Тренинг с родителями в старшей группе. «Ты да я, да мы с тобой».

ВОЛКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Тренинг с родителями в старшей группе.

«Ты да я, да мы с тобой».

 

Цель тренинга: ознакомить с психологическим климатом в группе, активизировать на  совместную работу семьи и ДОУ в формировании нравственных качеств у детей, создать условий для личностного роста ребенка.

План проведения:

 

  1. Упражнение «Солнышко». Цель: объединение в группе, раскрепощение, настрой на позитивную волну). Материал: мягкая игрушка солнышко.

 

  1. Рисуночная методика «Хороший ли вы друг?». Цель: оценивается способность к сопереживанию.

 

  1. Упражнение «Ладошки». Цель: определить, какими качествами должен обладать ребенок, чтобы у него в группе сверстников были настоящие и верные друзья. Материал: листы бумаги и карандаши на каждого родителя.

 

  1. Задание «Корзинка вопросов». Цель: определить актуальные вопросы, связанные с общением между  сверстниками  в детском саду.

 

  1. Ознакомление родителей с результатами изучения психологического климата в группе.

 

Материал:  карандаши, листы бумаги на каждого родителя, корзинка, памятки для родителей.

 

Ход тренинга:

Психолог: Каждому родителю хочется, чтоб его ребенок в группе чувствовал себя комфортно и уютно. Общение со сверстниками будет положительным и развивающим только при благоприятном психологическом климате в группе детского сада.  Одним из основных проявлений  психологического климата является самочувствие  в коллективе каждого ребенка.

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями (я играю с теми детьми, которые мне нравятся), степень участия в совместной деятельности (меня берут  в игры, причем не на последние роли), защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы».

Все это можно определить как эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием  развития личности ребенка дошкольного возраста.

Вот об этом мы и поговорим. Но прежде, чем мы начнем, я предлагаю немного раскрепоститься и поиграть  в игру «Солнышко».

 

1.Упражнение «Солнышко»

Психолог:

  - Представьтесь, назовите свое имя и попробуйте сравнить себя с этим солнышком Закончите предложения «Я  (Имя родителя) - солнышко, потому что………..». Постарайтесь не повторяться.

 

Психолог: Потребность в общении  у детей друг с другом начинает формироваться с 3-х лет, сначала дети играют вместе, делятся игрушками, бывают ссорятся. В старшем дошкольном возрасте у детей формируются игры в парах, мини-группах. Игра «Ладошки» поможет нам определить, какими качествами должен обладать ребенок, чтобы у него в группе сверстников были настоящие и верные друзья.

 

  1. Рисуночная методика «Хороший ли вы друг

Психолог: Этот рисунок не имеет видимого смысла. Вам надо таким образом завершить картинку, чтобы она обрела конкретное значение. Рисуйте все, что вам захочется, главное, чтобы у вас получился осмысленный рисунок.

 

Ключ к тесту:

  • Если вы УВИДЕЛИ В ЭТОМ РИСУНКЕ ЗМЕЮ И СОЕДИНИЛИ ТРИ ДЕТАЛИ МЕЖДУ СОБОЙ, а также дорисовали ЗМЕИНУЮ МОРДУ И КОНЧИК ХВОСТА, то это говорит о том, что вы воспринимаете дружбу как нечто само собой разумеющееся, естественное. Вам никогда не приходилось прилагать особые усилия, чтобы завоевать дружбу людей, потому что вы с детства всем нравились. И поэтому вы несколько эгоистичный друг, вы любите быть в центре внимания и принимать восхищения окружающих. Однако, если вашим друзьям будет плохо, вы обязательно придете им на помощь.
  • Если из заданных деталей вы СОЗДАЛИ ТРИ НЕЗАВИСИМЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА РИСУНКА, то это говорит о вашем неумении дружить. Вы никогда не задумываетесь о чувствах ваших близких, для вас на первом месте всегда стоят ваши собственные нужды и потребности, и вы ни перед чем не остановитесь, чтобы добиться своей цели. Разумеется, мало людей способны дружить с таким эгоистом, как вы.
  • Если вы СДЕЛАЛИ ИЗ ТРЕХ ДЕТАЛЕЙ ДВА РИСУНКА, то это значит, что вы мнительный и осторожный человек, у вас не очень много друзей, потому что вы мало кому доверяете. Зато ради своих близких и дорогих людей вы пойдете на все, ничего не пожалеете, чтобы помочь им. Вы хороший друг, но не из тех, кто блещет умом и весельем в компаниях, а из тех, кто проверяется в беде и с честью выдерживает проверку.
  • Если вы НАРИСОВАЛИ ЖИВОТНОЕ ИЛИ ПТИЦУ, добавив к заданному рисунку МНОГО СВОИХ ДЕТАЛЕЙ, то это говорит о том, что вы веселый и дружелюбный человек, у вас много знакомых и приятелей, вы всегда оказываетесь в центре внимания, в каком бы обществе вы ни находились. Вас большое количество народа считает своим самым близким другом, но все это ненастоящая дружба. Если вам потребуется реальная помощь, практически никто не окажет вам ее. Но вы сами всегда стараетесь помогать тем, кто в этом нуждается, вы не можете равнодушно смотреть на страдания и переживания других людей,

