ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
Если измерить все мои заботы и тревоги о детях,
то добрая половина их –
о здоровье».
/В.А.Сухомлинский/
Актуальность.
Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.
Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. На сегодняшний момент в соответствии с Федеральным государственным стандартом образования в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.
В свою очередь, стандарт направлен на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.)
Не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Цели и задачи.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –сохранение и укрепление здоровья детей с использованием здоровьесберегающих технологий с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.
Задачи:
- Создать здоровьесберегающую среду – пространство самореализации.
- Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно - оздоровительной работы.
- Стимулировать дошкольника к включению в процесс физического развития и двигательной активности, побуждая его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности.
- Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
- Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление здоровья.
Понятие и виды здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико - профилактические здоровьесберегающие технологии в ДОУ обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- - организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- -организация и контроль питания детей раннего дошкольного возраста;
- -организация и контроль физического развития дошкольников;
- -организация профилактических мероприятий в детском саду;
- -организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
- -организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.
Формы оздоровительной работы в первой младшей группе:
- Утренняя гимнастика.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. (Комплекс утренней гимнастики представлен в приложении № 1).
- Физкультминутки и динамические паузы.
Физкультминутки и динамические паузы предупреждают утомление ребенка и помогают сохранить работоспособность в течение дня, повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Актуально применение простых, наиболее доступных упражнений, по мере утомляемости детей. Во время проведения упражнений используются элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, в зависимости от вида занятия.
Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, расслабиться. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. В качестве профилактики утомления больше подходят плавные, «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень работоспособности, именно поэтому, в начале разминки необходимо уделять больше внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
- Дыхательная гимнастика.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. (Комплекс дыхательной гимнастики представлен в приложении № 2).
- Закаливающие процедуры.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.
При работе с детьми обязательно соблюдение основных принципов закаливания:
- Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
- Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
- Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваются:
- Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);
- Рациональная, неперегревающая одежда детей;
- Соблюдение режима прогулок во все времена года;
- Сон при открытых фрамугах;
- Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);
- Воздушные ванны;
- Хождение босиком по массажным дорожкам (после сна).
- Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка - дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Кроме подвижных игр, широко используются разнообразные упражнения в основных видах движений:
- Бег и ходьба;
- Прыжки;
- Метание, бросание и ловля мяча;
- Упражнения на полосе препятствий.
Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.
- Физкультурные занятия.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.
Физкультурные занятия имеют следующую направленность:
- Формирование умения сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
- Обучение ходьбе и бегу, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.
- Приучение действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. – Обучение ползанию, лазанию, разнообразным действиям с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).
- Обучение прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Комплекс физкультурных занятий представлен в приложении № 3.
- Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры служат для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Эти упражнения, превращаясь в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности и успокаивают.
Упражнения пальчиковой гимнастики представлены в приложении № 4.
- Гимнастика для глаз.
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.
Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90% которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Основные принципы:
- индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
- регулярность проведения;
- постепенное увеличение нагрузок;
- сочетание с двигательной активностью;
- развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Значение:
- проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;
- гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;
- гимнастика проводится в течение 2-3 минут;
- основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;
- для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом;
- демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;
- упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.
Упражнения гимнастики для глаз представлены в приложении № 5.
- Гимнастика пробуждения.
Гимнастика пробуждения в детском саду - это важный кирпичик в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Форма проведения различна: упражнения на кроватках; ходьба по массажным, ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.
Комплекс гимнастики пробуждения представлен в приложении № 6.
Здоровьесберегающая среда в группе.
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.
Здоровьесберегающая среда в группе включает в себя:
- Уголок двигательной активности детей (уголок по физо)
В этом уголке размещаются следующие пособия:
-мячи,
-обручи,
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно),
-пластмассовые гантели,
-массажные шарики,
-кольцеброс,
-кегли для сбивания мячиком,
-пособия для развития глазомера (на стене).
Также в группе имеются пособия:
-для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы»,
-комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека зависит от его образа жизни. В связи с этим, воспитание культуры здоровья актуально уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Направление деятельности по формированию валеологичекой культуры в первой младшей группе – двигательная активность и овладение основами гигиены. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: семинары - тренинги, консультации, практикумы для педагогов, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и методических объединениях.
Валеологическое просвещение родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
- Информационные стенды и папки – передвижки для родителей, на которых размещаются консультации, освещающие вопросы оздоровления без лекарств: комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры), «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Охрана здоровья детей - забота общая», «Искусство быть здоровым», «Профилактика простудных заболеваний», «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей». «Физическое развитие дошкольников» и т.д.
- Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни и Недели здоровья и др.);
- Беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.