Экологическое воспитание
Год за годом по ступеням
Совершаем марш-бросок.
Вот уже хрустят колени,
и уж ноют мышцы ног.
Столько лестниц, разной самой
Формы и величины.
Но упорно и упрямо
Вверх карабкаемся мы…(Майк Зиновкин.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ступени экологического воспитания | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Ступени
экологического воспитания.
Автор: Тибейкина Наталья Александровна-
учитель начальных классов
1
Содержание.
- Введение
- Основная часть
- первая ступень экологического воспитания обучающихся
- содержание экологического воспитания обучающихся начальной школы
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложения
2
Введение.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Наш мир удивителен и неповторим. Природа придумала и предусмотрела всё необходимое для своих обитателей. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой из родников, нежимся в лучах согревающего нас солнца.
Человек с древнейших времён изучает и исследует окружающий мир, пользуется благами, щедро им дарованными. Но человек – это лишь часть природы, поэтому он должен соблюдать все её законы и правила. Нужно любить и ценить природу, признать её самоценность и уникальность.
Поэтому необходимо воспитывать в людях с детства не потребительское отношение к окружающему, а стремление постичь взаимосвязи природного комплекса, учить согласовывать своё поведение с факторами природной среды.
Все существа имеют право на жизнь, поэтому нужно уважать все живые организмы, сотрудничать с природой, а не завоёвывать её.
В ходе экологической деятельности развивается творческая, познавательная активность школьников, формируется чувство бережного отношения к природе. Поэтому я определила в своей работе следующие цели и задачи:
Цель: начальное экологическое воспитание детей.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к изучению родного края.
- Развивать наблюдательность, отзывчивость и коммуникабельность детей.
- Знакомить младших школьников с живой и неживой природой.
- Воспитывать бережное отношение к объектам природы и результатам труда людей.
- Раскрыть взаимосвязи живой и неживой природы.
- Познакомить с Красной книгой.
- Формировать элементарную экологическую культуру.
- Охранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей.
3
Основная часть.
Год за годом по ступеням
Совершаем марш-бросок.
Вот уже хрустят колени,
и уж ноют мышцы ног.
Столько лестниц, разной самой
Формы и величины.
Но упорно и упрямо
Вверх карабкаемся мы…(Майк Зиновкин.)
Много ступеней в своей жизни преодолевает человек, но сегодня мы поговорим о ступенях экологического воспитания. С раннего детства человек вступает во взаимосвязи с окружающим. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия с природой. Придя в школу, маленький человек при помощи взрослых постигает азы экологического образования. Я стараюсь помочь ребёнку осознать ценность природы, научить взаимодействовать с ней, заботиться об окружающих и осознать существующие взаимосвязи. И большими помощниками в этом являются, конечно же, родители. Чтобы знать отношение родителей к проблеме экологического воспитания можно провести анкету, в которую включить вопросы о том, есть ли в семье домашние животные, комнатные растения, сажают ли семьёй деревья, читают ли книги о животных детям, рассказывают о лекарственных растениях, бывают ли с детьми на природе.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
К.Д.Ушинский говорил о том, что детей необходимо «вести в природу», давать им всё полезное для развития.
Я стараюсь помочь детям ответить на вопросы:
- в какое время я живу (взаимодействие во времени);
- кто мои соседи (живая и неживая природа);
- где я живу (среда);
- как я живу (поведение).
Все занятия экологической направленности имеют эмоционально окрашенный, доброжелательный характер. Это и
-экскурсии, которые дают ни с чем не сравнимые ощущения о красоте цветов, насекомых, осенней листвы, пении птиц. А как интересно, устроившись на скамеечке наблюдать за облаками и фантазировать, разглядывая их причудливые формы;
-уроки доброты на тему бережливости, отзывчивости;
- беседы о том, как вести себя, чтобы не причинить вред другим;
- ведение календаря природы;
- экологические праздники;
- экологические игры, сказки, инсценировки;
-беседы по картинам природоведческого содержания (Шишкин, Айвазовский);
- обсуждение и проигрывание ситуаций.
Очень большое внимание я уделяю наблюдению. Наблюдая природу, ребёнок постигает её красоту. Однажды я заинтересовалась, можно ли с малышами заняться проектной деятельностью. И так случилось, что в результате наблюдений за ростом и развитием растений у нас получился проект «Цветной мир!».
Таким образом, у детей формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, и это самая первая ступенька экологических знаний.
4
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего возраста – в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому, когда дети становятся старше, стараюсь пробудить в них интерес к природе, побуждаю к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы.
На экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма листьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Перед экскурсией подбираю стихотворения, дети их заучивают, и по ходу занятия они читают их. Стихи помогают детям дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения.
Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях служат дидактические игры «Узнай дерево по листу», «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того, что было.