         даже не очень близких вам. Вы все принимаете близко к сердцу.

    • Если вы увидели в этом  рисунке НАДПИСЬ «SOS», то это говорит о вашей доброте и  умении    сопереживать другим людям. Вы никогда и никому не отказываете в помощи и сочувствии, оказываете моральную и материальную поддержку, и очень многие недобросовестные люди этим пользуются.

 

 

3.Упражнение: «Ладошки»

Психолог: Я предлагаю каждому из вас на листе бумаги обвести свою ладонь, написать в центре ладошки имя вашего ребенка, а на каждом пальчике написать качества характера, которыми обладает ваш ребенок.

Первый участник называет все 5 качеств, остальные по кругу добавляют только новые, ранее не встречающиеся.

А теперь мы вместе с вами будем набирать «копилку добрых качеств».

Вывод: Какая полная  у нас получилась копилка! Обладая этими качествами, детям легче будет общаться друг с другом, находить совместные игры, договариваться друг с другом.

 

4. Задание «Корзинка вопросов».

Психолог: У нас есть «Корзинка вопросов». Вам предлагается написать вопросы, связанные с общением детей в детском саду,  актуальные для вас в данный момент и на которые вы хотели бы получить ответ. Если вопросы личного характера и связаны с конкретным ребенком, вы можете подписать свой листок. Мы постараемся  вам ответить на них или подготовим для вас памятки и буклеты, которые вы увидите на стендах, в папках  в группе.

 

  1. Ознакомление родителей с результатами изучения

                                                психологического климата в группе.

 

Психолог:  Изучение психологического климата в  группе при помощи социометрической игры «Секрет» (социометрия – это метод, когда каждый член группы выбирает наиболее симпатичных ему людей) позволило получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка  в группе, выявить лидеров и популярных детей, наличие конфликтов между детьми.

(далее психолог знакомит родителей с результатами исследования психологического климата).

 

Заключительное слово психолога: Оттого, как сложатся взаимоотношения ребенка в первом в его жизни детском коллективе – группе ДОУ – во многом зависит последующий путь личностного и социального развития, а значит, его дальнейшая судьба.

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Детский коллектив – это тоже семья и ее здоровье, и процветание во многом зависит взаимоотношений, действий и поступков каждого его члена. Мы взрослые, можем правильно создать и поддерживать в здоровом «теле» (это группа детей) здоровый «дух» (взаимоотношения детей).

 

Принципы развития коллектива нашей группы

  1. Укреплять мир нашей семьи чистыми мыслями, добрыми словами, и хорошими делами.
  2. Быть всегда доброжелательными. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
  3. Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительные моменты.
  4. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
  5. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции
  6. Не создавать конфликтных ситуаций
  7. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
  8. Любить ребенка таким, каков он есть
  9. Уважать в каждом ребенке группы «личность».
  10.  Когда ребенок разговаривает с вами, слушать его внимательно. Не скупится  на похвалу.
  11. Научитесь замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  12. Умейте хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.