и многие другие экспонаты.

Среди коллекций отдела природы образцы полезных ископаемых, обнаруженных в Оренбуржье, — руды, нефть, различные соли, поделочные камни и строительные материалы. Фотографии и диарамы, чучела животных, различные макеты и муляжи — все это помогает посетителям составить четкое представление об Оренбургском крае во всем его многообразии. Коллекции краеведческого музея систематически пополняются. Работники его ежегодно проводят археологические, археографические, этнографические и другие экспедиции.

Музей истории Оренбурга

Музей истории Оренбурга

Музей истории Оренбурга. Здание музея возведено в 1856 году, проект архитектора Скалочкина, стиль - поздняя готика. Здание музея внешне сильно напоминает средневековый замок.

Музей был открыт к 240-летию города Оренбурга в апреле 1983 г. В музей включены четыре филиала: Мемориальный музей-гауптвахта Тараса Шевченко, Музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных, Дом Памяти, Мемориальный музей-квартира семьи Ростроповичей.

Гауптвахта

Гауптвахта

Гауптвахта

Это здание в Оренбурге на ул. Советской, 24 (вход с ул. Правды), было построено в 1843 году.

Почему–то это здание, стоящее над обрывистой кручей Урала, многие называют "крепостью". Очевидно, за своеобразную архитектуру и декоративную башню, узкие окна, отдаленно напоминающие бойницы. Но это не крепость. Здание первоначально предназначалась для хранения генерал–губернаторского архива и ценных бумаг, но было приспособлено под гауптвахту. Более ста лет здесь отбывали "установленный командиром срок" нарушители воинской дисциплины Оренбургского гарнизона. В среде курсантов наших военных училищ бытовал неписанный закон - вышел с "губы" - распишись на одном из ее камней! На кирпичах торцовой стены до недавнего времени можно было прочитать имена ее бывших "постояльцев". 27.04.1851 года сюда был помещен арестованный поэт и художник Тарас Григорьевич Шевченко.

В наши дни здесь разместился музей города Оренбурга. Но попал он сюда не сразу - после, длительных переговоров с военным ведомством.

Кроме своеобразной архитектуры, гауптвахта интересна своей башней, даже не столько башней, сколько историей, связанной с часами, когда-то установленными на ней. Их музыкальный перезвон каждые полчаса далеко разносится с обрывистого берега Урала, замирая где–то в азиатской дали.

С течением времени его перестраивали - и не лучшим образом: здание отнюдь не красят пробитые в антресольном этаже на парадных фасадах окна, был утрачен портик с балконом, бельведер на крыше и ряд других элементов и деталей.

Дом Тимашевых в Оренбурге

Одна из старинных (1779 г.) построек города Оренбурга, ул. Советская, 32 - особняк богатого помещика Тимашева. Это типичный провинциальный барский особняк. В XIX веке здание арендовали под свою квартиру военные губернаторы. В июне 1837 года здесь останавливался выдающийся русский поэт В.А. Жуковский, сопровождавший Александра II, который путешествовал по России. В дневнике, который вел Жуковский в это время, сохранились краткие записи о нашем городе: "…Оренбург. Крутой спуск при выезде. Степь ровная, но более плодоносная, разнообразие трав… Прекрасная дорога по крутому берегу Урала". С этим зданием связанно имя знаменитого русского писателя В.И. Даля, автора "Толкового словаря живого великорусского языка", который стал эпохой в русской лексикографии. 

Бывал в доме Тимашева известный поэт А.Н. Плещеев, сосланный сюда в 1850 году за участие в революционном кружке Петрашевского. Помимо стихов, Плещеев написал в Оренбурге остро сатирическую повесть "Пашенцев", где под названием Ухабинск описывается 
Оренбург с местными взяточниками, подхалимами, ханжами. 

С 1920 по 1925 год в здании на Советской, 32 работали народный комиссариат труда Киргизской (Казахской) АССР, губернский отдел труда и профсоюзной организации. Предположительно, что в этом здании в гостях у губернатора Перовского побывал великий русский поэт А.С. Пушкин, собиравший материал о восстании Пугачева

Беловка

Строители крепости Оренбург возвели на высоком берегу Урала редант - открытую площадку без вала и рва, защищенную от неприятеля только береговым обрывом. В 1857 году редант превратили в бульвар, высадили первые деревья, построили павильон для буфета. Появились клумбы, фонтаны. Местный купец Белов соорудил легкую постройку "Вокзал", где по вечерам играла музыка. С тех пор бульвар, носящий имя Я.М. Свердлова, называют Беловкой.