Таким же образом знакомлю детей с живым миром, с пернатым населением нашего края, учу детей отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки. Знания отличительных особенностей, повадок, условий обитания объектов природы становятся основой действенного отношения к ним. Так постоянно довожу до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время – зимние холодные дни. Поэтому мои ученики вместе с родителями делали кормушки для птиц, для дома и в школе развешивали, подкармливали их дома и в школе.
С первых уроков я подвожу детей к пониманию взаимной связи всех видов животных, и вредных и полезных. Дети боятся некоторых насекомых. Чтобы побороть неприязнь и страх к ним, обращаю внимание на особые черты этих животных: наблюдения за пауком помогает ответить детям на вопросы: почему паук называется крестовик? Зачем он плетет сеть-паутину? Какую пользу приносят эти насекомые? Провели беседу «В царстве пауков».
В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо беречь ее. Развитие интереса по всему живому, знание его значения для человека снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в процессе ее изучения.
В классе ежемесячно выбираются цветоводы, которые ухаживают за комнатными растениями. Эти растения дети посадили дома с мамами и старшими сестрами, ухаживали за ними летом, затем принесли их в класс. Чтобы они охотно выполняли свои поручения, стараюсь вызвать интерес к растениям. Я знакомлю их с научными и народными названиями растений, с родиной этих растений, с условиями их произрастания.
Воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках окружающего мира. На уроках чтения читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки, пословицы, приметы. Провожу беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов. На уроках русского языка составляем и записываем предложения о листопаде, снегопаде, о деревьях, цветах.
Воспитанию любви к родному краю, и природе, к бережному отношению к ней помогают и внеклассные мероприятия. Провожу утренники: «Золотая осень», «Здравствуй, зимушка-зима», «Вот и весна», «Праздник цветов», «Секреты букета». Мой класс принимал участие и в общешкольных мероприятиях.
На выставки готовим поделки из природного материала, составляем букеты. Для этого дети собирали на прогулках и экскурсиях интересные коренья, причудливые ветки, шишки и плоды, сухоцветы.
Экологическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном контакте с родителями.
5
Заключение.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию помогает раскрыть эстетическую, практическую, познавательную, гигиеническую ценность природы, воспитать у учащихся заинтересованное гуманное отношение ко всему живому, сформировать индивидуальную культуру поведения в природе.
Успех в решении целей экологического образования и воспитания во многом зависит от первых ступенек – предшколы и начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
Первой ступенькой экологического воспитания является период до 6-7 лет, когда формируются в сознании детей единый образ окружающего мира, систематизация и расширение представлений об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основной способ познания в этот период- наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на включение всех органов чувств.
Все четыре года начальной школы мы как будто находимся на второй ступеньке, и все знания, полученные ранее, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счёт работы с научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счёт первичных умений «собирать» информацию.
Так как мы живём в сельской местности, то имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией труда на пришкольном участке.
Надеемся, что наша работа будет продолжена учителем биологии и, став взрослыми, наши воспитанники будут бороться за сохранение окружающей среды.
Так, стараясь, шаг за шагом
Продвигаемся вперёд!
Сколько нового узнаем,
Мир большой нас в жизнь зовёт!
6
Список использованной литературы
- Л.Н. Ердаков. «Экология для начальной школы».
- Л.В.Колчанаева. «На всех одна Звезда по имени Земля». 2004г.
- Н.Я.Дмитриева. «Естествознание».
- С.В.Рянжин. «Экологический букварь».
- Н.С.Юрцевич. «Наша природа»
6. Дидактический материал Светланы Вохринцевой «Окружающий мир. Садовые цветы».
8
Приложение 1.
Приключения в лесу
-Сейчас мы с вами очутимся в лесу. Но учтите, лес будет сказочный, а поэтому деревья там могут разговаривать, животные тоже наделены человеческим голосом, там будет много чудес! А кто знает, как можно нам очутиться в сказочном лесу?
-Скажем 3 раза заклинание: крекс-пекс-фекс-тарам-кляж, перенесёмся в лес! (слова записаны на доске, дети читают, затем пересказывают это заклинание).
Пока дети произносят заклинание, на доске изобразить картину леса: деревья, облака, птицы. За одной ёлочкой сидят две девочки и плачут, выходит лесовичок.
Лесовичок: Ну что же это вы плачете девицы-красавицы? И как вы сюда попали?
Девочки: Мы пошли в лес за грибами и заблудились. Теперь вот не знаем, как выбираться
из леса. А ты кто?
Лесовичок: Я - лесной житель. Зовут меня Лесовичок. А вы не плачьте. Знаете у нас в
лесу есть такая поговорка: «Лес не без добрых жителей». Так что помогут вам
наши зверьки да растения обратно вернуться домой.
