ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аракелян Эльвира Арташовна

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

Если измерить все мои заботы и тревоги о детях,

то добрая половина их –

о здоровье».

/В.А.Сухомлинский/

 

Актуальность.

 

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.

Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. На сегодняшний момент в соответствии с Федеральным государственным стандартом образования в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.      

В свою очередь, стандарт направлен на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.)

Не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.  

 

Цели и задачи.

 

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –сохранение и укрепление здоровья детей с использованием здоровьесберегающих технологий с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.

 

Задачи:

  1. Создать здоровьесберегающую среду – пространство самореализации.
  2. Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно - оздоровительной работы.
  3. Стимулировать дошкольника к включению в процесс физического развития и двигательной активности, побуждая его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности.
  4. Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
  5. Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление здоровья.

 

Понятие и виды здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

 

Медико - профилактические здоровьесберегающие технологии в ДОУ обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

  • - организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • -организация и контроль питания детей раннего дошкольного возраста;
  • -организация и контроль физического развития дошкольников;
  • -организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • -организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • -организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.

Формы оздоровительной работы в первой младшей группе:

  1. Утренняя гимнастика.

 

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. (Комплекс утренней гимнастики представлен в приложении № 1).

 

  1. Физкультминутки и динамические паузы.

Физкультминутки и динамические паузы предупреждают утомление ребенка и помогают сохранить работоспособность в течение дня, повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Актуально применение простых, наиболее доступных упражнений, по мере утомляемости детей. Во время проведения упражнений используются элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики,  в зависимости от вида занятия.

Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача -  позволить ребёнку сменить позу, расслабиться. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. В качестве профилактики утомления  больше подходят плавные, «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень работоспособности, именно поэтому, в начале разминки необходимо уделять больше внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

 

  1. Дыхательная гимнастика.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. (Комплекс дыхательной гимнастики представлен в приложении № 2).

  1. Закаливающие процедуры.

Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. 

При работе с детьми обязательно соблюдение основных принципов закаливания:

- Осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;

- Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

- Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;

- Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

- Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

 

Для наибольшей эффективности закаливания обеспечиваются:

- Чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении («температурная» гигиена);

- Рациональная, неперегревающая одежда детей;

- Соблюдение режима прогулок во все времена года;

- Сон при открытых фрамугах;

- Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);

- Воздушные ванны;

- Хождение босиком по массажным дорожкам (после сна).

 

  1. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка - дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Кроме подвижных игр, широко используются разнообразные упражнения в основных видах движений:

- Бег и ходьба;

- Прыжки;

- Метание, бросание и ловля мяча;

- Упражнения на полосе препятствий.

Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

 

  1. Физкультурные занятия.

 

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях.  

Физкультурные занятия имеют следующую направленность:

- Формирование умения сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

- Обучение ходьбе и бегу, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.

- Приучение действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.   – Обучение ползанию, лазанию, разнообразным действиям с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

- Обучение прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Комплекс физкультурных занятий представлен в приложении № 3.

 

  1. Пальчиковая гимнастика. 

 

Пальчиковые игры служат для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Эти упражнения, превращаясь в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности и успокаивают.

Упражнения пальчиковой гимнастики представлены в приложении № 4.

 

  1. Гимнастика для глаз.

 

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90% которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз. Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Основные принципы:

- индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

- регулярность проведения;

- постепенное увеличение нагрузок;

- сочетание с двигательной активностью;

- развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Значение:

- проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

- гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;

- гимнастика проводится в течение 2-3 минут;

- основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;

- для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом;

- демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;

- упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

Упражнения гимнастики для глаз представлены в приложении № 5.

 

  1. Гимнастика пробуждения. 

 

Гимнастика пробуждения в детском саду - это важный кирпичик в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении. Форма проведения различна: упражнения на кроватках; ходьба по массажным, ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.

Комплекс гимнастики пробуждения представлен в приложении № 6.

Здоровьесберегающая среда в группе.

 

Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.

Здоровьесберегающая среда в группе включает в себя:

  1. Уголок двигательной активности детей (уголок по физо)

В этом уголке размещаются следующие пособия:

-мячи,

-обручи,

-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно),

-пластмассовые гантели,

-массажные шарики,

-кольцеброс,

-кегли для сбивания мячиком,

-пособия для развития глазомера (на стене).

Также в группе имеются пособия:

-для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы»,

-комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике.

 

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков для формирования привычки к здоровому образу жизни.

 

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека зависит от его образа жизни. В связи с этим, воспитание культуры здоровья актуально уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Направление деятельности по формированию валеологичекой культуры в первой младшей группе – двигательная активность и овладение основами гигиены. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

 

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: семинары - тренинги, консультации, практикумы для педагогов, обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и методических объединениях.

Валеологическое просвещение родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

 

  • Информационные стенды и папки – передвижки для родителей, на которых размещаются консультации,  освещающие вопросы оздоровления без лекарств: комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры), «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Охрана здоровья детей - забота общая», «Искусство быть здоровым», «Профилактика простудных заболеваний», «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей». «Физическое развитие дошкольников» и т.д.
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни и Недели здоровья и др.);
  • Беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.