В знойной степи строилась крепость, строился и город. Его жителям тягостно было переносить время, когда не было спасения от зноя и пыли, когда песок хрустел на зубах... Военный губернатор граф Эссен первым решился вступить с природой в бой - он потребовал от всех домовладельцев перед своим домом иметь палисадник, а каждому жители мужского пола, начиная с двенадцати лет, высадитя определенное количество деревьев и ухаживать за ними. За выполнением своего приказа следил очень строго. Но раститя деревья было трудно - городу не хватало воды. Эссен даже подумывал об устройстве водопровода...

Изнуренные зноем и пылью жители тянулись к реке, я живительной прохладе, в Зауральную рощу. Но та была на благоустроена. Эссен приказывает инженеру генерал–майорм Бикбулатову возглавить работы по реконструкции Зауральной рощи - проложить аллеи, произвести подсадку деревьев, выбрать и облагородить места под общественные пляжи. Его стараниями Зауральная роща вскоре становится любимейшим местом отдыха горожан. И на долгие годы в выходные и праздничные дни здесь звучала музыка военных оркестров, посетителей веселили специально отобранные солдаты–песенники. Каждое лето европейский берег узеньким свайным мостом соединялся с азиатским. Рядом с мостом была устроена купальня, здесь же выдавались прогулочные лодки. От широкой аллеи, ведущей к Большой поляне, была проложена целая сеть более мелких. И все они солдатами регулярно посыпались песком. Вдоль сохранившейся и поныне Старицы идет аллея, обсаженная деревьями, по преданию - высаженными еще при Эссене. Крутой, обрывистый берег тоже подвергся реконструкции - по нему к Уралу был сделан крутой спуск–лестница. Чуть левее, прямо от Елизаветинских ворот, ныне не существующих, шла лестница, состоявшая из отдельных маршей в шесть–восемь ступеней и промежуточных площадок между ними для отдыха. Остатки этого спуска, сильно поврежденные и в захламленном виде, сохранились и поныне. В годы Великой Отечественной войны он был еще в числе действующих. Женщины и дети, тяжело нагруженные дарами бахчевых и картофельных делянок, поднимались по нему "в гору". Параллельно этой лестнице, чуть правее, шла пешеходная тропа, по которой велосипедисты тянули вверх свою огородную поклажу.

Неоднократно подвергалась реконструкции и набережная. Купец Белов - человек почти неграмотный, но исключительно сообразительный и предприимчивый, выкупил залоговые обязательства у вдовы купца–погорельца, прежнего арендатора набережной, разбил цветочные клумбы; рядом со старым спуском, у Елизаветинских ворот, поставил павильон–беседку, где продавались прохладительные напитки. На сваях, прямо над обрывистым берегом, соорудил ресторан. И дело у него пошло! Прямо от ресторана он проложил еще один пологий спуск без ступенек, змейкой доходивший почти до реки.

В настоящее время центре бульвара - памятник В.П. Чкалову, в глубине аллеи, на бетонном постаменте - мемориальная пушка. Центр бульвара переходит в спуск к реке Урал. Лестница с колоннами и беседками ведет к пешеходному мосту, соединяющему город с самой обширной зоной отдыха - Зауральной рощей. Под обрывистым правым берегом Урала - миниатюрный железнодорожный вокзал, от которого точно по расписанию отправляются поезда. Это детская железная дорога: и ездят по ней, и обслуживают ее с 1953 года дети. Железная дорога ведет в зону пионерских лагерей "Дубки".

Мечеть Хусаиния в Оренбурге

 С архитектурной точки зрения особый интерес представляет мечеть вОренбурге на улице Кирова, входящая в комплекс так называемой "Хусаинии". Строилась она в 1892 году богатым купцом А. Хусаиновым, которому пришлось долге добиваться разрешения на строительство мечети в этом районе города Оренбурга, где рядом не жили лица мусульманского вероисповедания. Возможно, именно из-за того, чтобы мечеть не слишком выделялась, она сочетает европейские и восточные традиции, а сам минарет очень напоминает звонницу западных церквей.

