Методическая копилка

Видяйкина Галина Петровна

Логико – математическая сюжетная игра в старшей группе на основе блоков Дьенеша

Тема: «Спасатели приходят на помощь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логико – математическая сюжетная игра в старшей группе на основе блоков Дьенеша

Тема: «Спасатели приходят на помощь»

Цель: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша на занятии математического цикла.

Задачи:

Образовательные: 

Учить детей производить логические операции «не», «и», «или»; с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

Развивающие:

Развивать у детей умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Развивать у детей умения разбирать множества на классы по совместным свойствам.

Способствовать развитию речевой деятельности: высказывание суждений, доказательства, коммуникативных навыков в общении со сверстниками.

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности, самостоятельность, интерес к познанию нового.

Воспитывать стремление к достижению поставленной цели, умение работать в коллективе.

Предшествующая работа:

- рассматривание иллюстраций «Кинолог», «Водолаз», «Медицинские работники»;

- составление рассказов на тему «Я спасатель»

- чтение и разучивание стихотворений.

- просмотр презентаций по теме «Профессия спасатель»;

- сюжетно – ролевые игры «МЧС», «Пожарные», «Один дома»;

- игры с напольным конструктором «Пожар в городе»;

- Д.И. «Спаси игрушку», «Спасатели»; «Найти и обезвредить»;

- решение проблемных ситуаций «Если бы…»

- прослушивание песен: «Песнь спасателю», «Вокруг дым», «Песня про спасателей»;

- рисование на тему «Спасатели важны и нужны»

- игры – эстафеты «Спасение игрушки», «Собери рюкзак для спасателя»

- п.и. «Потуши огонь»

Методические приёмы:

Наглядные (рассматривание).

Словесные (проблемные вопросы, объяснения, обсуждения, общение, напоминания).

Практические (проблемные, практические ситуации).

Игровые (сюрпризный момент, проблемно-игровые ситуации).

Виды детской деятельности: анализ схем, кодовых обозначений блоков Дьенеша; обсуждение и планирование действий всех играющих в ситуациях связанных с декодированием карточек; дидактические игры с блоками Дьенеша «Помоги фигурам выбраться из леса», «Автотрасса (построй дорожку)», «Восстанавливаем разрушенный город», высказывание собственных умозаключений; выполнение двигательных упражнений.

Материалы и оборудование: логические блоки Дьенеша, кодовые карточки и схемы; плоскостные геометрические фигуры, медали; ноутбук.

Взаимодействие с родителями:

Предложить родителям:

Консультацию по теме «Игры детей с блоками Дьенеша»

Рассказать детям о службе спасения. О людях разных профессий, которые входят в службу спасения: пожарные, кинологи, водолазы, медики и т.д.

Ход игры:

Дети заходят в группу и встают в круг.

Воспитатель:       В круг широкий, вижу я,

                       Встали все мои друзья.

                       Мы сейчас пойдем направо,

                       А теперь пойдем налево,

                       В центре круга соберемся,

                       И на место все вернемся.

                       Улыбнемся, подмигнем,

                       И заниматься мы начнем.

Воспитатель:  Ребята, послушайте стихотворение и скажите о ком оно.

Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!

Дети: О спасателях.

Воспитатель:  Ребята, так кто такие спасатели?

Дети: Спасатели - это люди, которые помогают тем, кто попал в беду.

Воспитатель:  Спасатели – отважные и решительные люди. Они всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты, спасают жизни людей во время бурь, смерчей, ураганов, пожаров, наводнений. Ребята, слышите, кто – то просит о помощи?

Звучит запись просьбы («Спасите! Помогите!»)

Воспитатель:  Давайте с вами сегодня будем спасателями, ведь кто – то нуждается в помощи. Согласны?

Дети: Да!

Звучит запись:

«Мы жители города геометрических фигур. У нас случилась беда. На наш город обрушился ураган – дома, дороги разрушены, а жители города потерялись в лесу. Помогите нам!»

Воспитатель:  Ну, что спасатели готовы помочь жителям города?

Дети: Да.

Воспитатель:  Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам побыстрее оказаться в городе геометрических фигур:

Повертелись, покружились

И в городе геометрических фигур мы очутились.

Воспитатель:  Спасатели, посмотрите вот и лес с жителями города. Давайте поможем им выбраться из чащи.

Воспитатель:  Для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки?

Дети: Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами. Перечеркнутые знаки – всем не таким, как они, фигурам.

Воспитатель:  Возьмите по одному блоку и помогите им выйти из леса.

Работа с блоками.

Воспитатель:  Вот мы и помогли фигурам выйти из леса, нужно их проводить до города. Посмотрите, ураган разрушил дорогу. Вновь нужна наша помощь. Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель:  Смотрите, дорогу нужно построить из плоскостных фигур опираясь на правила, которые записаны в таблице. В таблице стрелки показывают, какая за какой по  форме и размеру фигура должна идти.

Дети разбирают правило: за маленьким треугольником стоит большой квадрат, за большим квадратом – большой прямоугольник, за большим прямоугольником – маленький круг, за маленьким кругом – маленький треугольник и т.д. Затем выбирают нужную фигуру и прикладывают ее к дорожке.

Воспитатель:  Молодцы, спасатели. Устали немного?

Дети: Да.

Физминутка

Воспитатель: Давайте отдохнем. Возьмите по одному блоку, обследуйте его. Сейчас я буду показывать карточку, на которой обозначено одно из свойств блоков и давать задание. Те ребята у кого блок соответствует заданному свойству выполняет задание.

Например:

Красные блоки – прыгают;

Треугольные – приседают;

Толстые – наклоняются;

Прямоугольные – топают;

Большие и маленькие – кружатся.

Воспитатель: Ну что ж, вот мы и в городе геометрических фигур. Посмотрите, дома жителей совсем разрушил ураган. Нужно помочь построить новые. Справитесь с заданием?

Дети: Да.

Воспитатель: Для дальнейшей работы мы разделимся на небольшие группы.

Воспитатель помогает детям разбиться на подгруппы.

Воспитатель: Спасатели, внимательно рассмотрите схемы и из блоков постройте новые дома.

«Спасатели» рассматривают схемы и строят дома.

Воспитатель: Молодцы, спасатели!

Звучит запись:

«Спасибо, большое за помощь. Вы настоящие спасатели и за это мы хотим вам подарить медали»

Звучит песня о спасателях. Дети надевают медальки.

Воспитатель: Ну а нам пора возвращать в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова, которые помогут нам вернуться назад:

Повертелись, покружились

И в детском саду мы очутились!

Воспитатель:  Ребята, чем мы сегодня занимались?

                          Что вам понравилось?

                          Что вызвало трудности в работе?

                          Что было очень легко выполнять?

Мне, понравилось, какими вы были у меня храбрыми, внимательными и как вы быстро справились с заданиями. Вы такие, молодцы, я вами горжусь!