А вы, ребята, поможете девочкам? (создать 2 команды).
Вдруг из-за ёлочки к детям прилетела шишка.
Лесовичок: Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенёк
Промелькнул как огонёк?
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам славно скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы?
Белка: Кто меня там зовёт? Ой, кого я вижу! Как вас много! Что вы тут делаете? Ведь
кругом лес, деревня очень далеко.
Девочки: Помоги нам, Белочка, дорогу найти домой.
Белка: Хорошо, но только выполните моё задание.
Нарисуйте то, чем я питаюсь. (С закрытыми глазами участники каждой команды выполняют задание .)
Белка: Молодцы, теперь я вам покажу дорогу. Слышите стук? Вам надо идти на него. Ну,
в добрый час!
Учитель: Интересно, что за стук? Кто может в лесу стучать? (Дятел).
Дятел: Здравствуйте, ребята! Знаю, как вы оказались в лесу. Знаю и то, что домой не можете попасть. Как вы думаете, откуда я узнал? Сорока на хвосте эту новость успела принести. Еще я слышал, что вы любите лес и знакомы с нами - птицами. Вот я принес вам кроссворд, попробуйте отгадать.
к | у | р | о | п | а | т | к | а | ||
д | я | т | е | л | ||||||
с | н | е | г | и | р | ь | ||||
с | и | н | и | ц | а | |||||
с | к | в | о | р | ц | ы |
Вписать названия птиц, обитающих в наших лесах так, чтобы по вертикали можно было прочесть слово ПТИЦЫ.
Дятел: Есть в нашем лесу одно дерево. Растет оно там, на горке. Оно всем помогает и вам поможет.
Дерево: Добрый день! Куда путь держите? Давно я здесь стою, люди не раз обращались ко мне за помощью. Из моих листьев готовят отвары и лечат разные болезни, из моей древесины делали разные корабли, которые могли устоять в самый сильный шторм, да и сейчас используют мою древесину в строительстве. Мне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры.
Но одного я боюсь – темноты. Я люблю много света. Поэтому человек сажает меня, там, где не могут расти другие деревья. И еще, в моем лесу очень легко дышится. Отгадали, что я за дерево? (сосна)
Сосна: Предлагаю вам загадки:
- Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он сам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)
- Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (дерево)
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
- Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка
Шляпа есть – нет головы. (гриб)
- На припеке у пеньков
Много тонких стебельков
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек
Разгибаем стебельки
Собирает огоньки. (земляника)
(Если позволит время «Тысяча загадок» стр. 57)
Сосна подводит итоги конкурса загадок.
Сосна: Идите прямо по этой дорожке, никуда не сворачивайте и выйдете домой.
Неожиданно из-за кустов выбегает Баба-Яга.
Баба-Яга: Попались! Ещё не выбрались из моего царства? Спасибо сороке, успела плутовка такую хорошую весть, принести. Эх, я вас сейчас заморю, затопчу! Однако, если же вы мне понравитесь, может быть, я вас и отпущу. Спойте мне песенку про лес, про его обитателей.
Конкурс: «Кто больше знает песен о лесе, птицах, животных». (Подведение итогов).
Дети: Но мы же теперь потеряли дорожку, по которой нам идти.
Баба-Яга: Что же делать? А вы ступайте к леснику. Он всё знает!
Дети: А как нам его найти?
Баба-Яга: Да вот он и сам. (Быстро скрывается).
Лесник: Здравствуйте дети! Что же вы делаете одни в этом лесу.
Дети: Заблудились.
Лесник: Это не беда. Раз вы тут оказались, ответьте на мои вопросы.
- Почему многие звери и птицы жмутся к человеческому жилью зимой?
- Что делает зимой ёж?
- Все ли зайцы зимой белые?
- Какая птица выводит своих птенцов зимой?
- Каким ложится медведь в берлогу на зиму и почему?
- Растёт ли зимой дерево?
- Что страшнее птицам: голод или холод?
Лесник подводит итоги этого задания.
Лесник: Видите пригорок? За ним и находится ваша деревня. Счастливого пути!
Лесовичок: Давайте посмотрим, какая команда лучше справилась с заданиями.
Подводятся итоги. Победителям вручается приз «Лучший знаток леса».
Можно вручить приз: самому активному, самому любознательному знатоку растений.
Приложение 2.
Что нам осень принесла
Ведущий: Пролетело красное лето, наступила золотая осень. Красиво осенью в лесу, парке. И хотя отцвели сады, улетели птицы, опустели поля, но осень приносит нам и много подарков. В огородах, садах, полях люди собирают большой урожай.
Сегодня мы пришли на праздник осени.
Послушаем музыку, споем песни, прочтем стихи об осени.
Мы пришли в гости к осени.
- Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых
Подольше б золото не сбросили
Стоял бы лес, багрян и тих.
- Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра талого
Лесную позднюю красу.
- Зима, красавица суровая,
Ты подожди, ты не спиши,
Деревья желтые, багряные,
Как праздничны, как хороши.
- И о тебе, зиме сверкающей
Мы тоже будем песни петь,
Ты подожди, ведь мы пока ещё
Хотим на осень посмотреть!
Входит осень.
Осень: Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам друзья!
Не виделись мы целый год.
За летом следом мой черед.
Вы рады встретиться со мной,
Осенние сады и парки?
- Да! Хороши твои подарки
Деревья все осенним днем
Красивые такие!
Сейчас мы песенку споём
Про листья золотые
Осень: Споете песенку сейчас?
Ну что ж, я буду слушать вас!
Песня: «Осень».
Осень: Спасибо милые певцы,
Я вас хвалю, «вы молодцы».
Появляются зверюшки.
Осень: А вот и белка, и зайчишка
Колючий ёжик, бурый мишка
Сейчас мы их сказать попросим
Как все они встречают осень
Зайчик: Пора мне зайчику линять
Пора мне шубку поменять,
Зимой быть серым не могу.
Меня заметят на снегу.
Ты осень шубу мне найдешь?
Осень: Найду, найду, потом придешь.
Белка: А я, спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу,
Орешек делаю запас.
Осень: Ну что, старайся, в добрый час!
Медведь: В берлогу скоро лягу спать,
За осенью – зима опять
Пусть мне во сне приснится.
Проснусь, когда весна придет!
Осень: А ты что хочешь еж-спешишка?
Еж: Я тоже спать буду как, мишка!
Я поохотился за летом!
Грибы искал, мышей ловил
Мне надо отдохнуть за это,
Устал я, выбился из сил.
Сучков себе я принесу
Квартиру сделаю в лесу
Проснусь- пойду встречать весну,
Опять охотиться начну.
Осень: Ну, что ж, все у вас толково
К холодным дням вы все готовы. (Собирается, уходит).
Ведущий: Осень, жаль расставаться ном с тобой,
Не уходи, побудь, постой!
Золотая волшебница- осень
Подожди, подожди уходить.
Ну, пожалуйста, мы тебя просим
Хоть немного с нами побыть.
Осень: Спасибо, вам мои друзья
Еще побуду с вами я
Побуду, на память вам
Листочки яркие раздам. (Раздает листья, ветви).
Песня: «Падают, падают листья» (Хороводная)
Садятся…
Аттракцион: «Кто быстрей и больше соберет листьев и веток».
«Кто перенесет картошку, чтобы не уронить».
Ведущий вносит поднос с овощами.
Загадки.
Подарок от осени «Пирамидки». Пирамидки из овощей не простые, а витаминные.
1.Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус!
Как зовут его… (Арбуз).
2.Без окон, без дверей
Полна горница людей (Огурец).
3.Красная девица сидит
В темнице, а коса на улице. (Морковь).
4.70 одежек и все без застежек. (Капуста).
5.Красные сапожки в земле,
В лукошке. (Свекла).
6.Сидит зеленый, летит - пожелтеет,
Упадет - чернеет. (Лист).
7.Весной на дереве вырастает,
А осенью опадает. (Лист).
8.Сидит дед, в 100 шуб одет,
Кто его раздевает, тот
Слезы проливает. (Лук).
9.Борода хоть куда
По ветру мается,
А хозяин бороды
Под землей скрывается. (Репа).
10.Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб).
11.Круглое решето
Черных домиков полно. (Подсолнух).
12.Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко
Что же это… (Репка).
13.И зелен, и густ
На грядке вырос куст
Покапай немножко
Под кустом… (Картошка).
14.Летом в огороде
Свежие зеленые,
А зимою в бочке
Желтые, соленные
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас… (Огурцы).
15.Как надела 100 рубах
Захрустела на зубах. (Капуста).
16.Не цыпленок, а желтая,
Не мышка, а с хвостиком. (Репка).
17.Вверху зелено, внизу красно,
В землю вросла. (Свекла).
18.Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки. (Морковь).
19.Зеленый телочек
Привязан веревочкой,
Лежит на боку
И зреет, толстеет. (Огурец).
20.Расту в земле на грядке я,
Красивая, длинная, сладкая. (Морковь).
Стихотворение
«Здравствуй осень!»
Здравствуй, здравствуй, осень золотая
Осень-время сбора урожая.
Видит, осень, как мы потрудились
Здравствуй, здравствуй, осень золотая
Соком сладких яблок налитая.
В огороде тоже все в порядке
Много разных овощей на грядке,
Много сладкой вишни и малины,
Много меда в долинах пчелиных,
Всех ребят мы в гости приглашаем
Чем богаты, тем и угощаем!