Строительство было разрешено в 1882 году при условии, чтобы мечеть не выступала на Гостинодворскую улицу. Автором проекта, видимо, является городской архитектор Корин, поскольку документы на утверждение строительства пришли в думу непосредственно от него и за его подписью.

Приход 6-й соборной мечети составили мусульмане, которые прежде относились к 1-й, 2-й и 5-й соборным мечетям. Его восточная граница проходила по линии современного Студенческого пер., южная - по ул. Орской (ныне Пушкинская), западная - по Гришковской ул. (ныне Чичерина) и северная - по Инженерной ул. (ныне Володарского). В 1908 г. здесь проживало 650 мусульман (350 мужчин и 300 женщин). Это были преимущественно торговцы, ремесленники, конторские служащие.

Мечеть закрыли в 1931 г., а здание передали под общежитие Татарского педагогического техникума. Возвращена верующим в 1992 г. Минарет ее служит существенной доминантой в этой части Оренбурга

Достопримечательности других городов Оренбургской области

Дом купца Назарова. (г. Орск, ул. Пионерская 11)

В 1891г. во время посещения Орска, здесь останавливался наследник престола Цесаревич Николай Александрович (будущий царь Николай II). В честь этого события на доме была установлена мемориальная доска.

Усадьба Тимашевых (с. Ташла, Тюльганский район)

Усадьба Тимашевых в Ташле

Тимашевы - древний российский дворянский род, одна из немногочисленных оренбургских фамилий, которая постоянно встречается в архивных документах XVIII - XX веков Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы и многих других городов. Представители четырех поколений Тимашевых избирались губернскими предводителями дворянства. Ташла, родовое имение Тимашевых, было одним из самых привлекательных в Оренбуржье. Сюда с удовольствием приезжала вся губернская знать. Культурные связи Тимашевых поражают своим многообразием, яркостью и значительностью - здесь гостили декабрист С. Г. Волконский и композитор А. А. Алябьев, писатели В. И. Даль и С. Т. Аксаков.

По преданию, именно в знаменитом на всю губернию прекрасном тимашевском парке встретил Аксаков аленький цветочек, который потом обессмертил в своей сказке.

Очень разумно помещики управляли крестьянами. Народное предание говорит, что один из них как-то обнаружил на своей земле целое поселение (они ушли от притеснений других "господ"). По закону он мог вызвать полицию и всех самовольно захвативших землю упечь в острог. Однако барин поступил не по закону, а по совести. Увидев, что люди живут крестьянским трудом, а не лихими делами, он собрал их и сказал: "Вы открыли здесь новую Америку. Живите здесь, работайте – и никто вас не тронет". Хутор так и стал называться - Новая Америка. Сейчас это поселок Рудный.

Прекрасный двухэтажный дворец Тимашевых исторические катаклизмы ХХ века не пощадили. Новая власть отдала его под школу, которая почему-то постоянно горела. В итоге от комплекса зданий остался лишь правый флигель, который сейчас в селе никак не используется и фактически разваливался. Хотя даже в таком виде он является достопримечательностью села. На поляне за флигелем каждый год проводится областной Пушкинский праздник, у истоков которого стояла оренбургский краевед Светлана Сорокина.

Усадьба С.Т.Аксакова (с. Аксаково Бугурусланского района)

Главной ландшафтной и историко-культурной достопримечательностью лесостепного северо-запада Оренбуржья является усадьба С.Т. Аксакова в с. Аксаково Бугурусланского района. Здесь сохранились старинные постройки и фрагменты парка конца XVIII века с липовой аллеей, восстановлен пруд на реке Бугурусланке, воссоздан дом Аксаковых, в котором разместился мемориальный музей знаменитого писателя.

Манеж и конюшня купца Шехобалова (Новосергиевский район)

Замечательными архитектурными памятниками XIX – начала XX веков Новосергиевского района являются манеж и конюшня купца Шехобалова в п. Ясногорском, отдельные строения в санатории "Степной маяк" (бывший "Царский дар"), деревянные церкви в селах Верхняя Платовка и Покровка.